background image

 

 


background image

 

 
 

 


background image

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

стр. 

1.

 

ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ 

 

2.

 

СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИС-
ЦИПЛИНЫ 

 

3.

 

УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ    УЧЕБНОЙ  ДИСЦИП-
ЛИНЫ 

 

11 

4.

 

КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕ-
НИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

12 

5.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

14 

 

 


background image

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

Генетика человека с основами медицинской  генетики 

1.1. Область применения рабочей программы 

Рабочая  программа  учебной  дисциплины  является  частью  Основной  про-

фессиональной образовательной программы в соответствии  с ФГОС по спе-
циальностям СПО: 

31.02.01 Лечебное дело, углубленный уровень  среднего профессионально-

го образования 

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована

 

при реа-

лизации программ дополнительного профессионального образования. 

1.2.  Место  учебной  дисциплины  в  структуре  основной  профессиональ-

ной образовательной программы: 

Учебная дисциплина  ОП.05 «Генетика человека с основами медицинской 

генетики» является составной частью П.00 Профессионального цикла, вклю-
чающий  в  себя  ОП.00  Общепрофессиональные  дисциплины  по  специально-
стям:   31.02.01 Лечебное дело,  углубленный уровень  среднего профессио-
нального образования. 

1.3.  Цели  и  задачи  учебной  дисциплины  –  требования  к  результатам 

освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен 

уметь

- проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией; 
-  проводить  беседы  по планированию семьи  с  учетом имеющейся наслед-

ственной  патологии; 

- проводить предварительную диагностику наследственных болезней. 
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен 

знать

- биохимические и цитологические основы наследственности; 
- закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов; 
- типы наследования признаков; 
-  методы изучения наследственности и  изменчивости  человека  в норме   и 

патологии; 

- основные виды изменчивости,  виды мутаций у человека, факторы мута-

генеза; 

-  основные  группы  наследственных  заболеваний,    причины  и  механизмы 

возникновения; 

- цели, задачи, методы  и показания к медико-генетическому консультиро-

ванию. 

1.4.    Количество  часов  на  освоение  Рабочей  программы  учебной  дис-

циплины:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: 

 

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  36 часа; 

 

самостоятельной работы обучающегося  18 часов. 


background image

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы

 

Объем часов

 

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

54 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 

 

36 

в том числе: 

 

     лекции 

16 

     практические занятия 

20 

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

18 

1.

 

Работа с обучающими и контролирующими электронными посо-
биями – «Медицинская генетика», «Общая биология» 

2.

 

Просмотр рекомендованного учебного видео на сайте  

3,5 

3.

 

Составление электронных презентаций по темам дисциплины.  

4.

 

Подготовка материалов и проведение бесед с разными группами 
населения по вопросам профилактики наследственных заболеваний 

5.

 

Составление и анализ родословных схем.  Выполнение учебно-
исследовательской работы 

6.

 

Изучение и анализ микрофотографий, видеофрагментов типов де-
ления клеток, фаз митоза и мейоза 

0,5 

7.

 

Изучение основной и дополнительной литературы, материалов 
сайтов 

8.

 

Решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, по-
лигибридное скрещивание, наследственные свойства крови по сис-
теме АВО и резус системе, наследование признаков с неполной пе-
нетрантностью 

При изучении каждого раздела дисциплины «Генетика человека с основами медицинской 

генетики»  проводятся следующие формы контроля знаний студентов: 

- индивидуальный; 
 - групповой; 
 -комбинированный; 
- самоконтроль; 
- фронтальный 
Все формы контроля  проводятся  разными методами: устный, письменный, тестовый 

с выставлением  поурочного балла. Для тестирования используются программные оболоч-
ки «Айрен»  и «My test». 

На учебном сайте преподавателя размещены видео материалы для самостоятельного 

просмотра, подготовки к учебным занятиям, задачник, обучающее видео и рекомендации 
для решения учебных задач. 

Выполняется  УИРС. 

По окончании  изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет. 


background image

 

2.2. Тематический план 

и содержание учебной дисциплины «Генетика человека с основами медицинской  генетики» 

 

 

Наименование 
разделов и тем 

 

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, 

 самостоятельная работа обучающихся 

 

Объем 

часов 

 

Уро-
вень 

освое-

ния 

Введение

 

 

 

Генетика 

 – история и 

задачи 

Содержание учебного материала:  Генетика человека  – область биологии, изучающая наследственность и из-

менчивость человека. 

Медицинская генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость с точки зрения патологии чело-

века. 

Связь дисциплины «Генетика человека с основами  медицинской генетики» с другими дисциплинами.  
История развития науки, вклад зарубежных и отечественных ученых. Перспективные направления решения 

медико-биологических и генетических проблем. 

 

 

Самостоятельная работа студента 

1. Изучение основной и дополнительной литературы. 
2. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 
3. Изучение видеоматериалов на сайте  

 

 

  

Раздел 1. 

 

Цитологические  и биохимические основы наследственности 

 

 

 

 

Тема 1.1. Ци-
тологические 

основы наслед-

ственности. 

 

Содержание учебного материала: 

Морфофункциональная характеристика клетки: общие понятия о клетке и ее функция. Органоиды клетки , 

клеточное ядро: функции, компоненты.. 

Строение и функции хромосом человека. Кариотип человека.  
Основные типы деления эукариотических клеток. Клеточный цикл и его периоды. 
Биологическая роль митоза и амитоза. Роль атипических митозов в патологии человека.  
 Биологическое значение мейоза. 
Гаметогенез. Развитие сперматозоидов и яйцеклеток человека. 

 

 
Самостоятельная работа обучающихся 

 

 


background image

 

1.

 

Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза. 

2.

 

Изучение основной и дополнительной литературы, интернет-источников. 

3.

 

Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 

4.

 

Изучение видеоматериалов на сайте  

 

Тема 1.2. 

Биохимические 
основы наслед-
ственности 

 

 
Содержание учебного материала 

Химическое строение и генетическая роль нуклеиновых кислот: ДНК и РНК.  Сохранение информации от по-

коления к поколению.  

Гены и их структура.  Генетический  код и его свойства. Реализация генетической информации.  
 

 

 

Практическое занятие  №4.  Наследственность и патология 

 
Самостоятельная работа обучающихся 

1.

 

Изучение кодовых таблиц по составу аминокислот. 

2. Изучение основной и дополнительной литературы. 
3. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 
4. Изучение видеоматериалов на сайте преподавателя 

 

 

 

Раздел 2. 

Основные закономерности наследования признаков 

 

 

12 

 

 

Тема 2.1. 

Закономерно-
сти 
наследования 
признаков 
 

Содержание учебного материала 
Сущность законов наследования признаков у человека. Законы Менделя. 
Типы наследования менделирующих признаков у человека. 
 Генотип и фенотип. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов: полное и неполное доминирование, ко-
доминирование, эпистаз, комплементарность, полимерия,  плейотропия.  Пенетрантность и экспрессивность 
генов у человека. 

Хромосомная теория Т.Моргана. Сцепленные гены, кроссинговер.  

Механизм наследования групп крови системы АВО и резус системы. Причины и механизм возникновения ос-
ложнений при гемотрансфузии, связанных с неправильно подобранной донорской кровью. Причины и меха-
низм возникновения резус конфликта матери и плода. 

10 

 

Практическое занятие  №1. Основные закономерности наследственности.  Моногибридное скрещивание 
Практическое занятие  №2 .Основные закономерности наследственности.  Дигибридное скрещивание 

 

 

 

 
Самостоятельная работа обучающихся 

1.

 

Решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание, наследст-

венные свойства крови по системе АВО и резус системе, наследование признаков с неполной пенетрантно-

 

 


background image

 

стью. 

2. Изучение видеоматериалов на сайте преподавателя 
3. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 
4. Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: « Наследование 

групп крови», «Болезни крови», «Свойства доминантных генов», «Донорство в России» и др.

 

 

Раздел 3

 

Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза. 

 

 

Тема 3.1.  

Изменчивость 
и мутации у 
человека. 

Содержание учебного материала 
Роль генотипа и внешней среды в проявлении признаков. Основные виды изменчивости.  
Причины и сущность мутационной изменчивости. 
 Виды мутаций (генные, хромосомные, геномные).  
Эндо - и экзомутагены.  
Мутагенез,  его виды.  
Фенокопии и генокопии. 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся. 

1.

 

Изучение основной и дополнительной литературы. 

2.

 

Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 

Изучение видеоматериалов на сайте преподавателя  

Раздел 4. 

Методы изучения наследственности и изменчивости человека 

 в норме и патологии 

14 

 

 

Тема 4.1. 

Генеалогиче-

ский метод. 

Близнецовый 

метод. 

Биохимический 

метод. 

 

Содержание учебного материала 
Особенности изучения наследственности человека как специфического объекта генетического анализа.  
Генеалогический метод. Методика составления родословных и их анализ. Особенности родословных при ауто-
сомно-доминантном, аутосомно-рецессивном и сцепленным с полом наследовании.  
Близнецовый метод. Роль наследственности и среды в формировании признаков.  
Биохимический метод. Качественные тесты, позволяющие определять нарушения обмена веществ.  
 

 

 

 
Практическое занятие № 3.  Методы изучения генетики человека. Генеалогический  метод  

 

 

 

Самостоятельная работа  обучающихся 
1. Подготовка проекта «Родословная  семьи (студента или известной личности)»: Изучение литературы, исто-
рии семьи, подготовка текста, составление электронной презентации. 

 

 


background image

 

 

Тема 4.2. 

Цитогенетиче-

ский и другие 

методы. 

 

Содержание учебного материала  

Цитогенетический метод. Карты хромосом человека. 

 Основные показания для цитогенетического исследования. Кариотипирование – определение количества и ка-
чества хромосом. Методы экспресс-диагностики  определения Х и Y хроматина.  
Хромосомные болезни. Количественные и структурные аномалии хромосом.  
Метод дерматоглифики.  
Методы генетики соматических клеток (простое культивирование, гибридизация, клонирование, селекция).  
Популяционно-статистический метод. Закон Харди-Вайнберга. 
Иммуногенетический метод.  

 

 

Самостоятельная работа обучающихся  
1. Изучение основной и дополнительной литературы. 
2. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 
3. Подготовка информационных сообщений по темам: «Синдром Дауна», «Синдром Клайнфельтера», «Трисо-
мии» 
4. Составление родословных схем. 

 

 

Раздел 5.  

Наследственность и патология 

17 

 

 

Тема 5.1 На-

следственные 

заболевания

  

Содержание учебного материала 
Наследственные болезни и их классификация. Причины генных заболеваний. 
 Аутосомно-доминантные заболевания. 
Аутосомно-рецессивные заболевания. 
 Х - сцепленные рецессивные и доминантные заболевания. 
 У- сцепленные заболевания.  
Количественные и структурные аномалии аутосом: синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау. Клини-
ка, цитогенетические варианты.  
Клинические синдромы при аномалиях половых хромосом: синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайн-
фельтера, синдром  трисомии Х, синдром дисомии по Y- хромосоме.  
Особенности болезней с наследственной  предрасположенностью.  Моногенные болезни с наследственной 
предрасположенностью. 
 Полигенные болезни с наследственной предрасположенностью. 
Врожденные пороки развития. 
 Гипертоническая болезнь. Ревматоидный артрит. Язвенная болезнь. Бронхиальная астма и др.  
Методы изучения мультифакториальных заболеваний.  
Принципы клинической диагностики наследственных заболеваний. Лабораторные методы диагностики наслед-
ственных болезней: цитогенетические, биохимические, молекулярно-генетические.

 

 

 

Практическое занятие № 4.  Наследственность и патология 

  

 

 


background image

 

10 

Самостоятельная работа  обучающихся 
1. Изучение видеоматериалов на сайте 
2. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 

3. Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: «Наследование 

мультифакториальных заболеваний», «Множественные врожденные пороки развития», «Полигенные болезни с 
наследственной предрасположенностью» 

 

 

 

Тема 5.2. 

Профилактика 

и лечение на-

следственных 

заболеваний.  

Медико-

генетическое 

консультиро-

вание 

 

Содержание учебного материала  
Виды профилактики наследственных болезней.   
Методы пренатальной диагностики (УЗИ, амниоцентез, биопсия хориона, определение фетопротеина). Медико-
генетическое консультирование  как профилактика наследственных заболеваний. Перспективное и ретроспек-
тивное консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию.  
Массовые, скринирующие методы выявления наследственных заболеваний. Пренатальная диагностика (неин-
вазивные и инвазивные методы).  Неонатальный скрининг.  

 

 

Самостоятельная работа  обучающихся 
1. Изучение видеоматериалов на сайте  
2. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 
3. Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: «Амниоцентез», 
«Скрининг», «Инвазивные методы пренатальной диагностики». 
 4. Проведение бесед с разными группами населения по вопросам профилактики наследственных заболеваний.   

Практическое занятие № 5.  Медико-генетическое консультирование. 
 

 

 

 

Дифференцированный зачет. 

  

 

 

ВСЕГО: 

54 

 


background image

 

11 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

3.1. Требования к минимальному  

материально-техническому обеспечению 

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета генети-
ки человека с основами медицинской генетики. 
 

Оборудование учебного кабинета: 

Технические средства обучения: 

1.  Мультимедиа система (компьютер, проектор) 
2.  Видеофильмы «Мутации», «Генезис», «Гены против нас», «Генетика: сек-
ретные файлы» и др.  
3.  Обучающие компьютерные программы 

 

2.2.

 

Информационное обеспечение обучения 

 

Перечень  рекомендуемых  учебных  изданий,  Интернет-ресурсов,  допол-
нительной литературы 

1. Основные источники: 

1. Бочков Н.П. Медицинская генетика. – М.: Мастерство, 2015. 
2. Тимолянова Т.П. Медицинская генетика для медсестер и фельдшеров  – 

Феникс, Ростов на Дону - 2015. 

2. Дополнительные источники: 

1.

 

Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и ме-
дицинская генетика (лекции и задачи). – Ростов-на- Дону: Феникс, 2014. 

2.

 

Журналы «Здоровье», «Медицинская сестра». 

 

3.

 

Электронные образовательные ресурсы  

1.

 

www.еbio.ru

,  

www.medgenet.ru

  , 

www.mama.ru

    

2.

 

www.mucoviscidoz.org

 материалы о муковисцидозе

www.vmeste-so-

vsemi.ru

 – о фенилкетонурии

http://www.hemophilia.ru

 – о гемофилии, 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

12 

3.

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

Контроль

 

и оценка

 результатов освоения учебной дисциплины осуществля-

ется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабора-
торных работ, тестирования, а также выполнения  обучающимися индивиду-
альных заданий, проектов, исследований. 

 

Результаты обучения 

(освоенные умения, усвоенные 

знания) 

Формы и методы контроля и оценки результатов 

обучения  

Проводить опрос и вести учет па-
циентов с наследственной патоло-
гией

 

Наблюдение и оценка выполнения практических дей-
ствий. 
Оценка правильности решения

 

ситуационных задач. 

Ведение деловой игры.

 

Проводить беседы по планирова-
нию семьи с учетом имеющейся 
наследственной  патологии 

Наблюдение и оценка выполнения практических дей-
ствий. 
Ведение деловой игры. 
Проверка тезисов профилактической беседы. 
Оценка  компьютерных  презентаций  по  заданной  те-
ме. 

 

Проводить предварительную ди-
агностику наследственных болез-
ней 

Наблюдение и оценка выполнения практических дей-
ствий. 
Оценка правильности решения

 

ситуационных задач  

Оценка  выполнения  компьютерных  тестовых  зада-
ний.

 

Биохимические и цитологические 
основы наследственности 

Оценка  компьютерных  презентаций  по  заданной  те-
ме. 
Оценка  выполнения  компьютерных  тестовых  зада-
ний. 
Индивидуальный и групповой опрос. 

 

Закономерности 

наследования 

признаков,  виды  взаимодействия 
генов

 

Типы наследования признаков

 

Методы  изучения  наследственно-
сти  и  изменчивости  человека  в 
норме  и патологии

 

Основные  виды  изменчивости,  
виды  мутаций  у  человека,  факто-
ры мутагенеза

 

Основные группы наследственных 
заболеваний,  причины и меха-
низмы возникновения 

 

Цели, задачи, методы  и показания 
к медико-генетическому консуль-
тированию 

 

 


background image

 

13 

Приложение 1 

 
 

Перечень формируемых компетенций (частично): 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ 

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 

 

Фельдшер должен обладать 

 профессиональными компетенциями (ПК), 

 соответствующими основным видам профессиональной деятельности  

 
 

Код  

компетенции 

 

Содержание 

 

 
 
 

ПК 2.1.

 

 

 

Представлять информацию в понятном для пациента виде, 
объяснять ему суть вмешательств.

 

  

ПК 2.2.

 

 

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, 
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

 

 

ПК 2.3.

 

 

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и 
службами.

 

 

ПК 2.4. 

Проводить контроль эффективности  лечения 

ПК 3.1. 

Проводить диагностику неотложных состояний 

ПК 5.3. 

Осуществлять паллиативную помощь 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

14 

 
 

Должен  обладать общими компетенциями (ОК,), включающими в себя 

способности: 

 
 

Код 

 компетенции 

 

 

Содержание 

 

ОК 1.

 

 

Понимать сущность и социальную значимость своей бу-
дущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

 

ОК 2.

 

 

Организовывать собственную деятельность, выбирать ти-
повые методы и способы выполнения профессиональных 
задач, оценивать их выполнение и качество.

 

 

ОК З.

 

 

Принимать решения в стандартных и нестандартных си-
туациях и нести за них ответственность.

 

 

ОК 4.

 

 

Осуществлять поиск и использование информации, необ-
ходимой для эффективного выполнения профессиональ-
ных задач, профессионального и личностного развития.

 

 

ОК 5.

 

 

Использовать информационно-коммуникационные тех-
нологии в профессиональной деятельности.

 

 

ОК 6. 

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с 
коллегами, руководством, потребителями. 

ОК 7. 

Брать ответственность за работу  членов команды ( под-
чиненных), за результат выполнения заданий. 

ОК 8.

 

 

Самостоятельно определять задачи профессионального и 
личностного развития, заниматься самообразованием, 
осознанно планировать и осуществлять повышение ква-
лификации.

 

 

ОК 9. 

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в 
профессиональной деятельности. 

ОК 10. 

Бережно относиться к историческому наследию и куль-
турным традициям народа, уважать социальные, культур-
ные и религиозные раличия. 

ОК 11.

 

 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства 
по отношению к природе, обществу и человеку. 


background image

 

15 

ОК 12. 

Организовывать рабочее место с соблюдением требований 
охраны труда, производственной санитарии, инфекционной 
и противопожарной безопасности 

ОК 13. 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической 
культурой и спортом для укрепления здоровья, достиже-
ния жизненных и профессиональных целей