background image

 


background image

 

 


background image

 

 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 
1.  ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………… 

2.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………….. 

3.  СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………….. 

4.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

5.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-

ГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)………………. 

6.  ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………………                                                     

 


background image

 

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

 
 

Медико-социальная  деятельность 

 
1.1. Область применения программы 

Программа профессионального модуля (далее программа) является частью  ос-
новной профессиональной образовательной программы Государственное  авто-
номное    профессиональное  образовательное  учреждение  Саратовской  области 
«Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»,  в соответствии с ФГОС 
по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело в части освоения основного ви-
да профессиональной деятельности (ВПД): медико-социальной деятельности и 
соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 
 

1.

 

ПК 5.1.

 

Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с 

различной патологией 

2.

 

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию 

3.

 

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь 

4.

 

ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, 
одиноких лиц, участников военных действий, лиц из группы социального 
риска 

5.

 

ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности 

6.

 

ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию 

 

 Программа  профессионального  модуля  может  быть  использована  при  реа-

лизации программы дополнительного профессионального образования по специ-
альности 31.02.01 Лечебное дело в соответствии с вышеперечисленными компе-
тенциями. 
 

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

 

С  целью  овладения  указанным  видом  профессиональной  деятельности  и 

соответствующими  профессиональными  компетенциями  обучающийся  в  ходе 
освоения профессионального модуля должен: 

иметь практический опыт: 

­

 

реабилитации  пациентов  при  различных  заболеваниях  и  травмах  в  разных 
возрастных группах; 

­

 

обучения пациента и его окружение вопросам организации рационального и 
лечебного  питания,  обеспечению  безопасной  среды,  применению  физиче-
ской культуры; 

­

 

осуществления психологической реабилитации; 

­

 

проведения  комплексов  лечебной  физкультуры  пациентам  различных  кате-
горий; 


background image

 

­

 

осуществления  основных  физиотерапевтических  процедур  по  назначению 
врача; проведения экспертизы временной нетрудоспособности; 

уметь: 

­

 

проводить  комплекс  упражнений  по  лечебной  физкультуре  при различных 
заболеваниях; 

­

 

проводить основные приемы массажа и лечебной физкультуры; 

­

 

проводить физиотерапевтические процедуры; 

­

 

определять  показания  и  противопоказания  к  санаторно-курортному  лече-
нию; 

­

 

составлять программу индивидуальной реабилитации; 

­

 

организовывать реабилитацию пациентов; 

­

 

осуществлять паллиативную помощь пациентам; 

­

 

проводить  медико-социальную  реабилитацию  инвалидов,  одиноких  лиц, 
участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и 
лиц из группы социального риска; 

­

 

проводить экспертизу временной нетрудоспособности; 

знать: 

­

 

основы законодательства в обеспечении социальной защиты населения; 

­

 

виды, формы и методы реабилитации; 

­

 

основы социальной реабилитации; 

­

 

принципы экспертизы временной нетрудоспособности при различных забо-
леваниях и травмах; 

­

 

группы инвалидности и основы освидетельствования стойкой утраты трудо-
способности в МСЭ; 

­

 

общее и специальное физиологическое воздействие физических упражнений 
и массажа на организм человека; 

­

 

психологические основы реабилитации; 

­

 

основные  виды  физиотерапевтических  процедур  и  возможности  их  приме-
нения в реабилитации; 

­

 

общее  и  специальное  физиологическое  воздействие  санаторно-курортного 
лечения на организм человека; 

­

 

показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; 

­

 

особенности  организации  социальной  помощи  пожилым,  престарелым  лю-
дям и инвалидам; 

­

 

принципы медико-социальной реабилитации инвалидов, одиноких лиц, уча-
стников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц 
из групп социального риска. 

 

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля: 

всего – 

306

 часов, в том числе: 

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 

234

  часа, включая: 

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 

156

 часов; 

самостоятельной работы обучающегося – 

78

 часов; 

производственной практики -  2 н / 

72 

часа. 


background image

 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  

 

Результатом  освоения  программы  профессионального  модуля  является 
овладение  обучающимися  видом  профессиональной  деятельности  -  медико-
социальной  деятельности,  в  том  числе  профессиональными  (ПК)  и  общими 
(ОК) компетенциями: 

 

Код 

Наименование результата обучения 

ПК 5.1. 

Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной 
патологией 
 

ПК 5.2. 

Проводить психосоциальную реабилитацию 
 

ПК 5.3. 

Осуществлять паллиативную помощь 
 

ПК 5.4. 

Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, 
одиноких лиц, участников военных действий, лиц с 
профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального 
риска 
 

ПК 5.5. 

Проводить экспертизу трудоспособности 
 

ПК 5.6. 

Оформлять медицинскую документацию 
 

ОК 1. 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей 
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 
 

ОК 2. 

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые 
методы и способы выполнения профессиональных задач, 
оценивать их эффективность и качество 
 

ОК 3. 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и 
нести за них ответственность 
 

ОК 4. 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой 
для эффективного выполнения возложенных на него профессио-
нальных задач, а также для своего профессионального и личност-
ного развития 
 

ОК 5. 

Использовать информационно-коммуникационные технологии в 
профессиональной деятельности 
 

ОК 6. 

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с 
коллегами, руководством, потребителями 


background image

 

ОК 7. 

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), 
за результат выполнения заданий 

ОК 8. 

Самостоятельно определять задачи профессионального и 
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно 
планировать и осуществлять повышение своей квалификации 
 

ОК 9. 

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профес-
сиональной деятельности 
 

ОК 10. 

Бережно относиться к историческому наследию и культурным 
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиоз-
ные различия 
 

ОК 11. 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отно-
шению к природе, обществу, человеку 
 

ОК 12. 

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны 
труда, производственной санитарии, инфекционной и противопо-
жарной безопасности 
 

ОК 13. 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и 
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и про-
фессиональных целей 
 

 


background image

 

3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

 

3.1. Тематический план профессионального модуля 

(вариант для СПО) 

 

Коды  

профессио-

нальных 

компетен-

ций 

Наименования разделов профессиональ-

ного модуля 

Всего ча-

сов 

(макс. 

учебная 

нагрузка и 

практики) 

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного 

курса (курсов) 

Практика  

Обязательная аудиторная учебная 

нагрузка обучающегося 

Самостоятельная 

работа 

обучающегося 

Учеб-

ная, 

часов

 

Производственная 

(по профилю спе-

циальности), 

часов 

(если предусмотрена 

рассредоточенная 

практика)

 

Всего, 

часов

 

в т.ч. 

лабораторные 

работы и 

практические 

занятия, 

часов 

в т.ч., 

курсовая 

работа 

(проект), 

часов

 

Всего, 

часов

 

в т.ч., 

курсовая 

работа 

(проект), 

часов

 

 

 

 

МДК  05.01 Медико-социальная деятельность

 

 

        3 

 

10 

ПК 5.1. 
ПК 5.2. 
ПК 5.3. 
ПК 5.4. 
ПК 5.5. 
ПК 5.6. 

Раздел 1. Обоснование применения 
форм и методов  психосоциальной 
и  медицинской  реабилитации, 
экспертизы временной и стойкой 
нетрудоспособности 

81 

54 

36 

 
 
 

18 

27 

 

 

 

ПК 5.1. 
ПК 5.2. 
ПК 5.3. 
ПК 5.4. 
ПК 5.5. 
ПК 5.6.

 

Раздел 2.

 

Осуществление медико-

социальной реабилитации пациен-
тов с различной патологией 

 
 

144 

 
 

96 

 
 

72 

 
 

24 

 
 

48 

 

 

 

 

ПК 5.1. 
ПК 5.2. 
ПК 5.3. 
ПК 5.4. 

Раздел 3. Осуществление паллиа-
тивной помощи

 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 
 

 

 

 


background image

 

ПК 5.5. 
ПК 5.6. 

 

ПК 5.1. 
ПК 5.2. 
ПК 5.3. 
ПК 5.4. 
ПК 5.5. 
ПК 5.6.

 

Раздел 4. Осуществление медико-
социальной реабилитации инвали-
дов, одиноких лиц, участников во-
енных действий, лиц с профессио-
нальными заболеваниями  и лиц из 
группы социального риска

 

 
 

 
 

 

 
 

 
 

 

 

 

 

Производственная практика (по 
профилю специальности)

, часов 

 

72/ 2 н 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего: 

306 

156 

108 

48 

78 

 

 

 

 


background image

10 

 

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) «Медико-социальная деятельность» 

 

Наименование  

разделов профессио-

нального модуля 

(ПМ) и тем 

Содержание учебного материала, практические занятия, 

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем 

часов 

Уровень 

освоения 

              

МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация 

 

 

234 

 

Раздел 1. Обоснование применения форм и методов психосоциальной и медицинской реабилитации, экспер-

тизы  временной и стойкой нетрудоспособности 

 

81 

 

Тема 1.1.  

Психосоциальная 

реабилитация 

Содержание 

Введение. 

Понятие  психологической  реабилитации,  ее  задачи  и  функции.  Механизмы  стресса  и 

формирования психогений. Понятие психотерапии, ее роль в психологической реабили-

тации. Основные направления психотерапии: психодинамическое, гуманистическое, ког-

нитивно-поведенческое.  Групповая  психотерапия.  Методы  и  приемы  психологической 

реабилитации. 

 

Понятие  «социально-реабилитационная  деятельность».  Категории  населения,  нуждаю-

щиеся в социальной реабилитации.  Средства, способы и формы реализации целей и за-

дач  социальной  реабилитации.  Технологии  социальной  реабилитации.  Социальный  ста-

тус, реакция личности на его изменение. Адаптация людей с ограниченными возможно-

стями здоровья в социальной среде. Образование людей с ограниченными возможностя-

ми  здоровья.  Профессиональная,  социально-средовая  реабилитация. Социально-бытовая 

ориентация. Медицинская документация, отражающая проведение психосоциальной реа-

билитации.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание

 

        28 

          2 

Тема 1.2.  

Лечебная физкульту-

ра и медицинский 

массаж

 

1.Нормативные  правовые  акты,  регламентирующие  работу  кабинета  лечебной  физкуль-

туры и кабинета медицинского массажа.

 

Механизм  действия  физических  упражнений  на  организм  человека.  Средства  лечебной 

физкультуры  (ЛФК),  формы  и  методы  ее  применения.  Классификация  физических  уп-

ражнений. Двигательные режимы и их характеристика на всех этапах реабилитации. Ос-

новные  принципы  подбора  и  дозировки  упражнений.  Схема  построения  занятий  лечеб-

ной гимнастикой. Определение объема физической нагрузки. Правила составления  ком-

плекса  физических  упражнений.  Особенности  проведения  лечебной  гимнастики  в  раз-

личных возрастных группах. Осуществление контроля за состоянием пациентов во время 

процедур. 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


background image

11 

 

 

2. Понятие о медицинском массаже. Классификация видов медицинского массажа. Пока-

зания  и  противопоказания  к  проведению  массажа.  Анатомо-физиологические  основы 

массажа. Физиологическое действие массажа на органы и системы организма. Ответные 

реакции организма на массажную процедуру. Гигиенические основы массажа. Дозировка 

массажа. Границы массируемых областей. Основные и  вспомогательные приемы масса-

жа, последовательность их проведения. Осуществление контроля за состоянием пациен-

тов во время проведения массажа. ЛФК и массаж при реабилитации пациентов с заболе-

ваниями  сердечно-сосудистой системы ,  верхних дыхательных путей ,  нервной систе-

мы,  ЖКТ и др. 

 

 

 

Практические занятия

 

      24 

          

 

1.Общие основы лечебной физкультуры. 

2.Общие вопросы массажа. 

3.ЛФК и массаж при реабилитации пациентов с сердечно-сосудистой патологией и  бо-

лезнях органов дыхания. 

4. ЛФК и массаж при реабилитации пациентов с патологией нервной системы и ЖКТ. 

 

 

 
 
 
 

 

Содержание 

          16 

            2 

Тема1.3.    Физиотера-

пия 

 

1.Нормативные правовые акты, регламентирующие работу физиотерапевтического отде-

ления, кабинета. Классификация физиотерапевтических факторов. Принципы физиотера-

певтического  лечения.  Общие  показания  и  противопоказания  к  физиотерапевтическим 

факторам. Совместимость с другими методами реабилитации.

Электролечение 

Физическая  характеристика  электролечебных  факторов,  физиологическое  и  лечебное 

действия  на организм, показания и противопоказания к электролечебным факторам. 

Принцип устройства аппаратов: 
-гальванизации и лекарственного электрофореза, 
-диадинамической терапии,  
-дарсонвализации,  
- магнитотерапии, 
-УВЧ-терапии.  Техника и методики проведения процедур. 

 

Лечение искусственно изме-

нённой воздушной средой 

Действие  отрицательно  и  положительно  заряженных  аэроионов  на  организм  человека. 

Механизм действия  аэроионотерапии  и аэрозольтерапии на организм. Показания и про-

тивопоказания к аэроионотерапии и аэрозольтерапии.. Виды аэрозолей, классификация . 

Светолечение. 

Солнечный спектр. Физиологическое и лечебное действие света в зависимости от длины 

волны. Энергия кванта. Искусственные источники инфракрасных, видимых и ультрафио-

летовых лучей. Показания и противопоказания к фототерапии. Методики и дозирование . 

Определение  биодозы.  Лазерная  физиотерапия.  Техника  безопасности  при  проведении 

процедур.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

12 

 

 

 

2. Лечебное применение механических факторов 

Физическая  характеристика  ультразвуковой  терапии  (УЗТ).  Действие  УЗТ  на  организм 

(тепловое, механическое, физико-химическое). Показания и противопоказания к ультра-

звуковой терапии и ультрафонофорезу. Порядок работы на аппаратах ультразвуковой те-

рапии. Методики проведения процедур (лабильная, стабильная, субаквальная).  Характе-

ристика контактной среды. Лечебные эффекты. 
 Водолечение. Понятие о гидро- и бальнеотерапии. Механизм действия (температурный, 

механический,  химический).  Показания  и  противопоказания  к  водолечению.  Принцип 

устройства  душевой  кафедры.  Порядок  проведения  водолечебных  процедур.  Дозирова-

ние водолечебных процедур.

 

 Теплолечение, грязелечение. Понятие о тепло- и  грязелечении. Классификация теплоно-

сителей.  Физическая  их  характеристика  (теплоемкость,  теплопроводность,  конвекция). 

Физиологическое и лечебное действие на организм

 

теплолечения и  грязелечения. Пока-

зания и противопоказания к теплолечению и  грязелечению. Методики применения теп-

ловых процедур, реакция пациентов на их  применение. Дозирование. Подготовка тепло-

носителей к процедуре. Порядок проведения процедур теплолечения и  грязелечения. 

Медицинская документация, отражающая проведение физиотерапевтических  процедур. 
 

 

 

 

 

Практические занятия

  

1.Изучение инструкций и оформление медицинской документации ФТО. 

2. Выполнение методик  ФТО процедур. 
 
 

12 

 

 

 

Тема 1.4.  

Санаторно-курортное 

лечение

 

 

Содержание

 

          2 

          1 

 

Понятие и цели  санаторно-курортного  лечения.  Характеристика природных  физических 

факторов.  Виды климатолечения. 

Показания  и  противопоказания  к  водолечебным  процедурам  и  пелоидотерапии.  Мине-

ральные лечебные воды для внутреннего применения. Физиологическое воздействие со-

держащихся в минеральной воде веществ. Методики применения минеральных вод, до-

зирование минеральной питьевой воды. Реакция пациентов на применение минеральных 

вод. Лекарственные травы, применяемые для фитотерапии. Лечебное и физиологическое 

воздействие лекарственных трав. Формы и методы применения фитосборов. Возможные 

реакции пациентов на применение фитосборов. 

Медицинская документация, отражающая проведение санаторно-курортного лечения. 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

13 

 

 

Тема  1.5.  Обучение 

пациента  и  его  окру-

жение  вопросам  ор-

ганизация 

рацио-

нального 

питания, 

обеспечения  безопас-

ной  среды,  примене-

ния 

физической 

культуры 

Содержание

 

         2 

        1 

Понятие «сбалансированное  рациональное питание».  Физиологические нормы питания 

для различных групп  детского и взрослого населения.  Понятие об энергетической цен-

ности пищи. Режим питания в зависимости от возраста и состояния здоровья. Цели, зада-

чи и принципы построения лечебного питания. Характеристика лечебных столов, показа-

ния и противопоказания к лечебному питанию. Диетотерапия при реабилитации больных 

с различной патологией. Оптимизация среды обитания, уменьшение факторов  риска для 

здоровья. 

 

Понятие физической культуры, основные её функции. Обучение пациента и его окруже-

ние применению индивидуальных комплексов физической культуры в домашних услови-

ях.

 

 

 

 

Тема 1.6. 

Экспертиза  времен-

ной  нетрудоспособно-

сти 

Содержание

 

       2 

 

Порядок  выдачи  листка  нетрудоспособности  при  заболеваниях,  травмах,  отравлениях  и 

других последствиях воздействия внешних причин. Порядок направления граждан на ме-

дико-социальную экспертизу. Порядок выдачи листка нетрудоспособности на период са-

наторно-курортного  лечения.  Порядок  выдачи  листка  нетрудоспособности  по  уходу  за 

больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом. Порядок выдачи ли-

стка  нетрудоспособности  при  карантине.  Порядок  выдачи  листка  нетрудоспособности 

при протезировании. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по беременности и ро-

дам. Ответственность за нарушение порядка выдачи листков нетрудоспособности. Пока-

затели заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 
 

 

 

 

Тема 1.7. 

Освидетельствование 

стойкой утраты тру-

доспособности в госу-

дарственных учреж-

дениях медико-

социальной эксперти-

зы (МСЭ) 

Содержание

 

          2 

Порядок  организации  деятельности  федеральных  государственных учреждений  меди-

ко-социальной экспертизы (МСЭ). Установление причин, сроков, времени

 

наступления 

инвалидности.  Определение  степени  утраты  профессиональной  трудоспособности. 

Группы  инвалидности.    Пенсионное  обеспечение  инвалидов.  Определение  медицин-

ских  показаний  и  противопоказаний  на  обеспечение  инвалидов  специальными  транс-

портными средствами и средствами передвижения. 

Медицинская документация

 

об освидетельствовании стойкой утраты трудоспособности. 

 

 

 
 

 
 
 

 

Самостоятельная работа (домашнее задание) 

­

 

написание рефератов по заданным темам:  

«Осуществление психосоциальной реабилитации инвалидов»,  

«Медицинский массаж и лечебная физкультура в реабилитации больных»,  

«Роль физиотерапии в медицинской реабилитации»,  

«Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению»,  

«Принципы лечебного питания в медицинской реабилитации»,  

        27 

 
 
 

 


background image

14 

 

 

«Основы экспертизы трудоспособности» 

­

 

работа  с  источниками  информации  (руководство,  учебно-методическая  литература, 

материалы на электронных носителях, периодические медицинские издания); 

­

 

участие в учебно-исследовательских работах / проектах; 

­

 

создание презентаций по заданным темам. 

 

 

 

Раздел 2.  Осуществление медико-социальной реабилитации пациентов с различной патологией  

     

144 

 

Тема 2.1. 

Медицинская  и пси-

хосоциальная реаби-

литация пациентов с 

заболеваниями внут-

ренних органов и 

систем 

 

Содержание 

       16 

          2 

1.Показания и противопоказания к применению  лечебной физкультуры и  физиотерапев-

тических процедур при болезнях

 

системы кровообращения, при болезнях органов дыха-

ния Особенности дозирования физической нагрузки. Санаторно-курортное лечение. Кор-

рекция  диеты.  Экспертиза  временной  нетрудоспособности.  Группы  инвалидности  и  ос-

видетельствование стойкой утраты трудоспособности в МСЭ. Социальная адаптация па-

циентов.  
2.Показания  и  противопоказания  к  применению  ЛФК,  лечебного  массажа  и  физиотера-

певтических процедур  при  болезнях  органов пищеварения  ,при  болезнях  почек  и  моче-

выводящих путей. Коррекция диеты. Санаторно-курортное лечение.  Экспертиза времен-

ной  нетрудоспособности.  Группы  инвалидности  и  освидетельствование  стойкой  утраты 

трудоспособности в МСЭ. Социальная адаптация пациентов.  

 

 
 

Практические занятия

 

        12 

            

1. Реабилитация пациентов при болезнях  системы кровообращения ,  органов дыхания, 

органов пищеварения. 

2.  Реабилитация  пациентов  при  болезнях  почек  и  мочевыводящих  путей  ,  эндокринной 

системы и др.

  

 

 

Тема 2.2. Медицин-

ская и психосоциаль-

ная реабилитация 

пациентов в травма-

тологии и ортопедии, 

хирургии, онкологии 

Содержание 

         16 

            2 

1.Показания и противопоказания к применению ЛФК,

 

 

 медицинского  массажа  и  физиотерапевтических  процедур,  к  санаторно-курортному  ле-

чению в травматологии и ортопедии. Экспертиза временной и  стойкой нетрудоспособ-

ности.  Группы  инвалидности.  Программы  индивидуальной  медицинской  и  психосоци-

альной реабилитации  больных с травмами. Профессиональная реабилитация.

 

2. Показания и противопоказания к применению ЛФК,  медицинского массажа, физиоте-

рапевтических процедур, к санаторно-курортному лечению

 

больных в хирургии. Экспер-

тиза временной нетрудоспособности. Группы инвалидности и освидетельствование стой-

кой утраты трудоспособности в МСЭ в хирургии. Формирование ампутационной культи 

при подготовке к протезированию. Программы индивидуальной медицинской и психосо-

циальной реабилитации после  операций на органах грудной клетки и брюшной полости, 

оперативных  вмешательств  на  сосудах,  головном  мозге,  после  ожогов  и  отморожений.  

Профессиональная реабилитация пациентов.

 

 

 


background image

15 

 

 

Экспертиза временной нетрудоспособности. Группы инвалидности   и освидетельствова-

ние стойкой утраты трудоспособности в онкологии. Физическая, психологическая,  соци-

альная и профессиональная реабилитация пациентов, получивших радикальное хирурги-

ческое лечение при злокачественных новообразованиях.   

 

 

 

Практические занятия

 

        12 

            

 

1.Реабилитация пациентов в травматологии и ортопедии. 
2. Реабилитация реабилитация больных в хирургии, в онкологии . 

 

 

 

Тема 2.3. Медицин-

кая  и психосоциаль-

ная реабилитация 

пациентов с болезня-

ми нервной системы 

Содержание

 

          8 

           2 

Показания и противопоказания к проведению лечебной физкультуры и массажа, физио-

терапевтических процедур. Использование физических упражнений: пассивных, пассив-

но-активных,  активных.  Обучение  самоуходу.  Санаторно-курортное  лечение.  Медико-

социальная экспертиза.  Определение медицинских показаний к трудоустройству. Соци-

альная адаптация.  Медицинская документация, отражающая проведение медицинской и 

психосоциальной реабилитации пациентов с болезнями нервной системы. 

 

 

Практическое занятие 

         6 

             

Реабилитация пациентов при болезнях нервной системы. 

 

 

 

 

Тема 2.4. 

Медицинская  и  пси-

хосоциальная  реаби-

литация  пациентов  в 

офтальмологии 

и 

оториноларингологии

 

 

Содержание

 

 

 

Показания и противопоказания к физиотерапевтическим процедурам, ЛФК, медицинско-

му массажу и санаторно-курортному лечению при болезнях глаза и его придаточного ап-

парата. Диеткоррекция.  Социальная адаптация пациентов.  

Показания и противопоказания к физиотерапевтическим процедурам, ЛФК, медицинско-

му массажу и санаторно-курортному лечению

 

в оториноларингологии  . Применение па-

тогенетически  обоснованных  реабилитационных  методов  до  и  после  оперативного  вме-

шательства. Социальная адаптация пациентов.  

Медицинская  документация,  отражающая  проведение  медицинской  и  психосоциальной 

реабилитации пациентов в офтальмологии и оториноларингологии. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практические занятия

 

         6 

            

Реабилитация пациентов в офтальмологии, в оториноларингологии.  

 

     

 

Тема 2.5. 

Медицинская реаби-

литация пациентов 

при инфекционных и 

паразитарных болез-

нях

 

Содержание

 

 

          8 

           2 

Показания и противопоказания к ЛФК, физиотерапевтическим процедурам и санатор-

но-курортному лечению при кишечных инфекциях, при вирусных инфекциях централь-

ной  нервной  системы,  при  вирусных  лихорадках,  передаваемых  членистоногими  и  ви-

русных геморрагических лихорадках , при вирусных гепатитах, при болезни, вызванной 

вирусом иммунодефицита человека (ВИ Ч), при туберкулезе. Организация двигательного 

режима и особенности диетического питания с учетом поражения отделов ЖКТ. Экспер-

тиза временной нетрудоспособности. Программы индивидуальной медицинской и психо-

социальной реабилитации 

 

 

 


background image

16 

 

 

Практическое занятие

 

          6 

            

 

Реабилитация пациентов при инфекционных и паразитарных болезнях 

 

 

 

Тема 2.6. 

Медицинская реаби-

литация пациентов 

при кожно-

венерических заболе-

ваниях

 

Содержание

 

          8 

            2 

Показания  и  противопоказания  к  физиотерапевтическим  процедурам,  массажу,  ЛФК  и 

санаторно-курортному лечению   .

 

при инфекциях кожи и подкожной клетчатки, при бул-

лезных  нарушениях , при болезнях  кожи и подкожной клетчатки, связанные с воздейст-

вием  излучения,  при  болезнях   придатков кожи  и  при  вирусных  инфекциях, характери-

зующиеся поражением кожи и слизистых оболочек, при инфекциях, передающихся пре-

имущественно  половым  путем.  Экспертиза  временной  и  стойкой  нетрудоспособности. 

Программы индивидуальной медицинской и психосоциальной реабилитации . 

Медицинская  документация,  отражающая  проведение  медицинской  и  психосоциальной 

реабилитации пациентов при кожно-венерических заболеваниях. 

 

 
 

Практическое  занятие

 

         6 

            

Реабилитация пациентов при кожно-венерических заболеваниях 

 

 

 

Тема 2.7. 

Медицинская  и  пси-

хосоциальная  реаби-

литация  пациентов  в 

стоматологии

 

 

Содержание 

 

 

Показания  и  противопоказания  к  физиотерапевтическим  процедурам

 

при  нарушениях 

развития и прорезывания зубов. при кариесе зубов, других болезнях твердых тканей зу-

бов при гингивитах и болезнях пародонта ,при челюстно-лицевых аномалиях, при стома-

титах.    Программы  индивидуальной  медицинской  и  психосоциальной  реабилитации  в 

стоматологии. Медицинская документация, отражающая проведение медицинской и пси-

хосоциальной реабилитации пациентов в стоматологии. 

 

 

Практическое  занятие

 

          6 

            

Реабилитация пациентов в стоматологии

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Тема 2.8. 

Медицинская  и  пси-

хосоциальная  реаби-

литация  пациентов  в 

акушерстве  и  гине-

кологии

 

Показания  и  противопоказания  к  ЛФК,  массажу  и  физиотерапевтическим  процедурам 

при  реабилитации  женщин  с  привычным  невынашиванием  беременности,  .  Экспертиза 

временной нетрудоспособности.  

Показания, противопоказания к  ЛФК,  физиотерапевтическим  процедурам   в послеродо-

вом периоде. Коррекция питания женщины в послеродовом и лактационном периодах. 

Показания  и  противопоказания  к  физиотерапевтическим  процедурам,  ЛФК  женщинам 

после операций на половых органах (операции на матке, влагалище, придатках). Контра-

цепция  в  послеоперационном  периоде.  Особенности  питания  в  послеоперационном  пе-

риоде. Экспертиза временной нетрудоспособности. 

 

Показания  и  противопоказания  к  ЛФК,  массажу,  физиотерапевтическим  процедурам  и 

санаторно-курортному лечению при гинекологических заболеваниях

Контрацепция.  Особенности  питания.  Экспертиза  временной  и  стойкой  нетрудоспособ-

ности. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

17 

 

 

Практические занятия

  

Показания и противопоказания  к ЛФК, физиотерапевтическим процедурам и санаторно-

курортному лечению в послеоперационном периоде. Экспертиза временной нетрудоспо-

собности.  Программы  индивидуальной  медицинской  и  психосоциальной  реабилитации 

гинекологических . 

          6 

           

 

 Реабилитация пациентов в акушерстве и гинекологии 

 

 

 

Тема 2.9. 

Медицинская и пси-

хосоциальная реаби-

литация при болезнях 

у детей в разных воз-

растных группах

 

Содержание

 

         16 

          2

 

1.Анатомо-физиологические особенности детей в различных возрастных периодах и спе-

цифика проведения реабилитационных мероприятий у детей: способов и методов психо-

логической,  психотерапевтической,  социальной  реабилитации,  медицинского  массажа, 

физиотерапевтических процедур,  занятий лечебной физической культуры.

 

Показания и противопоказания к проведению лечебной физкультуры, массажа, физиоте-

рапевтических  процедур  при  реабилитации  детей  с  врожденной  аномалией  развития. 

Программы  индивидуальной  медицинской  и  психосоциальной  реабилитации  детей  при 

врожденном вывихе бедра, врожденной мышечной кривошее, врожденной косолапости и 

пупочной грыже. 

Показания и противопоказания к проведению лечебной физкультуры, массажа и физио-

терапевтических процедур при детских инфекционных болезнях . Программы индивиду-

альной медицинской и психосоциальной реабилитации ребенка при острых респиратор-

ных вирусных инфекциях (ОРВИ), скарлатине, эпидемическом паротите, ветряной оспе и 

краснухе. 
2.Показания и противопоказания к ЛФК, массажу, физиотерапевтическим процедурам и 

санаторно-курортному  лечению    при  болезнях

  с

истемы  кровообращения,  при  болезнях 

органов  дыхания,  при  болезнях  и  повреждениях  нервной  системы,  при  миопатии  ,  при

 

болезнях

 почек и мочевыводящих путей  ,при

 

болезнях органов пищеварения. 

Организация физической  нагрузки  при  реабилитации  пациентов.  Программы  индивиду-

альной медицинской и психосоциальной реабилитации . 

Медицинская  документация,  отражающая  проведение  медицинской  и  психосоциальной 

реабилитации пациентов в различных периодах детского возраста. 

 

 
 
 
 
 
 
 

Практические занятия

 

        12 

           

1.Реабилитация детей с врожденной аномалией развития, при детских инфекционных бо-

лезнях,  при болезнях

 с

истемы кровообращения, 

2.Реабилитация    детей  при  болезнях  органов  дыхания,    нервной  системы,    мочевыводя-

щих путей, органов пищеварения. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

18 

 

Самостоятельная работа (домашнее задание) 

­

 

написание рефератов по заданным темам:  

 

«Медицинская   и психосоциальная  реабилитация пациентов  при отдельных 

болезнях органов дыхания»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

болезнях системы кровообращения»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

эндокринологических болезнях»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

болезнях мочеполовой системы»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

болезнях пищеварительной системы»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

болезнях нервной системы»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

болезнях в травматологии и ортопедии, хирургии, онкологии»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

болезнях в офтальмологии»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

болезнях в оториноларингологии»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

инфекционных и паразитарных болезнях»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных  

кожно-венерических болезнях»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

болезнях в стоматологии», 

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

болезнях в акушерстве»,  

 

«Медицинская  и  психосоциальная  реабилитация  пациентов  при  отдельных 

болезнях в гинекологии»,  

 

«Медицинская и психосоциальная реабилитация при  отдельных болезнях у 

детей  различных возрастных групп»; 

­

 

работа  с  источниками  информации  (руководство,  учебно-методическая  литература, 

материалы на электронных носителях, периодические медицинские издания); 

­

 

участие в учебно-исследовательских работах / проектах; 

­

 

разработка  адаптированных  программ  индивидуальной  медицинской  и  психологиче-

ской реабилитации пациентов; 

­

 

создание презентаций по заданным темам. 

 
 

         48 

 


background image

19 

 

Раздел 3. Осуществление паллиативной помощи 

         

 

 

Тема 3.1.  

Основные цели, зада-

чи и функции пал-

лиативной помощи 

 

 

Содержание

 

          2 

          1 

Понятие  «Паллиативная  медицина».  Цели,  принципы  современной  паллиативной  меди-

цины. Главные  задачи  и  функции паллиативной  помощи. Консультативно-патронажные 

формы  паллиативной  помощи.  Показания  к  госпитализации  в  стационары  и  отделения 

паллиативной  помощи.  Основные  задачи  хосписов.  Оказание  медицинской  помощи  по 

типу «хоспис на дому». Профессиональная этика и деонтология в паллиативной медици-

не. Роль фельдшера в осуществлении паллиативной помощи.  

 

 

 

Тема 3.2.  

Паллиативная по-

мощь при отдельных 

заболеваниях

 

 

Содержание

 

         2 

          1 

Осуществление  паллиативной  помощи  и  особенности  ухода  за  тяжелобольными  и  уми-

рающими  пациентами  с  острыми  и  хроническими  болезнями  системы  кровообращения, 

хроническими  цереброваскулярными  заболеваниями,  злокачественными  новообразова-

ниями,  ВИЧ-инфекцией/СПИД.  Особенности  паллиативной  помощи  пациентам  с  тяже-

лыми травматическими повреждениями. Принципы организации и осуществления психо-

логической  и  социальной  реабилитации  инкурабельных  больных.  Обучение  пациентов 

самоуходу, правилам личной гигиены, а их окружения – уходу за ними. Роль  фельдшера 

в    организации  и  проведении  медицинской, психологической    и  социальной  реабилита-

ции. 

Медицинская  документация,  отражающая  организацию  и  проведение  медицинской  и 

психосоциальной реабилитации больным, находящимся в критическом состоянии. 
 

 

 

 

Самостоятельная работа (домашнее задание) 

­

 

написание рефератов по заданным темам:  

«Цели и задачи паллиативной помощи»,  

«Оказание паллиативной помощи больным с хроническими цереброваскулярными 

заболеваниями»,  

«Оказание паллиативной помощи больным с онкологическими заболеваниями»,  

«Оказание паллиативной помощи больным с ВИЧ-инфекцией/СПИД», 

­

 

работа  с  источниками  информации  (руководство,  учебно-методическая  литература, 

материалы на электронных носителях, периодические медицинские издания); 

­

 

участие в учебно-исследовательских работах / проектах; 

­

 

создание презентаций по заданным темам. 

  

         

 

Раздел 4. Осуществление медико-социальной реабилитации инвалидов, одиноких лиц, участников 
 военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска

 

       

 

 


background image

20 

 

 

Тема 4.1.  

Медицинская и соци-

альная реабилитация 

инвалидов, одиноких 

лиц, участников во-

енных действий, лиц 

с профессиональны-

ми заболеваниями и 

лиц из группы соци-

ального риска

 

Содержание

 

          2 

 

 

Структура  государственных  и  общественных организаций, занимающихся проблемами 

социальной реабилитации инвалидов. Адаптация людей с ограниченными возможностя-

ми здоровья в социальной среде. Структура государственных и общественных организа-

ций, занимающихся проблемами социальной реабилитации одиноких лиц. Особенности 

психологии  их  личности.  Особенности  социальной  и  психологической  реабилитации 

одиноких лиц. 

Структура  государственных  и  общественных  организаций,  занимающихся  проблемами 

социальной  реабилитации  участников  военных  действий.  Особенности  психологии   

личности участников военных действий.   

Особенности психологии   личности лиц с профессиональными заболеваниями.   

Структура  государственных  и  общественных  организаций,  занимающихся  проблемами 

социальной реабилитации лиц из групп социального риска.  

Структура  государственных  и  общественных  организаций,  занимающихся  проблемами 

социальной защиты пожилых и престарелых граждан.  

 

 

Самостоятельная работа(домашнее задание) 

­

 

написание рефератов по заданным темам:  

«Медицинская и социальная реабилитация инвалидов», 

«Социальная реабилитация одиноких лиц», 

«Медицинская и социальная реабилитация участников военных действий», 

«Медицинская  и  социальная  реабилитация  лиц  с  профессиональными  заболева-

ниями», 

«Медицинская и социальная реабилитация лиц из группы социального риска», 

­

 

работа  с  источниками  информации  (руководство,  учебно-методическая  литература, 

материалы на электронных носителях, периодические медицинские издания); 

­

 

участие в учебно-исследовательских работах / проектах; 

­

 

создание презентаций по заданным темам. 

          

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


background image

21 

 

 

Производственная практика

  

Виды работ

 

­

 

составление плана-схемы работы по выявлению социально уязвимых категорий насе-

ления на обслуживаемом участке;  

­

 

установление доверительных и конструктивных отношений с  пациентами и их окру-

жением; 

­

 

составление программ индивидуальной медицинской и психосоциальной  реабилита-

ции инвалидов,  участников военных действий,   лиц, получивших профессиональные 

заболевания, пожилых и престарелых людей; 

­

 

составление программ индивидуальной  социальной и психологической реабилитации 

одиноких лиц, лиц из групп социального риска;  

­

 

оформление медицинской документации.  

 

проведение  комплексов    лечебной  физкультуры  (индивидуальных  и  групповых),  ме-

дицинского массажа и физиотерапевтических  процедур при различных  болезнях; 

 

контроль за состоянием пациента при проведении процедур; 

 

составление программ индивидуальной медицинской и психосоциальной   реабилита-

ции пациентов с различной патологией;  

оформление медицинской документации.  

­

 

осуществление  ухода за  пациентами  с острыми и хроническими  болезнями системы 

кровообращения,  хроническими  цереброваскулярными  заболеваниями,  злокачествен-

ными новообразованиями, ВИЧ-инфекцией /СПИД;  

­

 

выполнение врачебных назначений; 

­

 

проведение манипуляций, связанных с уходом за стомами, обработкой гнойных, неза-

живающих ран и пролежней;  

­

 

оказание консультативной помощи пациенту и его окружению;  

оформление медицинской документации. 

 

 

72/2 нед 

 

Всего

 

     

306 

 

 
 
 
 
 


background image

22 

 

4.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета меди-
ко-социальной реабилитации. 

 

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:  

­

 

мебель и стационарное учебное оборудование; 

­

 

физиотерапевтические аппараты, принадлежности к ним; 

­

 

медицинское оборудование и инструментарий; 

­

 

хозяйственные предметы; 

­

 

учебно-наглядные пособия (фантомы, муляжи и др.); 

­

 

предметы ухода и самоухода; 

­

 

лекарственные препараты; 

­

 

медицинская документация; 

­

 

литература по медико-социальной реабилитации. 

 
Технические средства обучения: 

­

 

телевизор; 

­

 

DVD-проигрыватель; 

­

 

компьютер (мультимедиа-система, система Интернет, интерактивная доска). 

 
Реализация  программы  модуля  предполагает  обязательную  производственную 
практику. 
 
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: 

­

 

компьютерные программы (обучающие, контролирующие); 

­

 

методические учебные материалы на электронных носителях; 

­

 

справочные материалы. 

 
4.2. Информационное обеспечение обучения 
Перечень  рекомендуемых  учебных  изданий,  Интернет-ресурсов,  дополни-
тельной литературы 
 
Основная литература: 

1.

 

Козлова  Л.В.  Основы  реабилитации  для  медицинских  колледжей: 
Учебное пособие: 5, 6-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 475 с. 

2.

 

Ибатов  А.Д.,  Пушкина  С.В.  Основы  реабилиталогии.  –  М.:  издатель-
ская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - 160 с. 

3.

 

Дубровский  В.И.  Лечебный  массаж.  Учебник  для  средних  и  высших 
учебных заведений по физической культуре. ВЛАДОС, 2003. - 463 с. 

4.

 

Калюжнова  Н.А.  Лечебная  физкультура.  –  Ростов  н/Д:  Феникс,  2010. 
с.348 

 

5.

 

Дзигуа М.В., Лунякина Е.А. Сестринское дело в акушерстве и гинеко-
логии. – М., 2005. - 590 с.

 


background image

23 

 

6.

 

Генш  Н.А.  Справочник  по  реабилитации.  Ростов  н/Д:  Феникс,  2008. 
с.348 

 

7.

 

Кошкалда  С.А.Основы  физиотерапии  для  медицинских  училищ.  Рос-
тов н/Д: Феникс, 2005. с.240 

 

8.

 

Дорошенко  В.А.Сестринское  дело  в  курортологии.  Ростов  н/Д:  Фе-
никс, 2005. с.320 

 

9.

 

Соколова Н.Г. Физиотерапия .Учебник. Феникс, 2012. с.350 

10.

 

Фокин В.Н. Современный курс массажа. – М.: изд-во «Фаир», 2010. - 
624 с.

 

11.

 

Панаев  М.М.  Основы  массажа  и  реабилитации  в  педиатрии  .Феникс. 
2003. 320 с.

 

 
Дополнительная литература: 

1.

 

Васильев Н.М. Лечебная физкультура. Учебник для студентов высших учеб-
ных заведений. Академия .2006. с 309. 

2.

 

Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рожде-
ния до трех лет. Корона ПРИНТ.2000. 320 с. 

3.

 

Стрельников  Н.И.  Физические  методы  лечения  в  неврологии.  Медицина 
2000. 320 с.  

4.

 

Ушаков  А.А.  Руководство  по  практической  физиотерапии  .Москва.  ТОО 
АНМИ 2000. с. 272 . 

5.

 

Южакова А.М. Сестринское дело в офтальмологии, - М.: АНМИ, 2005. – 245 
с. 

6.

 

Бортникова С. М, Зубахина Т.В. Сестринское дело в невропатологии и пси-
хиатрии с курсом наркологии. Феникс». 2003. 432с. 

7.

 

Зарянская В.Г, Онкология для медицинских колледжей. Феникс.2005 323 с 

8.

 

Овчинников Ю.М., Морозов С.В. Болезни уха, горла и носа. Учебник, доп. 
Минообразованием России, - М., 2009. – 200 с. 

9.

 

Чернов В.Н., Таранов И.И., Маслов А.И. Уход за хирургическими больными: 
Учебное пособие. – М.: Издательский центр «МарТ», 2004. - 224 с. 

10.

 

Васичкин В.И. Все о массаже . АСТ- ПРЕСС 2008. с. 

11.

 

Лотогруз  С.И.  Руководство  по  технике  массажа  и  мануальной  терапии  Фе-
никс 20020 512 с 

 

Нормативно-правовая документация  

Нормативно-правовые  акты,  регламентирующие  медико-социальную    деятель-
ность по РФ. 
 

Ссылки на электронные источники информации: 

1. 

http://independentfor.narod.ru/material/invguard.htm

  

О социальной защите инвалидов в РФ 
2

http://pravo.perspektiva-inva.ru/?117

  

Права инвалидов и их защита - Индивидуальная программа реабилитации. 
3

http://www.mil.ru/849/13812/53914/13808/index.shtml

  

Социальная реабилитация участников боевых действий. 


background image

24 

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса 

Теоретические занятия проводятся в учебных кабинетах. 
Учебная практика проводится в кабинетах медико-социальной реабилитации. 
Производственная практика – на базах республиканских, городских и муници-
пальных учреждений здравоохранения, центров медицинской социальной реа-
билитации, бюро медико-социальной экспертизы

­

 

ОП.00. Общепрофессиональные дисциплины 

­

 

ПМ.01. Диагностическая деятельность 

­

 

ПМ.02. Лечебная деятельность 

­

 

ПМ.04. Профилактическая деятельность 

­

 

ПМ.03. Организационно-аналитическая деятельность 

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса 

Реализация  основной  профессиональной  образовательной  программы  по 

специальности  среднего  профессионального  образования  Лечебное  дело  обес-
печивается педагогическими кадрами, имеющими высшее медицинское образо-
вание.  Преподаватели  должны  проходить  курсы  повышения  квалификации 
один раз в пять лет.  

Общие  и  непосредственные  руководители  производственной  практики 

должны иметь высшее медицинское образование. 
 
 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  

(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

 

Результаты  

(освоенные профес-

сиональные компе-

тенции) 

Основные показатели оценки резуль-

тата

 

Формы и методы кон-

троля и оценки  

ПК 5.1.

 

Осуществлять 

медицинскую 

реабилитацию 

пациентов с различной 

патологией 

 

­

 

Полнота знаний  нормативно-

правовой базы по осуществлению меди-

цинской реабилитации пациентов с раз-

личной патологией 

­

 

Правильность создания общих и ин-

дивидуальных планов по медицинской 

реабилитации пациентов с различной па-

тологией 

­

 

Правильность проведения комплек-

сов ЛФК, медицинского массажа и фи-

зиотерапевтических процедур 

­

 

Обоснованность направлений на са-

наторно-курортное лечение 

­

 

Точность рекомендаций по диетоте-

рапии 

­

 

Грамотность оформления медицин-

ской документации 
 

­

 

Устный или письмен-

ный экзамен 

­

 

Оценка выполнения 

практических умений  

­

 

Решение проблемно-

ситуационных задач 

­

 

Тестирование 

­

 

Демонстрация прак-

тических действий 

ПК 5.2. Проводить 

психосоциальную 

реабилитацию 
 

­

 

Полнота знаний нормативно-правовой 

базы по проведению психосоциальной 

реабилитации 

­

 

Правильность создания общих и  ин-

­

 

Устный или письмен-

ный экзамен 

­

 

Оценка выполнения 

практических действий  


background image

25 

 

дивидуальных  планов психосоциальной 

реабилитации обслуживаемого населе-

ния 

­

 

Точность выбора приемов и методов 

психологической реабилитации и психо-

терапевтической  беседы  

­

 

Правильность применения методик  

релаксации и аутогенной тренировки при 

реабилитации пациентов 

­

 

Грамотность оформления медицин-

ской документации 
 

­

 

Решение проблемно-

ситуационных задач 

­

 

Тестирование 

­

 

Демонстрация прак-

тических действий 

ПК 5.3. Осуществлять 

паллиативную помощь  
 

­

 

Полнота знаний нормативно-

правовой базы по осуществлению пал-

лиативной помощи 

­

 

Правильность создания общих и ин-

дивидуальных планов по паллиативной 

помощи пациентам  

­

 

Последовательность и точность вы-

полнения манипуляций больным, нуж-

дающимся в паллиативной помощи 

­

 

Правильность осуществления соци-

альной и психологической помощи боль-

ным и близким 

­

 

Грамотность оформления медицин-

ской документации 

­

 

Устный или письмен-

ный экзамен 

­

 

Оценка выполнения 

практических действий  

­

 

Решение проблемно-

ситуационных задач 

­

 

Тестирование 

­

 

Демонстрация прак-

тических действий 

ПК 5.4. Проводить 

медико-социальную 

реабилитацию 

инвалидов, одиноких 

лиц, участников 

военных действий, лиц с 

профессиональными 

заболеваниями и лиц из 

группы социального 

риска 
 

­

 

Полнота знаний нормативно-правовой 

базы по проведению медико-

социальной реабилитации инвалидов, 

одиноких лиц, участников военных 

действий, лиц с профессиональными 

заболеваниями и лиц из группы 

социального риска 

­

 

Правильность создания общих и 

индивидуальных планов по 

медицинской реабилитации инвалидов, 

одиноких лиц, участников     военных 

действий, лиц с профессиональными 

заболеваниями и лиц из группы 

социального риска 

­

 

Правильность проведения ролевой 

игры «Работа с семьей престарелого 

человека» 

­

 

Правильность осуществления 

психосоциальной реабилитации 

пациентов 

­

 

Грамотность оформления медицин-

ской документации  

­

 

Устный или письмен-

ный экзамен 

­

 

Оценка выполнения 

практических действий  

­

 

Решение проблемно-

ситуационных задач 

­

 

Тестирование 

­

 

Демонстрация прак-

тических действий 

ПК 5.5. Проводить 

экспертизу временной 

нетрудоспособности 
 

 

Полнота знаний нормативно-правовой 

базы по проведению экспертизы не-

трудоспособности 

 

Правильность выделения приоритет-

ного диагноза 

 

Грамотность и аккуратность заполне-

ния листка временной нетрудоспособ-

ности 

 

Точность анализирования  показателей 

заболеваемости с временной утратой 

трудоспособности 

­

 

Устный или письмен-

ный экзамен 

­

 

Решение проблемно-

ситуационных задач 

­

 

Тестирование 


background image

26 

 

 

­

 

Правильность создания  плана меди-

цинских, профилактических, социаль-

ных мероприятий, направленных на 

оздоровление условий труда, сниже-

ние заболеваемости 

­

 

Полнота обследования  инвалидов на 

дому и в производственных условиях 

по поручению руководителя 

­

 

Обоснованность трудовых рекомен-

даций инвалидам 

­

 

Грамотность оформления медицин-

ской документации 

­

 

 

ПК 5.6.Оформлять 

медицинскую 

документацию 
 

­

 

Полнота знаний нормативно-

правовой базы по медико-социальной 

деятельности 

­

 

Грамотность оформления медицин-

ской документации 

­

 

Устный или письмен-

ный экзамен 
 

 

 

Формы  и  методы  контроля  и  оценки  результатов  обучения  должны 

позволять  проверять  у  обучающихся  не  только  сформированность 
профессиональных  компетенций,  но  и  развитие  общих  компетенций  и 
обеспечивающих их умений. 

 

Результаты  

(освоенные общие компетен-

ции) 

Основные показатели 

оценки результата

 

Формы и методы контро-

ля и оценки 

ОК 1. Понимать сущность и 
социальную значимость своей 
будущей профессии, проявлять к 
ней устойчивый интерес. 
 

­

 

правильность понимания 
социальной значимости 
профессии фельдшера 

­

 

устный или письменный 
экзамен 

 

ОК 2. Организовывать 
собственную деятельность, 
выбирать типовые методы и 
способы выполнения 
профессиональных задач, 
оценивать их эффективность и 
качество. 
 

­

 

обоснованность примене-
ния методов  и способов 
решения профессиональ-
ных задач, анализ эффек-
тивности и качества их 
выполнения  

­

 

устный или письменный 
экзамен 

­

 

 оценка на практических 
занятиях 

ОК 3. Принимать решения в 
стандартных и нестандартных 
ситуациях и нести за них 
ответственность. 

­

 

точно и быстро оценивать 
ситуацию и правильно 
принимать решения в 
стандартных и нестан-
дартных ситуациях, нести 
за них ответственность 

 

­

 

решение ситуационных 
задач 

­

 

 оценка на практических 
занятиях 

 

ОК 4. Осуществлять поиск и 
использование информации, 
необходимой для эффективного 
выполнения возложенных на него 
профессиональных задач, а также 
для своего профессионального и 
личностного развития. 
 

­

 

грамотность, точность на-
хождения и использования 
информации для эффек-
тивного выполнения про-
фессиональных задач, 
профессионального и лич-
ностного развития  

­

 

 оценка на практических 
занятиях 

 


background image

27 

 

ОК 5. Использовать 
информационно-
коммуникационные технологии в 
профессиональной деятельности. 

правильность использования 
информационно-
коммуникационных техно-
логий в профессиональной 
деятельности фельдшера 

­

 

оценка на практических 
занятиях 

 

ОК 6. Работать в коллективе и в 
команде, эффективно общаться с 
коллегами, руководством, 
потребителями. 

­

 

эффективность взаимо-
действия с обучающими-
ся, коллегами, руково-
дством ЛПУ, пациентами 

­

 

оценка на практических 
занятиях 

 

ОК 7. Брать ответственность за 
работу членов команды 
(подчиненных), за результат 
выполнения заданий. 

­

 

полнота ответственности 
за работу подчиненных, за 
результат выполнения 
заданий 

­

 

оценка на практических 
занятиях 

 

ОК 8. Самостоятельно определять 
задачи профессионального и 
личностного развития, заниматься 
самообразованием, осознанно 
планировать и осуществлять 
повышение своей квалификации. 
 

­

 

эффективность 
планирования 
обучающимися 
повышения личностного 
уровня и своевременность 
повышения своей 
квалификации 

­

 

оценка на практических 
занятиях 

 

ОК 9. Ориентироваться в 
условиях частой смены 
технологий в профессиональной 
деятельности. 

­

 

рациональность использо-
вания инновационных 
технологий в профессио-
нальной деятельности 

­

 

оценка на практических 
занятиях 

 

ОК 10. Бережно относиться к 
историческому наследию и 
культурным традициям народа, 
уважать социальные, культурные 
и религиозные различия. 

­

 

бережность отношения к 

историческому наследию 

и культурным традициям 

народа 

­

 

толерантность по отноше-

нию к социальным, куль-

турным и религиозным 

различиям 

­

 

наблюдение за деятель-
ностью обучающихся в 
процессе освоения про-
фессионального модуля 

 

ОК 11. Быть готовым брать на 
себя нравственные обязательства 
по отношению к природе, 
обществу, человеку. 

­

 

полнота оценки соблюде-

ний правил и норм пове-

дения в обществе и бе-

режного отношения к 

природе  

­

 

наблюдение за деятель-
ностью обучающихся в 
процессе освоения про-
фессионального модуля 

 

ОК 12. Организовывать рабочее 
место с соблюдением требований 
охраны труда, производственной 
санитарии, инфекционной и 
противопожарной безопасности. 

­

 

рациональность организа-
ции рабочего места с со-
блюдением необходимых 
требований и правил 

­

 

оценка на практических 
занятиях 

 

ОК 13. Вести здоровый образ 
жизни, заниматься физической 
культурой и спортом для 
укрепления здоровья, достижения 
жизненных и профессиональных 
целей. 

­

 

систематичность ведения 
пропаганды и эффектив-
ность здорового образа 
жизни с целью профилак-
тики заболеваний 

­

 

наблюдение за деятель-
ностью обучающихся в 
процессе освоения про-
фессионального модуля 

 

 
 
 
 


background image

28 

 

Приложение 
 

 

6.1 Материально- техническое обеспечение профессионального модуля. 

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета : 
 

1. Мебель: 

столы 

-

 стулья 

-

 доска классная  

-

 кушетка 

-

 передвижные манипуляционные столики 

-

 шкафы офисные 

-

 ширмы 

-

 кушетка медицинская с подвижным головным концом 

-

 гимнастическая стенка 

-

 массажный стол 

винтовой стол  ( табурет) 

 

2. Предметы и средства индивидуальной защиты и гигиенического  
    ухода медицинского персонала: 

дозатор для жидкого мыла 

-

 полотенцедержатель 

-

 полотенце бумажное 

-

 халат хирургический 

-

 халат медицинский 

-

  набор  спецодежды  для  оказания  помощи  ВИЧ  инфицированным  и  при 

особо опасных инфекций 

-

 перчатки медицинские  

-

 маски медицинские 

 

3. Аппаратура, инструменты и посуда: 

- весы 
- ростометр 
- плантограф 
- углометр 
- сантиметровая лента 
- спирометр 
- тонометры 
- фонендоскопы 
- секундомеры 
- часы песочные 
- гантели разного веса  
- гимнастическая палка 
- набивные мячи (от 1 до 5 кг) 
- мяч резиновый 
- эспандеры 


background image

29 

 

- эластические (резиновые ) бинты 
- мешочки песочные для фиксации электродов 
- набор мелких предметов (кубики, мозаика) 
- тренажеры и механоаппараты для разработки мышц и суставов 
  (велотренажер, многопрофильный тренажер) 
- вибромассажеры 
- валики 
- комплект маркированных контейнеров (емкостей) для проведения 
  уборки 

 

Физиотерапевтические аппараты: 

гальванизации и лекарственного электрофореза 

-

 диадинамической терапии 

-

 амплипульстерапии 

-

 электросонотерапии 

-

 дарсонвальтерапии 

-

 ультратонтерапии 

-

 магнитотерапии 

-

 УВЧ-терапии 

-

 микроволновой терапии 

-

 аэрозольной терапии 

-

 ультразвуковой терапии 

 

Принадлежности к физиотерапевтическим аппаратам:

 

электроды 

-

 излучатели 

конденсаторные пластины 

 

4.

 

Медицинские принадлежности , предметы ухода за пациентом: 

корнцанги 

-

 ножницы 

-

 пинцеты 

-

 шпатели 

-

 лотки разные 

-

 битны 

-

 вата 

-

 клеенка 

-

 простыни 

пеленки 

-

 полотенца 

-

 салфетки марлевые 

-

 марля  

- резиновый круг 
- поролоновые круги и наволочки 
- поролоновые ватно-марлевые кольца 
- противопролежневый матрац 


background image

30 

 

 

5. Лекарственные средства: 

для обработки стом 

-

 для профилактики и обработки пролежней 

-

 массажные средства (кремы и др.) 

-

 контактные среды для ультразвуковой терапии 

-

 аптечка для оказания первой  медицинской помощи 

 

6.

 

Дезинфицирующие средства: 

мыло жидкое 

-

  различные  дезинфицирующие  средства*  с  методическими  рекоменда-

циями  (*Дезинфицирующие  средства-  порошки  или  жидкости,  имити-
рующие дезинфицирующие средства) 

 

7. Наглядные средства обучения: 

 бланки медицинской документации 

 

8. Технические средства обучения: 

устройства для прослушивания и визуализации учебного материала 

 
 

Рекомендуемое  дополнительное  материально-техническое  обеспечение 
реализации программы: 

велоэргометр 

-

 виртуальные тренажеры 

-

 компьютеры, ноутбуки 

-

 доска интерактивная