СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.
Область применения программы
1.2
. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
1.3.
Цель и задачи учебной дисциплины
1.4.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования к минимальному метериально- техническому обеспечению
3.2
.Информационное обеспечение обучения
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ПРИЛОЖЕНИЕ
1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины «История» является частью основной
профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Вольский
медицинский колледж им. З.И. Маресевой» в соответствии с ФГОС по
специальности 31.02.01 Лечебное дело.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» является частью общего гуманитарного и
социально-экономического цикла.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен
уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и
культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых
социально-экономических, политических и культурных проблем в их
историческом аспекте;
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже
веков (XX - XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и
иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов
мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные
направления их деятельности;
- роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных
актов мирового и регионального значения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка студента 72 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 48 часов;
- самостоятельная работа студента 24 часа.
2
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе семинарские занятия
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
составление конспектов
4
написание рефератов
10
создание презентаций по учебной теме
6
подготовка сообщений
2
составление кроссвордов
2
Итоговая аттестация - в форме дифференцированного
зачета
3
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
студента
Объем часов
Уровень
усвоения
1
2
3
4
Раздел
1.Вторая
мировая
война.
Послевоенное
десятилетие
21
Тема 1.1. Введение.
Россия и мир в новейшее
время.
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
3.
Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории. Источники.
Характеристика основных этапов становления современного мира. Особенности
XX - начало XXI в. Факторы, повлиявшие на развитие стран в XX - начало XXI в.
Понятие глобализация и формы ее проявления в современном мире.
Тема 1.2. Вторая мировая
война.
Содержание учебного материала
4
1
4
1.
2.
3.
4.
5.
Международные отношения накануне войны. Внешняя и внутренняя политика
европейских стран.
Советский Союз накануне войны.
Причины, начало, особенности войны в Европе.
Великая Отечественная война 1941-1945гг. Основные военные операции:
Оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра.
Освобождение Украины, Крыма, Белоруссии, Молдавии. Партизанское движение.
Советский тыл в годы войны. Ясско-Кишиневская операция. Освобождение
Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Берлинская
операция. Безоговорочная капитуляция Германии. Разгром Японии.
Складывание антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская
конференции и их решения.
Семинарское занятие.
1. Экономическая и политическая ситуация в Европе и США после второй мировой
войны.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Составление конспекта «Создание "социалистического лагеря".
3
Тема 1.3. Эпоха
«государства
благоденствия».
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
3.
4.
Экономическое развитие ведущих стран Запада в середине XX века. Научно-
техническая революция, ее результаты.
Структурный экономический кризис 1970г. начала 1980гг.
Экономическая модернизация в странах Европы и США в 70-80хгг.
"Новые индустриальные страны" как модель "догоняющего развития" (страны
Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) в 70-80гг.
Семинарское занятие.
1. Экономика и политическая ситуация в СССР после второй мировой войны .
2
2
Тема 1.4. От Лиги наций
к ООН.
Содержание учебного материала
2
1
1.
Создание Лиги наций и основные направления ее деятельности. Причины
создания ООН. Разработка концепции ООН. Система организаций ООН.
5
2.
3.
4.
Основные направления деятельности ООН.
Результаты деятельности Лиги наций. Оценка деятельности ООН. Россия -
постоянный член Совета Безопасности.
Решение колониального вопроса в ООН.
Самостоятельная работа при изучении темы:
Написание рефератов: «Проблемы стран Латинской Америки и революционное
движение», « Реформы и диктатура в странах Латинской Америки».
4
Раздел 2. Советский
Союз и страны Запада в
60-80 годы XX века.
24
Тема 2.1. «Оттепель» в
СССР.
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
3.
Смерть И.В.Сталина. Варианты после сталинского развития СССР. Борьба за
власть. "Новый курс Г.Маленкова".
XX съезд партии, его историческое значение. Усиление личной власти
Н.С.Хрущева. Реконструкция органов власти и управления. Изменения в области
права. Национально-государственное развитие. Антирелигиозная политика.
Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика.
Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных.
Тема 2.2. Внешняя
политика Советского
Союза в конце 50-70гг.
XX в
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
3.
4.
Новые тенденции во внешней политике Советского Союза. Выработка новых
ориентиров во внешней политике.
Кризисные явления в развитии международных отношений.
Политика СССР со странами социалистического лагеря.
Особенности советско-американских отношений. "Карибский кризис". СССР и
развивающиеся страны. Сотрудничество с Индией.
Тема 2.3. Становление
Содержание учебного материала
2
1
6
экономической системы
информационного
общества на Западе.
1.
2.
3.
4.
5.
Неоконсервативная революция на Западе. Особенности современной стратегии
ведущих стран Запада.
Проблемы экономического развития стран в условиях глобализации.
Особенности «информационной революции» и формирование инновационной
экономической модели. Производственная культура в условиях становления
информационной экономики.
Эволюция социальной структуры западного общества в XX- начале XXI в.
Наука и культура в 50-60е годы.
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Составление кроссворда «Развитие науки и культуры в 50-60гг.»
2
Тема 2.4. СССР в 70
начале 80 гг. XX века.
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
3.
4.
5.
.
Сравнение реформ Н.С.Хрущева и А.Н.Косыгина, их результатов.
Изучение экономики в 70- начале 80х гг. в Советском Союзе. Трудности в
развитии советской экономики. Планы и их преодоления.
Политическая система в 70- начале 80хгг. в СССР. Принятие новой советской
конституции 1977 года.
Противоречия в аграрном производстве. Жизнь народа: характерные черты.
Пути развития отечественной науки и культуры. Раскол в среде интеллигенции.
Рождение альтернативной культуры. Система образования.
Тема 2.5. Международная
политика
Советского
Союза в 70-начале 80х гг.
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
3.
Отношения СССР со странами Запада. Установления военно-стратегического
паритета между СССР и США.
Борьба за разрядку международной напряженности. Основные договоры об
ограничении вооружений. Совещание в Хельсинки 1975г., подписание
Заключительного акта.
Развитие сотрудничества с социалистическими странами. Роль СССР в
становлении разрядки международной напряженности.
7
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Подготовка сообщений: «Соединенные Штаты Америки в 70-80е годы XX в.»,
«Великобритания, Франция, Италии в конце XX века ».
2
Тема 2.6.
Интеграционные
проекты экономического
и политического развития
Европы.
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
3.
Панъевропейское движение, формирование системы Европейских Сообществ.
Углубление и расширение европейской интеграции. Программы "Эврика",
"ЭСПРИТ", "РЕЙС", "БРАЙТ" и другие. "План Геншера-Коломбо". Принятие
символики Европейских Сообществ.
Изменения в Восточной Европе в 80-90хгг XX в. и их влияние на Европейское
Сообщество.
Тема 2.7. Европейский
союз и его развитие.
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
3.
Маастрихтский договор: рождение Европейского Союза.
Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического валютного союза.
Амсдердамский договор: первая реформа Европейского Союза.
Ницкий договор: интеграция по всем направлениям.
Конституционный договор Европейского Союза.
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Подготовка презентации «Советский Союз периода правления Ю.В.Андропова,
К.У.Черненко».
4
Раздел 3. Современный
мир.
27
Тема 3.1. Развитие
суверенной России.
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
3.
Процесс становления нового конституционного строя в России.
Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования.
Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992-1998гг.
Криминализация и "теневизация" экономической жизни. Углубление
конституционного кризиса 1993г.
Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой
конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие
8
4.
России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества.
Второе президентство Б.Н.Ельцина.
Семинарское занятие
Международные отношения в 80- 90 х гг. XX века.
2
2
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Написать реферат на тему «Эволюция и распад мировой колониальной системы».
2
Тема 3.2. НАТО и другие
экономические и
политические
организации.
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
Причины создания НАТО, состав НАТО.
Основные направления деятельности НАТО, расширение НАТО на Восток.
Тема 3.3. Военно-
политические конфликты
XX-XXI вв.
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
Пограничные конфликты: Гражданская война в Китае 1946-1950гг., война в Корее
19501953г., война во Вьетнаме 1965-1974гг и др. локальные конфликты в странах
Африки и Латинской Америки: Карибский кризис 1962-1964гг., арабо-
израильские войны 1967-1974гг., Самолийско-эфиопская война 1977-1979гг.
Ирано-иракская война 1980-1988гг., агрессия Ирака против Кувейта и др.
пограничные конфликты на Дальнем Востоке и Казахстане (1969г).
Причина, хода, итоги переворота в Чили.
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Написание рефератов: «Конституционно-правовое строительство в странах Европы
и Америки XX в.», «Проблема "кризиса демократии».
2
Тема 3.4. Россия в 2000-
Содержание учебного материала
2
1
9
2010гг.
1.
2.
3.
4.
5.
Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского
согласия.
Экономическая политика.
Причины, содержание реформ образования, здравоохранения.
Развития политической системы.
Президент Д.А.Медведев - продолжение политики, направленной на укрепление
и стабилизацию государства и общества.
Тема 3.5. Культура в XX-
XXI вв. Основные
правовые и
законодательные акты
мирового сообщества в
XX-XXI вв
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Культура Советского Союза в 70-1991гг. Общие условия развития культуры в
суверенной России. Образование и наука. Проблемы духовного развития
российского общества в XX-XXIвв.
Художественное творчество в России. Общественно-философская мысль.
Живопись, архитектура, музыка, кино современного Запада. Поп культура и ее
влияние на общество. Роль СМИ в формировании современного общества.
Религия, ее роль и значение в современном обществе.
Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека. Декларации
ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др.
Тема 3.6. Экономическое,
политическое развитие
ведущих стран мира.
Содержание учебного материала
2
1
1.
2.
3.
Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека
Декларации ЮНЕСКО
Декларации МОТ, ВОЗ и др.
Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Написать реферат на тему «Роль и значение России в развитии мирового
сообщества»
2
Тема 3.7. Экономическое,
политическое развитие
ведущих стран мира
Содержание учебного материала
4
2
1.
Основные достижения современной цивилизации
2.
Этапы развития России в новейшее время.
10
3.
Роль и значение России в развитии мирового сообщества.
Семинарское занятие.
Взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических,
политических и культурных проблем в ХХ-ХХI вв.
2
Самостоятельная работа при изучении темы:
1.Составление конспекта «Роль и значение России в развитии мирового сообщества».
1
Всего
72
11
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«История».
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству студентов);
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «История»;
Технические средства обучения:
- DVD –проигрыватель - фильмы: «СССР в период Великой Отечественной
войны», « США, Англия в 80-90е годы XX века», презентации по темам.
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Орлов А.С. История России. Учебное пособие. / А.С.Орлов. В.А.
Георгиев.- М.: Проспект, 2007.- 528с.
2. Островский В.П. История России XX век. Учебник./ В.П.Островский. - М.:
Дрофа, 2005.- 480с.
3. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время.
Учебник./ М.В.Пономарев. - М.: Проспект, 2010.- 416с.
4. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное
пособие./ Под редакцией А.Н. Сахарова. - М., АСТ-Астрель. Хранитель,
2007.- 1263с.
5. Новейшая отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М.
Щагина. - М.: Владос, 2005.- 463с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.istorya.ru
2. http://www.bibliotekar.ru
3. http://www.ronl. ru
4. http:// ru.wikipedia.org
5. http://student. ru
Дополнительные источники:
1. Аганбегян А. Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России./ А.
Аганбегян. – М.: Астрел, 2009.- 285с.
2. Артемьев В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. С древнейших времен
до наших дней. Учебник для студентов СПО./ В.В.Артемьев,
Ю.Н.Лубченков.- М.: Академия, 2010.- 448с.
3. Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./ Н.В.Загладин. – М.: ООО
«ТИД» Русское слово-РС», 2007. – 400с.
4. Исторический энциклопедический словарь./ М.: ОЛМА Медиа групп,
2010.- 928с.
12
6. Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661с.
7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История советского государства. / Ш.М
Мунчаев, В.М.Устинов. – М.: Норма, 2008.- 720с.
8. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С.
Орлов, Сивохина Т.А., В.А.Георгиев и др. – М.: Проспект, 2010.- 592с.
9. Рогозин Д. НАТО точка РУ. / Д.Рогозин. – М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2009.-
288с.
11. Шевелев В.Н. История Отечества. / В.Н.Шевелев. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2008.- 604с.
12. Шевелев В.Н. История для колледжей. / В.Н.Шевелев, Е.В.Шевелева. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 448с.
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка
результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения лекционных, семинарских занятий,
тестирования.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Освоенные умения
1. Ориентироваться в современной
экономической,
политической
и
культурной ситуации в России и мире,
2.
Выявлять
взаимосвязь
отечественных, региональных, мировых
социально-экономических,
политических и культурных проблем в
их историческом аспекте.
Оценка выполнения задания в форме
итогового тестирования по всем
темам курса (итоговое занятие).
Усвоенные знания:
1. Основные направления развития
ключевых регионов мира на рубеже
веков (XX - XXI вв.);
2. Сущность и причины локальных,
региональных межгосударственных
конфликтов в конце XX -начале XXI в.;
3. Основные процессы
(интеграционные, поликультурные,
миграционные и иные) политического и
экономического развития ведущих
государств и регионов мира;
4. Назначение ООН, НАТО, ЕС и
других организаций и основные
направления их деятельности;
5. Роль науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении
национальных и государственных
традиций;
6. Содержание и назначение важнейших
правовых и законодательных актов
мирового и регионального значения.
Оценка результатов письменного
опроса в форме тестирования.
Оценка результатов устных ответов.
Оценка результатов выполнения
творческих заданий.
Оценка результатов письменного
опроса в форме тестирования.
Оценка выполнения заданий по
сравнению достижений ведущих
стран мира в области науки,
культуры.
Оценка результатов выполнения
проблемных заданий.
14
5.ПРИЛОЖЕНИЯ
5.1. Перечень формируемых компетенций
Код
компетенции
Содержание
ОК-1
Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК-2
Организовывать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения профессиональны
задач, оценивать их выполнение и качество
ОК-3
Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность
ОК-4
Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных задач
ОК-5
Использовать информационно - коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности
ОК-6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями
ОК-7
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных) за результат выполнения заданий
Ок-8
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать и осуществлять повышение
квалификации
ОК-9
Ориентироваться в условиях смены технологий в
профессиональной деятельности
ОК-10
Бережно относиться к историческому наследию и
культурным традициям народа, уважать социальные,
культурные и религиозные различия
ОК-11
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку
ОК-12
Организовывать рабочее место с соблюдением требований
охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и
противопожарной безопасности
ОК-13
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической
культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей