1
2
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИС-
ЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИП-
ЛИНЫ
11
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕ-
НИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
5.
ПРИЛОЖЕНИЯ
14
4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Генетика человека с основами медицинской генетики
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью Основной про-
фессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спе-
циальностям СПО:
31.02.01 Лечебное дело, углубленный уровень среднего профессионально-
го образования
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
при реа-
лизации программ дополнительного профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональ-
ной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.05 «Генетика человека с основами медицинской
генетики» является составной частью П.00 Профессионального цикла, вклю-
чающий в себя ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины по специально-
стям: 31.02.01 Лечебное дело, углубленный уровень среднего профессио-
нального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь
:
- проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией;
- проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наслед-
ственной патологии;
- проводить предварительную диагностику наследственных болезней.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать
:
- биохимические и цитологические основы наследственности;
- закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;
- типы наследования признаков;
- методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и
патологии;
- основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мута-
генеза;
- основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы
возникновения;
- цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультиро-
ванию.
1.4. Количество часов на освоение Рабочей программы учебной дис-
циплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лекции
16
практические занятия
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
1.
Работа с обучающими и контролирующими электронными посо-
биями – «Медицинская генетика», «Общая биология»
2
2.
Просмотр рекомендованного учебного видео на сайте
3,5
3.
Составление электронных презентаций по темам дисциплины.
2
4.
Подготовка материалов и проведение бесед с разными группами
населения по вопросам профилактики наследственных заболеваний
2
5.
Составление и анализ родословных схем. Выполнение учебно-
исследовательской работы
4
6.
Изучение и анализ микрофотографий, видеофрагментов типов де-
ления клеток, фаз митоза и мейоза
0,5
7.
Изучение основной и дополнительной литературы, материалов
сайтов
1
8.
Решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, по-
лигибридное скрещивание, наследственные свойства крови по сис-
теме АВО и резус системе, наследование признаков с неполной пе-
нетрантностью
3
При изучении каждого раздела дисциплины «Генетика человека с основами медицинской
генетики» проводятся следующие формы контроля знаний студентов:
- индивидуальный;
- групповой;
-комбинированный;
- самоконтроль;
- фронтальный
Все формы контроля проводятся разными методами: устный, письменный, тестовый
с выставлением поурочного балла. Для тестирования используются программные оболоч-
ки «Айрен» и «My test».
На учебном сайте преподавателя размещены видео материалы для самостоятельного
просмотра, подготовки к учебным занятиям, задачник, обучающее видео и рекомендации
для решения учебных задач.
Выполняется УИРС.
По окончании изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.
6
2.2. Тематический план
и содержание учебной дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уро-
вень
освое-
ния
1
2
3
4
Введение
3
Генетика
– история и
задачи
Содержание учебного материала: Генетика человека – область биологии, изучающая наследственность и из-
менчивость человека.
Медицинская генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость с точки зрения патологии чело-
века.
Связь дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» с другими дисциплинами.
История развития науки, вклад зарубежных и отечественных ученых. Перспективные направления решения
медико-биологических и генетических проблем.
2
1
Самостоятельная работа студента
1. Изучение основной и дополнительной литературы.
2. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
3. Изучение видеоматериалов на сайте
1
1
Раздел 1.
Цитологические и биохимические основы наследственности
7
1
Тема 1.1. Ци-
тологические
основы наслед-
ственности.
Содержание учебного материала:
Морфофункциональная характеристика клетки: общие понятия о клетке и ее функция. Органоиды клетки ,
клеточное ядро: функции, компоненты..
Строение и функции хромосом человека. Кариотип человека.
Основные типы деления эукариотических клеток. Клеточный цикл и его периоды.
Биологическая роль митоза и амитоза. Роль атипических митозов в патологии человека.
Биологическое значение мейоза.
Гаметогенез. Развитие сперматозоидов и яйцеклеток человека.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
2
7
1.
Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза.
2.
Изучение основной и дополнительной литературы, интернет-источников.
3.
Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
4.
Изучение видеоматериалов на сайте
Тема 1.2.
Биохимические
основы наслед-
ственности
Содержание учебного материала
Химическое строение и генетическая роль нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Сохранение информации от по-
коления к поколению.
Гены и их структура. Генетический код и его свойства. Реализация генетической информации.
2
1
Практическое занятие №4. Наследственность и патология
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Изучение кодовых таблиц по составу аминокислот.
2. Изучение основной и дополнительной литературы.
3. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
4. Изучение видеоматериалов на сайте преподавателя
2
2
Раздел 2.
Основные закономерности наследования признаков
12
Тема 2.1.
Закономерно-
сти
наследования
признаков
Содержание учебного материала
Сущность законов наследования признаков у человека. Законы Менделя.
Типы наследования менделирующих признаков у человека.
Генотип и фенотип. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов: полное и неполное доминирование, ко-
доминирование, эпистаз, комплементарность, полимерия, плейотропия. Пенетрантность и экспрессивность
генов у человека.
Хромосомная теория Т.Моргана. Сцепленные гены, кроссинговер.
Механизм наследования групп крови системы АВО и резус системы. Причины и механизм возникновения ос-
ложнений при гемотрансфузии, связанных с неправильно подобранной донорской кровью. Причины и меха-
низм возникновения резус конфликта матери и плода.
10
1
Практическое занятие №1. Основные закономерности наследственности. Моногибридное скрещивание
Практическое занятие №2 .Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание
8
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание, наследст-
венные свойства крови по системе АВО и резус системе, наследование признаков с неполной пенетрантно-
2
2
8
стью.
2. Изучение видеоматериалов на сайте преподавателя
3. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
4. Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: « Наследование
групп крови», «Болезни крови», «Свойства доминантных генов», «Донорство в России» и др.
Раздел 3
Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза.
4
Тема 3.1.
Изменчивость
и мутации у
человека.
Содержание учебного материала
Роль генотипа и внешней среды в проявлении признаков. Основные виды изменчивости.
Причины и сущность мутационной изменчивости.
Виды мутаций (генные, хромосомные, геномные).
Эндо - и экзомутагены.
Мутагенез, его виды.
Фенокопии и генокопии.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся.
1.
Изучение основной и дополнительной литературы.
2.
Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
Изучение видеоматериалов на сайте преподавателя
2
2
Раздел 4.
Методы изучения наследственности и изменчивости человека
в норме и патологии
14
Тема 4.1.
Генеалогиче-
ский метод.
Близнецовый
метод.
Биохимический
метод.
Содержание учебного материала
Особенности изучения наследственности человека как специфического объекта генетического анализа.
Генеалогический метод. Методика составления родословных и их анализ. Особенности родословных при ауто-
сомно-доминантном, аутосомно-рецессивном и сцепленным с полом наследовании.
Близнецовый метод. Роль наследственности и среды в формировании признаков.
Биохимический метод. Качественные тесты, позволяющие определять нарушения обмена веществ.
6
1
Практическое занятие № 3. Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка проекта «Родословная семьи (студента или известной личности)»: Изучение литературы, исто-
рии семьи, подготовка текста, составление электронной презентации.
4
2
9
Тема 4.2.
Цитогенетиче-
ский и другие
методы.
Содержание учебного материала
Цитогенетический метод. Карты хромосом человека.
Основные показания для цитогенетического исследования. Кариотипирование – определение количества и ка-
чества хромосом. Методы экспресс-диагностики определения Х и Y хроматина.
Хромосомные болезни. Количественные и структурные аномалии хромосом.
Метод дерматоглифики.
Методы генетики соматических клеток (простое культивирование, гибридизация, клонирование, селекция).
Популяционно-статистический метод. Закон Харди-Вайнберга.
Иммуногенетический метод.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучение основной и дополнительной литературы.
2. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
3. Подготовка информационных сообщений по темам: «Синдром Дауна», «Синдром Клайнфельтера», «Трисо-
мии»
4. Составление родословных схем.
2
2
Раздел 5.
Наследственность и патология
17
Тема 5.1 На-
следственные
заболевания
Содержание учебного материала
Наследственные болезни и их классификация. Причины генных заболеваний.
Аутосомно-доминантные заболевания.
Аутосомно-рецессивные заболевания.
Х - сцепленные рецессивные и доминантные заболевания.
У- сцепленные заболевания.
Количественные и структурные аномалии аутосом: синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау. Клини-
ка, цитогенетические варианты.
Клинические синдромы при аномалиях половых хромосом: синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайн-
фельтера, синдром трисомии Х, синдром дисомии по Y- хромосоме.
Особенности болезней с наследственной предрасположенностью. Моногенные болезни с наследственной
предрасположенностью.
Полигенные болезни с наследственной предрасположенностью.
Врожденные пороки развития.
Гипертоническая болезнь. Ревматоидный артрит. Язвенная болезнь. Бронхиальная астма и др.
Методы изучения мультифакториальных заболеваний.
Принципы клинической диагностики наследственных заболеваний. Лабораторные методы диагностики наслед-
ственных болезней: цитогенетические, биохимические, молекулярно-генетические.
5
1
Практическое занятие № 4. Наследственность и патология
3
2
10
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучение видеоматериалов на сайте
2. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
3. Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: «Наследование
мультифакториальных заболеваний», «Множественные врожденные пороки развития», «Полигенные болезни с
наследственной предрасположенностью»
2
2
Тема 5.2.
Профилактика
и лечение на-
следственных
заболеваний.
Медико-
генетическое
консультиро-
вание
Содержание учебного материала
Виды профилактики наследственных болезней.
Методы пренатальной диагностики (УЗИ, амниоцентез, биопсия хориона, определение фетопротеина). Медико-
генетическое консультирование как профилактика наследственных заболеваний. Перспективное и ретроспек-
тивное консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию.
Массовые, скринирующие методы выявления наследственных заболеваний. Пренатальная диагностика (неин-
вазивные и инвазивные методы). Неонатальный скрининг.
4
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучение видеоматериалов на сайте
2. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
3. Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: «Амниоцентез»,
«Скрининг», «Инвазивные методы пренатальной диагностики».
4. Проведение бесед с разными группами населения по вопросам профилактики наследственных заболеваний.
1
2
Практическое занятие № 5. Медико-генетическое консультирование.
2
2
Дифференцированный зачет.
2
ВСЕГО:
54
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета генети-
ки человека с основами медицинской генетики.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
1. Мультимедиа система (компьютер, проектор)
2. Видеофильмы «Мутации», «Генезис», «Гены против нас», «Генетика: сек-
ретные файлы» и др.
3. Обучающие компьютерные программы
2.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, допол-
нительной литературы
1. Основные источники:
1. Бочков Н.П. Медицинская генетика. – М.: Мастерство, 2015.
2. Тимолянова Т.П. Медицинская генетика для медсестер и фельдшеров –
Феникс, Ростов на Дону - 2015.
2. Дополнительные источники:
1.
Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и ме-
дицинская генетика (лекции и задачи). – Ростов-на- Дону: Феникс, 2014.
2.
Журналы «Здоровье», «Медицинская сестра».
3.
Электронные образовательные ресурсы
1.
2.
материалы о муковисцидозе,
– о фенилкетонурии,
12
3.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и оценка
результатов освоения учебной дисциплины осуществля-
ется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабора-
торных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивиду-
альных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
Проводить опрос и вести учет па-
циентов с наследственной патоло-
гией
Наблюдение и оценка выполнения практических дей-
ствий.
Оценка правильности решения
ситуационных задач.
Ведение деловой игры.
Проводить беседы по планирова-
нию семьи с учетом имеющейся
наследственной патологии
Наблюдение и оценка выполнения практических дей-
ствий.
Ведение деловой игры.
Проверка тезисов профилактической беседы.
Оценка компьютерных презентаций по заданной те-
ме.
Проводить предварительную ди-
агностику наследственных болез-
ней
Наблюдение и оценка выполнения практических дей-
ствий.
Оценка правильности решения
ситуационных задач
Оценка выполнения компьютерных тестовых зада-
ний.
Биохимические и цитологические
основы наследственности
Оценка компьютерных презентаций по заданной те-
ме.
Оценка выполнения компьютерных тестовых зада-
ний.
Индивидуальный и групповой опрос.
Закономерности
наследования
признаков, виды взаимодействия
генов
Типы наследования признаков
Методы изучения наследственно-
сти и изменчивости человека в
норме и патологии
Основные виды изменчивости,
виды мутаций у человека, факто-
ры мутагенеза
Основные группы наследственных
заболеваний, причины и меха-
низмы возникновения
Цели, задачи, методы и показания
к медико-генетическому консуль-
тированию
13
Приложение 1
Перечень формируемых компетенций (частично):
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Фельдшер должен обладать
профессиональными компетенциями (ПК),
соответствующими основным видам профессиональной деятельности
Код
компетенции
Содержание
ПК 2.1.
Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2.
Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3.
Сотрудничать с взаимодействующими организациями и
службами.
ПК 2.4.
Проводить контроль эффективности лечения
ПК 3.1.
Проводить диагностику неотложных состояний
ПК 5.3.
Осуществлять паллиативную помощь
14
Должен обладать общими компетенциями (ОК,), включающими в себя
способности:
Код
компетенции
Содержание
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей бу-
дущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать ти-
повые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК З.
Принимать решения в стандартных и нестандартных си-
туациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необ-
ходимой для эффективного выполнения профессиональ-
ных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные тех-
нологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать ответственность за работу членов команды ( под-
чиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать и осуществлять повышение ква-
лификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10.
Бережно относиться к историческому наследию и куль-
турным традициям народа, уважать социальные, культур-
ные и религиозные раличия.
ОК 11.
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу и человеку.
15
ОК 12.
Организовывать рабочее место с соблюдением требований
охраны труда, производственной санитарии, инфекционной
и противопожарной безопасности
ОК 13.
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической
культурой и спортом для укрепления здоровья, достиже-
ния жизненных и профессиональных целей