background image

 


background image

 

 


background image

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 
 
 

 

 

1.

 

ПАСПОРТ 

РАБОЧЕЙ 

ПРОГРАММЫ 

УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ 

 

2.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

3.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ 

 

11 

4.

 

КОНТРОЛЬ 

И 

ОЦЕНКА 

РЕЗУЛЬТАТОВ 

ОСВОЕНИЯ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

     5

.ПРИЛОЖЕНИЯ 

       

12 

 
 

13 

 
 

 

 


background image

 

1.

 

ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» 

1.1. Область применения программы 

Рабочая  программа  учебной  дисциплины  является  частью  основной 
профессиональной  образовательной  программы  в  соответствии  с  ФГОС  по 
специальности СПО 33.02.01 Фармация.

 

 

1.2.  Место  дисциплины  в  структуре  основной  профессиональной 
образовательной программы: 

Дисциплина  «Психология»

 

  входит  в  состав  дисциплин  профессионального 

цикла. 

 

1.3.  Цели  и  задачи  дисциплины  –  требования  к  результатам  освоения 
дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 

-

 

использовать вербальные и невербальные средства общения в 
профессиональной деятельности; 

-

 

давать психологическую оценку личности; 

-

 

владеть способами бесконфликтного общения; 

-

 

формировать психологический климат в коллективе; 

-

 

применять приемы психологической саморегуляции. 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 

-

 

основные задачи и методы психологии; 

-

 

психические процессы и состояния; 

-

 

структуру личности; 

-

 

функции и средства общения; 

-

 

принципы эффективного общения; 

-

 

этапы профессиональной адаптации; 

-

 

принципы профилактики эмоционального "выгорания" специалиста; 

-

 

основы делового общения; 

-

 

основы фармацевтической этики и деонтологии; 

-

 

основы психосоматики; 

-

 

определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"; 

-

 

методы саморегуляции 

 
1.4. Количество часов на освоение примерной программы дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 

90

 часов, в том числе: 

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 

60

 часов; 

самостоятельной работы обучающегося 

30

 часов. 

 

 
 
 
 
 


background image

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 
 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы

 

Объем часов

 

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

90 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 

 

60 

в том числе: 

 

     практические занятия 

28 

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

30 

в том числе: 

 

 

работа  с  литературой  в  библиотеке,  работа  в  сети  Интернет; 
подготовка  рефератов,  докладов,  сообщений,  презентаций; 
составление  кроссвордов;  подготовка  к  контрольному  опросу, 
тестовым 

заданиям; 

решение 

ситуационных 

задач; 

исследование  по  психологическим  методикам,  интерпретация 
результатов; отработка приемов саморегуляции. 

 
 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 

 

 
 


background image

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»

 

 

 

 

 

 

Наименование  

разделов и тем 

 

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная 

работа обучающихся 

Объем 

часов 

Уровень 

освоения 

         Раздел 1. 

Общая психология 

 

 

33 

 

 
 

Тема 1.1. 

Предмет 

психологии. 

Психика и сознание. 

  

       

Содержание учебного материала 

 

 

История развития психологии. Цель и задачи психологии как науки. Отрасли и методы современной 
психологии. Психика, этапы ее развития. Сознание. 

 

 

Самостоятельная работа  

 

 

Работа с литературой в библиотеке по теме: История психологии. Работа с сети Интернет.   
Составление схемы «Структура психологии» 

 

 

 

Тема 1.2. 

 

Познавательные 

процессы 

 

Содержание учебного материала 

       2 

           1 

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, воображение, мышление. Внимание, память. 
Речь. Функции. Принципы развития познавательных процессов.  Гигиена умственного труда. 
Патология познавательных процессов: основные методы коррекции. Диагностика состояния 
познавательных процессов. 
 

 

Самостоятельная работа 

 

Подбор методик и тестов в литературе и Интернете для развития познавательных процессов 

 

 

Тема 1.3. 

Эмоциональные 

процессы и 

состояния 

 
  

Содержание учебного материала 

        2 

Понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «аффект». Функции эмоций и чувств. Влияние эмоций 
на поведение человека. Понятия «стресс», «эустресс», «дистресс». Профилактика стресса. 
Принципы работы с негативными эмоциями и чувствами. Нервно-мышечная релаксация, 
визуализация. 

 

Самостоятельная работа  

 

 

Подготовить доклады на темы: Эмоциональные особенности и свойства личности. 

Зависимость здоровья от уровня  эмоциональной  напряженности.

 

 


background image

 

Тема 1.4. 

Волевая сфера 

Содержание учебного материала 

 

 
 

 
 
 

Понятия «воля», «волевое действие», «волевые качества». Структура волевого действия. Значение 
воли в жизни человека, в организации и регуляции деятельности. Развитие воли 

 

Практическое занятие: 

 

Познавательные  процессы и эмоционально-волевая сфера.

 

 

 

 

Самостоятельная работа  

 

 

1.

 

Отработка навыков нервно-мышечной релаксации, визуализации. 

 

Тема 1.5 

Личность.  

 

Содержание учебного материала 

 

 

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Структура личности. Понятия  
«потребность», «мотив», «мотивация», «ценности». Способности. Саморазвитие. Самопознание. 
Самооценка. 

 

Самостоятельная работа  

 

 

Работа с литературой в библиотеке. Работа с сети Интернет по теме: «Высшие потребности 
личности», «Развитие способностей» 

 

Тема 1.6 

Темперамент, характер 

 

Содержание учебного материала 

 

 

Темперамент. Характер. Акцентуации характера.

 

 

    Самостоятельная работа  

 

 

Работа с литературой в библиотеке. Работа с сети Интернет. Создание мультимедийных презентаций 
по пройденной теме.

 

 

Тема 1.7.  

Формирование 

и развитие 

личности 

Содержание учебного материала 

 

Понятия «развитие», «возраст» (психологический, биологический, социальный), «возрастные 
кризисы». Теория развития личности Э. Эриксона. Психологические этапы жизненного пути.  
Социализация личности. Социальная адаптация личности.

 

 

Практическое занятие:  
Личность. Формирование  и развитие  личности 

 

           

 
 

Самостоятельная работа 

 

 

Анализ  собственной  личности,  составление  плана  личностного  роста

 

Подготовка  реферативных 

сообщений по темам: «Возрастные кризисы», «Психологические этапы жизненного пути». 

 

 


background image

 

              Раздел 2.  
           Социальная 

психология  

  

 

36 

 

               Тема 2.1. 

Социальная 

психология групп 

Содержание учебного материала 

 

Социальная психология: предмет, задачи, методы. Понятия «группа»,  «групповая динамика», 
«социальные роли».  Виды групп. Фазы развития группы. Классификация социальных ролей, причины 
их выбора. Лидер. Социальная адаптация личности. 

 

Самостоятельная работа  

       1 

 

 

1. Составление описания истории развития группы  
2. Создание мультимедийных презентаций по теме 

 

Тема 2.2.  

Межличностное 

общение. 

 

Содержание учебного материала 

 

 
 

Общение: понятие, виды и средства. Функции общения. Социальное влияние: суггестия, конформизм, 
нонконформизм. Принципы делового общения. 

 

Практическое занятие: 
 Социальная психология групп. Внутригрупповое общение. 

 

       4 

 

Самостоятельная работа  

 

 

Работа с литературой в библиотеке. Работа с сети Интернет  
Создание мультимедийных презентаций по пройденной теме. Составление карты ролей. Подборка 
ситуационных задач (текст, видеоматериалы) 

 

Тема 2.3  

Конфликты и пути их 

разрешения. 

 

Содержание учебного материала 

 

Понятие конфликта. Виды конфликтов. Способы и стили  поведения в конфликте. 
Арбитраж и посредничество. 

 

Самостоятельная работа  

 

 

Создание мультимедийных презентаций по теме. 

 

Тема 2.4 

Агрессия. Альтруизм 

Содержание учебного материала 

 

Агрессия: причинение вреда другим. Теории агрессии.  Основные типы проявления агрессии. Способы 
и приемы контроля агрессии. Альтруизм: помощь другим. Теория альтруизма. Ситуационные влияния. 
Личностные влияния. 

 

 


background image

 

Практическое занятие: 
 Конфликты и пути их разрешения. Агрессия. Альтруизм.

 

 

 

 

Самостоятельная работа  

 

 

Работа с литературой в библиотеке. Работа с сети Интернет. Составление рекомендаций по 
профилактике конфликтного общения. Подготовка сообщений на тему: «Общение с трудными 
людьми» 

 

 

Тема 2.5. 

Психология 

профессиональной 

деятельности 

Содержание учебного материала 

         2 

 

 

Понятия «профессия», «профессиональная адаптация»,  «профессионально важные качества», 
профессиональное «выгорание», «профессиональная деформация». 
Этапы профессионального становления.  Деловое общение. Психологический климат в коллективе.  
Психология выступления 

 

Самостоятельная работа  

 

 

1. Составление схемы профессионального роста 
2. Составление рекомендаций по профилактике профессионального выгорания

 

 

Тема 2.6  

Психология 

             семьи 

Содержание учебного материала 

 

Понятия «семья», «брак», «супружество», «родительство».  Классификации и функции семьи. 
Семейные кризисы. Признаки функциональной семьи. 

 

 

Практическое занятие: 
 Психология  семьи и профессиональной деятельности 

 

 

Самостоятельная работа  

       3 

 

 

Изучение литературы по теме. Создание мультимедийных презентаций: «Проблемы молодой семьи». 
Составление ситуационных задач. 

 

Раздел 3.  

Медицинская 

психология 

 

 

21 

 

Тема 3.1  

Психологические 

аспекты медицинской 

деятельности 

 

Содержание учебного материала 

 

Медицинская психология. Основы фармацевтической этики и деонтологии.  

Профессиональное общение медицинского работника. Особенности различных типов личности 
клиентов.

 

 


background image

10 

 

Самостоятельная работа  

 

 

Лекционный материал. Работа с литературой в библиотеке колледжа. Работа с сети Интернет.

 

 

Тема 3.2. 

Психосоматика 

здоровья. 

Содержание учебного материала

 

 

 

Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная. Психосоматика. Психосоматические 
отношения. Психогении и соматогении. 

 

Практическое занятие: 
 Психосоматика здоровья. 

 

 

Самостоятельная работа  

 

 

Лекционный материал. Работа с литературой в библиотеке колледжа. Работа с сети Интернет. 
подготовка выступления в деловой игре о национальных традициях отношения к здоровью и болезни.

 

 

Тема 3.3 

Психопрофилактика 

болезней. 

 
 
 
 

Содержание учебного материала 

       6 

 

Психопрофилактика и ее виды. Основные принципы психогигиены.  
Психокоррекция и психотерапия. Методы саморегуляции.

 

 

Практическое занятие:  
Психопрофилактика болезней.

 

 

 

Самостоятельная работа  

 

 

Изучение литературы по теме, подготовка выступления  «Болезнь и здоровье», создание презентации 
«Психологическое здоровье и его сохранение»

 

 

 
 

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

                                                                                   Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

 

90 

      60 

 
 

 

.


background image

11 

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

3.1. 

Требования 

к 

минимальному 

материально-техническому 

обеспечению 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета 

«Психология». 

 

Оборудование  учебного  кабинета:  столы  и  стулья  для  преподавателя  и 
студентов,  доска  классная,  шкаф  для  хранения  наглядных  пособий,  учебно-
методические материалы. 

Технические  средства  обучения:  компьютер,  проектор,  экран,  колонки,  

мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации, фильмы). 

 
3.2. Информационное обеспечение обучения 
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, 
дополнительной литературы 
Основные источники: 

1.

 

Руденко  А.М.  Психология  для  медицинских  специальностей/    А.М. 
Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.  

2.

 

Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология 
с  элементами  общей  психологии:  Учебник  для  средних  медицинских 
учебных заведений. – Спб.: СпецЛит, 2007.  

3.

 

Полянцева  О.И.  Психология  для  средних  медицинских  учреждений. 
Ростов н/Д.: Феникс, 2008 г. 

 

Дополнительные источники: 

1.

 

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов 
высших педагогических учебных заведений/ под ред. В.А. Сластенина.  – 
3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.  

2.

 

Каваиола А.А., Лавендер Н.Д. Ядовитые сотрудники, которые отравляют 
нам жизнь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 272 с. (Бизнес-образование). 

3.

 

Климов Е.А. Психолоrия профессиональноrо самоопределения: Учеб. 
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр 
«Академия», 2004 

4.

 

Купер  К.  Л.,  Дейв Ф.  Дж.,  О'Драйсколл  М.  П..  Организационный  стресс. 
2007 

5.

 

Малкина-Пых  И.  Г.  Психосоматика:  Справочник  практического 
психолога. М., 2005 
1.

 

www.medpsy.ru 

2.

 

www.lossofsoul.com/ 

3.

 

www.psylib.org.ua 

4.

 

www.flogiston.ru 


background image

12 

 

 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 
ДИСЦИПЛИНЫ 

 

Контроль

 

и  оценка

  результатов  освоения  дисциплины  осуществляется 

преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, 
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. 

 

Результаты обучения 

(освоенные умения, усвоенные знания) 

Формы и методы контроля и оценки 

результатов обучения  

Освоенные умения: 

 

уметь использовать средства общения в 

психотерапевтических целях; 

 

уметь давать психологическую оценку 

личности; 

 

уметь применять приемы психологической 

саморегуляции. 

Усвоенные знания:

 

 

знать основные задачи и методы 

психологии; 

 

знать психические процессы и состояния; 

 

знать структуру личности; 

 

знать основы психосоматики  

 

знать психологию медицинского 

работника; 

 

знать этапы профессиональной адаптации; 

 

знать принципы профилактики 

эмоционального "выгорания" специалиста; 

 

знать аспекты семейной психологии; 

 

знать основы психосоматики; 

 

знать определение понятий 

"психогигиена", "психопрофилактика" и 
"психотерапия"; 

 

знать функции и средства общения; 

 

знать закономерности общения; 

 

знать приемы психологической 

саморегуляции; 

 

знать основы делового общения; 

 

Решение ситуационных задач. 
Проектная деятельность. 
Индивидуальная  самостоятельная 
работа для самоанализа. 
Деловая игра. 
Составление рекомендаций. 
 

 

 
 
 
 
 


background image

13 

 

Приложение 5.1 

 

Перечень формируемых профессиональных и общих компетенций (частично) 
 
 

Код 

компетенции 

Содержание 

ПК 3.2 

Организовывать работу структурных подразделений аптеки и осуществлять 
руководство аптечной организацией 

ОК 1. 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, 
проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК 2. 

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы  и 
способы выполнения профессиональных задач, оценивая их эффективность и 
качество. 

ОК 3. 

Принимать решения в стандартных  и нестандартных ситуациях и нести за 
них ответственность. 

ОК 4. 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для 
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и 
личностного развития. 

ОК 6. 

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, 
руководством, потребителями. 

ОК 7. 

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), 
результат выполнения заданий. 

ОК 8. 

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного 
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение 
своей квалификации. 

ОК 10. 

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям 
народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. 

ОК 11. 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к 
природе, обществу и человеку. 

ОК 12. 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом 
для укрепления здоровья, достижения жизненных и  профессиональных 
целей.