background image

background image

 

Раздел 1. Общие положения 

1.1.  Настоящая  примерная  основная  образовательная  программа  по  специальности

 

34.02.01 

Сестринское  дело  разработана  на  основе  федерального  государственного  образовательного 
стандарта  среднего  профессионального образования  по  специальности  34.02.01  Сестринское  дело, 
утвержденного  Приказом  Минпросвещения  России  от  4  июля  №  527

 

(далее  –  ФГОС  СПО), 

зарегистрирован  в  Министерстве  юстиции  Российской  федерации  29  июля  2022  года, 
регистрационный номер 69452

.

 

ПООП  определяет  рекомендованный  объем  и  содержание  среднего  профессионального 

образования  по  специальности

 

34.02.01  Сестринское  дело,  планируемые  результаты  освоения 

образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности. 

Образовательная  программа  реализуется    на  базе  основного  общего  образования, 

разработана  колледжем  на  основе  требований  федерального  государственного  образовательного 
стандарта  среднего  общего  образования  и  ФГОС  СПО  с  учетом  получаемой  специальности  и 
настоящей ПОП СПО. 
1.2. Нормативные основания для разработки ПООП: 

 

Федеральный  закон  от  29  декабря  2012  г.  №273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской 

Федерации»; 

 

Приказ  Минпросвещения  России  от  08  апреля  2021  г.  №  153  «Об  утверждении  Порядка 

разработки  примерных  основных  образовательных  программ  среднего  профессионального 
образования,  проведения  их  экспертизы и ведения  реестра  примерных основных образовательных 
программ среднего профессионального образования»; 

 

Приказ  Минпросвещения  России 

от  04  июля  №  527 

«Об  утверждении  федерального 

государственного  образовательного  стандарта  среднего  профессионального  образования  по 
специальности 34.02.01 сестринское дело»; 

 

Приказ  Минобрнауки  России  от  14  июня  2013  г.  №  464  «Об  утверждении  Порядка 

организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по  образовательным  программам 
среднего профессионального образования»; 

 

Приказ  Минпросвещения  России  от  08  ноября  2021  г.  №  800  «Об  утверждении  Порядка 

проведения  государственной  итоговой  аттестации  по  образовательным  программам  среднего 
профессионального образования»; 

 

Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа 2020 г. «О 

практической  подготовке  обучающихся»  (вместе  с  «Положением  о  практической  подготовке 
обучающихся»; 

 

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от  31 июля 2020 

№ 475н

 

«Об утверждении профессионального стандарта «Медицинская сестра/медицинский брат»

.

 

1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ПООП: 

ФГОС  СПО  –  федеральный  государственный  образовательный  стандарт  среднего 

профессионального образования; 

ПООП – примерная основная образовательная программа;  
ОК – общие компетенции; 
ПК – профессиональные компетенции; 
ЛР – личностные результаты; 
СГ – социально-гуманитарный цикл; 
ОП – общепрофессиональный цикл; 
МДК – междисциплинарный курс; 
ПМ – профессиональный модуль; 
ГИА – государственная итоговая аттестация. 


background image

 

Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы 

 

 

Квалификация,  присваиваемая  выпускникам  образовательной  программы:  медицинская 

сестра/медицинский брат

Получение  образования  по  специальности  допускается  только  в  профессиональной 

образовательной организации или образовательной организации высшего образования. 

Формы обучения: очная

.

 

Объем  программы  по  освоению  программы  среднего  профессионального  образования  на 

базе  основного  общего  образования  с  одновременным  получением  среднего  общего  образования: 
4428 академических часов, со сроком обучения 2 года 10 месяцев

.  

 
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 
 

3.1. Область профессиональной деятельности выпускников

1

: 02 Здравоохранение. 

3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям:

 

 

 

Наименование основных видов деятельности 

 

Наименование профессиональных модулей 

Проведение мероприятий по профилактике 
инфекций, связанных с оказанием 
медицинской помощи

 

Проведение мероприятий по профилактике 
инфекций, связанных с оказанием медицинской 
помощи

 

Ведение медицинской документации, 
организация деятельности находящегося в 
распоряжении медицинского персонала

 

Ведение медицинской документации, 
организация деятельности находящегося в 
распоряжении медицинского персонала

 

Проведение мероприятий по профилактике 
неинфекционных и инфекционных 
заболеваний, формированию здорового образа 
жизни

 

Проведение мероприятий по профилактике 
неинфекционных и инфекционных заболеваний, 
формированию здорового образа жизни

 

Оказание медицинской помощи, 
осуществление сестринского ухода и 
наблюдения за пациентами при заболеваниях 
и(или) состояниях 

Оказание медицинской помощи, осуществление 
сестринского ухода и наблюдения за 
пациентами при заболеваниях и(или) 
состояниях 

Оказание медицинской помощи в экстренной 
форме 

Оказание медицинской помощи в экстренной 
форме 

 

 

 

                                                             

1

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от 29 сентября 2014 г. № 667н «О 

реестре  профессиональных  стандартов  (перечне  видов  профессиональной  деятельности)»  (зарегистрирован 
Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779). 


background image

 

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 
4.1. Общие компетенции 

К

од

  

к

омп

ет

ен

ц

и

и

 

Формулировка 

компетенции 

Знания, умения  

ОК 01

 

В

ы

би

ра

ть

 с

пос

об

ы

 ре

ш

ен

ия 

за

да

ч 

проф

ес

си

он

аль

ной

 

де

ятель

нос

ти

 п

ри

м

ен

итель

но

 к

 ра

зли

чн

ы

м

 к

он

те

кс

там

 

Умения: 

распознавать  задачу  и/или  проблему  в 

профессиональном  и/или  социальном  контексте; 
анализировать  задачу  и/или  проблему  и  выделять  её 
составные  части;  определять  этапы  решения  задачи; 
выявлять 

и 

эффективно 

искать 

информацию, 

необходимую для решения задачи и/или проблемы; 
составлять  план  действия;  определять  необходимые 
ресурсы; 
владеть 

актуальными 

методами 

работы 

в 

профессиональной  и  смежных  сферах;  реализовывать 
составленный план; оценивать результат и последствия 
своих  действий  (самостоятельно  или  с  помощью 
наставника)

 

Знания: 

актуальный профессиональный и социальный 

контекст,  в  котором  приходится  работать  и  жить; 
основные  источники  информации  и  ресурсы  для 
решения  задач  и  проблем  в  профессиональном  и/или 
социальном контексте; 
алгоритмы  выполнения  работ  в  профессиональной  и 
смежных 

областях; 

методы 

работы 

в 

профессиональной и смежных сферах; структуру плана 
для  решения  задач;  порядок  оценки  результатов 
решения задач профессиональной деятельности.

 

ОК 02 

Ис

поль

зов

ать

 с

ов

ре

м

ен

ны

е 

сре

дс

тв

а 

пои

ск

а,

 

ан

али

за

 и

 и

нтерп

ре

тац

ии

 и

нф

орм

ац

ии

ин

ф

орм

ац

ион

ны

е 

техн

оло

ги

и 

для

 в

ы

полн

ен

ия 

за

да

ч 

проф

ес

си

он

аль

ной

 д

еятель

нос

ти

 

Умения: 

определять  задачи  для  поиска  информации; 

определять  необходимые  источники  информации; 
планировать 

процесс 

поиска; 

структурировать 

получаемую 

информацию; 

выделять 

наиболее 

значимое 

в 

перечне 

информации; 

оценивать 

практическую 

значимость 

результатов 

поиска; 

оформлять  результаты  поиска,  применять  средства 
информационных 

технологий 

для 

решения 

профессиональных  задач;  использовать  современное 
программное  обеспечение;  использовать  различные 
цифровые  средства  для  решения  профессиональных 
задач. 

 

Знания: 

номенклатура  информационных  источников, 

применяемых  в  профессиональной  деятельности; 
приемы  структурирования  информации;  формат 
оформления 

результатов 

поиска 

информации, 

современные  средства  и  устройства  информатизации; 
порядок  их  применения  и  программное обеспечение  в 
профессиональной  деятельности,  в  том  числе  с 
использованием цифровых средств.

 


background image

 

ОК 03 

Пла

ни

ров

ать

 и

 ре

али

зо

вы

ва

ть

 с

об

ств

ен

ное

 

проф

ес

си

он

аль

ное

 и

 ли

чн

ос

тн

ое

 ра

зв

ити

е,

 

пре

дп

ри

ни

м

атель

ск

ую

 д

еятель

нос

ть

 в

 п

роф

ес

си

он

аль

ной

 

сф

ере

, и

сп

оль

зов

ать

 з

на

ни

я 

по

 ф

ин

ан

сов

ой

 г

ра

м

отн

ос

ти

 в

 

ра

зли

чн

ы

х 

ж

из

не

нн

ы

х 

си

туац

иях

 

Умения: 

определять 

актуальность 

нормативно-

правовой 

документации 

в 

профессиональной 

деятельности;  применять  современную  научную 
профессиональную  терминологию;  определять  и 
выстраивать  траектории  профессионального  развития 
и самообразования; 
выявлять  достоинства  и  недостатки  коммерческой 
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в 
профессиональной  деятельности;  оформлять  бизнес-
план;  рассчитывать  размеры  выплат  по  процентным 
ставкам  кредитования;  определять  инвестиционную 
привлекательность  коммерческих  идей  в  рамках 
профессиональной деятельности; презентовать бизнес-
идею; определять источники финансирования 

Знания: 

содержание актуальной нормативно-правовой 

документации; 

современная 

научная 

и 

профессиональная 

терминология; 

возможные 

траектории 

профессионального 

развития 

и 

самообразования; 
основы  предпринимательской  деятельности;  основы 
финансовой  грамотности;  правила  разработки  бизнес-
планов; 

порядок 

выстраивания 

презентации; 

кредитные банковские продукты 

ОК 04 

Эф

ф

ек

ти

вн

о 

вз

аи

м

од

ей

ств

о

ва

ть

 и

 ра

ботать

 

в 

коллек

ти

ве

 и

 

ком

ан

де

 

Умения: 

организовывать работу коллектива и команды; 

взаимодействовать 

с 

коллегами, 

руководством, 

клиентами в ходе профессиональной деятельности

 

Знания: 

психологические 

основы 

деятельности 

коллектива,  психологические  особенности  личности; 
основы проектной деятельности

 

ОК 05 

Ос

ущ

ес

тв

лят

ь 

ус

тн

ую

 и

 

пи

сь

м

ен

ную

 

ком

м

ун

ик

ац

ию

 н

а 

гос

уд

арс

тв

ен

ном

 

яз

ы

ке

 Р

ос

си

йс

кой

 

Ф

ед

ера

ци

и 

с 

уч

етом

 

ос

об

ен

нос

тей

 

соц

иа

ль

ног

о 

и 

куль

турн

ог

о 

кон

тек

ста

 

Умения:

  грамотно  излагать  свои  мысли  и  оформлять 

документы  по  профессиональной  тематике  на 
государственном  языке,  проявлять  толерантность  в 
рабочем коллективе

 

Знания: 

особенности  социального  и  культурного 

контекста;  правила  оформления  документов  и 
построения устных сообщений 

ОК 06 

Прояв

лят

ь 

гра

ж

да

нс

ко

-

па

три

оти

че

ск

ую

 п

оз

иц

ию

де

м

он

стри

ров

ать

 

ос

оз

на

нн

ое

 п

ов

ед

ен

ие

 н

а 

ос

нов

е 

трад

иц

ион

ны

х 

об

щ

еч

елов

еч

ес

ки

х 

це

нн

ос

тей

, в

 том

 ч

ис

ле

 с

 

уч

етом

 г

арм

он

из

ац

ии

 

м

еж

на

ци

он

ал

ьн

ы

х 

и 

м

еж

ре

ли

ги

оз

ны

х 

отн

ош

ен

ий

, п

ри

м

ен

ять

 

стан

да

рты

 

ан

ти

корруп

ци

он

но

го 

пов

ед

ен

ия

 

Умения:

  описывать  значимость  своей  специальности;

 

применять стандарты антикоррупционного поведения 

Знания: 

сущность 

гражданско-патриотической 

позиции,  общечеловеческих  ценностей;  значимость 
профессиональной  деятельности  по  специальности; 
стандарты 

антикоррупционного 

поведения 

и 

последствия его нарушения 


background image

 

ОК 07 

С

од

ей

ств

ов

ать

 с

охра

не

ни

ю

 

ок

руж

аю

щ

ей

 с

ре

ды

ре

сурс

ос

бе

ре

ж

ен

ию

, э

ф

ф

ек

ти

вн

о 

де

йс

тв

ов

ать

 в

 ч

ре

зв

ы

ча

йн

ы

х 

си

туац

иях

 

Умения: 

соблюдать 

нормы 

экологической 

безопасности; 

определять 

направления 

ресурсосбережения  в  рамках  профессиональной 
деятельности по специальности, осуществлять работу с 
соблюдением  принципов  бережливого  производства; 
организовывать  профессиональную  деятельность  с 
учетом  знаний  об  изменении  климатических  условий 
региона. 

Знания: 

правила  экологической  безопасности  при 

ведении  профессиональной  деятельности;  основные 
ресурсы, 

задействованные 

в 

профессиональной 

деятельности;  пути  обеспечения  ресурсосбережения; 
принципы  бережливого  производства;  основные 
направления  изменения  климатических  условий 
региона.

 

ОК 08 

Ис

поль

зов

ать

 с

ре

дс

тв

а 

ф

из

ич

ес

кой

 

куль

туры

 

для 

сохра

не

ни

я 

и 

ук

ре

пле

ни

я 

зд

оров

ья 

в 

проц

ес

се

 

проф

ес

си

он

аль

ной

 д

еятель

нос

ти

 и

 

под

де

рж

ан

ия 

не

об

ход

им

ог

о 

уров

ня 

ф

из

ич

ес

кой

 

под

готов

ле

нн

ос

ти

 

Умения: 

использовать 

физкультурно-

оздоровительную 

деятельность 

для 

укрепления 

здоровья, достижения жизненных и профессиональных 
целей; применять рациональные приемы двигательных 
функций 

в 

профессиональной 

деятельности; 

пользоваться 

средствами 

профилактики 

перенапряжения, 

характерными 

для 

данной 

специальности

 

Знания: 

роль 

физической 

культуры 

в 

общекультурном,  профессиональном  и  социальном 
развитии  человека;  основы  здорового  образа  жизни; 
условия профессиональной деятельности и зоны риска 
физического  здоровья  для  специальности;  средства 
профилактики перенапряжения

 

ОК 09 

Поль

зов

ать

ся 

проф

ес

си

он

аль

ной

 д

ок

ум

ен

тац

ие

й 

на

 

гос

уд

арс

тв

ен

ном

 и

 и

нос

тран

ном

 яз

ы

ка

х 

Умения: 

понимать общий смысл четко произнесенных 

высказываний  на  известные  темы  (профессиональные 
и 

бытовые), 

понимать 

тексты 

на 

базовые 

профессиональные темы;  
участвовать  в  диалогах  на  знакомые  общие  и 
профессиональные темы;  
строить  простые  высказывания  о  себе  и  о  своей 
профессиональной деятельности;  
кратко  обосновывать  и  объяснять  свои  действия 
(текущие и планируемые);  
писать  простые  связные  сообщения  на  знакомые  или 
интересующие профессиональные темы 

Знания:

  правила  построения  простых  и  сложных 

предложений  на  профессиональные  темы;  основные 
общеупотребительные 

глаголы 

(бытовая 

и 

профессиональная лексика);  
лексический  минимум,  относящийся  к  описанию 
предметов,  средств  и  процессов  профессиональной 
деятельности;  
особенности произношения;  
правила 

чтения 

текстов 

профессиональной 

направленности 

 

4.2. Профессиональные компетенции  


background image

 

 

Основные 

виды  

деятельности 

Код и 

наименование 

компетенции 

Показатели освоения компетенции 

Проведение 
мероприятий  по 
профилактике 
инфекций, 
связанных 

с 

оказанием 
медицинской 
помощи

 

ПК 

1.1. 

Организовывать 
рабочее место 

Практический опыт: 

организации рабочего места 

Умения: 

организовывать рабочее место; 

применять средства индивидуальной защиты 

Знания: 

санитарно-эпидемиологические требования к 

организациям, осуществляющим медицинскую 
деятельность (к размещению, устройству, 
оборудованию, содержанию, противоэпидемическому 
режиму, профилактическим и противоэпидемическим 
мероприятиям, условиям труда персонала, организации 
питания пациентов и персонала); 
меры индивидуальной защиты медицинского персонала 
и пациентов при выполнении медицинских 
вмешательств 

ПК 

1.2. 

Обеспечивать 
безопасную 
окружающую 
среду 
 

Практический опыт:  

обеспечения безопасной 

окружающей среды в помещениях с асептическим 
режимом, в том числе в стерилизационном отделении 
(кабинете), медицинской организации 

Умения: 

соблюдать санитарно-эпидемиологические 

требования и нормативы медицинской организации, в 
том числе санитарно-противоэпидемический режим 
стерилизационного отделения (кабинета); 
соблюдать меры асептики и антисептики, принципы 
индивидуальной изоляции при выполнении 
медицинских вмешательств; 
осуществлять сбор, обеззараживание и временное 
хранение медицинских отходов в местах их образования 
в медицинской организации; 
соблюдать требования охраны труда при обращении с 
острыми (колющими и режущими) инструментами, 
биологическими материалами; 
проводить экстренные профилактические мероприятия 
при возникновении аварийных ситуаций с риском 
инфицирования медицинских работников; 
осуществлять прием медицинских изделий в 
стерилизационном отделении (кабинете); 
проводить дезинфекцию и предстерилизационную 
очистку медицинских изделий ручным и 
механизированным способом;  
проводить стерилизацию медицинских изделий; 
обеспечивать хранение и выдачу стерильных 
медицинских изделий; 
соблюдать правила эксплуатации оборудования и 
охраны труда при работе в помещениях с асептическим 
режимом, в том числе стерилизационном отделении 
(кабинете). 

Знания: 

подходы и методы многоуровневой 

профилактики инфекций, связанных с оказанием 
медицинской помощи (ИСМП); 


background image

 

основы асептики и антисептики, принципы 
индивидуальной изоляции при выполнении 
медицинских вмешательств; 
санитарные правила обращения с медицинскими 
отходами; 
профилактические мероприятия (экстренная 
профилактика) при возникновении аварийных ситуаций 
с риском инфицирования медицинских работников; 
особенности возбудителей инфекций, связанных с 
оказанием медицинской помощи (устойчивость к 
физическим и химическим дезинфицирующим агентам 
и длительность выживания на объектах внешней среды, 
вид и форма существования, пути и факторы передачи); 
виды, цели и задачи дезинфекции, 
предстерилизационной очистки медицинских изделий; 
методы, приемы и средства ручной и механизированной 
предстерилизационной очистки медицинских изделий; 
виды и правила сортировки и упаковки медицинских 
изделий для стерилизации, особенности стерилизуемых 
медицинских изделий и стерилизующих средств; 
технологии стерилизации медицинских изделий; 
порядок и правила хранения стерильных медицинских 
изделий, правил их выдачи в соответствии с 
нормативными правовыми актами; 
правила и порядок эксплуатации оборудования для 
проведения дезинфекции, предстерилизационной 
очистки и стерилизации медицинских изделий 

ПК 

1.3. 

Обеспечивать 
внутренний 
контроль  качества 
и 

безопасности 

медицинской 
деятельности 

Практический опыт: 

обеспечения внутреннего 

контроля качества и безопасности медицинской 
деятельности 

Умения: 

проводить отбор проб для определения 

качества предстерилизационной очистки медицинских 
изделий; осуществлять сортировку и упаковку 
медицинских изделий в соответствии с видом 
стерилизации; 
размещать индикаторы в стерилизаторах в соответствии 
с инструкцией по применению и нормативными 
правовыми актами; 
осуществлять контроль режимов стерилизации; 

Знания: 

методы контроля качества дезинфекции, 

предстерилизационной очистки и стерилизации 
медицинских изделий; 
профессиональные риски, вредные и опасные 
производственные факторы по профилю отделения 
(подразделения) медицинской организации, требования 
охраны труда, пожарной безопасности в соответствии с 
нормативными правовыми актами. 

Ведение 
медицинской 
документации, 
организация 
деятельности 
находящегося  в 

ПК  2.1.  Заполнять 
медицинскую 
документацию,  в 
том числе в форме 
электронного 
документа; 

Практический опыт: 

ведения медицинской 

документации, в том числе в форме электронного 
документа 

Умения: 

заполнять медицинскую документацию, в том 

числе в форме электронного документа 

Знания: 

правила и порядок оформления медицинской 

документации в медицинских организациях, в том числе 


background image

 

распоряжении 
медицинского 
персонала 

в форме электронного документа 

ПК 

2.2. 

Использовать 

в 

работе 
медицинские 
информационные 
системы 

и 

информационно-
телекоммуникацио
нную 

сеть 

«Интернет»; 

Практический опыт: 

использования медицинских 

информационных систем и информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет» 

Умения: 

использовать в работе медицинские 

информационные системы и информационно-
телекоммуникационную сеть «Интернет» 
использовать в работе персональные данные пациентов 
и сведения, составляющие врачебную тайну 

Знания: 

правила работы в медицинских 

информационных системах и информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет»; 
основы законодательства Российской Федерации о 
защите персональных данных пациентов и сведений, 
составляющих врачебную тайну 

ПК 

2.3. 

Контролировать 
выполнение 
должностных 
обязанностей 
находящимся 

в 

распоряжении 
медицинским 
персоналом 

Практический опыт: 

проведение работы по контролю 

выполнения должностных обязанностей находящимся в 
распоряжении медицинским персоналом; 

Умения: 

осуществлять контроль за выполнением 

должностных обязанностей находящегося в 
распоряжении медицинского персонала 

Знания: 

должностные обязанности находящегося в 

распоряжении медицинского персонала 

Проведение 
мероприятий  по 
профилактике 
неинфекционны
х 

и 

инфекционных 
заболеваний, 
формированию 
здорового 
образа жизни 

ПК 

3.1. 

Консультировать 
население 

по 

вопросам 
профилактики 
заболеваний 

Практический опыт: 

проведения мероприятий по 

санитарно-гигиеническому просвещению населения 

Умения: 

проводить индивидуальное (групповое) 

профилактическое консультирование населения о 
факторах, способствующих сохранению здоровья, 
факторах риска для здоровья и мерах профилактики 
предотвратимых болезней 

Знания: 

информационные технологии, 

организационные формы, методы и средства 
санитарного просвещения населения; 
правила проведения индивидуального и группового 
профилактического консультирования, современные 
научно обоснованные рекомендации по вопросам 
личной гигиены, рационального питания, планирования 
семьи, здорового образа жизни, факторов риска для 
здоровья; 
заболевания, обусловленных образом жизни человека. 

ПК 

3.2. 

Пропагандировать 
здоровый 

образ 

жизни 
 

Практический опыт: 

проведения работы по 

формированию и реализации программ здорового 
образа жизни, в том числе программ снижения 
потребления алкоголя и табака, предупреждения и 
борьбы с немедицинским потреблением наркотических 
средств и психотропных веществ 

Умения: 

формировать общественное мнение в пользу 

здорового образа жизни и мотивировать пациентов на 
ведение здорового образа жизни; 
информировать население о программах снижения веса, 


background image

 

потребления алкоголя и табака, предупреждения и 
борьбы с немедицинским потреблением наркотических 
средств и психотропных веществ 

Знания: 

принципы здорового образа жизни, основы 

сохранения и укрепления здоровья; 
факторы, способствующие сохранению здоровья; 
формы и методы работы по формированию здорового 
образа жизни; 
программы здорового образа жизни, в том числе 
программы, направленные на снижение веса, снижение 
потребления алкоголя и табака, предупреждение и 
борьбу с немедицинским потреблением наркотических 
средств и психотропных веществ 

ПК 

3.3. 

Участвовать 

в 

проведении 
профилактических 
осмотров 

и 

диспансеризации 
населения 

Практический опыт: 

выполнения работ по 

проведению профилактических медицинских осмотров 
населения;  
выполнения работ по диспансеризации населения с 
учетом возраста, состояния здоровья, профессии 

Умения: 

составлять списки граждан и план проведения 

диспансеризации населения с учетом возрастной 
категории и проводимых обследований; 
проводить разъяснительные беседы на уровне семьи, 
организованного коллектива о целях и задах 
профилактического медицинского осмотра, порядке 
прохождения диспансеризации и ее объеме, в том числе 
беседы с несовершеннолетними в образовательных 
организациях; 
проводить медицинский осмотр в соответствии с 
нормативными правовыми актами; 
проводить доврачебный профилактический осмотр с 
целью выявления факторов риска развития заболевания; 
проводить работу по диспансеризации населения, 
проводить опрос (анкетирование), проводить 
доврачебный осмотр и обследование по скрининг-
программе диспансеризации; 
проводить работу по диспансерному наблюдению 
пациентов с хроническими заболеваниями с учетом 
возраста, состояния здоровья, профессии в соответствии 
с нормативными правовыми актами; 
обеспечивать инфекционную безопасность при 
оказании медицинской помощи, проведении 
профилактических медицинских осмотров и 
осуществлении сестринского ухода за пациентами с 
инфекционными заболеваниями 

Знания: 

положение об организации оказания первичной 

медико-санитарной помощи взрослому населению; 
виды медицинских осмотров с учетом возраста, 
состояния здоровья, профессии в соответствии с 
нормативными правовыми актами; 
правила и порядок проведения профилактического 
осмотра; 
порядок проведения диспансеризации населения, 
порядок доврачебного осмотра и обследования 
населения по скрининг-программе диспансеризации; 


background image

 

методы профилактики неинфекционных заболеваний, 
факторы риска развития хронических неинфекционных 
заболеваний, порядок проведения диспансерного 
наблюдения пациентов при хронических заболеваниях, 
задачи медицинской сестры 

ПК 3.4. Проводить 
санитарно-
противоэпидемиче
ские  мероприятия 
по  профилактике 
инфекционных 
заболеваний 

Практический опыт: 

проведения санитарно-

противоэпидемических мероприятий по профилактике 
инфекционных заболеваний 

Умения: 

проводить профилактические и 

противоэпидемические мероприятия при выявлении 
пациентов с инфекционными паразитарными болезнями 
и лиц с подозрением на инфекционные заболевания, а 
также носителей возбудителей инфекционных 
заболеваний; 
выполнять работу по проведению санитарно-
противоэпидемических (профилактических) 
мероприятий при регистрации инфекционных 
заболеваний; 
выявлять заболевших инфекционным заболеванием, 
контактных с ними лиц и подозрительных на 
заболевания инфекционными болезнями; 
проводить работу по организации и проведению 
санитарно-противоэпидемических (профилактических) 
и ограничительных (карантинных) мероприятий при 
выявлении инфекционных заболеваний; 
проводить осмотр лиц и динамическое наблюдение за 
лицами, контактными с пациентом, заболевшими 
инфекционным заболеванием. 

Знания: 

санитарно-эпидемиологическая обстановка 

прикрепленного участка, зависимость распространения 
инфекционных болезней от природных факторов, 
факторов окружающей среды, в том числе социальных; 
меры профилактики инфекционных заболеваний; 
порядок проведения санитарно-противоэпидемических 
мероприятий в случае возникновения очага инфекции, в 
том числе карантинных мероприятий при выявлении 
особо опасных (карантинных) инфекционных 
заболеваний; 
государственные санитарно-эпидемиологические 
правила и гигиенические нормативы, профилактические 
и противоэпидемические мероприятия при выявлении 
инфекционного заболевания. 

ПК 

3.5. 

Участвовать 

в 

иммунопрофилакт
ике 
инфекционных 
заболеваний. 

Практический опыт: 

выполнения работы по 

проведению иммунопрофилактики инфекционных 
заболеваний в соответствии с национальным 
календарем профилактических прививок и по 
эпидемическим показаниям 

Умения:

 проводить вакцинацию населения;

 

Знания: 

правила и порядок проведения вакцинации в 

соответствии с национальным календарем 
профилактических прививок; 
течение вакцинального процесса, возможные реакции и 
осложнения, меры профилактики 


background image

 

Оказание 
медицинской 
помощи, 
осуществление 
сестринского 
ухода 

и 

наблюдения  за 
пациентами  при 
заболеваниях  и 
(или) 
состояниях 

ПК 4.1. Проводить 
оценку  состояния 
пациента 
 

Практический опыт: 

проведения динамического 

наблюдения за показателями состояния пациента с 
последующим информированием

 

лечащего врача;

 

Умения: 

проводить оценку функциональной 

активности и самостоятельности пациента в 
самообслуживании, передвижении, общении; 
выявлять потребность в посторонней помощи и 
сестринском уходе; 
выявлять факторы риска падений, развития пролежней; 
проводить опрос пациента и его родственников 
(законных представителей), лиц, осуществляющих уход, 
измерять и интерпретировать показатели 
жизнедеятельности пациента в динамике; 
осуществлять динамическое наблюдение за состоянием 
и самочувствием пациента во время лечебных и (или) 
диагностических вмешательств; 
определять и интерпретировать реакции пациента на 
прием назначенных лекарственных препаратов и 
процедуры ухода; 
выявлять клинические признаки и симптомы 
терминальных состояний болезни; 
проводить оценку интенсивности и характера болевого 
синдрома с использованием шкал оценки боли  

Знания: 

основы теории и практики сестринского дела, 

методы определения функциональной активности и 
самостоятельности пациента в самообслуживании, 
передвижении, общении, определения потребности в 
посторонней помощи и сестринском уходе; 
диагностические критерии факторов риска падений, 
развития пролежней и контактного дерматита у 
пациентов; 
анатомо-физиологические особенности и показатели 
жизнедеятельности человека в разные возрастные 
периоды, правила измерения и интерпретации данных 

ПК 4.2. Выполнять 
медицинские 
манипуляции  при 
оказании 
медицинской 
помощи пациенту 

Практический опыт: 

выполнения медицинских манипуляций при оказании 
помощи пациенту 

Умения: 

выполнять медицинские манипуляции при 

оказании медицинской помощи пациенту: 
 кормление тяжелобольного пациента через рот и /или 
назогастральный зонд, через гастростому;  установку 
назогастрального зонда и уход за назогастральным 
зондом;  введение питательных смесей через рот 
(сипинг);  хранение питательных смесей;  зондирование 
желудка, промывание желудка;  применение грелки, 
пузыря со льдом;  наложение компресса;  отсасывание 
слизи из ротоглотки, из верхних дыхательных путей, из 
носа;  осуществление ухода за носовыми канюлями и 
катетером; оказание пособия при трахеостоме, при 
фарингостоме;  оказание пособия при оростомах, 
эзофагостомах, гастростомах, илеостоме;  
осуществление ухода за интестинальным зондом; 
 оказание пособия при стомах толстой кишки, введение 
бария через колостому; осуществление ухода за 


background image

 

дренажом; оказание пособия при дефекации 
тяжелобольного пациента;  постановку очистительной 
клизмы; постановку газоотводной трубки; удаление 
копролитов; оказание пособия при недержании кала; 
 постановку сифонной клизмы; оказание пособия при 
мочеиспускании тяжелобольного пациента;  
существление ухода за мочевым катетером; 
осуществление ухода за цистостомой и уростомой; 
оказание пособия при недержании мочи; катетеризацию 
мочевого пузыря; оказание пособия при парентеральном 
введении лекарственных препаратов; введение 
лекарственных препаратов внутрикожно,  
внутримышечно, внутривенно, в очаг поражения кожи;  
катетеризацию периферических вен; внутривенное 
введение лекарственных препаратов;  внутрипросветное 
введение в центральный венозный катетер антисептиков 
и лекарственных препаратов; осуществление ухода за 
сосудистым катетером; проводить подготовку пациента 
к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам 
по назначению лечащего врача; собирать, 
подготавливать и размещать наборы инструментов, 
расходные материалы, лекарственные препараты для 
выполнения лечебных и (или) диагностических 
вмешательств по назначению лечащего врача; 
проводить забор биологического материала пациента 
для лабораторных исследований по назначению 
лечащего врача; обеспечивать хранение, вести учет и 
применение лекарственных препаратов, медицинских 
изделий и лечебного питания, в том числе 
наркотических средств, психотропных веществ и сильно 
действующих лекарственных препаратов; 
ассистировать врачу при выполнении лечебных и (или) 
диагностических вмешательств; проводить 
транспортную иммобилизацию и накладывать повязки 
по назначению врача или совместно с врачом. 

Знания: 

технология выполнения медицинских услуг, 

манипуляций и процедур сестринского ухода; основы 
клинической фармакологии, виды лекарственных форм, 
способы и правила введения лекарственных препаратов, 
инфузионных сред; правила и порядок подготовки 
пациента к медицинским вмешательствам; 
медицинские изделия (медицинские инструменты, 
расходные материалы, медицинское оборудование), 
применяемые для проведения лечебных и (или) 
диагностических процедур, оперативных вмешательств; 
требования к условиям забора, хранения и 
транспортировки биологического материала пациента; 
порядок и правила учета, хранения и применения 
лекарственных препаратов, этилового спирта, 
спиртсодержащих препаратов, инфузионных сред, 
медицинских изделий, специализированных продуктов 
лечебного питания; правила ассистирования врачу 
(фельдшеру) при выполнении лечебных или 
диагностических процедур; правила десмургии и 


background image

 

транспортной иммобилизации 

ПК 

4.3. 

Осуществлять 
уход за пациентом 
 

Практический опыт:

  осуществления сестринского 

ухода за пациентом, в том числе в терминальной стадии

 

Умения: 

осуществлять профилактику пролежней, 

контактного дерматита, включая позиционирование и 
перемещение в постели, передвижение и 
транспортировку пациента с частичной или полной 
утратой способности самообслуживания, передвижения 
и общения; осуществлять раздачу и применение 
лекарственных препаратов пациенту по назначению 
врача, разъяснять правила приема лекарственных 
препаратов; выполнять процедуры сестринского ухода 
за пациентами при терминальных состояниях болезни; 
оказывать психологическую поддержку пациенту в 
терминальной стадии болезни и его родственникам 
(законным представителям). 

Знания: 

особенность сестринского ухода с учетом 

заболевания, возрастных, культурных и этнических 
особенностей пациента; современные технологии 
медицинских услуг по гигиеническому уходу, 
позиционированию и перемещению в кровати 
пациентов, частично или полностью утративших 
способность к общению, передвижению и 
самообслуживанию; особенность и принципы лечебного 
питания пациентов в медицинской организации в 
зависимости от возраста и заболевания; порядок 
оказания паллиативной медицинской помощи, методов, 
приемов и средств интенсивности и контроля боли у 
пациента; процесс и стадии умирания человека, 
клинические признаки, основных симптомов в 
терминальной стадии заболевания, особенность 
сестринского ухода; признаки биологической смерти 
человека и процедуры, связанные с подготовкой тела 
умершего пациента к транспортировке; психология 
общения с пациентом, находящимся в терминальной 
стадии болезни, способы оказания психологической 
поддержки родственникам (законным представителям) 

ПК  4.4.  Обучать 
пациента 

(его 

законных 
представителей)  и 
лиц, 
осуществляющих 
уход, 

приемам 

ухода 

и 

самоухода; 

Практический опыт:

обучения пациента (его законных 

представителей) и лиц, осуществляющих уход, приемам 
ухода и самоухода, консультирования по вопросам 
ухода и самоухода 

Умения: 

проводить консультирование и обучение 

пациента и его родственников (законных 
представителей), лиц, осуществляющих уход, по 
вопросам ухода и самоухода; разъяснять пределы 
назначенного лечащим врачом режима двигательной 
активности и контролировать выполнение назначений 
врача 

Знания: 

методы и способы обучения пациентов (их 

законных представителей), лиц, осуществляющих уход, 
навыкам самоухода и ухода; физические и 
психологические особенности пациентов разного 
возраста, инвалидов и лиц с ограниченными 


background image

 

возможностями здоровья; психологические, 
психопатологические, соматические, морально-
этические проблемы, возникающие у пациентов 
различного возраста, инвалидов и лиц с ограниченными 
возможностями здоровья 

ПК  4.5.  Оказывать 
медицинскую 
помощь 

в 

неотложной форме 
 

Практический опыт: 

оказания медицинской помощи в 

неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, 
состояниях, обострении хронических заболеваний 

Умения:  

оказывать медицинскую помощь в 

неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, 
состояниях, обострении хронических заболеваний; 
получать и передавать информацию по вопросам 
оказания медицинской помощи, в том числе с 
пациентами, имеющими нарушения зрения, слуха, 
поведения; 

Знания:

 побочные эффекты, видов реакций и 

осложнений лекарственной терапии, меры 
профилактики и оказания медицинской помощи в 
неотложной форме; клинические признаки внезапных 
острых заболеваний, состояний, обострений 
хронических заболеваний, отравлений, травм без явных 
признаков угрозы жизни пациента; показания к 
оказанию медицинской помощи в неотложной форме; 
правила оказания медицинской помощи в неотложной 
форме

 

ПК 

4.6. 

Участвовать 

в 

проведении 
мероприятий 
медицинской 
реабилитации. 

Практический опыт: 

проведения мероприятий 

медицинской реабилитации 

Умения: 

выполнять работу по проведению 

мероприятий медицинской реабилитации 

Знания: 

порядок медицинской реабилитации 

Оказание 
медицинской 
помощи в 
экстренной 
форме  
 

ПК 

5.1. 

Распознавать 
состояния, 
представляющие 
угрозу жизни 
 

Практический опыт: 

распознавания состояний, 

представляющих угрозу жизни, включая состояние 
клинической смерти (остановка жизненно важных 
функций организма человека (кровообращения и (или) 
дыхания), требующих оказания медицинской помощи в 
экстренной форме. 

Умения:

  проводить первичный осмотр пациента и 

оценку безопасности условий; распознавать состояния, 
представляющие угрозу жизни, в том числе, 
клинической смерти (остановка жизненно важных 
функций организма человека (кровообращения и (или) 
дыхания), требующие оказания медицинской помощи в 
экстренной форме;

 

Знания: 

правила и порядок проведения первичного 

осмотра пациента (пострадавшего) при оказании 
медицинской помощи в экстренной форме при 
состояниях, представляющих угрозу жизни; методика 
сбора жалоб и анамнеза жизни и заболевания у 
пациентов (их законных представителей);  методика 
физикального исследования пациентов (осмотр, 
пальпация, перкуссия, аускультация); клинические 
признаки внезапного прекращения и (или) дыхания 


background image

 

ПК  5.2.  Оказывать 
медицинскую 
помощь 

в 

экстренной форме 
 

Практический опыт: 

оказания медицинской помощи в 

экстренной форме при состояниях, представляющих 
угрозу жизни, в том числе, клинической смерти 
(остановка жизненно важных функций организма 
человека (кровообращения и (или) дыхания) 

Умения: 

оказывать медицинскую помощь в экстренной 

форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, 
в том числе, клинической смерти (остановка жизненно 
важных функций организма человека (кровообращения 
и (или) дыхания) выполнять мероприятия базовой 
сердечно-легочной реанимации; 

Знания: 

правила проведения базовой сердечно-

легочной реанимации; порядок применения 
лекарственных препаратов и медицинских изделий при 
оказании медицинской помощи в экстренной форме 

ПК 5.3. Проводить 
мероприятия 

по 

поддержанию 
жизнедеятельност
и 

организма 

пациента 
(пострадавшего) 
до прибытия врача 
или 

бригады 

скорой помощи 

Практический опыт: 

проведения мероприятий по 

поддержанию жизнедеятельности организма пациента 
(пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой 
помощи 

Умения: 

осуществлять наблюдение и контроль 

состояния пациента (пострадавшего), измерять 
показатели жизнедеятельности, поддерживать 
витальные функции организма пациента 
(пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой 
помощи 

Знания: 

правила и порядок проведения мониторинга 

состояния пациента при оказании медицинской помощи 
в экстренной форме; порядок передачи пациента 
бригаде скорой медицинской помощи 

ПК 

5.4. 

Осуществлять 
клиническое 
использование 
крови  и  (или)  ее 
компонентов. 

Практический опыт: 

клинического использования 

крови и (или) ее компонентов 

Умения: 

осуществлять хранение и своевременное 

обновление реагентов для проведения проб на 
индивидуальную совместимость перед трансфузией 
(переливанием) донорской крови и (или) ее 
компонентов в отделении (подразделении); 
проводить визуальный контроль донорской крови и 
(или) ее компонентов на соответствие требованиям 
безопасности; осуществлять хранение и контроль 
донорской крови и (или) ее компонентов; вести учет 
донорской крови и (или) ее компонентов в отделении 
(подразделении); проводить идентификационный 
контроль пациента (реципиента) и донорской крови и 
(или) ее компонентов перед трансфузией 
(переливанием) донорской крови и (или) ее 
компонентов (анализ медицинской документации, опрос 
пациента/реципиента); выполнять взятие и маркировку 
проб крови пациента (реципиента), которому 
планируется трансфузия (переливание), с целью 
осуществления подбора пары «донор-реципиент»; 
анализировать информацию, содержащуюся на этикетке 
контейнера с компонентом крови (наименование, дата и 
организация заготовки, срок годности, условия хранения, 
данные о групповой и резус-принадлежности); 


background image

 

проводить предтрансфузионную подготовку 
компонента донорской крови (размораживание, 
согревание, прикроватная лейкофильтрация) в 
отделении (подразделении) медицинской организации; 
обеспечивать венозный доступ у пациента (реципиента): 
выполнять венепункцию, подключать контейнер с 
донорской кровью и (или) ее компонентом к 
периферическому или центральному венозному 
катетеру в случае его наличия; проводить 
предтрансфузионную подготовку пациента 
(реципиента) в соответствии с назначениями врача: 
прекращать введение лекарственных препаратов на 
время трансфузии (переливания) (за исключением 
лекарственных препаратов, предназначенных для 
поддержания жизненно важных функций); 
осуществлять назначенную премедикацию с целью 
профилактики осложнений; контролировать результаты 
биологической пробы, состояние реципиента во время и 
после трансфузии (переливания); хранить образцы 
крови реципиента, использованные для проведения 
проб на индивидуальную совместимость, а также 
контейнеры донорской крови и (или) ее компонентов 
после трансфузии (переливания); осуществлять взятие 
образцов крови пациента/реципиента до и после 
трансфузии (переливания) 

Знания: 

правила надлежащего хранения реагентов для 

проведения проб на индивидуальную совместимость 
перед трансфузией (переливанием) донорской крови и 
(или) ее компонентов в отделении (подразделении); 
требования визуального контроля безопасности 
донорской крови и (или) ее компонентов; правила 
хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее 
компонентов; правила учета донорской крови и (или) ее 
компонентов в отделении (подразделении); порядок 
проведения идентификационного контроля пациента 
(реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов 
перед трансфузией (переливанием) донорской крови и 
(или) ее компонентов (анализ медицинской 
документации, опрос пациента/реципиента); 
требования к взятию и маркировке проб крови пациента 
(реципиента), которому планируется трансфузия 
(переливание), с целью осуществления подбора пары 
«донор-реципиент»; методика проведения 
биологической пробы при трансфузии (переливании) 
донорской крови и (или) ее компонентов; правила 
маркировки донорской крови и (или) ее компонентов; 
требования к предтрансфузионной подготовке пациента 
(реципиента) в соответствии с назначениями врача; 
порядок проведения трансфузии (переливания) 
донорской крови и (или) ее компонентов (контроль 
результатов биологической пробы, состояния 
реципиента во время и после трансфузии (переливания); 
правила оформления медицинской документации в 
медицинских организациях, оказывающих 


background image

 

медицинскую помощь по профилю «Трансфузиология», 
в том числе в электронном виде; основы 
иммуногематологии, понятие о системах групп крови, 
резус-принадлежности; методы определения групповой 
и резус-принадлежности крови; методы определения 
совместимости крови донора и пациента (реципиента); 
медицинских показаний к трансфузии (переливанию) 
донорской крови и (или) ее компонентов; медицинские 
противопоказания к трансфузии (переливанию) 
донорской крови и (или) ее компонентов; симптомы и 
синдромы осложнений, побочных действий, 
нежелательных реакций, в том числе серьезных и 
непредвиденных, возникших в результате трансфузии 
(переливании) донорской крови и (или) ее компонентов; 
порядок оказания медицинской помощи пациенту при 
возникновении посттрансфузионной реакции или 
осложнения; порядок проведения расследования 
посттрансфузионной реакции или осложнения. 

Выполнение 
работ

2

 

Наименование 
квалификации

3

 

Умения: 

Знания: 

                                                             

2

 Данный модуль формируется образовательной организацией в соответствии с принятым решением по выбору 

профессии(ий) рабочих, должности(ей) служащих из приведенных далее требований результатов. Результаты 
могут быть скорректированы в случае появления профессиональных стандартов по данным позициям. 

3

 Указываются требования к результатам по каждой из квалификаций, указанных во ФГОС. 


background image

 

Раздел 6. Примерные условия реализации образовательной программы 

 

6.1.  Требования  к  материально-техническому  обеспечению  образовательной 

программы 

6.1.1.  Специальные  помещения  должны  представлять  собой  учебные  аудитории  для 

проведения  занятий  всех  видов,  предусмотренных  образовательной  программой,  в  том  числе 
групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а 
также  помещения  для  самостоятельной  работы,  мастерские  и  лаборатории,  оснащенные 
оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования 
международных стандартов. 

Перечень специальных помещений 
Кабинеты: 

Социально-гуманитарных дисциплин 
Иностранного языка 
Безопасности жизнедеятельности 
Информационных технологий в профессиональной деятельности 
Анатомии и физиологии человека с основами патологии 
Основ микробиологии и иммунологии 
Генетики человека с медицинской генетикой 
Фармакологии и основ латинского языка с медицинской терминологией 
Сестринского дела 
Основ профилактики 
Спортивный зал 

Залы: 

– библиотека, читальный зал с выходом в интернет; 
– актовый зал; 
 

6.1.2. Материально-техническое оснащение

 

кабинетов, баз практики по специальности. 

Образовательная  организация,  реализующая  программу  по  специальности,

 

должна 

располагать  материально-технической  базой,  обеспечивающей  проведение  всех  видов 
дисциплинарной  и  междисциплинарной  подготовки,  лабораторной,  практической  работы 
обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным 
и  противопожарным  правилам  и  нормам  в  разрезе  выбранных  траекторий.  Минимально 
необходимый для реализации ООП перечень материально-технического обеспечения включает в 
себя:  

6.1.2.1. Оснащение кабинетов  
Кабинет «Социально-гуманитарные дисциплины» 

Рабочее место преподавателя 
Посадочные места по количеству обучающихся 
Доска классная 
Стенд информационный 
Учебно-наглядные пособия. 
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения 
к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации 

Машины офисные и оборудование (принтер, сканер, МФУ и др.) 


background image

 

 
Кабинет иностранного языка 

Рабочее место преподавателя 
Посадочные места по количеству обучающихся 
Доска классная 
Стенд информационный 
Учебно-наглядные пособия. 
Мобильный лингафонный кабинет 
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью 
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации 

  
Кабинет безопасности жизнедеятельности 

Рабочее место преподавателя. 
Посадочные места по количеству обучающихся. 
Доска классная. 
Учебно-наглядные пособия. 
Стенд информационный. 
Комплект плакатов по основам военной службы, гражданской обороны.  
Общевойсковой защитный комплект. 
Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7, изолирующий противогаз. 
Респираторы. 
Индивидуальные противохимические пакеты. 
Индивидуальные перевязочные пакеты, материалы. 
Носилки санитарные. 
Аптечка индивидуальная. 
Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя). 
Огнетушители порошковые, пенные, углекислотные (учебные). 
Оборудование для измерения, испытания, навигации (рентгенметр и др.). 
Устройство для отработки прицеливания 
Учебные автоматы АК-74 
Винтовки пневматические 
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью 
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации 

 
Кабинет Информационных технологий в профессиональной деятельности 

Рабочее место преподавателя 
Посадочные места по количеству обучающихся 
Персональные компьютеры для студентов 
Доска классная 
Стенд информационный 
Учебно-наглядные пособия. 
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью 
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации 


background image

 

 
Кабинет анатомии и физиологии человека с основами патологии 

Рабочее место преподавателя. 
Посадочные места по количеству обучающихся. 
Доска классная. 
Стенд информационный. 
Учебно-наглядные пособия:  
1. Анатомические плакаты по разделам: ткани; скелет; мышечная система; дыхательная система;  
пищеварительная система; сердечно-сосудистая система; лимфатическая система;  кровь;  
мочевая система; половая система; нервная система; железы внутренней секреции; анализаторы  
2. Барельефные модели и пластмассовые препараты по темам:  
мышцы; головной и спинной мозг; печень, кожа, почки, желудок, тонкая и толстая кишка; кости 
туловища, головы, верхних и нижних конечностей; набор зубов; скелет на подставке; суставы, 
череп  
3. Влажные и натуральные препараты:  
внутренние органы;   головной мозг;  сердце; препараты костей и суставов  
4. Муляжи, планшеты, разборный торс человека, пластинаты по всем разделам дисциплины.  
Набор таблиц по анатомии (по темам). 
Набор микропрепаратов по анатомии и основам патологии (по темам). 
Модели анатомические (Сердце, Легкие, Печень, Почки, Головной мозг, Ствол головного мозга, 
Скелет человека, Модель системы ЖКТ, Модель уха и глаза) 
Техническими  средствами  обучения:  компьютерная  техника  с  лицензионным  программным 
обеспечением  и  возможностью  подключения  к  информационно-телекоммуникационной  сети 
«Интернет», мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации. 

 
Кабинет фармакологии и основ латинского языка с медицинской терминологией 

Посадочные места по количеству обучающихся. 
Доска классная. 
Стенд информационный. 
Учебно-наглядные пособия (таблицы фонетические, морфологические, грамматические, схемы, 
плакаты с латинскими поговорками, пословицами, афоризмами и др.) 
Учебно-наглядные пособия (демонстрационные образцы лекарственных препаратов, наборы 
аннотаций к лекарственным препаратам, таблицы, схемы и др.) 
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью 
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации 
 

Кабинет генетики человека с основами медицинской генетики 

Рабочее место преподавателя. 
Посадочные места по количеству обучающихся. 
Доска классная. 
Стенд информационный. 
Учебно-наглядные пособия 
Набор таблиц по генетике (по темам) 
Набор фото больных с наследственными заболеваниями. 
Набор слайдов «хромосомные синдромы» 


background image

 

Родословные схемы 
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью 
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации 

 

Кабинет основ микробиологии и иммунологии 

Рабочее место преподавателя. 
Посадочные места по количеству обучающихся. 
Доска классная. 
Стенд информационный. 
Учебно-наглядные пособия (муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри, плакаты, 
слайды, фотографии) 
Микроскопы 
Микропрепараты бактерий, грибов, простейших 
Лабораторная посуда для забора материала на исследование 
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью 
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации 

 
  
Кабинет основ профилактики 

Рабочее место преподавателя. 
Посадочные места по количеству обучающихся. 
Доска классная. 
Учебно-наглядные пособия. 
Стенд информационный. 
Плакаты санитарного просвещения. 
Столы манипуляционные 
Фантомы, муляжи, приборы, в том числе измерительные, изделия медицинского назначения, 
необходимые для отработки практических навыков по основам профилактики (глюкометры, 
тонометры, фонендоскопы, ростомер, весы и др.) 
Емкости-контейнеры для сбора медицинских отходов. 
Образцы документации (карта ЗОЖ, сертификат о профилактических прививках, контрольная 
карта диспансерного наблюдения, маршрутная карта диспансеризации и др.). 
Образцы препаратов для иммунопрофилактики. 
Образцы дезинфицирующих средств, зарегистрированных в РФ и применяемых для дезинфекции 
медицинского оборудования, инвентаря, помещений, медицинского инструментария, а также рук 
медицинского персонала 
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью 
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации 

Кабинет сестринского дела 

Рабочее место преподавателя. 
Посадочные места по количеству обучающихся. 
Учебно-наглядные пособия 


background image

 

Медицинское оборудование (столы манипуляционные, пеленальные, кровать функциональная, 
шкафы и др.). 
Фантомы и муляжи для отработки навыков ухода за пациентами. 
Полнофункциональный манекен для ухода (мужской/женский) 
Манекен ребенка в возрасте 1 год для отработки навыков ухода 
Манекен пожилого человека для отработки навыков ухода 
Изделия медицинского назначения для выполнения простых медицинских услуг (мензурки, 
пипетки, зонды, шприцы, катетеры, поильники и др.). 
Предметы ухода за пациентами, в том числе за маломобильными пациентами (судно подкладное, 
мочеприемники, калоприемники, пузыри для льда, грелки и др.) 
Измерительные и диагностические приборы (спирометр, пикфлуометр, глюкометр, 
электрокардиограф и др.) 
Модель-тренажер для выполнения внутривенных, внутримышечных, подкожных, внутрикожных 
инъекций 
Медицинские инструменты, перевязочный материал, иммобилизационные средства для отработки 
навыков  выполнения  перевязок,  транспортной  иммобилизации,  пункций,  малых  операций  и 
других инвазивных вмешательств (хирургические инструменты, бинты, марля, шины и др.)  
Тренажер - манекен для отработки приёмов сердечно-легочной реанимации. 
Тренажер – манекен для отработки приема Геймлиха. 
Дыхательная маска, мешок Амбу. 
Средства для временной остановки кровотечения (жгуты и др.) 
Оснащение, необходимое для промывания желудка (зонды желудочные, кружка Эсмарха и др). 
Образцы дезинфицирующих средств, зарегистрированных в РФ и применяемых для дезинфекции 
медицинского оборудования, инвентаря, помещений, медицинского инструментария, а также рук 
медицинского персонала). 
Емкости-контейнеры для сбора медицинских отходов. 
Емкости для дезинфекций инструментария и расходных материалов 
Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью 
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации 
 
6.1.2.2  Оснащение  помещений,  задействованных  при  организации  самостоятельной  и 
воспитательной работы 
Компьютерная  техника  с  лицензионным  программным  обеспечением  и  возможностью 
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа 
в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации. 
Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации. 
 
6.1.2.3. Оснащение баз практик 

Реализация  образовательной  программы  предполагает  обязательную  учебную  и 

производственную практику. 

Учебная  практика  реализуется  в  кабинетах  и  лабораториях  профессиональной 

образовательной  организации  и  требует  наличия  оборудования,  инструментов,  расходных 
материалов,  обеспечивающих  выполнение  всех  видов  работ,  определенных  содержанием 
программ  профессиональных  модулей.  Производственная  практика  реализуется  в  организациях 


background image

 

медицинского  профиля,  обеспечивающих  деятельность  обучающихся  в  профессиональной 
области 02.Здравоохранение. 

Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной 

практики  должно  соответствовать  содержанию  профессиональной  деятельности  и  дать 
возможность  обучающемуся  овладеть  профессиональными  компетенциями  по  всем  видам 
деятельности,  предусмотренными  программой,  с  использованием  современных  технологий, 
материалов и оборудования. 

6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами. 

 

6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы 

6.2.1.  Библиотечный  фонд  образовательной  организации  должен  быть  укомплектован 

печатными  изданиями  и  (или)  электронными  изданиями  по  каждой  дисциплине  (модулю)  из 
расчета  не  менее  0,25  экземпляра  каждого  из  изданий,  указанных  в  рабочих  программах 
дисциплин  (модулей)  в  качестве  основной  литературы,  на  одного  обучающегося  из  числа  лиц, 
одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль). 

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена 

печатного  библиотечного  фонда  предоставлением  права  одновременного  доступа  не  менее  25 
процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке. 

Обучающимся  должен  быть  обеспечен  доступ  (удаленный  доступ),  в  том  числе  в  случае 

применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным 
профессиональным  базам  данных  и  информационным  справочным  системам,  состав  которых 
определяется  в  рабочих  программах  дисциплин  (модулей)  и  подлежит  обновлению  (при 
необходимости). 

Образовательная  программа  должна  обеспечиваться  учебно-методической  документацией 

по всем учебным дисциплинам (модулям). 

6.2.2.  Обучающиеся  инвалиды  и  лица  с ограниченными  возможностями  здоровья  должны 

быть обеспечены  печатными  и (или)  электронными  учебными  изданиями,  адаптированными  при 
необходимости для обучения указанных обучающихся. 

6.2.3.  Перечень  необходимого  комплекта  лицензионного  и  свободно  распространяемого 

программного обеспечения, в том числе отечественного производства 

№ 

п/п 

Наименование лицензионного и свободно 

распространяемого программного 

обеспечения, в том числе отечественного 

производства 

Код и 

наименование 

учебной 

дисциплины 

(модуля) 

Количество мест, 

лицензионных 

ключей или иное 

1.

 

  Брандмауэр (Outpost Firewall Pro и т.п.) 

Все УД и ПМ   По количеству ПК ОУ

 

2.

 

  Антивирусная программа (Kaspersky Security 

Cloud – Free и др.)

 

Все УД и ПМ

 

По количеству ПК ОУ

 

3.

 

  Операционная система (на основе ОС Linux) 

Все УД и ПМ 

По количеству ПК ОУ 

4.

 

  Браузер (Яндекс.Браузер, Mozilla FireFox, и др.)  Все УД и ПМ 

По количеству ПК ОУ 

5.

 

  Офисный  программный  пакет  для обработки 

текстов,  электронных  таблиц,  презентаций, 
графики, баз данных и др. (Apache OpenOffice, 
Libre Office и др.) 

Все УД и ПМ 

По количеству ПК ОУ 

6.

 

  Программы  для  просмотра  документов  в  Все УД и ПМ 

По количеству ПК ОУ 


background image

 

формате  PDF  и  DjVU  (Acrobat  Reader,  Foxit 
Reader и др.) 

7.

 

  Графические  редакторы  и  программы  для 

просмотра 

графических 

изображений 

(Paint.NET, Inkscape, XnView, Irfan View и т.п.) 

Все УД и ПМ 

По количеству ПК ОУ 

8.

 

  Информационно-справочные системы 

(Консультант, Гарант и др.)  

Все УД и ПМ 

По количеству ПК ОУ 

9.

 

  Демоверсии медицинских информационных 

систем (МИС), демонстрационный доступ к 
региональным МИС и единой государственной 
ЕГИСЗ 

ПМ 

02 

«Ведение 
медицинской 
документации, 
организация 
деятельности 
находящегося  в 
распоряжении 
медицинского 
персонала» 


(с возможностью 
организации 
удаленных рабочих 
мест по количеству 
ПК в учебном 
кабинете ПМ) 

10.

 

  ЭБС 

Все УД и ПМ 

11.

 

 

Система  дистанционного  обучения  (LMS 
MOODLE и т.п.) 

Все УД и ПМ 

 

 

6.3. Требования к практической подготовке обучающихся 

6.3.1.  Практическая  подготовка  при  реализации  образовательных  программ  среднего 

профессионального  образования  направлена  на  совершенствование  модели  практико-
ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке специалистов среднего 
звена  путем  расширения  компонентов  (частей)  образовательных  программ,  предусматривающих 
моделирование 

условий, 

непосредственно 

связанных 

с 

будущей 

профессиональной 

деятельностью,  а  также  обеспечения  условий  для  получения  обучающимися  практических 
навыков  и  компетенций,  соответствующих  требованиям,  предъявляемым  работодателями  к 
квалификациям специалистов. 

6.3.2. 

Образовательная 

организация 

самостоятельно 

проектирует 

реализацию 

образовательной  программы  и  ее  отдельных  частей  (дисциплины,  междисциплинарные  курсы, 
профессиональные  модули,  практика  и  другие  компоненты)  в  форме  практической подготовки  с 
учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой специальности. 

6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: 

 

реализуется  при  проведении  практических  и  лабораторных  занятий,  выполнении  курсового 

проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности; 

 

предусматривает 

демонстрацию  практических 

навыков, 

выполнение, 

моделирование 

обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей 
профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным; 

 

может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают 

передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, 
связанных с будущей профессиональной деятельностью. 


background image

 

6.3.4.  Образовательная  деятельность  в  форме  практической  подготовки  может  быть 

организована  на  любом  курсе  обучения,  охватывая  дисциплины,  профессиональные  модули,  все 
виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы. 

6.3.5.  Практическая  подготовка  организуется  в  учебных,  учебно-производственных 

лабораториях,  учебных  базах  практики  и  иных  структурных  подразделениях  образовательной 
организации,  а  также  в  специально  оборудованных  помещениях  (рабочих  местах)  профильных 
организаций  на  основании  договора  о  практической  подготовке  обучающихся,  заключаемого 
между образовательной организацией и профильной организацией, осуществляющей деятельность 
по профилю соответствующей образовательной программы. 

6.3.6.  Результаты  освоения  образовательной  программы  (ее  отдельных  частей)  могут  быть 

оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации. 

 

6.4. Требования к организации воспитания обучающихся  

6.4.1. Условия организации воспитания определяются образовательной организацией. 
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на  анализе эффективности и 

практическом опыте. 

Для  реализации  Программы  определены  следующие  формы  воспитательной  работы  с 

обучающимися: 

– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания и т.д.) 
– массовые и социокультурные мероприятия; 
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия; 
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций; 
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации; 
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты и др.); 
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты, экскурсии 

и др.); 

– опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся. 

 

6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 
 

6.5.1.  Реализация  образовательной  программы  обеспечивается  педагогическими 

работниками  образовательной  организации,  а  также  лицами,  привлекаемыми  к  реализации 
образовательной  программы  на  условиях  гражданско-правового  договора,  в  том  числе  из  числа 
руководителей  и  работников  организаций,  направление  деятельности  которых  соответствует 
области профессиональной деятельности 02.Здравоохранение, и

 

имеющими стаж работы в данной 

профессиональной области не менее трех лет. 

Квалификация  педагогических  работников  образовательной  организации  должна  отвечать 

квалификационным  требованиям,  указанным  в  квалификационных  справочниках  и  (или) 
профессиональных стандартах (при наличии). 

Педагогические  работники,  привлекаемые  к  реализации  образовательной  программы, 

должны  получать  дополнительное  профессиональное  образование  по  программам  повышения 
квалификации,  в  том  числе  в  форме  стажировки  в  организациях,  направление  деятельности 
которых  соответствует  области  профессиональной  деятельности  02.  Здравоохранение,  не  реже 
одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 

Доля  педагогических  работников  (в  приведенных  к  целочисленным  значениям  ставок), 

обеспечивающих  освоение  обучающимися  профессиональных  модулей,  имеющих  опыт 


background image

 

деятельности  не  менее  3  лет  в  организациях,  направление  деятельности  которых  соответствует 
области  профессиональной  деятельности  02.Здравоохранение,  в  общем  числе  педагогических 
работников,  реализующих  программы  профессиональных  модулей  образовательной  программы, 
должна быть не менее 25 процентов. 

6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы 

6.6.1.  Примерные  расчеты  нормативных  затрат  оказания  государственных  услуг  по 

реализации образовательной программы

4

 

Расчеты  нормативных  затрат  оказания  государственных  услуг  по  реализации 

образовательной  программы  осуществляются  в  соответствии  с  Методикой  определения 
нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ 
среднего  профессионального  образования  по  профессиям  (специальностям)  и  укрупненным 
группам  профессий  (специальностей),  утвержденной  Минобрнауки  России  27 ноября  2015  г.  № 
АП-114/18вн. 

Нормативные  затраты  на  оказание  государственных  услуг  в  сфере  образования  по 

реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей 
и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы 
педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую 
работу  в  соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации  от  7  мая  2012  г.  №  597  «О 
мероприятиях по реализации государственной социальной политики». 

Раздел  7.  Формирование  оценочных  средств  для  проведения  государственной 

итоговой аттестации  

7.1.  Государственная  итоговая  аттестация  (далее  –  ГИА)  является  обязательной  для 

образовательных  организаций  СПО.  Она  проводится  по  завершении  всего  курса  обучения  по 
направлению  подготовки.  В  ходе  ГИА  оценивается  степень  соответствия  сформированных 
компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО. 

7.2. Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена.  
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации специалиста 

среднего звена: медицинская сестра/медицинский брат. 

7.3.  Для  государственной  итоговой  аттестации  образовательной  организацией 

разрабатывается программа государственной итоговой аттестации. 

Для  государственного  экзамена  используются  оценочные  материалы,  разработанные 

методическим центром аккредитации специалистов. 

7.4. Примерные оценочные средства для проведения ГИА включают  типовые задания для 

государственного экзамена, описание процедур и условий проведения государственной итоговой 
аттестации, критерии оценки.  

Примерные оценочные средства для проведения ГИА приведены в приложении.

 

                                                             

4

 Образовательная организация приводит расчетную величину стоимости услуги в соответствии с 

рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов.