background image

 

 


background image

 

 


background image

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

стр. 

1.

 

ПАСПОРТ 

РАБОЧЕЙ 

ПРОГРАММЫ 

УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ 

 

2.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

3.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ 

 

4.

 

КОНТРОЛЬ 

И 

ОЦЕНКА 

РЕЗУЛЬТАТОВ 

ОСВОЕНИЯ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

5.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

      1.ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И    
ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (ЧАСТИЧНО) 

     2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ  И  ПРАКТИЧЕСКИХ         
ЗАНЯТИЙ 

 

10 

 

 


background image

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» 

 

1.1. Область применения программы 

Программа  учебной  дисциплины  является  частью  основной  профессиональной 
образовательной  программы  Государственного  автономного  профессионального 
образовательного  учреждения  Саратовской  области  «Вольский  медицинский  колледж 
им. З.И. Маресевой» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное 
дело 

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной 
программы: 

общий гуманитарный и социально-экономический цикл 

 

1.3.  Цели  и  задачи  дисциплины  –  требования  к  результатам  освоения 
дисциплины: 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 

-

 

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной 
деятельности; 

-

 

использовать  приемы  саморегуляции  поведения  в  процессе  межличностного 
общения. 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 

-

 

взаимосвязь общения и деятельности; 

-

 

цели, функции, виды и уровни общения; 

-

 

роли и ролевые ожидания в общении; 

-

 

виды социальных взаимодействий; 

-

 

механизмы взаимопонимания в общении; 

-

 

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; 

-

 

этические принципы общения; 

-

 

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. 

 
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 

72 часа

, том числе: 

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 

48 часов

самостоятельной работы обучающегося 

24 часов.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 
 

Вид учебной работы 

Объем 

часов 

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

72 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

48 

в том числе: 

 

     практические занятия 

42 

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

24 

в том числе: 

 

 

работа  с  литературой  в  библиотеке  колледжа,  работа  в 
сети Интернет; 

 

подготовка рефератов, докладов, сообщений; 

 

составление кроссвордов, презентативного материала; 

 

подготовка к контрольному опросу, тестовым заданиям; 

 

решение ситуационных задач; 

 

исследование 

по 

психологическим 

методикам, 

интерпретация результатов. 

 

самодиагностика 

 

ведение дневника наблюдения

 

 

 

выполнение психогимнастических упражнений 

 

проектная деятельность 

 

 

Итоговая аттестация в форме

 

дифференцированного зачета 

 


background image

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения» 

 

Наименование 
разделов и тем 

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, 

самостоятельная работа обучающихся.

  

Объем 

часов 

Уровень 

освоения 

Раздел 1. 

Психология 

общения 

 

 

 

 
 
 

Тема 1.1. 

Профессиональное 

общение 

медицинского 

работника 

 

Содержание учебного материала 

30 

Общение как социальный феномен.

 

 Понятие «общение» в психологии. Категории «общения» 

и  «деятельности»  в  психологии.  Виды  и  уровни  и  функции  общения.  Общение  как 
межличностное взаимодействие. Барьеры общения: способы преодоления. Техники и приемы 
эффективного  общения.  Правила  слушания.  Понятие  делового  общения.  Правила  ведения 
деловой  беседы,  убеждения.  Особенности  профессионального  общения  медицинского 
работника.  

 

 

1.Практическое занятие 

Общение как социальный феномен. 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Работа  с  литературой  в  библиотеке  колледжа.  Работа  с  сети  Интернет.  Создание 
мультимедийных презентаций по пройденной теме.

 

 

 

2.Практическое занятие 

Техники установления контакта и активного слушания.  

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Работа с литературой в библиотеке. Работа с сети Интернет. Решение ситуационных задач 

 

 

3.Практическое занятие

 

 

Манипуляции в общении.  

 

 

Самостоятельная работа  

 

Изучение информационного материала (приемы эффективного общения по Д.Карнеги). 
Самодиагностика  коммуникативных  способностей.  Ведение  дневника  наблюдения 
(Социальные роли) Решение ситуационных задач по барьерам общения 

 

 

4.Практическое занятие

 

Имидж и профессионально-значимые качества медицинского работника 

 

 


background image

 

Самостоятельная работа

 

 

Работа с литературой в библиотеке колледжа. Работа с сети Интернет. Подготовка сообщения

 

 

5.Практическое занятие 

Этические принципы общения медработника. 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Работа с литературой в библиотеке колледжа. Работа с сети Интернет. Ведения дневника 
наблюдения (механизмы взаимопонимания в общении медицинского работника с коллегами, 
пациентами) 

 

 

6.Практическое занятие 

Переговоры, дискуссии, споры 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Работа с литературой в библиотеке колледжа. Работа с сети Интернет. Подготовка сообщения

 

 

 

7.Практическое занятие 

Психология выступления 

 

 

Самостоятельная работа  

 

Изучение информационного материала. 
Выполнение психогимнастических упражнений  

 

 

Раздел 2.  

Психология 

конфликта 

 

 

 

 

Тема 2.1 

Конфликт в 

профессиональной 

деятельности 

 

Содержание учебного материала 

10 

Конфликт как универсальное явление. Понятия «конфликт». Функции конфликта. Источники 
и  виды  конфликтов.  Способы  разрешения  конфликтов.  Особенности  производственных 
конфликтов.  Профилактика  конфликтов  в  организациях,  осуществляющих  медицинскую 
деятельность.  

 

 

8. Практическое занятие 

Конфликт в профессиональной деятельности 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся 

 

 

Самодиагностика стиля поведения в конфликтной ситуации. Ведение дневника наблюдения.  
Решение  ситуационных  задач.  Подготовка  сообщений  на  тему:  «Общение  с  трудными 
людьми» 

 


background image

 

9. Практическое занятие 

Общение в конфликтной ситуации. 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся 

 

Составление рекомендаций по работе с конфликтами в медицинских организациях.  
Выполнение 

психогимнастических 

упражнений, 

способствующих 

предупреждению 

конфликта, профилактике негативных состояний и использование приемов урегулирования.  

 

 

Раздел 3.  

Культура 

профессиональной 

коммуникации 

медицинского 

работника

 

 

 

 

 

Тема 3.1. 

Реализация 

индивидуального 

подхода.  

Работа в команде. 

 

Содержание учебного материала 

Понятие индивидуального подхода и  условия его реализации. Особенности коммуникации с 
разными  категориями  пациентов.  Типы  коммуникации  в  медицинских  организациях.  Фазы 
развития команды, особенности взаимодействия, принципы сотрудничества. Самореализация 
в  команде.  Социально-психологический  климат  в  организациях,  осуществляющих 
медицинскую деятельность.  

 

 

10.Практическое занятие 

Реализация индивидуального подхода.  

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся 

 

Изучение информационного материала. 
Самодиагностика факторов личностного влияния. 
Выполнение психогимнастических упражнений по формированию межличностной аттракции 

 

 

11.Практическое занятие 

Работа в команде.  Дифференцированный зачет.

 

 

 

Самостоятельная работа 

 

 

Работа  над  проектом    «Способы  оптимизации  общения  в  организациях,  осуществляющих 
медицинскую деятельность» 

 

 

                                                                                                 Максимальная учебная нагрузка (всего) 

72 

                                                                                                 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

48 


background image

 

 

 

 

 


background image

 

 

1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 
3.1. 

Требования 

к 

минимальному 

материально-техническому 

обеспечению 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.  

Оборудование  учебного  кабинета:  легко  перемещаемые  в  пространстве 
столы, стулья, доска. 

Технические  средства  обучения:  компьютер,  проектор,  экран, 

мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации, фильмы). 

3.2. Информационное обеспечение обучения 
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной 
литературы 
Основные источники: 

1.

 

Волкова А.И. Психология общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 

2.

 

Ильин Е.П. Психология общения. – СПб.: Питер, 2014 

3.

 

Ильин Е. П.   Психология общения и межличностных отношений  / Е.П. 
П. Ильин.-СПб.:   Питер,: 2016. 

4.

 

Руденко  А.М.  Психология  для  медицинских  специальностей/    А.М. 
Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.  

5.

 

Шеламова  ,  Г.  М.    Деловая  культура  и  психология  общения :учебное 
пособие /  Г. М. Шеламова .-М.:     Академия,   2015. 

 

Дополнительные источники: 

1.

 

Богатырева,  Н.  Конфликтогены  или  как  вести  себя  в  конфликте  / 
Н.Богатырева // Управление персоналом. - 2014. - №20. - С.77-81. 

2.

 

Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. - СПб.: ПИТЕР, 
2014.  

3.

 

Канина  И.Р.  Анализ  удовлетворенности  населении  качеством  работы 
сестринского  персонала  первичного  звена  на  примере  городской 
поликлиники.  /  И.Р.  Канина//  Главная  медицинская  сестра  -  №  9.  – 
2015.- с. 34-38. 

4.

 

Купер  К.  Л.,  Дейв  Ф.  Дж.,  О'Драйсколл  М.  П..  Организационный 
стресс., 2016 

5.

 

Надеждина    В.И.  Психология  общения.  Как  вести  себя  с 
подчиненными / В.И. Надеждина  .-М.:  Харвест ,  2015.   

6.

 

Романова Н. Н., Филиппов ,  А. В. Культура речевого общения: этика, 
прагматика,  психология:  словарь.  /Н.  Н.  Романова,  А.  В.  Филиппов .-
М.: Флинта,  2015.   

7.

 

Самойленко  В.В.  Этические  принципы  сестринского  дела/В.В. 
Самойленко// Сестринское дело. - № 1.- 20ё4. – с.21-23.    

Интернет – ресурсы: 

1.

 

www.medpsy.ru 

2.

 

www.psylib.org.ua 

3.

 

www.flogiston.ru

 


background image

 

 

1

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 
ДИСЦИПЛИНЫ 
Контроль

 

и  оценка

  результатов  освоения  дисциплины  осуществляется 

преподавателем  в  процессе  проведения  практических  занятий,  а  также 
выполнения обучающимися контрольных работ. 
 

Результаты обучения 

(освоенные умения, усвоенные знания) 

Формы и методы контроля и оценки 

результатов обучения  

Уметь  применять  техники  и  приемы 
эффективного 

общения 

в 

профессиональной деятельности; 
Уметь 

использовать 

приемы 

саморегуляции  поведения  в  процессе 
межличностного общения. 
Знать 

взаимосвязь 

общения 

и 

деятельности; 
Знать  цели,  функции,  виды  и  уровни 
общения; 
Знать  роли  и  ролевые  ожидания  в 
общении; 
Знать виды социальных взаимодействий; 
Знать  механизмы  взаимопонимания  в 
общении; 
Знать  техники  и  приемы  общения, 
правила  слушания,  ведения  беседы, 
убеждения; 
Знать этические принципы общения; 
Знать  источники,  причины,  виды  и 
способы разрешения конфликтов. 

Решение ситуационных задач 
Проектная деятельность 
Тестирование 
Контроль  за  ведением  дневника 
наблюдения   
Наблюдение  за  использованием 
техник  и  приемов  эффективного 
общения в тренинговой работе 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

 

1

Приложение 1 

Перечень формируемых профессиональных и общих компетенций (частично) 

 

Код 

компетенци

и 

 

Содержание 

 

Профессиональные компетенции 

ПК 1.1 

Планировать обследование пациентов различных возрастных групп 

ПК 1.2 

Проводить диагностические исследования 

ПК 1.3

 

Проводить диагностику острых и хронических заболеваний 

ПК 1.4 

Проводить диагностику беременности 

ПК 1.5

 

Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка 

ПК 2.1

 

Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп 

ПК 2.2

 

Определять тактику ведения пациента 

ПК 2.3

 

Выполнять лечебные вмешательства 

ПК 2.4

 

Проводить контроль эффективности лечения 

ПК 2.5

 

Осуществлять контроль состояния пациента 

ПК 2.6

 

Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом. 

ПК 2.7

 

Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению 

ПК 3.1

 

Проводить диагностику неотложных состояний 

ПК 3.2

 

Определять тактику ведения пациента 

ПК 3.4

 

Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий 

ПК 3.5

 

Осуществлять контроль состояния пациента 

ПК 3.6

 

Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в 
стационар. 

ПК 4.1

 

Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в её проведении. 

ПК 4.2

 

Проводить санитарно- противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке 

ПК 4.3

 

Проводить санитарно-гигиеническое  просвещение населения 

ПК 4.4

 

Проводить диагностику групп здоровья 

ПК 4.5

 

Проводить иммунопрофилактику 

ПК 4.6

 

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных 
групп населения 

ПК 4.7

 

Организовывать здоровьесберегающую среду 

ПК 4.8

 

Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения 

ПК 5.1

 

Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией 

ПК 5.2

 

Проводить психосоциальную реабилитацию 

ПК 5.3

 

Осуществлять паллиативную помощь 

ПК 5.4

 

Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников 
боевых действий и лиц из группы социального риска 

ПК 5.5

 

Проводить экспертизу временной нетрудоспособности 

ПК 6.1

 

Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и 
этических аспектов работы в команде 

ПК 6.2

 

Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, 
детских дошкольных учреждений, центрах общей врачебной (семейной) практики и 
анализировать её эффективность. 

ПК 6.3

 

Вести медицинскую документацию 

 

ПК 6.4 

Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной 
безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте 
промышленных предприятий, детских дошкольных учреждений, центрах общей 
врачебной (семейной) практики 

ПК 6.5 

Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы 
работы 

 


background image

 

 

1

Общие компетенции 

 

ОК 1. 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней 
устойчивый интерес. 

 

ОК 3. 

Принимать решения в стандартных  и нестандартных ситуациях и нести за них 
ответственность. 

 

ОК 4. 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного 
выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего 
профессионального и личностного развития. 

 

ОК 6. 

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, 
потребителями. 

 

ОК 7. 

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения 
заданий. 

 

ОК 9. 

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности 

 

ОК 10. 

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать 
социальные, культурные и религиозные различия. 

 

ОК 11. 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, 
обществу и человеку. 

 

ОК 13. 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления 
здоровья, достижения жизненных и  профессиональных целей.