Организация медицинской помощи городскому и
сельскому населению
1. Принципы организации медицинской помощи населению в РФ
2. Преимущество оказания медицинской помощи работающим
3. Диспансерный метод
4. Принцип специализации медицинской помощи
5. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению
Введение
Организация лечебно-профилактической помощи населению оказывается как
в городе, так и на селе. Организация лечебно-профилактической помощи
городскому населению складывается из 3 этапов:
1. первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) осуществляется
амбулаторно-поликлиническими учреждениями стационарами, службой
скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерскими пунктами,
здравпунктами.
2. стационарная медицинская помощь проводится в условиях стационара.
3. восстановительное лечение - в условиях стационаров и амбулаторно-
поликлинических учреждений.
Первичная медико-санитарная помощь - основная, доступная и бесплатная для
каждого гражданина вид медицинского обслуживания включающая в себя:
лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и
других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших
заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других
мероприятий связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам
по месту жительства.
Оказание лечебно-профилактической помощи строится в соответствии с
определенными принципами:
1) доступность и бесплатность гарантированный объем бесплатной
медицинской помощи в соответствии с программой государственных
гарантий. В программе определены виды, объемы, порядок и условия оказания
бесплатной медицинской помощи населению. Программа государственных
гарантий ежегодно пересматривается;
2) неразрывность лечебного дела и профилактики;
3) преемственность учреждений здравоохранения;
4) преимущество в оказании МП работающим;
5) участковость;
6) диспансерный метод.
1.
Принципы организации медицинской помощи населению в РФ
Для организации качественной медицинской помощи осуществляется
преемственность между скорой помощь, поликлиникой, стационаром.
Преемственность достигается путем обмена информацией между врачами
лечебно-профилактических
учреждений,
проведения
совместных
клинических конференций, консультаций - это позволяет повысить
квалификацию медицинского персонала, снизить дублирование лечения
больного.
1) договор поликлиники со стационаром на госпитализацию пациента;
2) выписной эпикриз передается в поликлинику;
3) организация в поликлиники отделения восстановительного лечения
(долечивание)
4) врачи поликлиники должны поочередно работать в стационаре.
2. Преимущество оказания медицинской помощи работающим
Медицинское
обеспечение
работающих
осуществляется
в
специализированных учреждениях - медико-санитарных частях (МСЧ),
врачебных или фельдшерских здравпунктах. МСЧ могут быть как открытого
типа - обслуживают работающих предприятия, их родственников и население
прилегающей территории. В настоящее время таковыми являются все МСЧ,
так и закрытого типа (только работников этого предприятия). Здравпункты
врачебные и фельдшерские работают по графику работы предприятия.
Фельдшерские здравпункты могут быть передвижными.
Работа цеховой службы оценивается, прежде всего, по форме №16 - по
результатам анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Важным разделом является работа цехового врача с часто длительно
болеющими (по 1 заболеванию 4 случая и 40 дней временной
нетрудоспособности в год). Цеховой врач составляет списки часто длительно
болеющих. Лечение проводится по согласованию с узкими специалистами. На
предприятиях имеются санатории-профилактории. Медико-санитарные части
могут функционировать в виде:
1. АПУ
2. Объединенной больницы.
Медицинская помощь работающим оказывается также общей сетью лечебно-
профилактических учреждений, прежде всего, в случаях, когда предприятия
не имеют медико-санитарную часть и численность работающих ниже
установленных нормативами. (Витаминный завод прикреплен к 5-й
поликлинике. Кабельный завод - к 1-й поликлинике). В регистратуре
предусмотрено отдельное окно для обслуживания работающих.
Участковый принцип - это прикрепление к участковому врачу определенного
контингента населения.
3. Диспансерный метод
Диспансеризация - активное наблюдение за состоянием здоровья
определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих
групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний,
динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение
мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению
развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и
продлению периода активной жизнедеятельности 3.
В организационном процессе диспансеризации выделяются следующие
этапы:
1. отбор контингентов путем активного выявления, их регистрации.
2. проведение комплекса лечебных и социально-профилактических
мероприятий, т.е. осуществление собственно диспансерного наблюдения,
оценка результатов эффективности диспансеризации.
Выявление лиц, подлежащих диспансеризации, производится, как правило,
при приеме больных врачом в поликлинике или их на дому и в результате
различных профилактических осмотров, где выявляются наиболее ранние
стадии заболеваний. медицинский диспансерный лечение
Динамическое наблюдение I группы (здоровые) осуществляется путем
ежегодных профилактических медицинских осмотров. Для этой группы
диспансерного
наблюдения
составляется
общий
план
лечебно-
оздоровительных профилактических и социальных мероприятий, который
включает мероприятия по улучшению условий труда и быта, по санитарно-
гигиеническому образованию и пропаганду здорового образа жизни.
Динамическое наблюдение II группы имеет своей целью устранение или
уменьшение влияния факторов риска, повышение резистентности и
компенсаторных возможностей организма.
В настоящее время метод применяется в работе с определенным контингентом
населения:
1. - дети до 18 лет;
2. - беременные женщины;
3. - учащиеся и студенты очного отделения;
4. - инвалиды Войн;
5. - спортсмены;
6. - отдельные группы населения в соответствии с базовой ПГГ;
7. - больные, подлежащие диспансерному наблюдению.
В поликлинике выделяются диспансерные дни для работы с диспансерными
больными. Диспансеризация проводится в 2 этапа.
Показатели 1 этапа:
1. Полнота охвата медицинскими осмотрами;
2. Контингент, подвергаемый обязательному медицинскому осмотру.
Примерно 80% населения охвачено диспансерным наблюдением. Кроме того
проводится дополнительная диспансеризация в рамках Национального
проекта "Здоровье". По итогам диспансеризации врач-терапевт участковый,
ВОП распределяет граждан, прошедших диспансеризацию, по 5 группам
состояния здоровья:
I - "практически здоров",
II - "с высоким риском развития заболевания, нуждающиеся в
профилактических мероприятиях",
III - "нуждающиеся в дообследовании и лечении в амбулаторных условиях",
IV - "нуждающиеся в дообследовании и лечении в стационарных условиях",
V - "нуждающиеся в высокотехнологичных видах медицинской помощи".
Граждане, отнесенные:
к I группе - не нуждаются в диспансерном наблюдении, с ними проводится
профилактическая беседа по здоровому образу жизни;
к II-й группе - составляется программа профилактических мероприятий,
осуществляемых в данном АПУ;
к III группе - назначаются дополнительные обследования и при
необходимости - лечение в амбулаторных условиях;
к IV группе - назначаются дополнительные обследования и при
необходимости - лечение в стационарных условиях;
к V группе - направляются в Комиссию органа управления здравоохранением
субъекта
Российской
Федерации
по
отбору
нуждающихся
в
высокотехнологичной медицинской помощи.
Стандарт диспансеризации включает в себя обследование следующими
специалистами:
1. флюорография, маммография (для женского населения в возрасте старше 40
лет)
или
ультразвуковое
исследование
молочной
железы,
ЭКГ
(электрокардиограмма), ОАМ (общий анализ мочи), ОАК (общий анализ
крови), общий холестерин и липидный профиль, сахар, онкомаркеры (40 лет и
старше)
2. осмотры специалистов: врач-терапевт участковый или врач общей
практики, акушер-гинеколог (для женского населения), уролог (для мужского
населения), невролог, хирург, офтальмолог, эндокринолог.
Качество дополнительной диспансеризации: отсутствие впервые выявленных,
заболеваний на поздних стадиях, в том числе - онкологических, туберкулеза,
тяжелых форм сахарного диабета, инсульта, инфаркта, и прочих заболеваний,
ведущих к длительной и стойкой утрате трудоспособности (через три месяца
после завершения диспансеризации)4.
4. Принцип специализации медицинской помощи
Для отдельной категории больных организована специализированная
медицинская помощь, оказываемая:
-специализированной бригадой скорой медицинской помощи,
-узкими специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений,
- в отделениях многопрофильных стационаров.
- в диспансерах.
Диспансеры
-
это специализированные лечебно-профилактические
учреждения для активного выявления больных, лечения, реабилитации и
профилактики. Все диспансеры республиканского значения и финансируются
из бюджета РБ
Типы:
кардиологический, врачебно-физкультурный, кожно-венерический и
др. Диспансеры включают поликлинику и стационар. Важный раздел работы -
это консультативная помощь общей сети лечебно-профилактических
учреждений.
Качество оказания медицинской помощи в специализированных стационарах
выше, чем в стационаре общего профиля. Например, кардиодиспансер -
кардиологическое отделение стационара или терапевтическое отделение.
Однако это дорогостоящий вид медицинской помощи.
5.
Организация
лечебно-профилактической
помощи
сельскому
населению
Строится на тех же организационных принципах, что и городскому
населению. Главными из них являются участковый и диспансерный. Различия
в организации медицинской помощи определяются рядом факторов: малая
плотность расселения сельских жителей; удаленность места жительства от
районных центров; слабое обеспечение средствами связи; специфика условий
труда и быта - сезонный характер сельскохозяйственных работ 5. Контакт с
животными, химическими удобрениями и пр.
Особенности оказания медицинской помощи:
1. до 40% объема медицинской помощи оказывают средние медработники -
(фельдшерско-акушерские пункты);
2. большой радиус обслуживания;
3. более низкая обеспеченность материально - техническими и кадровыми
ресурсами (лечебно- диагностической аппаратурой, врачами, койками);
4.
преимущественное
медицинское
обеспечение
лиц
занятых
сельскохозяйственным трудом.
I этап оказания медицинской помощи сельскому населению это сельский
врачебный участок (СВУ). Оказывается квалифицированная доврачебная и
врачебная медицинская помощь. Радиус участка- 5-7 (до 20) км. В составе
сельского врачебного участка работают: сельская участковая больница (СУБ),
сельская врачебная амбулатория (СВА), ФАП (фельдшерско-акушерский
пункт), детские ясли, фельдшерские здравпункты на предприятиях,
профилактории.
Медицинская помощь, оказывается, по 6 - 8 специальностям: терапия,
педиатрия, стоматология, хирургия, акушерство и гинекология. Сельский
врачебный участок, находящийся в районе центральной районной больницы,
считается приписным и его население обращается непосредственно в нее. На
комплексном терапевтическом участке - 2000 и более человек взрослого и
детского населения.
II этап - квалифицированная специализированная медицинская помощь в
районных медицинских учреждениях, в составе центральной районной
больницы, центральная районная аптека, районные больницы, межрайонные
диспансеры (по 10-20 специальностям).
III этап - высококвалифицированная узкоспециализированная помощь
практически по всем специальностям оказывается в республиканских
учреждениях,
стоматологических
поликлиниках,
консультативных
поликлиниках, центрах, в том числе Центры СПИД, медицинской
профилактики и т.д.
I этап оказания медицинской помощи сельскому населению
- сельская
участковая больница (СУБ). В РБ (2006) - 53. Четыре категории в зависимости
от общего числа коек, от 25 до 100 коек. В СУБ могут быть развернуты
стационары дневного пребывания. В СУБ оказывается амбулаторно-
стационарная медицинская помощь: терапевтическим, стоматологическим,
инфекционным больным, помощь в родах при срочных случаях, неотложная
хирургическая и травматологическая помощь, помощь детям.
Основные
функции
сельской
участковой
больницы:
оказание
квалифицированной врачебной помощи; профилактика заболеваемости и
травматизма; организационно-методическое руководство и контроль за
деятельностью фельдшерско-акушерских пунктов и других учреждений 1-го
этапа, плановые выезды врачей в подчиненные учреждения 1-го этапа.
1. приближение медицинской помощи к работникам сельского хозяйства в
период массовых полевых работ.
2. текущий санитарный надзор за учреждениями и объектами,
водоснабжением, очисткой населенных пунктов.
Выделяют следующие особенности в организации амбулаторной и
стационарной помощи в СУБ:
1. нет чёткого ограничения времени амбулаторного приема;
2. часы приема больных должны назначаться в более удобное для населения
время с учётом сезонности сельскохозяйственных работ;
3. возможность приема пациентов фельдшером при отсутствии врача;
4. вызовы на дом обслуживаются врачом лишь в пунктовом селе, где
расположена СУБ, вызовы на дом в других населенных пунктах сельского
врачебного участка обслуживаются фельдшером;
5. дежурство в стационаре с правом пребывания дома и обязательной
информацией персонала о своем местонахождении, на случай необходимости
оказания неотложной помощи;
6. выделение у врача одного профилактического дня в неделю для объезда
участка.
При выездах на ФАП участковый врач оказывает методическую помощь
в работе ФАП и должен осуществить следующие основные мероприятия
на местах:
a. проверять правильность и достоверность записей по приему больных, по
проводимым прививкам, диспансерному наблюдению за беременными
женщинами, детьми и тяжелобольными;
b. консультировать обратившихся в ФАП пациентов самостоятельно или
приглашенных врачом и фельдшером;
c. посещать и консультировать на дому беременных женщин, детей до 2 лет,
тяжелобольных;
В сельской врачебной амбулатории (СВА) оказывается амбулаторно-
поликлиническая помощь. Функции те же, что и для сельской участковой
больницы, однако нет круглосуточного стационара
По нормативам фельдшерско-акушерский пункт организуются с числом
жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского
учреждения от 2 до 4 км., с населением 300-700 - 4-6 км, менее 300 человек
свыше 6 км.
На фельдшерско-акушерском пункте могут работать фельдшер; фельдшер и
акушерка; фельдшер, акушерка и патронажная сестра. Подчиняется по общим
вопросам администрации сельского поселения, а по специальным - главному
врачу участковой больницы.
Функции фельдшерско-акушерского пункта:
1. оказание доврачебной медицинской помощи,
2. выполнение назначений врача,
3. патронаж детей и беременных женщин, наблюдение за здоровьем инвалидов
и специалистов сельского хозяйства,
4.
проведение
под
руководством
врача
профилактических,
противоэпидемических,
санитарно-гигиенических
мероприятий,
иммунизация,
5. диспансеризация здоровых и больных,
6. санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения,
7. реализация лекарственных средств через аптечные пункты 2 категории,
8. учет и отчетность, анализ показателей. Ежемесячно - отчеты в
оргметодкабинет центральной районной больницы,
9. участие в экспертизе нетрудоспособности по разрешению главного врача
района.
II этап оказания медицинской помощи сельскому населению
- центральная
районная больница (ЦРБ). По мощности делится на 6 категорий от 100 до 400
коек. Структура центральной районной больницы:
1. стационар с отделениями по основным специальностям (терапевтическое,
хирургическое,
педиатрическое,
акушерское,
гинекологическое,
инфекционное),
2. поликлиника,
3. отделение скорой и неотложной медицинской помощи,
4. патологоанатомическое отделение,
5. организационно - методический кабинет и вспомогательные подразделения.
Главный врач ЦРБ (главный врач района) подчиняется: по общим вопросам -
администрации муниципального района, по специальным вопросам -
министерству здравоохранения РБ. Опирается в своей работе на своих
заместителей:
1. по медицинскому обслуживанию населения МОН - заведующий
организационно-методическим кабинетом;
2. по детству и родовспоможению (при численности населения свыше 70 000);
3. по медицинской части (отвечает за работу стационара);
4. по поликлинике (заведующий поликлиникой);
5. по клинико-экспертной работе (КЭР) - по экспертизе временной
нетрудоспособности,
6. по административно - хозяйственной части (АХЧ) и др.
Для оперативного руководства в центральной районной больнице
функционирует медицинский совет. В его состав входят заместители главного
врача, главный санитарный врач района, заведующий поликлиникой,
районной аптекой, председатель райкома профсоюзов, медицинских
работников, общества Красного Креста, главные специалисты района 6.
Организационно-методическое руководство здравоохранением района
обеспечивают: районные внештатные специалисты района и оргметодкабинет
ЦРБ (ОМК); старший фельдшер и акушерка района; районный медицинский
статистик
Функции организационно-методического кабинета:
1. Разработка мероприятий по повышению качества оказания медицинской
помощи населению района. Выездная работа. Различные виды передвижной
помощи - выездные врачебные бригады, передвижные амбулатории,
стоматологические кабинеты, зубопротезные лаборатории.
2. Методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями
района;
3. Анализ показателей работы, составление годовых отчетов;
4. Повышение квалификации медицинских работников.
III этап оказания медицинской помощи сельскому населению
-
республиканские медицинские учреждения. Центр организационно-
методического руководства лечебно-профилактическими учреждениями
республики, база специализации и повышения квалификации врачей.
По мощности республиканские клинические больницы подразделяются на 5
категорий. Приоритетным направлением в развитии здравоохранения на селе
является укрепление и совершенствование амбулаторно-поликлинической
помощи, охраны здоровья матери и ребенка
С начала 90-х годов двадцатого века в здравоохранении на селе происходят
реформы. Организуются новые приписные терапевтические и педиатрические
участки, происходит реорганизация сельских участковых больниц во
врачебные амбулатории, СВА в ФАП, освободившиеся койки иногда
концентрируются в ЦРБ. За последние годы все шире развиваются различные
виды передвижной медицинской помощи. В частности, организуются
выездные врачебные бригады, клинико-диагностические лаборатории,
флюорографические установки, передвижные стоматологические кабинеты и
зубопротезные лаборатории и др.
Основные функции республиканской клинической больницы:
1. оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-
диагностической и лечебной помощи населению республики в поликлинике и
стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских
технологий;
2. оказание консультативной и организационно-методической помощи
специалистам других лечебно-профилактических учреждениях республики, в
первую очередь сельского звена;
3. организация и оказание квалифицированной экстренной и плановой
консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной
авиации и наземного транспорта;
4. осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в
медицинских учреждениях республики;
5. осуществление иных экспертных функций на договорной основе с
Министерством здравоохранения РБ (МЗ РБ), республиканский фонд
обязательного медицинского страхования (РФОМС) и филиалами ОМС и др;
6. выполнение по договору с МЗ РБ и разработка мер по реализации целевых
программ развития медицинской помощи;
7. внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений республики
современных технологий, экономических методов управления и принципов
медицинского страхования;
8. участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации
медицинских работников;
9. обеспечение эффективности профилактических мероприятий, повышения
уровня санитарно-гигиенической культуры и активная пропаганда здорового
образа жизни.
Таким образом, республиканская (краевая, областная) больница является
лечебным, научно-организационным, методическим и учебным центром
здравоохранения.
Существует 5 категорий республиканских (краевых, областных) больниц
,
от 300 до 800 и более коек, наиболее целесообразны больницы на 700-1000
коек со всеми специализированными отделениями. Однако в каждой
республиканской (краевой, областной) больнице независимо от её мощности
должны быть следующие структурные подразделения: управление
(администрация, бухгалтерия, канцелярия, архив, библиотека и пр.),
организационно-экономический отдел, консультативная поликлиника,
стационар с приемным отделением, диагностический отдел, отделение
экстренной планово-консультативной медицинской помощи (ОЭПКМП),
отдел АСУ, патолого-анатомическое отделение, АХЧ (пищеблок, гараж,
прачечная, котельная, складские помещения и другие подразделения),
пансионат для больных на период обследования, общежитие для медицинских
работников.
Задачи поликлиники республиканской клинической больницы:
1. оказывает консультативную помощь больным;
2. проводит выездные консультации специалистов;
3. анализ качества амбулаторной помощи, (конъюнктурные обзоры,
информационные письма с оценкой уровня лечебно-профилактической
помощи в районах).
Для планирования работы поликлиники в районы рассылаются путевки на
консультацию. В республиканской клинической больнице имеется
организационно-экономический отдел (ОЭО), выполняющий функцию
оргметодотдела, который является структурной частью республиканской
больницы и непосредственно подчиняется главному врачу. В структуру отдела
входят:
1. организационно-экономическое отделение;
2. клинико-экспертное отделение;
3. информационно-статистическое отделение.
Основными задачами организационно-экономического отдела являются
внедрение в практику современных медицинских и информационных
технологий, экономических методов управления, принципов медицинского
страхования, подготовка и переподготовка медицинских кадров.
Внештатные
главные
районные
специалисты
-
организаторы
соответствующей специализированной помощи в сельском районе,
назначается высококвалифицированный врач-специалист, заведующий
отделением центральной районной больницы, имеющий категорию.
Назначение и освобождение главного районного специалиста осуществляется
главным врачом центральной районной больницы.
Основные задачи главного районного специалиста: разработка и проведение
мероприятий по профилактике заболеваний, внедрение в практику лечебно-
профилактических
учреждений
новейших
методов
профилактики,
диагностики и лечения больных, в целях укрепления здоровья населения,
снижения заболеваемости, в том числе с временной утратой
трудоспособности, инвалидности и смертности. Следует подчеркнуть
значение тесной связи сельских учреждений здравоохранения с
территориальными административными органами и общественными
организациями в деле дальнейшего совершенствования медицинской помощи
сельскому населению.
В лечебно-профилактических учреждениях функционирует оперативный
отдел
и
отделы
управления
качеством,
ответственные
за
внутриведомственный контроль качества, за соблюдением стандартов
оказания медицинской помощи.
Заключение
Законодательное определение и реализация прав граждан на бесплатную
общедоступную медицинскую помощь является наиважнейшей социальной
ценностью государства.
Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и
госпитальном этапах привело к значительным изменениям в структуре
амбулаторно-поликлинического
и
стационарного
этапов
оказания
медицинской помощи населению. Реформа управления и финансирования
здравоохранения
Российской
Федерации,
внедрение
медицинского
страхования граждан предъявили новые требования к врачу, оказывающему
первичную медицинскую помощь на догоспитальном этапе лечения, вне
зависимости от формы собственности, территориальной подчиненности и
ведомственной принадлежност.
На современном этапе развития здравоохранения особую роль приобретает
организационно-методическая и лечебно-консультативная роль главных
специалистов, состоящих в штате Министерства здравоохранения (терапевт,
хирург, педиатр, акушер-гинеколог).