background image

 

 

Государственное автономное профессиональное 

образовательное учреждение Саратовской области 

«Вольский медицинский колледж им.З.И. Маресевой» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методические указания  

по написанию курсовой работы 

 

 
 

для специальностей 

31.02.01 Лечебное дело   

 

33.02.01 Фармация 

 

  34.02.01 Сестринское дело 

 
 
 
 
 

 

Утверждены методическим  

советом колледжа 

протокол №  1 от  01.09.2022  г. 

 

 

 
 
 
 
 
 

 
 
 

 

Вольск, 2022 г. 

 


background image

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 
 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 .................................................................................................................. 

 

1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 ........................................................................................................................ …

 

2.  ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕМАТИКИ КУРСОВЫХ РАБОТ...................... 

 

3. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ....................................................... 

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ............................................ ..

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ..................................... 

11 

 

6. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ ................................................................................. 

15 

 

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 ................................................................... 

18 

 

8. ПРИЛОЖЕНИЯ

 ............................................................................................................................................ .

19 


background image

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

Учебным  планом,  разработанным  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС, 

предусмотрено  самостоятельное  выполнение  курсовой  работы  по  проблематике 
медицинского профиля студентами 3-4 курсов. 

Курсовая  работа  -  вид  учебной  работы  по  дисциплине  (дисциплинам) 

профессионального  цикла  и  (или)  профессиональному  модулю  (модулям) 
профессионального цикла, который реализуется в пределах времени, отведенного на 
ее  (их)  изучение.  Преподаватели  профессиональных  модулей,  в  рамках  которых 
учебным планом предусмотрено  написание  курсовой  работы,  в рабочих программах 
отражают  технологию  подготовки  курсовой  работы,  а  именно:  разработку 
методологического аппарата курсовой работы. 

В  процессе  выполнения  курсовой  работы  студент  совершенствует  умения 

самостоятельно  познавать  основные  достижения  современной  науки,  осваивает 
современные  методы  ведения  исследовательской  деятельности,  изучает  научную 
литературу  и  нормативные  акты,  развивает  творческое  мышление  и  умение 
аргументировано отстаивать свою точку зрения. 

Курсовая работа может стать основой выпускной квалификационной работы. 
Выполнение курсовой работы проводится с целью: 
-  систематизации  и  углубления  знаний  по  дисциплине  (дисциплинам) 

профессионального  цикла  и  (или)  профессиональному  модулю  (модулям) 
профессионального  цикла  специальностей:  31.02.01  Лечебное  дело,  34.02.01 
Сестринское дело и 33.02.01 Фармация; 

- совершенствования умений вести самостоятельную работу; 
- овладения методикой исследовательской деятельности; 
- совершенствования умения работать с научной литературой; 
- совершенствования умений оформлять письменные работы. 
Важной  особенностью  курсовой  работы  является  комплексный,  всесторонний 

подход  к формированию профессиональной компетентности будущих специалистов, 
способных творчески и углубленно заниматься познавательной деятельностью, уметь 
обобщать,  делать  выводы  и  внедрять  полученные  результаты  в  практику 
здравоохранения. 

Цель  методических  указаний  -  познакомить  со  структурой  курсовой  работы, 

основными  требованиями  к  составу  методологического  аппарата,  требованиями  к 
оформлению  текста  работы  в  соответствии  с  действующими  государственными 
стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских 
работ. 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

 

1.1. Настоящие методические указания разработаны на основании следующих 

документов: 

- Закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; 


background image

 

 

-  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  среднего 

профессионального  образования  по  специальности  31.02.01  Лечебное  дело 
утвержденный  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации 
от12 мая 2014 г. № 514, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 11 июня 2014 
года №32673; 

-  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  среднего 

профессионального  образования  по  специальности  34.02.01  Сестринское  дело, 
утвержденный  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации 
от 12 мая 2014 г. № 502, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 18 июня 2014 
года № 32766; 

-  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  среднего 

профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация, утвержденный 
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. 
№ 501, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ26 июня 2014 года № 32861. 

1.2. Выполнение курсовой работы рассматривается как вид учебной работы по 

дисциплине  (дисциплинам)  профессионального  цикла  и  (или)  профессиональному 
модулю  (модулям)  профессионального  цикла  и  реализуется  в  пределах  времени, 
отведенного на ее (их) изучение. 

1.3. Выполнение студентом курсовой работы проводится с целью: 
-  систематизации  и  закрепления  полученных  теоретических  знаний  и 

практических 

умений 

по 

дисциплинам 

профессионального 

цикла 

и 

профессиональным модулям; 

- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой; 
-  формирования  умений  использовать  справочную,  нормативную  и  правовую 

информацию; 

-  формирования  умений  применять  теоретические  знания  при  решении 

поставленных  вопросов  и  практических  умений  по  общепрофессиональным 
дисциплинам и профессиональным модулям; 

-  развития  творческой  инициативы,  самостоятельности,  ответственности  и 

организованности; 

- подготовки к государственной итоговой аттестации (далее ГИА). 
1.4.  Директор  приказом  назначает  руководителя  курсовой  работы.  Студент 

имеет право выбора руководителя. 

1.5. В обязанности руководителя курсовой работы входит: 
-  сопровождение  этапов  выполнения  работы  (уточнение  методологического 

аппарата, источников информации по теме и плана работы); 

-  проверка  технического  оформления  на  соответствие  работы  предъявляемым 

требованиям; 

-  проверка  текста  доклада  и  содержания  мультимедийной  презентации  (при 

наличии) на соответствие предъявляемым требованиям. 

1.6.  Курсовая работа  выполняется  в сроки, определенные  учебным планом по 

специальности. 

1.7. Основанием для допуска к защите курсовой работы являются: 


background image

 

 

- оформление курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к написанию 

курсовых работ требованиями; 

- отзыв руководителя работы. 
Допущенная к защите курсовая работа является основанием для допуска 

студента к промежуточной аттестации. 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕМАТИКИ КУРСОВЫХ РАБОТ 

 

2.1  Тематика  курсовых  работ  разрабатывается  преподавателями  дисциплин 

профессиональных  модулей,  в  рамках  которых  выполняется  данная  работа, 
рассматривается  на  заседании  цикловой  методической  комиссии,  утверждается 
Методическим советом. 

Студенты могут предложить свою тему, обосновав при этом целесообразность 

ее выполнения и соответствие изучаемой дисциплины. 

2.2 Тема курсовой работы должны удовлетворять следующим требованиям: 
-

 

быть  конкретной,  ее  формулировка  не  должна  дублировать  название 

разделов учебника, учебного пособия или руководства; 

-

 

соответствовать  задачам  теоретической  и  практической  подготовки 

специалиста; 

-

 

учитывать состояние и перспективы развития организаций здравоохранения 

Саратовской области, района, города; 

-

 

должна  быть  направлена  на  решение  конкретных  задач,  стоящих  перед 

организациями здравоохранения; 

-

 

носить  характер  самостоятельного  исследования,  выполненного  лично 

студентом. 

2.3  Курсовая  работа  может  стать  составной  частью  (разделом,  главой) 

выпускной квалификационной работы. 

 

3. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 

 

3.1  Процесс  подготовки,  выполнения  и  защиты  курсовой  работы  состоит  из 

ряда последовательных этапов: 

Первый  этап  -  подготовительный,  включает  в  себя  разработку  программы 

исследовательской деятельности: 

 

выбор темы курсовой работы и утверждение ее руководителя; 

 

изучение методических указаний по выполнению курсовой работы; 

 

составление  плана  курсовой  работы  и  обсуждение  его  с  руководителем 

(план составляется на основе анализа имеющихся материалов); 

 

составление  первоначального  списка  литературы  (источников)  по  теме 

работы; 

 

определение  методов  исследования  (анализ  архивных  документов, 

интервью, опрос, наблюдения и др.), базы исследования. 


background image

 

 

Студент  составляет  и  согласовывает  с  руководителем  график  работы  над 

курсовой работой (приложение 1). 

Второй этап: 

 

изучение необходимой литературы и других источников информации по 

теме, фиксация на их основе нужной информации; 

 

изучение теории и истории вопроса, опыта решения данной проблемы на 

практике и анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование). 

Третий этап - основной, включает: 

 

написание  обзора  литературы,  грамотное  изложение  состояния 

изучаемого вопроса; 

 

написание введения и теоретической части курсовой работы; 

 

презентация  к  курсовой  работе  может  содержать  таблицы,  графики, 

схемы и т.д.; 

 

обсуждение  полученных  результатов  исследований  с  обоснованием 

каждого вывода; 

 

сравнение полученных результатов с поставленными целями и задачами, 

литературными данными; 

 

подготовка  общих  выводов  по  теме  курсовой  работы,  предложений  и 

рекомендаций. 

Четвертый  этап  -  итоговый,  предполагающий  оформление  результатов, 

включает в себя: 

 

предварительное обсуждение курсовой работы; 

 

окончательное оформление курсовой работы; 

 

представление работы руководителю для написания отзыва; 

 

подготовка к публичной защите. 

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 

 

4.1  По  содержанию  курсовая  работа  может  носить  реферативный  и 

практический  характер.  По  объему  курсовая  работа  должна  быть  не  менее  20  –  25 
страниц печатного текста. 

4.2

 

По  структуре  курсовая  работа  реферативного  характера  состоит  из 

следующих частей: 

-  введения,  в  котором  раскрываются  актуальность  и  значение  темы, 

формулируется цель работы; 

-  теоретической  части,  в  которой  даны  история  вопроса,  уровень 

разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа 
литературы; 

-  заключения,  в  котором  содержатся  выводы  и  рекомендации  относительно 

возможностей использования материалов работы; 

- списка использованной литературы; 
- приложения. 
4.3

  

 Обязательными структурными элементами курсовой работы являются: 


background image

 

 

 

титульный лист; 

 

содержание; 

 

введение; 

 

основная часть; 

 

заключение; 

 

список использованных источников; 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Во введении курсовой работы описывается научный аппарат, т.

е. 

актуальность 

темы,  цель,  задачи,  предмет  и  объект,  методы  исследования.  Каждый  компонент 
научного аппарата излагается с новой строки. Например: 

Актуальность исследования определяется тем, что... 
Цель исследования - 
Объект исследования - 
Объем введения - 2- 2,5 страницы печатного текста. 
Актуальность  темы.  Актуальность  темы  исследования  -  это  2-3  предложения, 

которые  анонсируют  вашу  работу.  Должно  быть  показано  теоретическое  и 
практическое  значение  темы,  а  также  приведена  краткая  характеристика  степени 
разработанности избранной темы в современной науке. 

 

Например: 
В  современной  (какой)  медицине  особую  остроту  (актуальность)  приобретает 

проблема (чего), показать почему (можно дать статистические данные). 

Внимание  медиков  практического  здравоохранения  привлекают  вопросы 

(чего), которые необходимо решить…  

Цель исследования - это описание представления о результате исследования, 

того, что ожидается в итоге исследовательской работы. 

Цель  работы  формулируется  с  использованием  неопределенной  формы 

глагола:  изучить, исследовать, проанализировать, выявить основные…,, рассмотреть 
и т.д. Цель курсовой работы скрыта в названии работы. 

Например: 
Курсовая  работа  на  тему:  «Оценка  качества  работы  среднего  медицинского 

персонала терапевтического отделения ГУЗ СО «Вольская РБ». 

Цель  исследования:  провести  оценку  качества  работы  среднего  медицинского 

персонала терапевтического отделения ГУЗ СО «Вольская РБ». 

Задачи  исследования  -  это  составные  части  цели  исследования.  Следует 

выделить  не  более  3-4  целевых  задач,  которые  необходимо  решить  для  достижения 
поставленной цели исследования. 

Задачи  вытекают  из  цели:  «Для  достижения  поставленной  цели  необходимо 

решить следующие задачи» и формулируются в виде глаголов (приложение 2). 

Первая  задача  предусматривает  анализ  изучаемых  проблем  по  данным 

литературных  источников.  Остальные  задачи  предусматривают  выполнение 
исследовательской части. 

Например: 


background image

 

 

Задачи исследования: 
1.

 

Изучить  данные  медицинской  литературы  по  оценке  качества  работы 

среднего медицинского персонала ЛПО РФ. 

2.

 

Оценить 

качество 

работы 

среднего 

медицинского 

персонала 

терапевтического отделения ГУЗ СО «Вольская РБ». 

3.

 

Оценить 

удовлетворенность 

пациентов 

качеством 

полученной 

медицинской  помощи  в  условиях  терапевтического  отделения  ГУЗ  СО  «Вольская 
РБ». 

4.

 

Разработать  практические  рекомендации  (на  основании  полученных 

результатов  исследования)  для  деятельности  старшей  медицинской  сестры 
терапевтического отделения ГУЗ СО «Вольская РБ» по улучшению качества работы 
среднего медицинского персонала. 

Объект и предмет исследования. 
Объектом  исследования  могут  быть  испытуемые  (люди),  кабинет(ы), 

отделение(я),  лечебно-профилактические  отделения  и  т.д.  Предмет  зависит  от  цели 
исследования  и  является  частью  объекта.  Предметом  исследования  может  быть 
деятельность персонала, школа здоровья, психологическое явление и др. 

Например: 
Тема  курсовой  работы:  «Реализация  национального  проекта  «Здоровье»  на 

территории  Саратовской  области».  Объект  исследования  -  национальный  проект 
«Здоровье».  Предмет  исследования  -  итоги  реализации  национального  проекта 
«Здоровье». 

Методы 

исследования 

выбираются 

в 

соответствии 

с 

конкретной 

исследовательской  целью  и  задачами,  поставленными  перед  определенным  этапом 
работы. 

Выбор  методов  исследования  совершается  дважды.  Во-первых,  при  изучении 

литературы.  В  зависимости  от  цели  и  задачи  исследования  отбираются  методы 
различного  анализа  научных  текстов  (проблемный,  сравнительный,  критический  и 
др.), обобщения, схематизации и т.д. 

При изучении практики отбираются методы: наблюдения, беседы, опроса и т.д. 

От правильности выбора метода зависит успех всего исследования. 

Например: 
Методы исследования: 
1.

 

Анализ литературных источников. 

2.

 

Анализ учетно-отчетной документации ЛПУ. 

3.

 

Текущее наблюдение. 

4.

 

Анкетирование. 

5.

 

Тестирование. 

6.

 

Статистическая обработка данных. 

 

 
 
 


background image

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

 

В  основной  части  необходимо  раскрыть  содержание  темы,  используя 

проблемный  принцип  изложения  материала,  а  также  грамотно  описать  материал  и 
методы проведённого исследования. 

Обзор литературы должен содержать логичное (в хронологическом или другом 

порядке)  рассмотрение  различных  аспектов  темы  исследования,  не  должно  быть 
беспорядочного изложения точек зрения различных авторов. 

При  написании  данного  раздела  следует  кратко  изложить  современное 

состояние вопроса, которому посвящена курсовая работа, обобщив мнения и данные 
различных авторов с указанием в тексте источника информации. 

В  результате  изучения  литературы  должно  сформироваться  представление  о 

современном состоянии вопроса, выявиться имеющиеся противоречия и нерешенные 
задачи. 

Важно  помнить,  что  для  написания  курсовой  работы  нужны  не  только 

литературные  источники,  но  и  статистические,  фактические  материалы,  на  основе 
которых  можно  сделать  обоснованные  выводы  о  происходящих  процессах  и 
явлениях. Источниками получения этих данных могут быть статистические сборники 
и справочники, различные информационные бюллетени и др. 

Каждая  часть  начинается  с  новой страницы. Каждая  часть  должна  иметь свое 

содержательное название, как и пункты. Теоретическая часть не может носить такие 
названия,  как  «Теоретическая  часть»  или  «Обзор  литературы».  Ее  заголовки 
формулируются  содержательно,  проблемно,  в  соответствии  с  конкретной  темой  и 
методами  работы  над  теоретическим  материалом.  Основная  часть  должна  занимать 
большую часть работы. 

В  теоретической  части  дается  обзор  источников  в  соответствующей 

отечественной  и  зарубежной  литературе  по  данной  конкретной  теме  (проблеме),  по 
которой студент оформляет собственное отношение к проблеме. 

Необходимо  показать  степень  ее  разработанности  в  отечественной  и 

зарубежной  практике,  изложить  сходство  и  различия  точек  зрения  (установок, 
применения), показать новизну исследования, в конце необходимо сделать резюме по 
данной части.  

При работе над основной частью необходимо: 
-

 

использовать специальную терминологию, 

-

 

правила цитирования и приведения библиографических ссылок, правила 

оформления таблиц, иллюстративного материала, формул. 

Использование  специальных  терминов  должно  быть  обоснованным  и 

правильным.  Необходимо,  чтобы  используемые  термины  соответствовали  принятой 
терминологии на текущий момент. Главная задача научного текста в том, чтобы с его 
содержанием познакомились и поняли ход мыслей автора. Каждому малоизвестному 
или  недостаточно  понятному  термину  в  тексте  необходимо  дать  пояснение,  это 
обязательно для всех вновь вводимых терминов. 


background image

 

10 

 

В  обзоре  литературы  возможно  использование  цитат  с  обязательной  ссылкой 

на автора. Необходимые по теме работы факты из литературы так же требуют ссылки 
на авторов. 

Например: 
«Адекватная  оценка  качества  медицинской  помощи  -  одна  из  важнейших 

проблем управления здравоохранением в новых экономических условиях» [6,16,19]. 

Таблицы, графики, диаграммы могут быть включены в основную часть работы 

и описаны. При большом их объеме допускается включать в приложения. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

В  заключении  подводятся  итоги  работы,  формулируются  выводы;  здесь  же 

возможны  и  некоторые  рекомендации  автора  по  практическому  использованию 
выводов  работы  и  возможности  использования  полученных  результатов  в  других 
научных исследованиях. 

Обычно  для  курсовой  работы  достаточно  написания  заключения  в  форме 

выводов  по  проделанной  работе.  Выводы  являются  концентрацией  основных 
положений работы и поэтому не могут развивать идеи, не вытекающие из материалов 
работы.  Они  должны  полностью  соответствовать  цели  работы  и  характеризовать  ее 
результаты. Выводы должны быть краткими, четкими, тезисными. Общее количество 
выводов должно соответствовать количеству поставленных задач. 

Выводы логически должны вытекать из поставленных задач и соответствовать 

им по количеству и содержанию. В случае емкой поставленной задачи можно сделать 
несколько выводов. 

Например: 
Выводы: 
1.

 

На  современном  этапе  оценка  качества  работы  среднего  медицинского 

персонала  в  ЛПУ  РФ  занимает  ведущее  место  в  повышении  эффективности 
деятельности  медицинских  учреждений.  Оценка  качества  работы  медперсонала 
является  эффективным  способом  повышения  качества  медицинской  помощи  и 
улучшения  состояния  здоровья  населения  страны.  Методики  оценки  качества 
сестринской помощи существуют, но они не совершенны и требуют доработки. 

2.

 

 Оценка  качества  работы  среднего  медицинского  персонала  по  основным 

показателям  деятельности  терапевтического  отделения  ГУЗ  СО  «Вольская  РБ» 
выявила  100%  отсутствие  постманипуляционных  осложнений  у  пациентов,  100% 
результат  отрицательных  проб  бактериологических  исследований  у  процедурных 
медсестер.  В  работе  палатных  медсестер  за  2017  год  при  бактериологическом 
исследовании  воздуха  на  общую  обсемененность  и  стафилококк  выявлен 
положительный  результат  и  2  зарегистрированных  случая  внутрибольничного 
кандидоза в 2016 году. 

3.

 

 Оценка  удовлетворенности  пациенток  качеством  полученной  медицинской 

помощи в условиях терапевтического отделения ГУЗ СО «Вольская РБ» показала, что 
пациенты 

удовлетворены 

работой 

медицинского 

персонала, 

степень 


background image

 

11 

 

профессионализма  среднего  медицинского  персонала  оценили  высоким  (62%)  и 
средним  (38%),  отметили  положительные  этико-деонтологические  качества 
(внимание (72%), доброжелательность (70%), забота о пациентах (48%), милосердие 
(44%)), а также отметили аккуратный внешний вид персонала. 

4.

 

 С  целью  повышения  качества  работы  среднего  медицинского  персонала 

разработаны практические рекомендации: чаще пополнять резерв аптеки по больнице 
лекарствами,  выделить  определенное  время  и  место  для  проведения  бесед  и  лекций 
со  всеми  пациентками  сразу,  улучшение  материально  ­  технического  оснащения 
отделения, снизить нагрузку на акушерский персонал. 

Предложения  (практические  рекомендации)  должны  вытекать  из  полученных 

результатов  работы,  быть  адекватными,  реальными  и  полезными  для  практического 
здравоохранения. 

Объем заключения - 2 - 2,5 страницы печатного текста. 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

В  конце  курсовой  работы  должен  быть  приведен  список  использованной 

литературы,  составленный  по  ГОСТу  7.1-2003  «Библиографическая  запись. 
Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». 

 

Приложения 

В  приложения  выносятся  материалы,  которые  иллюстрируют  содержание 

работы,  не  перегружая  ее  основной  текст.  В  качестве  приложений  помещаются 
нормативные акты, бланки анкетирования, таблицы, рисунки и т.д. В основном тексте 
работы должны содержаться ссылки на все приложения. 
 

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 

 

5.1  Общий  объем  работы  не  должен  превышать  25  страниц  компьютерного 

текста, выполненного на одной стороне листа формата А4, выравнивание по ширине. 

Используется шрифт PT Astra Serif черного цвета, кегль - 14. Абзацный отступ 

(от внутреннего поля) - 1,25 см. Текст печатается через 1,5 интервала. 

Напечатанный текст должен иметь поля: верхнее - 20 мм, правое - 10 мм, левое 

-  30  мм,  нижнее  -  25  мм.  Курсовая  работа  должна  быть  выполнена  на  стандартных 
листах белой бумаги А4 книжной ориентации. 

5.2 Титульный лист оформляется по образцу (приложение 3). 
Вверху указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле 

указывается вид работы: курсовая работа и название темы курсовой работы без слова 
«тема»  и  кавычек. Еще ниже,  ближе  к правому краю титульного листа, указывается 
специальность,  форма  обучения,  Ф.И.О.  студента,  группа.  Еще  ниже  -  Ф.И.О. 
руководителя. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы. 

Титульный лист не нумеруется, но считается первой страницей. 
5.3  На  второй,  следующей  за  титульным  листом,  странице  помещается  план 

работы,  содержание  (приложение  5).  В  разделе  «СОДЕРЖАНИЕ»  включаются 


background image

 

12 

 

заголовки  частей  и  всех  параграфов  курсовой  работы,  а  также  «ВВЕДЕНИЕ»  и 
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ», 

«СПИСОК 

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 

ИСТОЧНИКОВ» 

и 

«ПРИЛОЖЕНИЕ(Я)» (шрифт PT Astra Serif, кегль - 14, прописные буквы).   

В  содержании  указываются  номера  страниц,  на  которых  помещены  заголовки 

частей курсовой работы и ее параграфов. 

На  последующих  страницах  идет  текст  основных  разделов  работы.  Затем  - 

заключение, список использованных источников и приложения (если имеются). 

Курсовая  работа  должна  иметь  сквозную  нумерацию,  включая  список 

литературы и приложения. Страницы текста нумеруются арабскими цифрами справа 
в нижнем поле, начиная со второй страницы, где дается содержание. 

Наименование  глав  оформляются  шрифтом  PT  Astra  Serif,14  п,  полужирный. 

Все буквы прописные. Слово «Глава» не пишется. 

Заголовок  выравнивается  по  центру.  После  заголовка  делается  пропуск  1 

строки, далее печатается текст, соблюдая абзацы

 

(приложение 4). 

Наименования  параграфов  оформляются  шрифтом  PT  Astra  Serif,  14  п, 

полужирный.  Первая  буква  прописная,  остальные  буквы  строчные.  Заголовок 
параграфа выравнивается по центру. 

В  заголовках  в  конце  предложения  точка  не  ставится.  Нельзя  оставлять  на 

одной  странице  только  заголовок,  а  сам  текст  начинать  с  другой:  в  этом  случае 
заголовок следует перенести. 

Каждый  структурный  элемент  (часть)  следует  начинать  с  новой  страницы. 

Рекомендуется  при  оформлении  работы  в  Microsoft  Word  для  этого  использовать 
функцию «Разрыв страницы» в меню «Вставка». 

Параграфы  работы  не  начинают  с  новой  страницы,  а  продолжают  текст  на 

текущей странице. 

5.4 В текстовой части работы все слова должны быть написаны полностью, за 

исключением  общепринятых  сокращений.  По  всей  работе  следует  выдерживать 
принцип  единообразия  сокращений,  т.е.  одно  и  то  же  слово  везде  сокращается 
одинаково, либо везде не сокращается. Например: и др. - и другие, т.е. - то есть, им. - 
имени. Общепринятые буквенные аббревиатуры (ВОЗ, МКБ, ЛФК и др.) не требуют 
расшифровки в тексте. 

Курсовая работа не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа 

«Я  рассмотрел»,  «Целью  моей  работы»,  «Я  считаю»  и  т.д.  Работа  должна  быть 
написана  с  применением  нейтральных  формулировок  типа  «Можно  сделать  вывод», 
«Было проведено исследование». 

В  курсовой  работе  должно  быть  соблюдено  единство  стиля  изложения, 

обеспечена  орфографическая,  синтаксическая  и  стилистическая  грамотность  в 
соответствии с нормами современного русского языка. 

5.5  В  курсовых  работах  часто  используются  цитаты,  поэтому  обязательно 

следует  давать  ссылки  на  источник.  Список  ссылок  регламентируется  специальным 
ГОСТом  -  ГОСТ  Р  7.0.5-2008  «Библиографическая  ссылка.  Общие  требования  и 
правила составления». 


background image

 

13 

 

При  цитировании  текст  заключается  в  кавычки  и  приводится  в  той 

грамматической форме, в какой он дан в источнике. Цитирование текста начинается с 
прописной  буквы,  кроме  тех  случаев,  когда  она  представляет  собой  часть 
предложения  самого  автора  работы.  При  воспроизведении  только  части 
используемого  высказывания  после  открывающихся  кавычек  ставят  многоточие,  а 
сама цитата начинается со строчной буквы. 

Использование  чужого  материала  без  ссылки  на  автора  и  источник 

заимствования  является  плагиатом.  При  цитировании  каждая  цитата  должна 
сопровождаться  ссылкой  на  источник,  библиографическое  описание  которого 
приводится в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003. 

Каждая  цитата,  цифра,  факт  на  каждой  странице  должны  сопровождаться 

ссылками. Ссылки оформляются в виде квадратных скобок, в которых ставится номер 
источника информации, указанный в списке литературы и через запятую указывается 
страница. 

Например: [3, с.34]; [8, с.15-21]. 
При отсутствии ссылок работа не должна допускаться к защите руководителем, 

а отсутствие ссылок в тех случаях, когда они должны быть, ведет к снижению оценки. 

5.6 Согласно ГОСТ 7.32-2001 на все таблицы, рисунки, схемы в тексте должны 

быть ссылки. 

Таблица  должна  располагаться  непосредственно  после  текста,  в  котором  она 

упоминается впервые, или на следующей странице. В тексте дается разбор таблицы, в 
котором  не  повторяются  приводимые  в  таблице  показатели,  а  даются  заключения  и 
обобщения  из  ее  материалов.  В  таблице  обязательно  указываются  единицы 
измерения. 

Все  таблицы  нумеруются  (нумерация  сквозная).  Слово  «Таблица»  пишется 

полностью.  Над  правым  верхним  углом  таблицы  помещают  надпись  «Таблица»  с 
указанием  порядкового  номера  (выравнивание  по  правому  краю,  шрифт  12,  без 
выделения). Знак № и точку в конце не ставят, например: Таблица 1.2 

Таблицы  снабжают  тематическими  заголовками,  которые  располагают 

посередине страницы без отступа и пишут с прописной буквы без точки на конце и 
печатают  через  один  интервал  (шрифт  14,  по  центру,  полужирное  выделение). 
Заголовок должен быть четким и кратким. Если же название таблицы состоит из двух 
и более предложений, точка ставится с целью отделения предложений друг от друга, 
но не после последнего. Пример оформления таблицы приведен ниже: 

Таблица 1.2 

 

Этапы становления теорий сестринского дела 

Полужирный, 12, по центру, 

 без отступа

 

Полужирный, 12, по центру, 

 без отступа

 

Полужирный, 12, по центру,  

без отступа

 

Полужирный, 12, по центру, 

 без отступа

 

Без выделения,12, по ширине 

Без выделения,12, по ширине 

 

Допускается  применять  размер  шрифта  в  таблице  меньший,  чем  в  тексте  и 

печатать текст через один интервал. 


background image

 

14 

 

5.7  Под  иллюстрацией  понимают  графики,  чертежи,  схемы,  рисунки, 

диаграммы, фотоснимки. Согласно ГОСТ 7.32-2001 на все рисунки в тексте должны 
быть  даны  ссылки.  Иллюстрации  следует  располагать  в  работе  непосредственно 
после текста, в котором они упоминаются, или на следующей странице. 

Иллюстрации  следует  нумеровать  арабскими  цифрами  сквозной  нумерации  в 

пределах раздела. Если рисунок один, то он обозначается «Рис. 1.2» (т.е. рисунок 2 в 
части 1). Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова «Рис.», номера 
рисунка  с  точкой  и  текстовой  части.  Рисунок  и  подпись к рисунку оформляются по 
центру.  Названия  рисунков  рекомендуется  набирать  12  кеглем  с  полужирным 
начертанием. 

На  каждый  рисунок,  таблицу  и  приложение  в  тексте  должна  быть  ссылка  в 

скобках,  например,  (рис.  3.4),  (табл.  2).  Сокращение  «табл.»  применяется  в  тех 
случаях, когда таблицы имеют номера. 

5.8  При  употреблении  в  научном  тексте  количественных  и  порядковых 

числительных следует придерживаться определенных правил (приложение 6). 

5.9  Список  использованных  источников  к  курсовой  работе  является 

органической  частью  любой  учебной  или  научно-исследовательской  работы  и 
помещается  после  основного  текста  работы;  позволяет  автору  документально 
подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований (таблиц, 
иллюстраций, формул, цитат, фактов, текстов памятников и документов). 

Список  использованной  литературы  должен  быть  оформлен  в  соответствии  с 

ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». 

В конце библиографического описания ставится точка. 
В  список  литературы  включаются  в  алфавитном  порядке  все  использованные 

автором  источники  информации,  независимо  от  того,  где  они  опубликованы  (в 
сборнике, журнале), в том числе и Интернет-ресурсы. 

Список должен содержать следующие источники: 
1. Монографии и учебники. 
2. Научные статьи. 
3. Интернет ресурсы. 
Список  литературы  должен  содержать  5-10  источников  и  только  те,  которые 

были  использованы  автором  при  написании  работы.  При  выборе  источников  важно 
обращаться  к  публикациям  последних  пяти  лет.  В  них  отражается  действующая 
практика, нерешенные

 

вопросы и проблемы. 

Применяется общая нумерация источников информации (приложение 7). 
5.10  Приложения  размещаются  после  списка  литературных  источников.  Как 

правило,  в  приложения  выносятся  большие  таблицы,  схемы  и  прочее.  Каждое 
приложение должно быть пронумеровано и начинаться с новой страницы. 

Материал «Приложения» не учитывается в объеме работы. 
Пример: 

 
 
 
 


background image

 

15 

 

Приложение 1 

АНКЕТА 

Уважаемый пациент! Мы просим Вас принять участие в нашем опросе, целью 

которого является получение оценки предоставляемых услуг. 

По  ГОСТ  7.32-2001  на  все  таблицы,  рисунки,  схемы  в  тексте  должны  быть 

ссылки. 
 

6. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 

 

6.1  После  полного  завершения  курсовая  работа  в  установленные  сроки 

предоставляется руководителю для написания отзыва. В отзыве руководитель делает 
вывод о готовности работы к защите (приложение 8). 

Курсовая работа в завершенном виде должна быть представлена руководителю 

не позднее, чем за две недели до установленного срока защиты курсовой работы. 

Не допускаются к защите и возвращаются для повторного написания: 
-

 

курсовые  работы,  полностью  или  в  значительной  степени  выполненные 

не самостоятельно; 

-

 

работы,  в  которых  выявлены  существенные  ошибки,  недостатки, 

свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены; 

-

 

работы,  характеризующиеся  низким  уровнем  грамотности  и  небрежным 

оформлением. 

К  числу  основных  недостатков,  которые  следует  учесть  каждому  студенту, 

можно отнести: 

1.  Отсутствие  убедительных  доказательств,  обоснований,  выводов  и 

рекомендаций. 

2.  Нарушение  последовательности  изложения,  частые  повторения,  нечеткие 

формулировки, оговорки, грамматические ошибки. 

3. Отсутствие четкости в определении основного содержания курсовой работы. 

Защита курсовых работ проходит до начала промежуточной аттестации. 

Студенты,  не  представившие  курсовую  работу  в  установленный  срок  или  не 

защитившие ее, не допускаются к промежуточной аттестации. 

6.2  Защита  курсовых  работ  производится  в  часы,  предусмотренные  учебным 

планом по данной дисциплине или МДК, ПМ. 

Защита  курсовой  работы  происходит  перед  комиссией,  состоящей  из  2-3 

преподавателей  соответствующей  ЦМК.  Комиссия  заранее  (по  отзывам 
руководителей и текстам курсовых работ) знакомится с представленными работами и 
организует защиту. Процедура защиты состоит из краткого сообщения обучающегося 
по существу курсовой работы, его ответов на вопросы, обсуждения качества работы и 
ее  окончательной  оценки.  Присутствие  руководителя  на  защите  -  по  усмотрению 
самого руководителя. 

Выступление  обучающегося  в  ходе  защиты  должно  быть  четким  и 

лаконичным;  содержать  основные  направления  работы  над  темой  курсовой  работы, 
выводы и результаты проведенного исследования. 


background image

 

16 

 

После выступлений студентов и руководителей  комиссия  проводит  закрытое 

заседание,

 

на  котором  выставляются  оценки.  Оценка  заносится  в  экзаменационную 

ведомость, которая подписывается всеми членами комиссии. Председатель комиссии 
выставляет  оценку  на  титульном  листе  курсовой  работы  и  в  зачетную  книжку 
студента. 

6.3  На  заседании  соответствующей  ЦМК  подводятся  итоги  защиты, 

анализируются  характерные  недостатки,  недоработки  при  выполнении  курсовых 
работ, разрабатываются соответствующие рекомендации. 

6.4 Структура выступления: 

Первая часть 

В

 

первой  части  воспроизводятся  основные  положения  введения  курсовой 

работы:  кратко  обосновывается  актуальность  темы  работы,  формулируется  цель  и  
задачи  исследования,    называются  объект,  предмет  исследования,  перечисляются 
методы и приемы, использованные в работе. 

Вторая часть 

Вторая  часть  выступления  представляет  собой  краткое  изложение  основных 

положений разделов основной части работы. 

Основные  положения,  в  которой  рассматриваются  теоретические  аспекты 

исследуемой проблемы, в докладе  излагать не  рекомендуется  (если работа не  носит 
характер теоретического исследования изучаемых вопросов). 

Третья часть 

Третья  часть  выступления  является  заключительной.  Она  строится  на 

основании  содержания  выводов  и  предложений  (заключения),  представленных  в 
работе. Выводы должны быть четкими, по возможности краткими и соответствовать 
поставленным  задачам.  При  докладе  наиболее  важные,  ключевые  положения 
целесообразно  проиллюстрировать  данными,  приведенными  в  таблицах,  графиках, 
диаграммах. Это, с одной стороны, будет способствовать повышению наглядности и 
лучшему  восприятию  излагаемого  материала,  а  с  другой  стороны  позволит  не 
перегружать текст доклада цифровыми данными. 

Все  таблицы  и  иллюстрации  обязательно  нумеруются  в  соответствии  с 

хронологией  использования  их  в  выступлении.  Количество  иллюстративного 
материала зависит от работы, но обычно

 

бывает достаточно 10-12 иллюстраций. 

Содержание  выступления  и  наглядной  информации  согласовывается  с 

руководителем. 

Отведенное  время  для  защиты  курсовой  работы  7-10  минут.  Пример  доклада 

курсовой работы представлен в приложении 9

.

 

6.4 Курсовая работа оценивается с учётом качества её написания и результатов 

защиты 

на 

оценку 

«отлично», 

«хорошо», 

«удовлетворительно», 

«неудовлетворительно». 

При определении оценки курсовой работы учитываются: 
а) степень разработки темы; 
б) полнота охвата научной литературы; 


background image

 

17 

 

в)  использование  данных  российского  и  зарубежного  опыта  медицинской 

практики; 

г) правильность и научная обоснованность выводов;  
д) аккуратное оформление курсовой работы. 
Критерии оценки: 
«отлично» выставляется студенту, показавшему глубокие знания, примененные 

им  при  самостоятельном  исследовании  избранной  темы,  способному  обобщить 
практический материал и сделать на основе анализа выводы; 

«хорошо»  выставляется  студенту,  показавшему  в  работе  и  при  ее  защите 

полное  знание  материала,  всесторонне  осветившему  вопросы  темы,  но  не  в  полной 
мере проявившему самостоятельность в исследовании; 

«удовлетворительно» выставляется студенту, раскрывшему в работе основные 

вопросы  избранной  темы,  но  не  проявившему  самостоятельности  в  анализе  или 
допустившему отдельные неточности в содержании работы; 

«неудовлетворительно»  выставляется  студенту,  не  раскрывшему  основные 

положения избранной темы и допустившему грубые ошибки в содержании работы, а 
также допустившему плагиат. 

При  получении  неудовлетворительной  оценки  работа  должна  быть 

переработана  с  учетом  высказанных  замечаний  и  представлена  на  защиту  в  сроки, 
установленные руководителем. 

После  защиты  курсовые  работы  хранятся  в  течение  одного  года  в  учебной 

части. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

Основная литература: 
1.

 

Бережнова,  Е.В.  Основы  учебно-исследовательской  деятельности 

студентов: учеб.для студ. / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - 11-е изд., стер. - М.: ИЦ 
Академия, 2022. -128 с. 

2.

 

Виноградова, 

Н.А. 

Пишем 

реферат, 

доклад, 

выпускную 

квалификационную  работу:  учеб.  пособие/  Н.А.  Виноградова,  Л.В.  Борикова.  -  14-е 
изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 96 с. 

3.

 

Основы  учебно-исследовательской  деятельности  студентов:  учебник. 

/И.П.  Пастухова,  Н.В.  Тарасова  —  Москва:  КНОРУС,  2021.  -  118  с.  -  (Среднее 
профессиональное образование).  

4.

 

Дополнительная литература: 

1.  ГОСТ  7.32-2001  «Отчет  о  научно-исследовательской  работе.  Структура  и 

правила оформления». 

2.

 

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» 

3.

 

ГОСТ  Р  7.0.5-2008  «Библиографическая  ссылка.  Общие  требования  и 

правила составления» 

4.

 

ГОСТ  7.1-2003  «Библиографическая  запись.  Библиографическое 

описание. Общие требования и правила составления» 


background image

 

18 

 

Приложение 1 

 
 
 

ОБРАЗЕЦ 

 

График работы студента над курсовой работой 

 

 

 

 

№ 

п/п 

Содержание работы 

Срок 

выполнения 

Примечание 

1.   Выбор и согласование темы с 

 

 

2. 

руководителем 

 

 

Составление плана работы и графика 

 

 

 

работы над курсовой работой 

 

 

3. 

Поиск источников информации по 

 

 

 

теме курсовой работы. 

 

 

4. 

Изучение источников, их 

 

 

5. 

систематизация. 

 

 

Определение научного аппарата 

 

 

 

курсовой работы: формулировка 

 

 

6. 

цели, задач и др. 

 

 

Написание обзора литературы. 

 

 

7. 

Оформление теоретического раздела. 

 

 

Написание практического раздела 

 

 

8. 

работы (при наличии). 

 

 

Подготовка выводов по теме 

 

 

 

курсовой работы. 

 

 

9. 

Написание введения и заключения. 

 

 

10.  Оформление списка литературы, 

 

 

 

приложений. 

 

 

11.  Оформление курсовой работы 

 

 

12. 

согласно требованиям. 

 

 

Представление работы руководителю 

 

 

13. 

для написания отзыва. 

 

 

Подготовка доклада и согласование 

 

 

14. 

его с руководителем. 

 

 

Процедура защиты. 

 

 

 

 
 

Руководитель

 

________ 

 

подпись

 

Ф.И.О. 

 

Студент

 

_________ 

 

подпись

 

Ф.И.О. 

 

 


background image

 

19 

 

Приложение 2 

 

Формулирование задач курсовой работы 

 

Содержание 

деятельности 

«Частный» предмет 

деятельности 

изучить 

условия 

исследовать 

факторы 

проанализировать 

подходы 

рассмотреть 

роль 

обосновать 

значение 

объяснить 

место 

выявить 

средства 

дать анализ 

литературе 

разработать 

возможности 

определить 

целесообразность 

доказать 

приемы 

показать 

технологии 

апробировать 

причины 

выработать 

критерии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

20 

 

Приложение 3 

 

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА 

 

Государственное автономное профессиональное образовательное 

учреждение Саратовской области 

«Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

 

Сестринская помощь при бронхиальной астме

 

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном 

процессах 

 

 
 
 
 
 

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело 
Студентка: Петрова Ольга Юрьевна 

Группа 643 
Руководитель:__________ Е. Г. Иванова 

«____»______________20 

г. 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Вольск, 2022 г. 


background image

 

21 

 

Приложение 4 

 

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………....        26 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 

Часть 1.............................................................................................................. 

1.1...................................................................................................................... 

1.2 ..................................................................................................................... 

10 

Часть 2.............................................................................................................. 

14 

2 .1.................................................................................................................... 

14 

2. 2 .................................................................................................................... 

18 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 

21 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 

24 


background image

 

22 

 

Приложение 5 

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАГОЛОВКОВ ЧАСТЕЙ И ПАРАГРАФОВ 

 

1.

 

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ 

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

 

Проблеме  исследования  маркетинговой  деятельности  посвящены  работы 

многих  авторов.  Разносторонность  и  множественность  подходов  свидетельствуют  о 

том,  что  идет  активный  поиск  таких  показателей  качества  медицинской  помощи, 

которые  бы  представили,  во-первых,  целостность  данного  феномена,  и,  во-вторых, 

могли бы быть выражены количественно [25, с. 148]. 

 

1.1 Понятие и сущность маркетинга 

 

Во  всем  мире  маркетинг  рассматривается  как  сложное,  многоплановое  и 

динамичное  явление.  В  настоящее  время  выдвинуто  уже  около  двух  тысяч 

определений,  которые  наиболее  полно  отражают  содержание  маркетинговой 

деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

23 

 

Приложение 6 

 

Употребление числительных в научном тексте 

 

При  употреблении  в  научном  тексте  количественных  числительных  (КЧ), 

которые отвечают на вопрос “сколько?” следует помнить следующие правила: 

1.  Однозначные  КЧ,  если  при  них  нет  единиц  измерения,  пишутся  словами. 

Например: семь лет, в девяти пунктах, на четырех страницах. 

2.  Многозначные  КЧ  пишутся  цифрами,  за  исключением  количественных 

числительных, которые начинают абзац. 

Например: 10 лет, 123 дома. 
3.  Числа  с  сокращенным  обозначением  единиц  измерения  пишутся  цифрами. 

Например: 5 м, 11 т, 235 кг и т.д. 

4.  При  записи  арабскими  цифрами  количественные  числительные  не  имеют 

падежных  окончаний,  если  они  сопровождаются  существительными.  Например:  «в  10 
пунктах», а не «в 10-ти пунктах». 

5. В случаях, когда приводятся крупные числа, тысячи и миллионы, прибегают к 

буквенно-цифровой форме употребления числительных. 

Например: 20 тыс., 13 млн., 1 млн 425 тыс. 327 руб. 
6. В случаях стечения двух числительных, одно из них рекомендуется приводить 

в буквенном виде. Если буквенная форма нежелательна (число очень большое и 
написание длинное), необходимо построить фразу так, чтобы развести два числа. 

Например:  Триста  двадцать  20-тонных

 

грузовиков  или  320  грузовиков, 

грузоподъемностью 20 т. 

7. Перед числительными, обозначающими меры, предлог не ставится. Например: 

построен мост протяженностью 10 м. 

8. Числа из пяти и более цифр (кроме номеров) делят пробелами справа налево на 

классы  по  три  цифры:  73  141,  125  648.  Точки  в  пробелах  не  ставят.  Не  разбивают  на 
группы цифры в числах, обозначающих номер (после знака номер №), в марках машин и 
механизмов,  в  обозначениях  нормативных  документов  (стандарты,  технические 
условия, постановления, указы и т.д.). Например: Указ Главы РК № 1203 от 12.01.2001; 
ВАЗ-2111; ГОСТ 5.17-1102. 

9. В случаях, когда одно-, дву-, многозначные числа идут подряд, рекомендуется 

писать их в цифровой форме. Это же правило применяется и тогда, когда подряд идут 
только однозначные числа. 

Например: после 4, 25, 100 случаев; после 4, 6, 8 проб. 
10. Однозначные числительные, обозначающие временные границы или периоды, 

пишутся словами. 

Например: два-три дня; три-четыре года и т.д. 
11. Денежные суммы больше одной тысячи записываются в буквенно ­ цифровой 

форме. Например: 10 тыс. руб. 

В  случае  употребления  порядковых  числительных  (ПЧ),  отвечающих  на  вопрос 

“который”, следует: 


background image

 

24 

 

1. Использовать буквенную форму как для однозначных, так и для многозначных 

числительных.  Например:  второй,  тридцать  шестой,  шестисотый  и  т.д.  Исключение 
составляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией. 

Например, «1-й Прибалтийский фронт», 5-я армия. 
2.  Порядковые  числительные,  входящие  в  состав  сложных  слов,  записываются 

цифрами. 

Например:  20-процентный  раствор,  7-тонная  глыба,  3-километровая  зона,  12­ 

томное издание и т.д. 

3. При записи арабскими цифрами ПЧ имеют падежные окончания, состоящие из:  
-  одной  буквы,  если  ПЧ  оканчивается  на  две  гласные,  на  й  и  на  гласную. 
Например:  четвертая  -  4-я,  восемнадцатый  -  18-й,  первых  -  1-х.
 - двух букв, если ПЧ оканчивается на согласную и гласную букву, например: 1 -

го сорта. 

4. При перечислении нескольких ПЧ падежное окончание ставится только один 

раз, например: студенты 1,2, 3-х курсов. 

5. Две группы ПЧ, обозначенные арабскими цифрами, пишутся без указания 

падежного окончания: 

- когда они стоят после существительного, к которому относятся: номера глав, 

страниц, томов, рисунков, таблиц и т.д. 

Например: в главе 6, на странице 34, в томе 4, на рис.5, в таблице 2, в Ст.3 и т.д. 

даты: 1 сентября. 

6. Порядковые номера кварталов, веков, конференций, симпозиумов, съездов, 

пленумов рекомендуется записывать римскими цифрами. 

 

Например: II квартал, XX век, XL конференция и т.д. Падежные окончания 

при этом не записываются. 

При  употреблении  в  тексте  простых  дробей  принято  писать  их  цифрами  через 

косую черту: до черты - числитель, после - знаменатель. Например: 3/4, / , 7/8 и т.д. 

После простых дробных чисел не рекомендуется употребление  слов

 

часть, доля. 

Не рекомендуется: 3/5 долей площади, 3/8 части поля и т.д. 

При  перечислении  десятичных  дробей  числа  разделяются  точкой  с  запятой  во 

избежание смешения целых чисел и дробей, например: 2.5; 3.0; 5.5 км. 

Существительное  после  дробного  числа  согласуется  с  его  дробной  частью  и 

употребляется в родительном падеже единственного числа. Например: 0,75 литра и т.д. 


background image

 

25 

 

Приложение 7 

 

ОБРАЗЕЦ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

1.  Белова,  А.П.  Участковая  медицинская  сестра  городской  поликлиники  /  А.П. 

Белова. - 5-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Медицина, 2020. - 263 с. 

2.  Бесядовский,  Р.А.  Руководство  для  главных  сестер  больниц  и  поликлиник  / 

Р.А. Бесядовский, О.Г. Каратаева. - СПб.: Медицина, 2020. - 261 с. 

3.  Вебер,  В.Р.  Основы  сестринского  дела:  учебное  пособие  для  учащихся 

медицинских училищ и  колледжей  / В.Р.  Вебер,  Г.И.  Чуваков, В.А.  Лапотников.  -  М.: 
Медицина, 2020. - 496 с. 

4.  Веденко,  Б.Г.  Палатная  медицинская  сестра  /  Б.Г.  Веденко,  В.П.  Ковальчук, 

В.С. Тарасюк. - Ростов н/Дону: Феникс, 2019. - 128 с. 

5.  Гребенев,  А.А.  Основы  общего  ухода  за  больными:  учеб.пособие  /  А.А. 

Гребенев, А.А. Шептуллин,  А.М. Хохлов.  -  2-е  изд., перераб.  и  доп.  -  М. :  Медицина, 
2021. - 288 с. 

6. Григоровская, Д.П. Работа медицинской сестры по диспансеризации населения 

/ Д.П. Григоровская. - Ростов н/Дону: Феникс, 2020. - 120 с. 

7.  Давлицарова,  К.Е.  Манипуляционная  техника:  учебное  пособие  /  К.Е. 

Давлицарова, С.Н. Миронова; под ред. М.И. Василенко. - М.: Форум; ИНФРА-М, 2022. 
- 480 с. 

8.  Двуреченская,  В.М.  Подготовка  пациента  к  исследованиям.  Технологии 

сестринских манипуляций / В.М. Двуреченская, А.А. Каплина, Р.Н. Чуприна.  - Ростов 
н/Дону: Феникс, 2022. - 160 с. 

9. Журавлева, К.Б. Роль медсестры в решении актуальных проблем клинической 

практики / К.Б. Журавлева, Л.А. Воропаева // Сестринское дело. - 2022. - № 8. - С. 12 

10.  Коробов,  Л.Н.  Динамика  социально-профессионального  статуса  средних 

медицинских  работников  Удмуртской  республики  в  условиях  реформирования 
здравоохранения / Л.Н. Коробов, Е.В. Любовцева, В.И. Викторова // Сестринское дело. - 
2021. - № 4. - С. 15 - 18. 

11.  Российская  государственная  библиотека  [Электронный  ресурс].  -  Режим 

доступа: http://www.rsl.ru. 


background image

 

26 

 

Приложение 8 

Отзыв 

 

на курсовую работу студента (ки)

 

курса 

специальности________________________ 

 
 

Ф.И.О. 

 

Тема 

 

Актуальность: курсовая работа посвящена....... 
В первой части .... 
Вторая часть .... 
Выводы, сделанные в Заключении, соответствуют целям, поставленным во 

введении. 

Проанализирован …объем литературы . 
За время работы студент/ка проявил/а себя как..... 
Таким образом, работа выполнена на... уровне, соответствует требованиям, 

предъявляемым к курсовым работам, и заслуживает … оценки. 

 
 
Руководитель

 

 

 

 

 

Подпись 

  

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. 

«

 

»

 

20    

г. 

 


background image

 

27 

 

Приложение 9 

 

Примерная формулировка фраз для выступления 

 

на защите курсовой работы 

 

 
 

Уважаемые преподаватели! 

 

Вашему вниманию предлагается курсовая работа на тему______________ 
(приводится  название  темы,  указывается  дисциплина,  по  которой  написана 

работа). 

Работа  на  избранную  тему  является  актуальной  в  связи  с...  или;  актуальность 

выбранной темы обусловлена. 

Поднятая 

в 

работе 

проблема 

заинтересовала 

меня... (может 

быть представлена причина личного интереса к теме). 

Целью данной работы является______________________________________ 
Задачи исследования________________________________________________ 
В ходе  работы  был  проведен  подбор,  анализ и  систематизация  источников по 

теме, из которых... (представляется анализ(обзор) основных источников, возможно по 
главам, разделам, предметным областям). 

 

На  основе  проведенного  исследования  можно  сделать  следующие  основные 

выводы: ________________________________________________________ 

Результаты  работы  и  сделанные  выводы  могут  быть  использованы... 

(сообщается  как  значение  работы  для  автора,  так  и  возможность  дальнейшего 
применения материалов и выводов) 

Студент  также  может  высказать  несколько  слов  в  адрес  руководителя;  может 

сообщить, где были представлены доклады и сообщения по исследованию. 

Благодарю за внимание! 

Защищающий  может  несколько  изменить  порядок  выступления,  использовать  иные 

формулировки. 

 
 
 
 
 
 
 


background image

 

28 

 

Понятийный аппарат курсовой работы 

 

Автопрезентация  -  представление  экзаменационной  комиссии  результатов 

собственной деятельности и ее публичная защита. 

Актуальность  темы  -  степень  ее  важности  в  данный  момент  и  в  данной 

ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). 

Анализ  -  метод  исследования,  который  позволяет  расчленить  или  разложить 

предмет исследования (объект, свойства) на составные части. 

Аналогия - рассуждение, в котором из сходства двух или нескольких объектов по 

некоторым признакам делается вывод об их сходстве. 

Анкета - структурированная форма сбора данных, состоящая из серии вопросов, 

письменных или устных, на которые необходимо ответить респонденту. 

Анкетирование  -  метод  сбора  данных,  который  предполагает  самостоятельное 

заполнение анкет целевыми группами респондентов и возврат анкет интервьюеру. 

Аспект  -  угол  зрения,  под  которым  рассматривается  объект  (предмет) 

исследования. 

Введение  -  вступительная  часть  текста,  книги,  ориентирующая  читателя  в 

дальнейшем содержании. 

Валидность  метода  исследования  -  соответствие  метода  поставленной  цели  его 

использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю. 

Виды анализа - специфика его применения при изучении теоретического и иного 

материала. Различают следующие виды анализа: аспектный, критический, понятийный, 
проблемный, системный, структурный, функциональный и др. 

Виды  (жанры)  научной  литературы  -  условное  деление  научной  литературы  на 

теоретические, методические и справочные издания. 

Теоретические  -  тезисы,  научные  и  научно-популярные  статьи,  монографии, 

авторефераты диссертаций, научные отчеты. 

Методические  -  учебники  и  учебные  пособия,  методические  разработки, 

рекомендации. 

Выборка  -  определение  единиц  исследования.  Это  может  быть  выборка 

медицинского  персонала,  отделение  лечебного  учреждения  и  т.д.  Выборка  позволяет 
ограничить исследование и сделать его доступным, из всей генеральной совокупности 
специально подобрать необходимый «материал». 

График  -  наглядное  изображение  соотношения  величин,  их  функциональной 

взаимозависимости  с  помощью  геометрических  и  арифметических  средств  -чисел, 
плоскостей, точек, линий и т.д. График имеет систему координат: горизонтальную ось 
абсцисс  и  вертикальную  ординат.  На  каждой  из  них  наносятся  шкалы  измерения 
зависимости  изучаемых  величин.  Их  пересечения  показывают  динамику  изменения 
зависимости изучаемых величин. 

Дедуктивный метод  -  метод  познания, состоящий в поиске  сначала  общей  идеи, 

теории  и  затем  -  в  добывании  фактов  для  их  доказательства  или  иллюстрации.  Это 
метод движения от общего к частному. 


background image

 

29 

 

Доступность исследования - принцип выбора темы исследования, обозначающий 

учет  внешнего  фактора:  наличие  и  доступность  источников  информации, 
экспериментальной  базы,  достаточность  умений,  накопленных  исследователем,  для 
выполнения работы. 

Задачи исследования - это составные части цели исследования. Для определения 

задач  проводится  декомпозиция  цели,  из  нее  выделяются  те  действия,  которые  надо 
совершить, чтобы ее достичь. Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В 
идеале решение поставленных задач приводит исследователя к достижению намеченной 
цели. 

Знание - языковая форма отражения действительности и способов ее познания и 

преобразования. Знание существует в форме понятий, законов, суждений, идей, теорий, 
учений,  принципов,  формул,  событий,  фактов  и  т.д.  Знание  амбивалентно,  т.е. 
двойственно:  оно  черпается  из  книг,  а  также  из  познания  реальной  жизни. 
Дидактическим  эквивалентом  знаний  в  курсовой  работе  выступает  ее  содержание.  По 
нему  судят,  каким  знанием  по  данному  вопросу  обладает  студент,  как  он  его  освоил. 
Здесь знание - это результат учебной деятельности студента. 

Индуктивный  метод  -  метод  изучения  явлений,  когда  сначала  собираются  и 

описываются  их  частные  признаки  и  проявления,  а  затем  после  обобщения  выводятся 
общие признаки и свойства. Это движение поиска от частного к общему. 

Инструмент  для  анкетирования  -  образцы  анкетных  бланков  (анкет),  которые 

составляются  с  учетом  специфики  необходимой  информации  и  заполняются  широким 
кругом респондентов. 

Информация (от лат. information - разъяснение, изложение)  - обмен сведениями. 

Информация  официальная  носит  обязательный  характер  и  издается  государственными 
органами  ежегодно  в  виде  кратких  или  полных  статистических  сборников, 
государственных  реестров  и  т.п.  информации.  Информация  справочная  носит 
ознакомительный,  вспомогательный  характер,  отражает  относительно  стабильные 
признаки объектов исследования. 

Исследование  научное  -  это  процесс,  направленный  на  всестороннее  изучение 

объекта или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику 
полезных  для  человека  результатов.  Его  объектом  являются  материальная  или 
идеальная  системы,  а  предметом  -  структура  системы,  взаимодействие  ее  элементов, 
различные свойства, закономерности развития и т.д. 

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются 

цели и задачи исследования и указываются пути его ведения. 

Краткое  сообщение  -  научный  документ,  содержащий  сжатое  изложение 

результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно­ исследовательской 
или  опытно-конструкторской  работы.  Назначение  такого  документа  -  оперативно 
сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе. 

Компиляция  -  несамостоятельность  при  выполнении  курсовой  или  дипломной 

работы,  списывание  либо  с  научных  источников,  либо  с  чьей-то  ранее  выполненной 
работы. Это прямое заимствование чужого текста. 


background image

 

30 

 

Метод исследования  -  способ применения старого знания для получения  нового 

знания. Является орудием получения научных фактов. 

Методология  научного  познания  -  учение  о  принципах,  формах  и  способах 

научно-исследовательской деятельности. 

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка 

и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм 
общественного сознания. 

Научная  новизна  исследования  -  определение  вклада  исследовательской 

деятельности  студента  в  науку.  Для  этого  путем  самоэкспертизы  проведенного 
исследования в работе студентом выделяется та часть, которая дополняет, уточняет или 
изменяет ранее имеющиеся научные данные. 

Научный  аппарат  исследования  -  перечень  последовательных  действий, 

определяющих границы, направление и характер исследования. 

Научный  факт  -  событие  или  явление,  которое  является  основанием  для 

заключения  или  подтверждения.  Является  элементом,  составляющим  основу  научного 
знания. 

Обзор  -  научный  документ,  содержащий  систематизированные  научные  данные 

по  какой-либо  теме,  полученные  в  итоге  анализа  первоисточников.  Знакомит  с 
современным состоянием научной проблемы и перспективами развития. 

Объект исследования - объект, процесс или явление, порождающие проблемную 

ситуацию  и  избранные  для  изучения.  Например,  сестринский  процесс,  деятельность 
медицинской сестры, учреждение здравоохранения, его подразделение, их деятельность 
и др. 

Объем    выборки  -

 

общее    число    единиц    наблюдения    в    выборочной 

совокупности. 

Оппонент  -  лицо,  критически  оценивающее  результаты  исследовательской 

деятельности  студента  -  исследователя.  Официальное  оппонирование  как 
рецензирование  введено  для  дипломных  работ.  Неофициальное  оппонирование 
возможно при защите курсовых, где оппонентами становятся сами студенты. 

Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами 

к определенной группе людей. 

Понятийно-терминологический  аппарат  исследования  -  совокупность  научно 

обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своем исследовании и при 
его описании в курсовой работе. 

Практическая  значимость  исследования  есть  определение  востребованности 

результатов исследования для конкретного потребителя и выполняемой им работы, где 
будет полезно применение данной работы. 

Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в 

определенном  аспекте  рассмотрения.  Это  конкретные  проблема  или  предметы 
(продукты или услуги) в теме курсовой работы, которые находится в границах объекта 
исследования.  Предметом  исследования  могут  быть  содержание,  формы  и  методы 
медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом 


background image

 

31 

 

и  медицинской  сестрой,  медицинские  услуги,  оказываемые  в  ЛПУ  (отделении  или 
кабинете), а также продукты, используемые при оказании медицинских услуг и т.д. 

Понятие - есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов 

и отношения между ними. 

Принцип -  основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. 
Проблема  -  крупное  обобщенное  множество  сформулированных  научных 

вопросов,  которые  охватывают  область будущих  исследований. Различают следующие 
виды проблем: 

-

 

исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах 

одной научной дисциплины и в одной области применения; 

-

 

комплексная  научная  -  взаимосвязь  научно-исследовательских  тем  из 

различных 

областей 

науки, 

направленных 

на 

решение 

важнейших 

народнохозяйственных задач; 

-

 

научная 

совокупность 

тем, 

охватывающих 

всю 

научно­ 

исследовательскую  работу  или  ее  часть;  предполагает  решение  конкретной 
теоретической  или  опытной  задачи,  направленной  на  обеспечение  дальнейшего 
научного или технического прогресса в данной отрасли. 

Противоречие  исследования  -  это  несоответствие  развития  составных  частей 

какой-либо  системы,  процесса  или  ситуации,  ведущее  к  нарушению  их  целостного  и 
успешного  развития.  Противоречие  -  это  нарушенная  связь  между  явлениями, 
компонентами,  состояниями,  свойствами.  Из  установленного  противоречия  вытекает 
проблема исследования как необходимость устранения этого несоответствия. 

Самоэкспертиза  -  критический  анализ  собственной  работы  и  определение  ее 

научной новизны и практической значимости. 

Теория  -  учение,  система  идей  или  принципов.  Совокупность  обобщенных 

положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического 
знания,  в  границах  которой  отдельные  понятия,  гипотезы  и  законы  теряют  прежнюю 
автономность и становятся элементами целостной системы. 

Цель  исследования  -  словесно-логическое  описание  представления  о  результате 

исследования, того, что ожидается в итоге курсовой работы. 

Цитата  -  дословная  выдержка  из  какого-либо  авторского  текста  с  указанием 

источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются для иллюстрации позиций как 
объект  анализа,  как  способ  доказательства.  Их  в  тексте  обязательно  выделяет 
кавычками.