2
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ П ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
12
4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Ботаника»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Ботаника» является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 33.02.01 Фармация.
1.2.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«Ботаника»
входит
в
состав
дисциплин
профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
составлять морфологическое описание растений по гербариям;
находить и определять растения, в том числе лекарственные, в различных
фитоценозах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
морфологию, анатомию растительных тканей и систематику растений;
латинские названия семейств изучаемых растений и их представителей;
охрану растительного мира и основы рационального использования растений.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 32 часа.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
практические занятия
34
контрольная работа
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
работа с учебником, конспектирование,
работа с дополнительной литературой,
подготовка рефератов,
разработка
мультимедийных
презентаций,
составление :
кроссвордов,
графических диктантов,
ситуационных задач,
тестовых заданий,
работа:
с гербарным материалом,
с растительным сырьем
Дифференцированный зачет
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Ботаника»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
усвоения
РАЗДЕЛ 1.
Анатомия и морфология растений.
51
Тема 1.1.
Введение.
Содержание учебного материала:
Предмет и задачи ботаники.
Значение ботаники в образовании фармацевта.
Охрана растительного мира и основы рационального использования растений.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся:
«Роль растений в природе и жизни
человека».
Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой,
интерент-источниками подготовка рефератов, кроссвордов
1
Тема 1.2.
Растительная
клетка
Содержание учебного материала:
Строение растительной клетки.
Цитоплазма. Пластиды. Клеточная оболочка. Вакуоли с клеточным соком. Клеточные
включения.
4
2
Практическое занятие №1
«Растительные клетки и ткани».
Устройство микроскопа.
Изучение растительных клеток.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, с
дополнительной рекомендуемой литературой, интернет-источниками, подготовка
рефератов, кроссвордов
2
Тема 1.3.
Растительные
ткани.
Содержание учебного материала:
Общее понятие о тканях.
Классификация.
Характеристика покровных, проводящих, механических, выделительных тканей.
Функции. Особенности строения. Локализация.
4
2
Практическое занятие №1
«Растительные клетки и ткани».
Изучение
растительных
тканей:
покровных,
проводящих,
механических,
выделительных.
2
7
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, с
дополнительной рекомендуемой литературой, интернет источниками, подготовка
рефератов, кроссвордов
2
Тема 1.4.
Вегетативные органы растений
Тема 1.4.1.
Корень.
Содержание учебного материала:
Общее понятие о вегетативных органах. Морфология корня. Классификация корней и
корневых систем. Метаморфозы корней.
3
1
Практическое занятие №2
«Корень. Стебель. Побег»
Морфология. Типы корней и корневых систем. Метаморфозы корней».
2
Самостоятельная работа обучающихся:
«Метаморфозы корней».
Работа с учебной литературой, составление конспекта, графического диктанта,
тестовых заданий, разработка мультимедийной презентации.
1,5
Тема 1.4.2.
Побег. Стебель.
Содержание учебного материала:
Морфология стебля и побега. Типы стеблей и побегов. Типы листорасположения.
Метаморфозы побегов.
3
1
Практическое занятие №2
«Корень. Побег. Стебель.»
Морфология. Типы стеблей по поперечному сечению и положению в пространстве.
Метаморфозы побегов».
2
Самостоятельная работа обучающихся:
«Метаморфозы побегов».
Работа с учебной литературой, составление конспекта, ситуационных задач, тестовых
заданий.
Составление таблицы по теме «Сравнительная характеристика подземных
метаморфозов корня и стебля».
1.5
Тема 1.4.3.
Лист.
Содержание учебного материала:
Морфология листа. Формы листовых пластинок. Край листа, жилкование. Типы
расчлененности листовых пластинок. Листья простые и сложные.
6
2
Практическое занятие №3
«Лист. Морфология простых и сложных листьев.
Изучение формы, края, типа жилкования, типа расчлененности листовой пластинки.
4
8
Морфологическое описание листьев по гербарным образцам».
Самостоятельная работа обучающихся:
«Метаморфозы листьев».
Работа с учебной литературой, составление конспекта, ситуационных задач,
графического диктанта, разработка мультимедийной презентации.
3
Тема 1.5.
Генеративные органы растений, их функции и морфология.
Тема 1.5.1.
Цветок и соцветия.
Содержание учебного материала:
Понятие о генеративных органах. Строение цветка. Соцветия, строение,
классификация. Простые неопределенные соцветия. Сложные неопределенные
соцветия. Определенные соцветия.
6
2
Практическое занятие №4
«Цветок. Изучение строения цветка на спиртовом
материале. Соцветия. Изучение типов соцветий по гербарным образцам».
4
Самостоятельная работа обучающихся:
«Простые неопределенные соцветия.
Сложные неопределенные соцветия».
Работа с учебной литературой, составление конспекта в виде таблицы, ситуационных
задач, тестовых заданий.
3
Тема 1.5.2.
Плод.
Содержание учебного материала:
Строение плодов и семян. Классификация плодов. Типы сухих и сочных плодов.
6
2
Практическое занятие №5
«Плод. Изучение типов сухих и сочных плодов по
гербарным образцам».
4
Самостоятельная работа обучающихся:
«Распространение плодов и семян».
Работа с учебной литературой, составление конспекта, кроссвордов, ситуационных
задач.
3
РАЗДЕЛ 2.
Систематика растений.
43
Тема 2.1.
Понятие о
систематике. Низшие
растения.
Содержание учебного материала:
Основные положения о систематике. Основные систематические единицы. Класс,
семейство, род, вид. Низшие растения..
4
1
Самостоятельная работа обучающихся:
«Низшие и высшие растения. Значение
водорослей в природе и жизни человека. Отделы: хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные. Значение в природе и жизни человека». Работа с учебной литературой,
написание рефератов, составление кроссвордов, ситуационных задач.
2
9
Тема 2.2.
Высшие растения.
Основные признаки
семейств высших
покрытосеменных
растений.
Содержание учебного материала:
Отдел покрытосеменные (краткая характеристика). Основные признаки семейств:
розоцветные, бобовые, сельдерейные, лютиковые, капустные, маковые, гречишные,
яснотковые, астровые, пасленовые, лилейные, мятликовые на примере их отдельных
представителей.
Экология растений. Значение растений в жизни человека
24
2
Практическое занятие №6
«Изучение основных признаков семейств: розоцветные,
бобовые, сельдерейные, лютиковые на примере их отдельных представителей».
4
Практическое занятие №7
«Изучение основных признаков семейств: капустные,
маковые, гречишные, яснотковые на примере их отдельных представителей».
4
Практическое занятие №8
«Изучение основных признаков семейств: астровые,
пасленовые, лилейные, мятликовые на примере их отдельных представителей».
4
Самостоятельная работа обучающихся:
«Основные признаки семейств».
Разработка
мультимедийной
презентации,
составление
тестовых
заданий,
ситуационных задач.
Экскурсия . Составление гербария , работа с гербарным материалом
УИРС по теме:
«Отдел покрытосеменные. Основные признаки семейств»
13
Дифференцированный
зачет.
Защита
творческой
работы.
Определение
принадлежности растений к семейству по ключу-определителю Морфологическое
описание растений по гербариям
2
Всего:
96
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством;
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «БОТАНИКА»
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного
кабинета ботаники или фармакогнозии.
Оборудование учебного кабинета:
1.
Шкаф
для
хранения
учебно-наглядных
пособий,
приборов,
микропрепаратов.
2.
Шкаф для микроскопов.
3.
Классная доска.
4.
Стол для преподавателя.
5.
Стул для преподавателя.
6.
Столы для студентов.
7.
Стулья для студентов.
Технические средства обучения:
1.
Видеомагнитофон.
2.
Мультимедийный проектор.
3.
Компьютер и программное обеспечение.
4.
Видео- и DVD-фильмы.
5.
Конспекты лекций на электронных носителях.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Зайчикова С.Г., Баранов Е.И. Ботаника. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. -
1.
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – СПб.: «Специальная
литература», 2012. -
Дополнительные источники:
1. Плотникова И.В. Практикум по физиологии растений: Учебное пособие.
– М.: «Академия», 2004.
2.
Дьяков Ю.Т. Ботаника. – М.: Издательство МГУ, 2007.
3.
Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. – М.: «КолосС», 2005.
4.
Ботанико-фармакогностический словарь / Под ред. К.Ф. Блиновой и Г.П.
Яковлева. – М.: «Высшая школа», 1999.
5.
6.
www. Lec-rastenia.ru
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
составлять морфологическое описание
растений по гербариям,
Контроль выполнения задания
находить и определять растения, в том
числе и лекарственные, в различных
фитоценозах.
Решение ситуационных задач,
Контроль
выполнения
практических
заданий
Знания:
морфология, анатомия растительных
тканей и систематика растений,
Компьютерное тестирование
Решение ситуационных задач,
Контроль
выполнения
практических
заданий
латинские названия семейств, изучаемых
растений и их представителей,
охрана растительного мира и основы
рационального использования растений.
12
Приложение 1
Перечень формируемых компетенций (выписка из ФГОС):
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Фармацевт должен обладать
Код
компетенции
Общими компетенциями (ОК),
включающими в себя способность :
ОК 1 .
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про-
фессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК З.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессио-
нального и личностного развития.
Код
компетенции
Профессиональными компетенциями (ПК),
соответствующими основным видам
профессиональной деятельности
5.2.1. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента
ПК 1.1.
Организовывать прием, хранение лекарственных средств,
лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в
соответствии с требованиями нормативно-правовой базы
ПК 1.3.
Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного
ассортимента
5.2.2. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного
контроля
ПК 2.1.
Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям
учреждений здравоохранения
ПК 2.2.
Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные
средства для последующей реализации
ПК 2.3
.
Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
лекарственных средств