background image

 

 

 


background image

 

 

 


background image

 

 

3
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

стр. 

1.

 

ПАСПОРТ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 

ПРОГРАММЫ 

УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ 

1.

 

Область применения программы. 

2.

 

Место учебной дисциплины в структуре основной 
профессиональной программы. 

3.

 

Цель и задачи учебной дисциплины 

         1.4.

 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
 

2.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

      2.1 О

БЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. 

       2.2    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 

 

3.

 

УСЛОВИЯ 

РЕАЛИЗАЦИИ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 

ПРОГРАММЫ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

3.1. 

ТРЕБОВАНИЯ 

К 

МИНИМУМУ 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 

3.2

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. 

 

10 

4.

 

КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ 

 

 

11 

5.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ. 


background image

 

 

4
 

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Основы латинского языка с медицинской терминологией 

 

1.1. Область применения программы 

Рабочая  программа  учебной  дисциплины    является  частью    основной 

профессиональной 

образовательной 

программы 

Государственного 

автономного  профессионального  образовательного  учреждения  Саратовской 
области «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой» в соответствии 
с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело 

 
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной 
образовательной программы:  

 дисциплина «Основы латинского языка с 

медицинской терминологией» принадлежит к профессиональному циклу, 
включающему в себя обще-профессиональные дисциплины. 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения 
дисциплины: 

 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен 

уметь: 

 
-     правильно читать и писать на латинском языке медицинские 
(анатомические, клинические и фармацевтические) термины; 
-    объяснять значение терминов по знакомым термино-элементам; 
-   переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу. 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен  

знать: 

  
 - элементы латинской грамматики и способы  словообразования; 
-  500 лексических единиц 
-   глоссарий по специальности. 

 
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: 

     максимальной учебной нагрузки  обучающегося      60    часов, в том 
числе: 

обязательной аудиторной учебной нагрузки  обучающегося    40   часов; 
самостоятельной работы обучающегося    20  часов. 

 
 

 
 
 
 
 
 
 


background image

 

 

5
 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 
 

Вид учебной работы 

Объем часов 

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

60 

Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего)  

40 

в том числе: 

 

     практические занятия 

40 

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

20 

в том числе: 

 

работа  с  дополнительной  литературой,  Интернет-

источниками, со словарем и справочниками 

составление 

конспектов 

по 

темам, 

выполнение 

упражнений 

Составление таблиц 

Подготовка реферата 

Индивидуальные  задания  по  анализу  клинических 

терминов

                           

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 


background image

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской 

терминологией» 

по специальности среднего профессионального образования 

31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО 

 

Наименование разделов и тем 

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, 
самостоятельная работа 

Объем 
часов 

Уровень 
освоения 

Раздел 1. Введение. Фонетика 

 

12 

 

Тема 1.1

  

Введение. История развития латинского 
языка и медицинской терминологии. 
Алфавит. Буквы и буквосочетания. 
 

Содержание учебного материала. 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Основные направления и задачи дисциплины, виды медицинской терминологии 
и этапы её развития. 
2. Представления  об античной медицине, о краткой истории латинского и 
древнегреческого языков и их роли в становлении и развитии медицинской 
терминологии. 
3. Знакомство с латинским алфавитом.  
4.    Произношение  и  чтение    гласных,  согласных.  Дифтонги,  диграфы  и  другие 
буквосочетания. 
 

Практическое занятие. 

  

 

 Введение. История развития латинского языка и медицинской терминологии. 
Алфавит. Буквы и буквосочетания. 

Тема 1.2

  

Ударение. Правила определения 
краткости и долготы гласных. 
 

 

Содержание учебного материала. 

 

 

1. Понятие о долготе и краткости гласных.  

2.

 

Определение краткости  и долготы слога. Деление слова на слоги.  Правила 
постановки ударения. 

 
 

 

 

 

 

Практическое занятие. 

  

 

 Ударение. Правила определения краткости и долготы гласных. Частотные 
отрезки со сложной орфографией. 

Самостоятельная работа. 


background image

 

 

1.

 

Пословицы, поговорки и выражения на латинском языке. Работа с 
дополнительной литературой, интернет – источниками. 

      2. Проектные задания по истории развития латинского языка , влияние на 
развитие Европейской цивилизации и медицины- работа с дополнительной 
литературой, подготовка презентаций, реферативных сообщений.  

 

Раздел 2. Морфология 

 

30 

Тема 2.1  
Грамматические категории имён 
существительных. Существительные 1-2 
склонений. Несогласованное 
определение. 

Содержание учебного материала. 

1.

 

Грамматические категории латинских существительных. 

2.

 

Существительные 1 склонения. 

3.

 

Существительные 2 склонения. Правило среднего рода. 

4.

 

Правила образования и перевода грамматической конструкции с 
несогласованным определением. 

 

 

 

 
 

 

Практическое занятие. 

 
 

 
 

 

 
 

 
 
 

1. Имя существительное. Существительные 1-2 склонений. Несогласованное 
определение. 

Тема 2.2 
 
Существительные 3 склонения. 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание учебного материала. 

_4_____ 

 
 
 

 

 4 

1.

 

Существительные третьего склонения. 

2.

 

Типы склонения. 

 
1     Практическое занятие. 

1. Существительные 3 склонения. 
 
Самостоятельная работа. 
Существительные 4-5 склонеия — составление конспекта по теме. 

Тема 2.3 

Содержание учебного материала. 


background image

 

 

Прилагательные 1 и 2  группы.  
Согласование прилагательных   с 
существительными. 

1. Грамматические категории прилагательного: род, число, падеж. Две группы 
прилагательных, их характерные признаки. 
2. Прилагательные 1 группы. Словарная форма прилагательных. Склонение.  
3. Согласование прилагательных первой группы с существительными. 
4. Вторая группа – прилагательные 3-го склонения. Родовые окончания и деление 
прилагательных второй группы на три подгруппы: с тремя, двумя и одним 
окончанием. Словарная форма прилагательных каждой подгруппы. Особенности 
склонения. 
5.  Согласование прилагательных второй группы с существительными любого 
склонения.  
Степени сравнения прилагательных. 

 

 

 

Практические занятия. 

 

1.

 

Прилагательные 1 и 2  группы.  

2.

 

 Согласование прилагательных с существительными. 

 

 

Самостоятельная работа.  

1.

 

Причастия настоящего времени действительного залога.  

Составление конспекта по теме, выполнение упражнений. 

Тема 2.4. 
 Образование названий химических 
соединений. Частотные отрезки, 
содержащие информацию о химическом 
составе лекарственного средства. 

 

 

Содержание учебного материала. 

1.

 

Наименования химических элементов. 

2.

 

 Правила образования химических соединений: оксидов, кислот, солей.  

3.

 

Образование названий химических соединений и  применение  химических 
терминов в рецептурной строке. 

4.

 

Частотные отрезки,  содержащие информацию о химическом составе 
лекарственного средства. 

 

 

 

 

Практическое занятие.  

 

 
 
 

 Образование названий химических соединений. Частотные отрезки, 
содержащие информацию о химическом составе лекарственного средства. 

Самостоятельная работа  

 

1.

 

Названия химических соединений.  

Составление схем образования названий солей, оксидов, кислот.  

Раздел 3. Рецептура. 

 

Тема 3.1  

Содержание учебного материала. 


background image

 

 

Глагол. Общие сведения о рецепте. 
 Правила оформления латинской части 
рецепта. 
 

1.

 

Грамматические категории и типы спряжения глагола. 

2.

 

 Словарная форма глагола..  

3.

 

Употребление в рецептуре глаголов в форме повелительного наклонения и 
сослагательного.  

4.

 

 Общие сведения о заполнении рецепта. 

      5.Правила заполнения латинской части рецепта.  
       6.Образцы выписывания основных лекарственных форм. Перевод рецептов и 

оформление  их по заданному образцу. 

 7.Общепринятые рецептурные сокращения. 
8.Образцы выписывания основных лекарственных форм. 
  9.Перевод рецептов и оформление  их по заданному образцу. 
 
 

 
 
 
 
 
 

 

 

Практическое занятие. 
 

 

 Глагол. Латинская часть рецепта.  

 

 

Самостоятельная работа 
 
Выполнение заданий по выписыванию рецептов на различные лекарственные 
формы. 

 

Раздел 4. Клиническая терминология 

 

12 

 

Тема 4.1  
Клиническая терминология. Понятие 
термина и ТЭ. Основные модели 
построения терминов.  

Содержание учебного материала. 

1.

 

Введение в клиническую терминологию.  

2.

 

Состав слова.  

3.

 

Термин и терминоэлемент. 

4.

 

 

 

Способы образования клинических терминов: корневой, аффиксальный. 

Модели образования терминов. 

5.

 

Греческие суффиксы  в названиях патологических процессов и состояний -itis, 
-osis(-asis), - oma, - ia. Приставки. 

 

 

 

Практическое занятие. 

 

 Клиническая терминология. Понятие термина и ТЭ. Основные модели 
построения терминов. Названия наук, разделов медицины. 
 


background image

 

 

1

 
Тема 4.2.  
Греко-латинские дублеты. 
 . Названия методов обследования и 
лечения.  
Термины неотложных состояний. 
Частотные отрезки, содержащие 
информацию о терапевтической 
эффективности лекарственного средства. 

 

Содержание учебного материала. 

1.

 

Основные греческие корни, приставки.  

2.

 

Названия медико-биологических наук, специальностей и разделов 
клинической медицины.  

3.

 

Названия методов обследования и лечения.  

4.

 

Термины неотложных состояний. 

  

 

 

 

Практическое занятие.  

 

Терминология в специальности. 
 
 

 

 

  

 

 

 

 

Самостоятельная работа. 

 

Индивидуальные задания по анализу клинических терминов. 

 

 

 

 

Дифференцированный зачет 

 

 

Всего:  

60 

 


background image

 
 

 

1

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

Реализация  программы  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета  «Основы 
латинского языка и медицинской терминологии» 
 

Оборудование учебного кабинета:  

- посадочные места по количеству обучающихся. 
- рабочее место преподавателя. 
- комплект наглядных пособий. 
 

Технические средства обучения:  

- аудио- и видеосредства; 
- компьютер  с лицензионным программным обеспечением   
   и мультимедиапроектор. 

 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения 

Перечень  рекомендуемых  учебных  изданий,  Интернет-ресурсов,  дополнительной 
литературы 
 
Основные источники:  
 

1. Городкова Ю.И.. Латинский язык: Учебник для учащихся медицинских и 
фармацевтических училищ. / Ю.И. Городкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.- 346 с. 
 

 

Интернет-ресурсы: 

1. Онлайн-словари http://www.edu/ru.window.katalog 
2. http://www.onlain/multiplex.ru 

3.http://www.ru

 wikipedia.org 

 

Дополнительные источники:  
 

1.А.А. Марцелли  Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебное 
пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального 
образования. / А.А. Марцелли – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.- 380 с. 
 
2.Ю. Ф. Панасенко. Основы латинского языка с медицинской терминологией. Учебник 
для медицинских училищ и колледжей / Ю. Ф. Панасенко.-ГЭОТАР - Медиа, 2015, - 352 с. 
 

 
 
 


background image

 
 

 

1

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 

 
 
 

Результаты обучения  

(освоенные умения, усвоенные знания). 

Формы, методы контроля и  

оценки результатов обучения. 

Умения  правильно  читать  и  писать  на  латинском 
языке  медицинские  (анатомические,  клинические  и 
фармацевтические) термины 

Устный, письменный или тестовый с 
применением 

компьютерных 

технологий или контрольная работа; 
аттестация  в  форме  экзамена  или 
зачета. 

Умения  читать  и  переводить  рецепты,  оформлять  их 
по заданному нормативному образцу. 

Устный, 

письменный 

или 

контрольная работа; 
аттестация  в  форме  экзамена  или 
зачета. 

Умения 

использовать 

на 

латинском 

языке 

наименования  химических  соединений  (оксидов, 
солей, кислот). 

Письменный или тестовый. 

Умения  выделять  в  терминах  частотные  отрезки  для 
пользования  информацией  о  химическом  составе, 
фармакологической  характеристике, терапевтической 
эффективности лекарственного средства. 

Письменный или тестовый. 

Знания  элементов  латинской  грамматики  и  способов 
словообразования. 

Устный, письменный. 

Знание понятия "частотный отрезок".  
Знания 

частотных 

отрезков, 

наиболее 

часто 

употребляемых в названиях лекарственных веществ и 
препаратов. 

Устный, письменный или тестовый;  
аттестация  в  форме  экзамена  или 
зачета. 

Знания  основных  правил  построения  грамматической 
и графической структуры латинской части рецепта. 

Фронтальный, индивидуальный. 

Знания  700  лексических  единиц  и  основных 
рецептурных сокращений. 

Письменный 

или 

тестовый. 

с 

применением 

компьютерных 

технологий; 
аттестация  в  форме  экзамена  или 
зачета. 

Знание глоссария по специальности. 

Фронтальный, индивидуальный. 

 

 

 

Все 

формы 

контроля 

предусматривают  задания  разной 
степени 

сложности 

с 

целью 

обеспечения 

индивидуального 

подхода в обучении и как результат – 
оптимизации учебного процесса. 

 

 
 
 
 


background image

 
 

 

1

5.1 ПЕРЕЧЕНЬ 

формируемых профессиональных и общих компетенций 

 

Код компетенций 

Содержание 

ОК 1 

Понимать  сущность  и  социальную  значимость  своей  будущей 
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК 2 

Организовывать  собственную  деятельность,  исходя  из  цели  и 
способов ее достижения, определенных руководителем 

ОК 3 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях 
и нести за них ответственность. 

ОК 4 

Осуществлять 

поиск 

и 

использование 

информации, 

необходимой для эффективного выполнения профессиональных 
задач, профессионального и личностного развития. 

ОК 5 

Использовать информационно-коммуникационные технологии в 
профессиональной деятельности. 

ОК 6 

 Работать  в  коллективе  и  команде,  эффективно  общаться  с 
коллегами, руководством, потребителями. 

ОК 7 

Брать 

ответственность 

за 

работу 

членов 

команды( 

подчиненных), за результат выполнения заданий. 

ОК 8 

Соблюдать правила охраны 

ОК 9 

Ориентироваться  в  условиях  частой  смены  технологий  в 
профессиональной деятельности. 

ОК 10 

Бережно  относиться  к  историческому  наследию  и  культурным 
традициям  народа,  уважать  социальные,  культурные  и 
религиозные различия. 

ОК 11 

Быть  готовым  брать  на  себя  нравственные  обязательства  по 
отношению к природе, обществу, человеку. 

ОК 12 

Организовывать  рабочее  место  с  соблюдением  требований 
охраны  труда,  производственной  санитании,  инфекционной  и 
противопожарной безопасности. 

ОК 13 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой 
и  спортом  для  укрепления  здоровья,  достижения  жизненных  и 
профессиональных целей. 

 

 

ПК 1.2 

Проводить диагностические исследования. 

ПК 1.3 

Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. 

ПК 1.4 

Проводить диагностику беременности. 

ПК 1.5 

Проводить  диагностику  комплексного  состояния  здоровья 
ребенка. 

ПК 1.6 

Проводить диагностику смерти. 

ПК 2.3 

Выполнять лечебные вмешательства. 


background image

 
 

 

1

ПК 2.5 

Осуществлять контроль состояния пациента 

ПК 2.6 

Организовывать  специализированный  сестринский  уход  за 
пациентом 

ПК 2.7 

Организовать оказание психологической помощи пациенту и его 
окружению 

ПК 3.1 

Проводить диагностику неотложных состояний. 

ПК 3.2 

Определять тактику ведения пациента 

ПК 3.3 

Выполнять  лечебные  вмешательства  по  оказанию  медицинской 
помощи  на догоспитальном этапе 

ПК 3.4 

Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий 

ПК 3.5 

Осуществлять контроль состояния пациента 

ПК 3.6 

Определять  показания  к  госпитализации  и  проводить 
транспортировку пациента в стационар 

ПК 3.7 

Оформлять медицинскую документацию 

ПК 3.8 

Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь 
пострадавшим в чрезвычайных ситуациях 

ПК 4.5 

Проводить иммунопрофилактику 

ПК 4.9 

Оформлять медицинскую документацию 

ПК 5.1 

Осуществлять  медицинскую  реабилитацию  пациентов  с 
различной патологией. 

ПК 5.2 

Проводить психосоциальную реабилитацию 

ПК 5.3 

Осуществлять паллиативную помощь. 

ПК 5.4 

Проводить  медико-социальную  реабилитацию  инвалидов, 
одиноких  лиц,  участников  военных  действий  и  лиц  из  группы 
социального риска 

ПК 5.6 

Оформлять медицинскую документацию