background image

 
 

 

 

 

 


background image

 
 

 

 

 

 


background image

 
 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

1. 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………… 


 

2. 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………….. 


 

3. 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ………... 


 

4. 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………… 

28 
 

5. 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………… 

 
30 
 

6. 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………. 

35 

 

6.1. Материально техническое обеспечение профессионального 

модуля 

 

 

 
 

 


background image

 
 

 

 

 

 
 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

 
 

1.1. Область применения программы 
 

Рабочая  программа  профессионального  модуля  (далее  рабочая  программа)  – 

является частью  основной профессиональной образовательной программы 

ГАПОУ  СО  «Вольский  медицинский  колледж  им.  З.И.  Маресевой»  в 

соответствии  с  ФГОС  по  специальности  33.02.01  Фармация  в  части  освоения 
основного вида профессиональной деятельности (ВПД): 
Организация  деятельности  структурных  подразделений  аптеки  и  руководство 
аптечной  организацией  в  сельской  местности  (при  отсутствии  специалиста  с 
высшим образованием) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 
 

1.

 

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, 

техники безопасности и противопожарной безопасности. 

2.

 

ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь. 

3.

 

ПК 1.8. Оформлять документы первичного учёта. 

4.

 

ПК 3.1. Анализировать спрос на товары аптечного ассортимента. 

5.

 

ПК  3.2.  Организовывать  работу  структурных  подразделений  аптеки  и 

осуществлять руководство аптечной организацией.  

6.

 

ПК 3.3. Оформлять заявки поставщикам на товары аптечного ассортимента. 

7.

 

ПК 3.4. Участвовать в формировании ценовой политики.  

8.

 

ПК 3.5. Участвовать в организации оптовой торговли.  

9.

 

ПК 3.6. Оформлять первичную учётно-отчётную документацию. 

 

Рабочая  программа  профессионального  модуля  может  быть  использована  на 

повышении квалификации специалистов со средним фармацевтическим образованием 
по циклам: «Современные аспекты работы фармацевтов», «Реализация лекарственных 
препаратов и товаров аптечного ассортимента», «Изготовление лекарственных форм 
и  проведение  обязательных  видов  внутриаптечного  контроля»,  «Организация 
деятельности  структурных  подразделений  аптеки  и  руководство  аптечной 
организацией при отсутствии специалиста с  высшим образованием». 

 

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

 

 
С  целью  овладения  указанным  видом  профессиональной  деятельности  и 

соответствующими  профессиональными  компетенциями  обучающийся  в  ходе 
освоения профессионального модуля должен: 

 

иметь практический опыт: 

 

ведения первичной учётной документации; 

 

проведения 

экономического 

анализа 

отдельных 

производственных 

показателей деятельности аптечных организаций; 

 

соблюдения  требований  санитарного  режима,  охраны  труда,  техники 

безопасности. 


background image

 
 

 

 

 

 

 
 
уметь: 

 

организовывать работу структурных подразделений аптеки; 

 

организовать приём, хранение, учёт, отпуск лекарственных средств и товаров 

аптечного ассортимента в организациях оптовой и розничной торговли; 

 

организовывать  работу  по  соблюдению  санитарного  режима,  охране  труда, 

технике безопасности и противопожарной безопасности; 

 

формировать социально-психологический климат в коллективе;  

 

разрешать конфликтные ситуации; 

 

пользоваться  компьютерным  методом  сбора,  хранения  и  обработки 

информации,  применяемой  в  профессиональной  деятельности,  прикладными 
программами обеспечения фармацевтической деятельности;  

 

защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством. 

 

знать: 

 

Федеральные  целевые  программы  в  сфере  здравоохранения,  государственное 

регулирование фармацевтической деятельности; 

 

организационно-правовые формы аптечных организаций;  

 

виды материальной ответственности; 

 

порядок закупки и приёма товаров от поставщиков; 

 

хранение,  отпуск  (реализация)  лекарственных  средств,  товаров  аптечного 

ассортимента; 

 

принципы ценообразования, учёта денежных средств и товарно-материальных 

ценностей в аптеке; 

 

порядок оплаты труда;  

 

требования  по  санитарному  режиму,  охране  труда,  технике  безопасности, 

противопожарной безопасности, экологии окружающей среды; 

 

планирование основных экономических показателей; 

 

основы фармацевтического менеджмента и делового общения; 

 

законодательные  акты  и  другие  нормативные  документы,  регулирующие 

правоотношения в процессе профессиональной деятельности. 
 

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля: 

 

всего – 588 часов, в том числе: 
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 372 часа, включая: 
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 172 часа; 
самостоятельной работы обучающегося – 47 часов;  
производственной практики – 216 часов. 


background image

 
 

 

 

 

 
 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  

 

Результатом  освоения  программы  профессионального  модуля  является 

овладение  обучающимися  видом  профессиональной  деятельности:  «Организация 
деятельности  структурных  подразделений  аптеки  и  руководство  аптечной 
организацией  в  сельской  местности  (при  отсутствии  специалиста  с  высшим 
образованием)»,  в  том  числе  профессиональными  (ПК)  и  общими  (ОК) 
компетенциями: 

 

Код 

Наименование результата обучения 

ПК 1.6. 

Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны 

труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. 

ПК 1.7. 

Оказывать первую медицинскую помощь. 

ПК 1.8. 

Оформлять документы первичного учёта. 

ПК 3.1. 

Анализировать спрос на товары аптечного ассортимента. 

ПК 3.2. 

Организовывать работу структурных подразделений аптеки и осуществлять 

руководство аптечной организацией.  

ПК 3.3. 

Оформлять заявки поставщикам на товары аптечного ассортимента. 

ПК 3.4. 

Участвовать в формировании ценовой политики.  

ПК 3.5. 

Участвовать в организации оптовой торговли.  

ПК 3.6. 

Оформлять первичную учётно-отчётную документацию. 

ОК 1. 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, 

проявлять к ней устойчивый интерес.   

ОК 2. 

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и 

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их 

эффективность и качество.  

ОК 3. 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за 

них ответственность. 


background image

 
 

 

 

 

ОК 4. 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для 

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и 

личностного развития.  

ОК 5. 

Использовать информационно-коммуникационные технологии в 

профессиональной деятельности.   

ОК 6. 

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, 

руководством, потребителями. 

ОК 7. 

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), 

результат выполнения заданий.   

ОК 8. 

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного 

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать 

повышение своей квалификации. 

ОК 9. 

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной 

деятельности.  

ОК 10. 

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям 

народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. 

ОК 11. 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к 

природе, обществу и человеку. 

ОК 12. 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом 

для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных 

целей. 

 

 
 
 


background image

 
 

 

 

 

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

 

3.1. Тематический план профессионального модуля 

 

Коды профессио-

нальных 

компетенций

 

Наименования разделов 

профессионального модуля 

Всего 

часов 

(макс. 

учебная 

нагрузка и 

практики) 

Объем времени, отведенный на освоение 

междисциплинарного курса (курсов) 

Практика 

Обязательная аудиторная учебная 

нагрузка обучающегося 

Самостоятельная 

работа 

обучающегося 

Учебная, 

недель, 

часов 

Производственная 

(по профилю 

специальности), 

недель, часов 

(если предусмотрена 

рассредоточенная 

практика) 

Всего, 

часов 

в т.ч. 

лабораторные 

работы и 

практические 

занятия, 

часов 

в т.ч., 

курсовая 

работа 

(проект), 

часов 

Всего, 

часов 

в т.ч., 

курсовая 

работа 

(проект), 

часов 

10 

 

ПМ 03. Организация деятельности 

структурных подразделений аптеки и 

руководство аптечной организацией 

при отсутствии специалиста с высшим 

образованием 

510 

340 

214 

 

170 

 

3н/108ч. 

4н/144ч. 

 

ПК 1.6 
ПК 1.7 
ПК 1.8 
ПК 3.1 
ПК 3.2 
ПК 3.3 
ПК 3.4 
ПК 3.5 
ПК 3.6

 

МДК 03.01  Организация деятельности 

аптеки и ее структурных подразделений 

318 

212 

114 

 

106 

  

3н/108ч.

 

4н/144ч. 

МДК 03.02  Правовое обеспечение 

профессиональной деятельности 

48 

32 

24 

 

16 

 

 

 

МДК 03.03 Информационное 

обеспечение профессиональной 

деятельности 

72 

48 

36 

 

24  

 

 

 

МДК 03.04  Технология продаж 

72 

48 

40 

 

24 

 

 

 

 


background image

 
 

 

 

 

 

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) 

 

Наименование разделов  

и тем 

Содержание учебного материала, практические занятия, 

самостоятельная работа обучающихся 

Объем  

часов 

Уровень 

усвоения 

МДК 03.01  

Организация деятельности 

аптеки и ее структурных 

подразделений 

 

318 

 
 

Раздел 1

  

Гигиена аптечных 

предприятий 

 

60 

             

 

Тема 1.1

  

Гигиеническая оценка 

микроклимата в помещениях 

аптек 

 

Содержание  

Гигиеническое значение температуры воздуха. Гигиеническое значение влажности 

воздуха. Гигиеническое значение движения воздуха. Исследование температуры воздуха. 

Исследование влажности воздуха. Исследование скорости движения воздуха.

 

 

 

Практические занятия 

 

Гигиеническая оценка микроклимата в помещениях аптек 

 

 

 

Тема 1.2  

Гигиеническая оценка 

естественной и 

искусственной вентиляции в 

помещениях аптек

 

 

Содержание 

Гигиенические основы вентиляции. Виды в системе вентиляции. Организация вентиляции 

в помещениях аптек.

 

 

Практические занятия 

 

Гигиеническая оценка естественной и искусственной вентиляции в помещениях аптек. 

 

 

 

Тема 1.3.  

Гигиеническая оценка 

естественного и 

искусственного освещения 

 

Содержание 

 

 

Гигиенические требования к освещению. Естественное освещение и методы его 

исследования. Искусственное освещение и методы его исследования. 

 

Практические занятия 

 


background image

 
 

 

 

10 

 

помещений аптечных 

учреждений. 

Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения помещений аптечных 

учреждений. 

 

 

 

Тема 1.4  

Гигиеническая оценка 

микробного загрязнения 

воздушной среды в аптеках. 

Профилактика 

внутриаптечных инфекций. 

 

Содержание 

 

 

Источники, пути и факторы передачи внутриаптечных инфекций. Методы отбора проб 

воздуха бактериологического исследования. Гигиеническая оценка микробного 

загрязнения воздуха помещений аптек. Профилактика внутриаптечных инфекций. Расчет 

количества установок для дезинфекции воздуха. Правила эксплуатации бактерицидных 

ламп. 

 

Практические занятия 

 

Гигиеническая оценка микробного загрязнения воздушной среды в аптеках. Профилактика 

внутриаптечных инфекций. 
 

 

 

 

Тема 1.5  

Дезинфекция в аптечных 

учреждениях 

 

Содержание 

 

 

Физические методы дезинфекции и стерилизации. Химические методы дезинфекции. 

Организация и проведение текущей дезинфекции. Контроль эффективности дезинфекции. 

Гигиенические требования к содержанию и уборке аптечных помещений. Личная гигиена 

и санитарно-гигиенические требования к персоналу аптек. 

 

Практические занятия 

 

Дезинфекция в аптечных учреждениях 
 

 

 

 

Тема 1.6  

Гигиенические требования к 

размещению и планировке 

аптек 

 

Содержание 

 

 

Состав проекта аптеки. Гигиенические требования к земельному участку аптеки. 

Гигиенические требования к внутренней планировке аптек. Аптеки лечебно-

профилактических организаций.  Внутренняя отделка помещений аптек. Аптечные 

пункты, киоски, магазины. 

 

Практические занятия 

 

Гигиенические требования к размещению и планировке аптек 

 

 

 

Самостоятельная работа студентов при изучении раздела 1 

 

20 

 


background image

 
 

 

 

11 

 

Тематика домашних заданий 

1.

 

Работа с учебной литературой. 

2.

 

Создание опорных конспектов. 

3.

 

Решение ситуационных (профессиональных) задач. 

4.

 

Изучение нормативной документации. 

5.

 

Написание реферата(сообщения)по данной теме. 

 

 

Раздел 2  

Государственное 

регулирование 

фармацевтической 

деятельности 

 

 

46 

 

 

Введение 

 

Содержание 

1   

Специфика и разделы профессионального модуля, цель изучения профессионального 

модуля. Требования работодателей к качеству и содержанию знаний молодых 

специалистов. Социальная значимость фармацевтических услуг. 
 

 

 

 

Тема 2.1  

Органы управления 

фармацевтической службы. 

Лицензирование. 

 

Содержание 

 

1

 

 

Системы здравоохранения в зависимости от вида собственности и подчиненности. Уровни 

управления фармацевтической службы. Задачи управления фармацевтической службы на 

разных уровнях (федеральный, муниципальный, организации). Основные контролирующие 

органы, наделённые правами государственного контроля и надзора. Лицензирование как 

форма государственного регулирования и контроля над отдельными приоритетными 

видами деятельности. Цель лицензирования. Основные вопросы процедуры 

лицензирования. 

 

 
 

 

 

 

 

 

Тема 2.2  

Охрана здоровья граждан 

 

Содержание 

 

 

Общее содержание базовых законов. Основные понятия, используемые в сфере обращения 

лекарственных средств. Социальная значимость Федерального закона «Об обращении 

лекарственных средств». Приоритетные национальные проекты развития здравоохранения 

 

 


background image

 
 

 

 

12 

 

и фармации. Федеральные целевые программы в сфере здравоохранения. Право на охрану 

здоровья отдельных групп населения. Права и социальная защита фармацевтических 

работников. Компетенция государства, субъектов России, муниципальных учреждений в 

разработке и осуществлении программ по охране здоровья. 

Практические занятия 

 

Охрана здоровья граждан 
 

 

 

 

Тема 2.3  

  Оказании дополнительной 

лекарственной помощи 

населению через аптечные 

организации 

 

Содержание 

Дополнительное лекарственное обеспечение. Роль аптечных организаций в социальной 

защите населения. Социальная защита семьи. Социальная защита различных групп 

населения. 

 

 

Практические занятия 

 

Дополнительное лекарственное обеспечение. Социальная защита различных групп 

населения. 
 

 

 

 

Тема 2.4 
 

Законодательные основы 

предпринимательской 

деятельности в фармации 

 

Содержание 

 

10 

 

Регистрация юридического лица. Лицензирование деятельности. 

Понятие договора.

 

Форма договоров. Порядок оформления и заключения: договоров 

розничной купли-продажи; договора аренды; договора поставки; договора оказания услуг. 

Выбор делового партнёра. Проверка делового партнёра. Понятие и значение сделки. 

Основные виды сделок. Недействительность сделок. Сроки исковой давности. 

Закон Российской Федерации «О коммерческой тайне». Слагаемые понятия безопасности. 

Способы мошенничества. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». 

Признаки банкротства. Финансовое оздоровление. 

Защита прав потребителей. Права клиента аптеки в случае приобретения товара 

ненадлежащего качества. Определение убытков. 

 

 

Практические занятия 

 

Законодательные основы предпринимательской деятельности в фармации 

 

 

 

Тема 2.5  

Государственное 

регулирование трудовых 

 

Содержание 

 

 

Коллективный  договор.  Правила  внутреннего  трудового  распорядка.  Должностная 

инструкция.  Трудовой  договор.  Существенные  и  дополнительные  условия  трудового 

 

 


background image

 
 

 

 

13 

 

отношений. Права и 

обязанности 

фармацевтических 

работников в соответствии с 

трудовым законодательством

 

договора.  Рабочее  время.  Сверхурочное  рабочее  время.  Неполное  рабочее  время.  Ночное 

рабочее время. Ненормированное рабочее время. Время отдыха. Порядок предоставления 

отпусков. Оплата труда. Компенсационные выплаты. Охрана труда 

 

Практические занятия 

 

Законодательные основы трудовых отношений. 
 

 

 

 

Тема 2.6  

Ответственность 

фармацевтических 

работников

 

 

Содержание 

 

 

Дисциплинарные взыскания. Дисциплинарные воздействия. Привлечение к 

дисциплинарной ответственности. 

Материальная ответственность. 

Административная ответственность. Ответственность за нарушение законодательства: 

занятие частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на 

данный вид деятельности; нарушение правил продажи товаров; нарушение санитарных 

правил. 

Основания применения дисквалификации фармацевтических работников. 

Уголовная ответственность фармацевтических  работников. 

 

 

Практические занятия 

 

Юридическая ответственность фармацевтических работников 
 

 

 

 

Тема 2.7  

Порядок разрешения споров 

между субъектами 

фармацевтического рынка

 

 

Содержание 

 

 

Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.  

Статус: истца, ответчика, потерпевшего, третьего лица. 

Арбитражный суд первой инстанции. 

Подведомственность экономических споров. Примирительные процедуры. 
 

 

 

Самостоятельная работа студентов при изучении раздела 2 

23 

 

Тематика домашних заданий 

1.

 

Изучить Федеральные законы и другие подзаконные акты. 

 

2.

 

Составить глоссарий по изучаемому Федеральному закону. 

 

3.

 

Подготовить реферат (сообщение) по изучаемой теме. 

 

4.

 

Оформить документы. Заполнить бланки документов. 

 

5.

 

Составить схемы. Решить ситуационные (профессиональные) задачи. 

 

 

 


background image

 
 

 

 

14 

 

6.

 

Ответить на контрольные вопросы. 

 

Раздел 3  

Маркетинговая 

деятельность аптечных 

организаций 

 

 

50 

 

 

Тема 3.1  

Характеристика 

фармацевтического рынка и 

фармацевтических 

организаций.

 

Содержание 

Фармацевтический рынок как составляющая общего рынка. Особенности 

фармацевтического рынка. Товародвижение, субъекты и объекты фармацевтического 

рынка. Фармацевтическая логистика. Понятия розничной торговли и оптовой торговли. 

Маркетинг, его виды. Задачи и функции маркетинга. Маркетинговые исследования. 

Формы продвижения товаров аптечного ассортимента. 

Спрос на товары аптечного ассортимента. Влияние спроса на ассортимент. Оценка 

эффективности ассортиментной политики. Мерчандайзинг как фактор спроса. 

12 

 

 

Практические занятия 

 

Спрос на товары аптечного ассортимента 

Фармацевтическая логистика 

 

 

 

Тема 3.2  

Аптечные склады

 

Содержание 

Аптечный склад - как предприятие оптовой торговли. Задачи и функции аптечного склада. 

Структура аптечного склада. Особенности фармацевтических оптовых предприятий. 

Основные документы приёмного отдела и отдела хранения. 

Формирование цен посредника. 

Методы приёма заявок от розничных организаций на товар аптечного ассортимента. 

 

 

Практические занятия 

 

Организация работы аптечного склада 

 

 

 

Тема 3.3  

Аптечные организации, их 

структура 

Содержание 

Аптечные организации, их виды. Организационно-правовые формы аптечных 

организаций. 

Задачи и функции аптечной организации. Состав помещений аптеки. Штат аптечной 

организации. 

Правила розничной торговли. 

 

 


background image

 
 

 

 

15 

 

Гигиенические и безопасные условия работы аптечных организаций. 

 

Тема 3.4  

Ценообразование на товары 

аптечного ассортимента 

Содержание 

16 

 Понятие цена,виды цен, функция цен.Нормативные акты, регламентирующие 

ценообразование. 

Формирование розничных цен на готовые лекарственные средства и другие товары 

аптечного ассортимента. 

 

 

 

Практические занятия 

12 

 

Ценообразование.   

Формирование оптовых и розничных цен на лекарственные средства, входящие в список 

ЖНВЛС. 

Формирование розничных цен на готовые лекарственные средства и другие товары 

аптечного ассортимента. 

 

 

 

Тема 3.5  

Хранение товарно-

материальных ценностей. 

 

Содержание 

 

12 

 

Требования к помещениям для хранения лекарственных средств и изделий медицинского 

назначения. Организация размещения лекарственных средств и изделий медицинского 

назначения в помещениях для хранения. 

Хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обладающих 

огнеопасными и взрывоопасными свойствами. 

Хранение лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учёту. 

Организация контроля за сохранностью качества, эффективности, безопасности 

лекарственных средств в течение срока хранения. 

Организация первичной учётной документации в отделах хранения 

 

 

Практические занятия 

10 

 

Прием товара в аптечных организациях и организация  хранения товарно-материальных 

ценностей. 
 Организация хранения товаров аптечного ассортимента.  

Зачетное занятие. 
 

 

 

Самостоятельная работа студентов при изучении раздела 3 

25 

 

 

Тематика домашних заданий 

1.

 

Изучить нормативные документы. 

2.

 

Составить глоссарий по изучаемому нормативному документу. 

3.

 

Подготовить сообщение (реферат) по изучаемой теме. 

 

 


background image

 
 

 

 

16 

 

4.

 

Написать эссе по изучаемой теме. 

5.

 

Составить схемы. 

6.

 

Составить таблицы для систематизации учебного материала.  

7.

 

Оформить документы. 

8.

 

Заполнить бланки документов. 

9.

 

Решить ситуационные задачи.  

10.

 

Ответить на контрольные вопросы. Подготовиться к деловым играм. 

Учебная практика 

1. Изучение нормативно-правовой базы деятельности аптечной организации. 

2. Учет движения товара в отделах аптечного предприятия. Учет поступления товаров. Оформление документов на 

поступивший товар. 

3. Изучение документов по охране труда и технике безопасности. 

4. Изучение порядка приемов рецептов и отпуска лекарственных средств население. 

5. Изучение порядка приема требований-накладных и отпуска лекарственных средств ЛПУ. 

6. Таксирование рецептов. Регистрация рецептов. 

7. Таксирование требований. Регистрация требований. 
8. Формирование розничных цен на готовые лекарственные средства и другие товары аптечного ассортимента. 

9. Участие в соблюдении санитарного режима, приеме товаров аптечного ассортимента. 

10. Хранение лекарственных средств подлежащих предметно-количественному учету. Организация учетной документации 

в отделе хранения. 

11. Хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обладающих огнеопасными и взрывоопасными 

свойствами. 

12. Понятие о естественной убыли, нормы естественной убыли, правила применения норм естественной убыли. 

 

 


background image

 
 

 

 

17 

 

Производственная практика  - (по профилю специальности) ПП 03.1 Организация работы аптек 

Виды работ 

1. Знакомство с работой в отделах аптечной организации. 

2. Учет движения товара в отделах аптечного предприятия. Оформление документов на поступивший товар. 
3. Изучение нормативно-правовой базы деятельности аптечной организации, документов по охране труда и технике 

безопасности. 
4. Участие в соблюдении санитарного режима, приёме товаров аптечного ассортимента и организации хранения товаров. 

5. Особенности ценообразования на лекарственные средства. Нормативные акты регламентирующие ценооб-разование. 

Формирование оптовых и розничных цен на товары аптечного ассортимента. 
6. Знакомство с ассортиментом лекарственных средств и других товаров. 

7. Формирование оптовых и розничных цен на лекарственные средства ЖНВЛС, на лекарственные средства льготного и 

бесплатного отпуска. 

8.Порядок приема рецептов и отпуска лекарственных средств населению. 

9. Хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обладающих огнеопасными и взрывоопасными 

свойствами. 

10. Организация контроля за сохранностью качества эффективности, безопасности лекарственных средств в течение срока 

хранения. 

11. Понятие договора. Форма договора. Порядок оформления и заключения: договоров розничной купли-продажи, 

договора аренды, договора поставки, договора оказания услуг. 

12. Коллективный договор. Правила внутреннего трудового распорядка. Должностная инструкция. Трудовой договор. 

2н/72 

 

Раздел 4.  

Основы организации 

работы структурных 

подразделений аптеки 

 

 

76 

 

 

Тема 4.1 

Учет движения 

товарно-материальных 

ценностей.

 

Содержание 

20 

Учёт поступления товаров в аптеку. Оформление документов на поступивший товар. 

Порядок оформления требований-накладных на товар. 

Учёт реализации товаров. Оплата счетов на товар. 

Учёт тары, вспомогательных материалов, основных средств. 

Первичные и накопительные документы по учёту товара и других учётных групп. 

Товарный отчёт. Отчёт аптеки за месяц. 

 

 

Практические занятия 

12 

 

Учёт поступления товаров в аптеку. 

Составление товарных отчётов 

Отчёт аптеки за месяц 

 

 

 

Содержание 


background image

 
 

 

 

18 

 

Тема 4.2  

Учет движения денежных 

средств

 

Налично-денежные расчёты с населением с применением контрольно-кассовых машин. 

Обязанности кассира. 

Приходные и расходные кассовые операции. 

Порядок ведения кассовых операций. 

Составление отчётов кассира, сдача денежной выручки. 

 

 

Практические занятия 

 

Учет движения денежных средств 

 

 

 

Тема 4.3  

Инвентаризация товарно-

материальных ценностей в 

аптечных организациях 

Инвентаризация товарно-материальных ценностей, понятие, задачи, виды, сроки 

проведения инвентаризации.  

Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей. 

Порядок оформления документов по инвентаризации, определение результатов 

инвентаризации. 

10 

Практические занятия 

 

Инвентаризация товарно-материальных ценностей в аптечных организациях 

 

 

 

Тема 4.4  

Учет труда и заработной 

платы

 

 

Содержание 

12 

Первичные документы по учёту численности сотрудников аптечной организации. 

Формы и система оплаты труда. Виды заработной платы. 

Начисление заработной платы. Удержания из заработной платы. 

Порядок расчётов начислений и удержаний по заработной плате. 

 

 

 

 

Практические занятия 

 

 
 

Учет труда и заработной платы.  

Порядок расчетов начислений и удержаний по заработной плате. 
 

 

 

 

Тема 4.5  

Анализ и прогнозирование 

основных экономических 

показателей деятельности 

аптечных организаций 

 

Содержание 

 

10 

 

Прогнозирование как процесс. Этапы прогноза. Анализ как этап прогноза. 

Прогнозирование товарооборота по составным частям. 

Анализ и прогнозирование объёма розничных продаж. 

Анализ и прогнозирование издержек обращения, валовой прибыли, рентабельности. 

 

 

Практические занятия 

 

Анализ и прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптечных 

организаций. 
 

 

 

 

 

 

 


background image

 
 

 

 

19 

 

Тема 4.6  

Понятие менеджмента. 

Функции менеджмента 

Содержание 

Понятие менеджмента. Основные этапы развития менеджмента. Школы управления. 

Принципы менеджмента. Понятие организации. Характеристика организации. 

Сущность и взаимосвязь функций менеджмента. Характеристика основных функций 

менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. 
 

 

 

 

Тема 4.7  

Руководство аптечной 

организацией. Принятие 

управленческих решений.

 

 

Содержание 

 

12 

 

Сущность управленческой деятельности. Методы управления. 

Отбор персонала. Оценка сотрудников и приём на работу. 

Порядок допуска к фармацевтической деятельности. Сертификация специалистов. 

Аттестация фармацевтов. 

Понятие стилей руководства. Причины конфликтов в организации. Типы конфликтов. 

Методы разрешения конфликтов. Природа стресса. 

Значение делового общения. Деловые совещания. Деловые переговоры. Этический кодекс 

фармацевта. Вопросы формирования этики и деонтологии 

 

 

Практические занятия 

 

Порядок допуска к фармацевтической деятельности. 
 

 

 

Самостоятельная работа при изучении раздела 4 

38 

 

 

Тематика домашних заданий 
 

1.

 

Изучить нормативные документы.  

2.

 

Составить глоссарий по изучаемому нормативному документу.  

3.

 

Изучить дополнительную литературу.  

4.

 

Подготовить сообщение (реферат) по изучаемой теме. Написать эссе по изучаемой теме.  

5.

 

Составить схемы. Составить таблицы для систематизации учебного материала.  

6.

 

Оформить документы. Заполнить бланки документов.  

7.

 

Решить ситуационные задачи. Решить профессиональные задачи.  

8.

 

Провести аналитическую обработку данных. Ответить на контрольные вопросы.  

9.

 

Подготовиться к деловым играм. 

 

Учебная практика 

1. Изучение учета поступления товаров в аптеку. Порядок оформления требований-накладных на товар. 
2.  Составление товарных отчетов. Отчет аптеки за месяц. 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

1н/36 

 


background image

 
 

 

 

20 

 

3. Приходные и расходные кассовые операции. Порядок ведения кассовых операций. 

4. Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей. Виды инвентаризации .Сроки проведения. 

5. Оформление документов, определение результатов инвентаризации. Применение норм естественной убыли. 

6. Учет труда и заработной платы. Порядок расчетов начислений и удержаний по заработной плате. 

 

 

Производственная практика

 – 

(по профилю специальности) ПП 03.2.Работа фармацевтических организаций 

розничной и оптовой торговли

 

Виды работ 

 

1. Знакомство с работой в организации розничной и оптовой торговли. 

2. Изучение нормативно-правовой базы деятельности аптечной организации оптовой и розничной торговли. 

3. Изучение ассортиментной политики организаций розничной и оптовой торговли. 

4. Изучение учёта поступления товара в организации розничной и оптовой торговли и его документального оформления.  

5. Изучение коммерческой функции организации розничной и оптовой торговли, в том числе документов по учёту 

движения товаров, денежных средств, ценообразованию, инвентаризации товарно-материальных ценностей. 

6. Изучение движения товаров, денежных средств, ценообразованию. 

7. Изучение инвентаризации товарно-материальных ценностей. 
8. Изучение учёта реализации товаров и его документального оформления. 
9. Изучение взаимодействия организации розничной и оптовой торговли с поставщиками и аптеками. 

10. Изучение начисления заработной платы. Удержание из заработной платы. 

11. Изучение учета движения денежных средств. 

12. Правила составления отчетов кассира, сдача денежной выручки. 
 

 

2н/72 

 

 МДК 03.02  

Правовое обеспечение 

профессиональной 

деятельности 

 

48 

 

Раздел 1   

Основы законодательства 

об охране здоровья и в 

сфере социальной 

политики в РФ 

 

 

10 

 
  

 

Тема 1.1  

 

Содержание 

 

 


background image

 
 

 

 

21 

 

Основы законодательства об 

охране здоровья в РФ 

Международное законодательство о праве человека на здоровье. Вопросы охраны здоровья 

в системе законодательства РФ. Конституционные принципы регулирования социальной 

политики и сферы охраны здоровья в РФ. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в 

РФ»: структура, основные понятия. Принципы охраны здоровья. Право на медицинскую 

помощь. Права пациента. Медицинское страхование в РФ. Санитарно-эпидемиологическое 

благополучие населения. Право на занятие медицинской деятельностью. Ответственность 

медицинских работников в связи с неоказанием медицинской помощи. Ограничения для 

медицинских работников. 

 

 

Практические занятия 

 

Система законодательства в сфере охраны здоровья в РФ 

 

 

 

 

Тема 1.2  

Социальная политика РФ 

 

Содержание 

Сущность социальной поддержки. Государственная программа по улучшению 

демографической ситуации: социальная поддержка материнства и детства. Программа 

«Доступная среда». Льготное лекарственное обеспечение больных социально-значимыми, 

социально-опасными и орфанными заболеваниями. Социальная защита 

несовершеннолетних, пожилых людей. 

 

 

Практические занятия 

 

Социальная политика РФ 

 

 

Самостоятельная работа:  

1.

 

Работа с нормативно-правовой документацией;  

2.

 

Составление задач.  

3.

 

Систематизация учебного материала в виде опорных схем и таблиц.  

4.

 

Подготовка проектов по темам: 

 

Социальная политика за рубежом. 

 

Новые направления социальной поддержки в России. 

 

Проблемы возмещения вреда здоровья пациенту при оказании медицинской услуги. 

 

 

Раздел 2  

Гражданско-правовые 

отношения в сфере 

здравоохранения 

 

 

10 

  

 

Тема 2.1  

Гражданско-правовые 

отношения в сфере 

 

Содержание 

Гражданско-правовые 

отношения. 

Сделка. 

Договор. 

Обязательства. 

Правовое 

регулирование оказания платных медицинских услуг.  

ФЗ «О лекарственных средствах». ФЗ «О наркотических средствах  и психотропных 

 

 


background image

 
 

 

 

22 

 

здравоохранения. 

Обязательственное право. 

веществах и другие. Понятие и стороны обязательства. Основания возникновения 

обязательств. Исполнение обязательств, надлежащее исполнение обязательств. Сроки и 

место  исполнения обязательств. Солидарные и встречные обязательства. Способы  

обеспечения исполнения  обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. 

Практические занятия 

 

Обязательственное право 

 

 

 

Тема 2.2  

Договорные обязательства. 

Представительство. 

Содержание 

Понятие  и  условия  договора.  Цена  в  договоре.  Действие  договора.  Форма  договора. 

Порядок  заключения  договора.    Оферта.  Акцепт.  Заключение  договора  в  обязательном 

порядке.  Договор и закон, их соответствие. Основания, порядок и последствия изменения 

и расторжения договора. Отдельные виды договоров.  

Понятие и условия заключения договора купли- продажи. Передача и принятие товара по 

договору  купли-продажи.  Обязанности  сторон,  цена  и  расчеты  по  договору  купли-

продажи.  Договор  розничной  купли-продажи.  Права  и  обязанности  сторон  по  договору 

розничной  купли-продажи.  Правовое  регулирование  отношений  в  области  защиты  прав 

потребителей.  Качество  товара.  Право  потребителей  на  безопасность  товаров, 

информацию о  производителе, о товарах. Режим работы продавца. Последствия продажи 

товаров  с  недостатками.  Понятие  представительства  и  его  виды.  Доверенность,  виды 

доверенности. 

 

 

 

Практические занятия 

 

Договорные обязательства. Представительство. 

 

 

Самостоятельная работа:  

1.

 

Работа с нормативно-правовой документацией: ГК РФ, ГПК РФ, "О защите прав потребителей".   

2.

 

Составление задач.  

3.

 

Систематизация учебного материала в виде опорных схем и таблиц.  

4.

 

Составление доверенности по образцу;  

5.

 

Составление договора на оказание платных услуг. 

6.

 

Подготовка проектов по темам: 

 

Проблемы возмещения вреда здоровья пациенту при оказании медицинской услуги. 

 

Закон о рекламе, его действие в аптечной сети. 

 

Процедура обращения в арбитраж. 

 

Лицензионные требования и условия. 

 

 

 

 


background image

 
 

 

 

23 

 

Раздел 3  

Правовое регулирование 

труда 

 

 

12 

  

 

Тема 3.1  

Задачи, принципы и общие 

понятия трудового права. 

 

Содержание 

 

 

 2 

Принципы  трудового  права.  Приём  на  работу.  Увольнение  по  желанию  работника. 

Основания и порядок увольнения по инициативе работодателя. Дисциплина труда. Рабочее 

время и время отдыха 

 

 

Практические занятия 

 

Задачи, принципы и общие понятия трудового права 

 

 

Тема 3.2  

Особенности труда. 

Материальная 

ответственность. 

 

Содержание 

 

  

Особенности  регулирования  труда  медицинских  работников.  Организация  охраны  труда. 

Особенности  охраны  труда  некоторых  категорий  работников.  Материальная 

ответственность сторон трудового договора. Порядок рассмотрения трудовых споров. 

 

 

Практические занятия 

 

Особенности труда. Материальная ответственность. Дифференцированный зачет. 
 

 

 

 Самостоятельная работа:  

1.

 

Работа с нормативно-правовой документацией: ТК РФ 

2.

 

Составление задач.  

3.

 

Систематизация учебного материала в виде опорных схем и таблиц.  

4.

 

Подготовка проектов по темам: 

 

Трудовые споры, порядок их разрешения. 

 

Организация охраны труда. 

 

Подготовка к дифференцированному зачёту. 

 

МДК 03.03  

Информационное 

обеспечение 

профессиональной 

деятельности 

 

 

 


background image

 
 

 

 

24 

 

Раздел 1  

ИС, технические средства,  

программное обеспечение 

профессиональной 

деятельности. 

 

 

26 

 

 

Тема 1.1  

Введение. Технические 

средства и программное 

обеспечение 

информационных 

технологий. 

Содержание 

Информационные  системы  и  применение  компьютерной  техники  в  профессиональной 

деятельности. 

Информационные  технологии  в  области  обеспечения  фармацевтической  информацией 

населения. 

Технические средства и программное обеспечение информационных технологий в 

профессиональной деятельности.   

Устройства организационной, коммуникационной и компьютерной техники в обеспечении 

информационных технологий в профессиональной деятельности 

 

 

Практические занятия 

 

Информационные технологии в профессиональной деятельности 

 

 

Тема 1.2  

Создание, оформление, 

хранение документов с 

помощью ПК

 

Содержание 

10 

Работа с офисными и прикладными программами.  

Обработка  текстовой  информации.  Процессоры  электронных  таблиц.  Создание 

электронных презентаций. Технологии использования систем  управления базами данных. 

Редакторы  обработки  графической  информации.  Системы  оптического  распознавания 

информации. 

 

 

Практические занятия 

 

Фармацевтические документы, создание и редактирование. 

Автоматизация расчетов с помощью электронных таблиц и БД. 

Представление информации в виде презентаций. 

 

 

 

Тема 1.3  

Работа в локальной сети и в 

сети Интернет. 

 

Содержание 

Классификация  и  типы  компьютерных  сетей.  Структура  сети  Интернет.  Интернет  как 

единая система 

 

 

 

Практические занятия 

 

Поиск фармацевтической информации в сети Интернет. 

 

 

 

Тема 1.5   

Основы информационной и 

 

Содержание 

Информационная  безопасность.  Защита  компьютеров  от  вредоносных  программ. 

Организация безопасной работы с компьютерной техникой. 

 

 


background image

 
 

 

 

25 

 

компьютерной безопасности. 

Практические занятия 

 

Резервное копирование данных. Защита данных. 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся 

13 

 

Изучение дополнительного материала по теме.  

Подготовка рефератов и докладов по теме. 

Подготовка рекламных буклетов 

Создание презентаций 

 

 

Раздел 2.  

Автоматизация учета 

движения товаров в аптеке. 

 

 

22 

 

 

Тема 2.1 
 

Компьютерные справочные 

правовые системы. 

 

Содержание 

Основные  справочные  правовые  системы.  Достоинства  и  недостатки  СПС. 

Интегрирование  бухгалтерских  программ  и  правовых  баз.  Основы  организации  поиска 

документов в СПС 

 

 

 

Практические занятия 

 

Поиск документов, работа со списком и текстом найденных документов в СПС 

 

 

Тема 2.2  

Автоматизация учета 

товаров движения товаров в 

аптеке 

Содержание 

Автоматизация учета движения товаров в аптеке. Автоматизация рабочих мест в аптечной 

организации. Оборудование для автоматизации рабочих мест 

 

 

Практические занятия 

 

Ведение учета в программе автоматизации движения товара 

 

 

 

Тема 2.3 
 

Программы для 

автоматизации движения 

товаров в аптеке 

Содержание 

10 

Программа бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия», 1С: Предприятие»  и их модификации 

и конфигурации 

 

 

Практические занятия 

 

Работа со справочниками. 

Составление отчетов, ведение журналов 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся 

11 

 

Изучение дополнительного материала по теме.  

Подготовка рефератов и докладов по теме. 

Подготовка рекламных буклетов 

Создание презентаций 

 

 

МДК 03.04  

Технология продаж 

 

72 

 


background image

 
 

 

 

26 

 

Раздел 1  

Правовые основы 

консультирования и 

информирования 

потребителей 

фармацевтических услуг. 

 

 

 

Тема 1.1  

Консультирование и 

информирование 

потребителей 

фармацевтических услуг. 

 

Содержание 

 

 

Информирование и консультирование потребителей фармацевтических услуг 

относительно отпуска лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и 

других товаров аптечного ассортимента.  

Этические нормы консультирования потребителей фармацевтических услуг 

 

 

Практические занятия 

 

информирование и консультирование потребителей фармацевтических услуг в месте 

продажи аптечного ассортимента 
 

 

 

Самостоятельная работа при изучении раздела 1  

 

1.

 

Работа с учебной литературой; 

2.

 

Выполнение домашних заданий, создание опорных конспектов, решение профессиональных задач по теме, составление 

обобщающих таблиц. 

3.

 

Выполнение реферативных работ. 

 

 

Раздел 2  

Использование элементов 

мерчайдайзинга в аптеке 

 

36 

 

 

Тема 2.1  

 Наружное оформление 

аптеки 

 

Содержание 

 

10 

 

Изучение основных положений ФЗ «О рекламе» в области рекламирования лекарственных 

средств и других товаров аптечного ассортимента в СМИ и в аптечной организации.  

Виды наружной и внутренней рекламы. Использование наружной и внутренней рекламы в 

аптечной организации в соответствии с требованиями законодательства. 

 

 

 

 

Практические занятия 

 

 

Изучение ФЗ «О рекламе» в области рекламирования лекарственных средств 

Оформление и планировка входа и подъезда в аптеку. Использование наружной рекламы 

при оформлении аптеки с учетом законов РФ и правил мерчандайзинга

 

 


background image

 
 

 

 

27 

 

 

 

Тема 2.2  

Атмосфера аптеки 

 

Практические занятия 

 

 

Изучение основных компонентов аптеки: температура, влажность воздуха, освещение, 

цвета и цветовые сочетания музыка в аптеке, запахи и декоративные элементы 

 

 

 

Тема 2.3 

Размещение товара на 

витринах и оборудовании 

 

Содержание 

 

18 

 

Изучение размещения товаров на витринах и на торговом оборудовании торгового зала с 

учетом мерчандайзинга и нормативных документов РФ. Изучение способов выкладки 

товара на полках. Ошибки, возникающие при размещении товара.

  

 

 

 

Практические занятия 

16 

Виды выкладки товара на витрине. 
  Размещение товара на полке. 

Правила оформления витрин. 

 

 

 

Тема 2.4 

Реклама в аптеке 

 

Практические занятия 

 

 
 

Использование рекламных материалов в аптеке 

 

 

 

Самостоятельная работа при изучении раздела 2 

18 

 

 

Тематика домашних заданий 

1.

 

Работа с учебной литературой; 

2.

 

Выполнение домашних заданий, создание опорных конспектов, решение профессиональных задач по теме, составление 

обобщающих таблиц. 

3.

 

Выполнение реферативных работ согласно изучаемой теме. 

 

 

Раздел 3. 

Техника продаж 

 

 

 

Тема 3.1

 

Техника продаж 

 

Содержание 

 

 

 1 

Зависимость успешных продаж от профессиональных и личностных качеств специалистов. 

Профессиональные  качества:  умение  давать  консультацию  по  приёму  и  хранению 

лекарственных  средств  в  домашних  условиях;  умение  выслушать,  быстро  обслужить 

пациента.  Личные  качества:  выдержка,  внимательность,  сопереживание,  тактичность. 

 

 


background image

 
 

 

 

28 

 

Внешний облик специалиста. 

Вербальные  и  невербальные  способы  общения:  зрительный  контакт,  улыбка  как 

инструмент общения; жесты, словесное приветствие. 

Процесс покупки. Открытые и закрытые вопросы. Активное слушанье, аргументация. 

Техника завершения покупки. Типы клиентов: мыслительный, чувствующий, решающий, 

воспринимающий. 

Практические занятия 

Типы аптечных клиентов. Искусство продаж в аптеке 

 

 

 

 

Самостоятельная работа при изучении раздела 3 

 

 

Тематика домашних заданий 

1.

 

Работа с учебной литературой; 

2.

 

Выполнение домашних заданий, создание опорных конспектов, решение профессиональных задач по теме, составление 

обобщающих таблиц. 

3.

 

Выполнение реферативных работ согласно изучаемой теме. 

 

 

 


background image

 
 

 

 

29 

 

 

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

 
 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

Реализация  программы  модуля  предполагает  наличие  учебных  кабинетов: 

организации  деятельности  аптеки,  правового  обеспечения  профессиональной 
деятельности, компьютерный класс   
 

4.2. Информационное обеспечение обучения 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, 
дополнительной  литературы 

 

Основные источники: 
1.

 

Е.В.Михеева  Практикум  по  информатике:  Учебное  пособие  для  студентов 
учреждений  среднего  профессионального  образования  -  7-е  изд.,  стер.  -
("Среднее 

профессиональное 

образование 

Общепрофессиональные 

дисциплины") (ГРИФ), 2009 

2.

 

Е.В.  Михеева,  О.И.  Титова,  Информатика.  Учебник  для  среднего 
профессионального образования, Издательский центр "Академия", 2007 

3.

 

Е.В.Михеева  Информационные  технологии  в  профессиональной  деятельности 
(ГРИФ), Проспект, 2010 

4.

 

Т.В.Козлова,  Правовое  обеспечение  профессиональной  деятельности;  учебное 
пособие для студентов медицинских колледжей, М.: ГЭОТАР, 2009 

 
Дополнительные источники: 

1.

 

Управление  и  экономика  фармации;  учебник  под  ред.  В.Л.Багировой,  -  М.: 
Медицина, 2008 г. 

2.

 

Управление  и  экономика  фармации;  учебник  под  ред.  Е.Е.Лоскутовой,  -  М.: 
Академия, 2010 г. 

3.

 

Нормативные  акты:  Федеральные  законы,  приказы,  инструкции,  письма, 
распоряжения,  рекомендации  и  др.  Правительства  России,  Министерства 
Здравоохранения и социального развития. 

4.

 

Кодексы:  гражданский,  об  административных  правонарушениях,  трудовой, 
уголовный в современной редакции с изменениями и дополнениями. 

5.

 

Справочные правовые системы (Консультант+, Гарант). 

6.

 

Периодические  издания  (Новая  аптека,  Экономический  вестник  фармации, 
Фармацевтический вестник). 

 

Интернет-ресурсы и электронные учебные пособия и учебники:

 

1.

 

www.consultant.ru  

2.

 

www.garant.ru  

3.

 

www.minzdravsoc.ru  

4.

 

www.roszdravnadzor.ru 

 


background image

 
 

 

 

30 

 

 
 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса 

 

Теоретическое  и  практическое  обучение  проводится  в  специально 

оборудованных  кабинетах,  обеспеченных  учебно-методической  документацией  по 
всем разделам профессионального модуля.  

Обучающиеся  должны  быть  обеспечены  не  менее  чем  одним  учебным 

печатным или электронным изданием  по профессиональному модулю. Так как при 
изучении разделов профессионального модуля предусмотрены разные направления, 
то  возможно  использование  учебного  издания  по  отдельным  разделам 
профессионального модуля. 

Для  успешного  освоения  профессионального  модуля  обучающиеся  должны 

изучить дисциплины: «Математика», «Информатика», «Основы латинского языка с 
медицинской  терминологией»,  «Гигиена  и  экология  человека»,  «Основы 
микробиологии и иммунологии». 

Изучение  профессионального  модуля  может  проводиться  параллельно  с 

изучением других профессиональных модулей. 

Реализация  программы  профессионального  модуля  предполагает  две 

обязательные 

производственные 

практики 

по 

профилю 

специальности. 

Производственная  практика  проводится  в  аптечных  организациях  розничной  и 
оптовой  торговли  различных  организационно-правовых  форм  собственности, 
оснащенных современным оборудованием. 

При  работе  над  курсовой  работой  (проектом)  обучающимся  оказываются 

консультации. 

Профессиональный модуль состоит из одного междисциплинарного курса МДК 

03.01. «Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений». 

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса 

 

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение 

по профессиональному модулю: наличие высшего фармацевтического образования. 
Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 
1 раза в 3 года.  

Общие  и  непосредственные  руководители  производственной  практики, 

осуществляющие  руководство  практикой  в  аптечных  организациях  розничной  и 
оптовой  торговли,  должны  иметь  высшее  или  среднее  фармацевтическое 
образование. 

 

 

 

 


background image

 
 

 

 

31 

 

 

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 

МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

 

Результаты  

(освоенные 

профессиональные 

компетенции) 

Основные показатели оценки результата 

Формы и методы 

контроля и оценки  

 

ПК 3.1.  

Анализировать спрос 

на товары аптечного 

ассортимента. 

 
- демонстрация знаний законодательных актов 

и других нормативных документов, 

регулирующих правоотношения в процессе 

профессиональной деятельности;- 

демонстрация знаний базовых понятий 

фармации; 
- анализ спроса на товары аптечного 

ассортимента и оценка эффективности 

ассортиментной политики; 
- расчёт цен на лекарственные средства и 

другие товары аптечного ассортимента; 
- использование компьютерного метода сбора, 

хранения и обработки информации, 

применяемой в профессиональной 

деятельности; - выбор и использование 

прикладных программ обеспечения 

фармацевтической деятельности.  

 
- собеседование; 
- тестирование; 
- контроль выполнения и 

проверка заданий по 

практике. 
 

 

ПК 3.2.  

Организовывать 

работу структурных 

подразделений аптеки 

и осуществлять 

руководство аптечной 

организацией в 

сельской местности. 

 
- демонстрация знаний законодательных актов 

и других нормативных документов, 

регулирующих фармацевтическую 

деятельность, правоотношения в процессе 

профессиональной деятельности, основ 

фармацевтического менеджмента, этики и 

деонтологии; 
- расчёт цен на лекарственные средства и 

другие товары аптечного ассортимента; 
-соблюдение требований санитарного режима, 

охраны труда, техники безопасности, 

противопожарной безопасности; 
- анализ и планирование основных 

экономических показателей деятельности 

аптечной организации; 
- оформление документов по основной 

деятельности аптечной организации; 
- использование компьютерного метода сбора, 

хранения и обработки информации, 

применяемой в профессиональной 

деятельности;  
- выбор и использование прикладных 

программ обеспечения фармацевтической 

деятельности.  

 
- тестирование; 
- собеседование; 
- проверка написания 

рефератов и эссе; 
-  решение  ситуационных 

задач; 
- выполнение 

контрольной работы; 
- тренинг; 
- деловая игра; 
- контроль выполнения и 

проверка  заданий  по 

практике; 
-  проверка  выполнения 

заданий. 
 

 

ПК 3.3.  

Оформлять заявки 

поставщикам на 

товары аптечного 

ассортимента. 

 

- демонстрация знаний законодательных актов 

и других нормативных документов, 

регулирующих правоотношения в процессе 

профессиональной деятельности; 
- оформление заявок поставщикам на товары 

аптечного ассортимента; 

- собеседование; 
- решение ситуационных 

задач; 
- проверка выполнения 

заданий; 
- контроль выполнения и 

проверка  заданий  по 


background image

 
 

 

 

32 

 

- расчёт цен на лекарственные средства и 

другие товары аптечного ассортимента; 

практике. 
 

 
 

 
- использование компьютерного метода сбора, 

хранения и обработки информации, 

применяемой в профессиональной 

деятельности;  
- выбор и использование прикладных 

программ обеспечения фармацевтической 

деятельности.  

 

 

ПК 3.4.  

Участвовать в 

формировании 

ценовой политики. 

 
- демонстрация знаний законодательных актов 

и других нормативных документов, 

регулирующих фармацевтическую 

деятельность, правоотношения в процессе 

профессиональной деятельности; 
- расчёт цен на лекарственные средства и 

другие товары аптечного ассортимента; 
- использование компьютерного метода сбора, 

хранения и обработки информации, 

применяемой в профессиональной 

деятельности; - выбор и использование 

прикладных программ обеспечения 

фармацевтической деятельности.  
 

 
- собеседование; 
- решение ситуационных 

задач; 
- проверка выполнения 

заданий; 
- контроль выполнения и 

проверка  заданий  по 

практике. 
 

 

ПК 3.5.  

Участвовать в 

организации оптовой 

торговли. 

 
- демонстрация знаний законодательных актов 

и других нормативных документов, 

регулирующих фармацевтическую 

деятельность, правоотношения в процессе 

профессиональной деятельности; 
- расчёт цен на лекарственные средства и 

другие товары аптечного ассортимента; 
- анализ спроса на товары аптечного 

ассортимента и оценка эффективности 

ассортиментной политики; 
- использование компьютерного метода сбора, 

хранения и обработки информации, 

применяемой в профессиональной 

деятельности;  
- выбор и использование прикладных 

программ обеспечения фармацевтической 

деятельности.  
 

 
- тестирование; 
- собеседование; 
- решение ситуационных 

задач; 
- проверка выполнения 

заданий; 
- контроль выполнения и 

проверка  заданий  по 

практике; 
- деловая игра. 
 
 

 

ПК 3.6.  

Оформлять 

первичную отчётно-

учётную 

документацию. 

 
- демонстрация знаний законодательных актов 

и других нормативных документов, 

регулирующих фармацевтическую 

деятельность, правоотношения в процессе 

профессиональной деятельности; 
- оформление учётных и отчётных документов 

по основной деятельности аптечной 

организации; 
- использование компьютерного метода сбора, 

хранения и обработки информации, 

применяемой в профессиональной 

деятельности;  
- выбор и использование прикладных 

программ обеспечения фармацевтической 

деятельности.  

 
- тестирование; 
- собеседование; 
- проверка написания 

рефератов и эссе; 
-  решение  ситуационных 

задач; 
- выполнение 

контрольной работы; 
- тренинг; 
- деловая игра; 
- контроль выполнения и 

проверка заданий по 

практике; 
- проверка выполнения 

заданий. 


background image

 
 

 

 

33 

 

 

 
 

 

ПК 1.6.  

Соблюдать правила 

санитарно-

гигиенического 

режима, охраны 

труда, техники 

безопасности и 

противопожарной 

безопасности. 

 
- демонстрация знаний законодательных актов 

и других нормативных документов, 

регулирующих фармацевтическую 

деятельность, правоотношения в процессе 

профессиональной деятельности; 
- соблюдение требований санитарного режима, 

охраны труда, техники безопасности, 

противопожарной безопасности. 
 

 
- тестирование; 
- собеседование; 
-  решение  ситуационных 

задач. 
 

 

ПК 1.7.  

Оказывать первую 

медицинскую 

помощь. 
 

 
- оказание первой медицинской помощи 

 

 

ПК 1.8 

документы 

первичного учёта. 

 
- демонстрация знаний законодательных актов 

и других нормативных документов, 

регулирующих фармацевтическую 

деятельность, правоотношения в процессе 

профессиональной деятельности; 
- оформление документов первичного учёта 

деятельности аптечной организации; 
- использование компьютерного метода сбора, 

хранения и обработки информации, 

применяемой в профессиональной 

деятельности;  
- выбор и использование прикладных 

программ обеспечения фармацевтической 

деятельности.  
 

 
- тестирование; 
- собеседование; 
- деловая игра; 
- контроль выполнения и 

проверка  заданий  по 

практике; 
- решение ситуационных 

задач. 
 

 
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять 

проверять  у  обучающихся  не  только  сформированность  профессиональных 
компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. 

 

Результаты  

(освоенные общие 

компетенции) 

Основные показатели оценки 

результата

 

Формы и методы 

контроля и оценки 

 
 

ОК 01.  

Понимать сущность и 

социальную значимость 

своей будущей профессии, 

проявлять к ней устойчивый 

интерес. 

 

 
- демонстрация интереса к будущей 

профессии  
- объяснение социальной значимости 

профессии фармацевта, формирования 

аккуратности, внимательности при 

изготовлении и контроле качества 

лекарственных средств. 
 - иметь положительные отзывы с 

производственной практики. 

 

Интерпретация 

результатов наблюдений 

за деятельностью 

обучающегося в процессе 

освоения образовательной 

программы 


background image

 
 

 

 

34 

 

ОК 02.  

Организовывать 

собственную деятельность, 

выбирать типовые методы и 

способы выполнения 

профессиональных задач, 

оценивать их эффективность 

и качество.  

 

 
- обоснованность выбора и 

применения типовых методов и 

способов решения профессиональных 

задач; 
- оценка эффективности и качества 

выполнения профессиональных задач. 
 

 

Интерпретация 

результатов наблюдений 

за деятельностью 

обучающегося в процессе 

освоения образовательной 

программы. 

 

ОК 03.  

Принимать решения в 

стандартных и 

нестандартных ситуациях и 

нести за них 

ответственность.

 

 
- точное и быстрое оценивание 

ситуации 
- принятие правильного решения в 

стандартных и нестандартных 

ситуациях при решении 

профессиональных задач. 

 

Наблюдение и оценка на 

практических занятиях 

при выполнении работ по 

учебной и 

производственной 

практикам. 

 

ОК 04.  

Осуществлять поиск и 

использование информации, 

необходимой для 

эффективного выполнения 

профессиональных задач, 

профессионального и 

личностного развития.

 

 
- быстрый и точный поиск и 

использование необходимой 

информации по фармацевтической 

деятельности, нормативно-правовых 

документов. 

 

Наблюдение и оценка на 

практических занятиях 

при выполнении работ по 

учебной и 

производственной 

практикам. 

 

ОК 05. Использовать 

информационно-

коммуникационные 

технологии в 

профессиональной 

деятельности.

 

 
- обоснованное использование 

информационно-коммуникационных 

технологий в профессиональной 

деятельности фармацевта. 
 

Интерпретация 

результатов наблюдений 

за деятельностью 

обучающегося в процессе 

освоения образовательной 

программы  

 

ОК 06.  

Работать в коллективе и 

команде, эффективно 

общаться с коллегами, 

руководством, 

потребителями.

 

 

- эффективное взаимодействие и 

общение с коллегами, руководством 

потребителями; 
 - положительные отзывы с 

производственной практики. 
 

 

Интерпретация 

результатов наблюдений 

за деятельностью 

обучающегося в процессе 

освоения образовательной 

программы 

 

ОК 07.  

Брать на себя 

ответственность за работу 

членов команды 

(подчиненных), за результат 

выполнения заданий.

 

 
- ответственное отношение к 

результатам выполнения своих 

профессиональных обязанностей. 

Интерпретация 

результатов наблюдений 

за деятельностью 

обучающегося в процессе 

освоения образовательной 

программы 

 

ОК 08. 
 Самостоятельно определять 

задачи профессионального и 

личностного развития, 

заниматься 

самообразованием, 

осознанно планировать 

повышение своей 

квалификации.  

 

- эффективное планирование 

обучающимися повышения своего 

личностного и профессионального 

уровня развития. 
 

 

Интерпретация 

результатов наблюдений 

за деятельностью 

обучающегося в процессе 

самообразования 

 

ОК 09.  

Ориентироваться в условиях 

частой смены технологий в 

профессиональной 

деятельности.

 

 

- рациональное использование 

современных технологий при 

изготовлении лекарственных 
- готовность к инновациям в области 

профессиональной деятельности 

Интерпретация 

результатов наблюдений 

за деятельностью 

обучающегося в процессе 

освоения образовательной 

программы 


background image

 
 

 

 

35 

 

ОК 10.  

Бережно относиться к 

историческому наследию и 

культурным традициям 

народа, уважать социальные, 

культурные и религиозные 

различия. 

 

 
- бережное отношение к 

историческому наследию и 

культурным традициям народа; 
- толерантное отношение к 

представителям социальных, 

культурных и религиозных 

общностей. 

 

Интерпретация 

результатов наблюдений 

за деятельностью 

обучающегося в процессе 

освоения образовательной 

программы 

 

ОК 11.  

Быть готовым брать на себя 

нравственные обязательства 

по отношению к природе, 

обществу и человеку.

 

 
- бережное отношение к окружающей 

среде и соблюдение природоохранных 

мероприятий; 
- соблюдение правил и норм 

взаимоотношений в обществе. 

Интерпретация 

результатов наблюдений 

за деятельностью 

обучающегося в процессе 

освоения образовательной 

программы 

 

ОК 12.  

Вести здоровый образ жизни, 

заниматься физической 

культурой и спортом для 

укрепления здоровья, 

достижения жизненных и 

профессиональных целей. 

 
- пропаганда и ведение здорового 

образа жизни с целью профилактики 

профессиональных заболеваний. 

 

Интерпретация 

результатов наблюдений 

за деятельностью 

обучающегося в процессе 

освоения образовательной 

программы 

 


background image

 
 

 

 

36 

 

 

 
6. ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
6.1. Материально-техническое обеспечение профессионального модуля 
 

 

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:  

1.

 

Доска классная 

2.

 

Стол и стул для преподавателя 

3.

 

Столы для студентов 

4.

 

Стулья для студентов  

5.

 

Шкафы 

 

Технические средства обучения:  

1.

 

Телевизор  

2.

 

DVD проигрыватель 

3.

 

Компьютеры 

4.

 

Мультимедийная установка 

5.

 

Интерактивная доска 

 

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: 

1.

 

Таблицы 

2.

 

Рецептурные бланки, печати, штампы 

3.

 

Бланки документов 

4.

 

Реестры цен, тарифы 

5.

 

Компьютерные программы (обучающие, контролирующие) 

6.

 

Электронные учебники 

7.

 

Справочные материалы