background image

background image

 


background image

 

  

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

стр. 

1. ПАСПОРТ П ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

10 

 

11 

4.  КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ 

 

5.   ПРИЛОЖЕНИЯ 

12 

 


background image

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

«Ботаника» 

 

 

1.1. Область применения программы 

Рабочая  программа  учебной  дисциплины  «Ботаника»  является  частью 

основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по 
специальности СПО 33.02.01 Фармация.  

 

1.2. 

Место 

дисциплины 

в 

структуре 

основной 

профессиональной 

образовательной программы: 

Учебная 

дисциплина 

«Ботаника» 

входит 

в 

состав 

дисциплин 

профессионального цикла. 
 

1.3.  Цели  и  задачи  дисциплины  –  требования  к  результатам  освоения 
дисциплины 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 

 

составлять морфологическое описание растений по гербариям; 

 

находить  и  определять  растения,  в  том  числе  лекарственные,  в  различных 
фитоценозах. 
 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

 

морфологию, анатомию растительных тканей и систематику растений; 

 

латинские названия семейств изучаемых растений и их представителей; 

 

охрану растительного мира и основы рационального использования растений. 

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: 

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов, включая: 

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часов; 
самостоятельной работы обучающегося – 32 часа. 

 
 


background image

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 

 

Вид учебной работы 

Объем часов 

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

96 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 

64 

в том числе: 

 

практические занятия 

34 

контрольная работа 

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

32 

 

работа с учебником, конспектирование, 

 

работа с дополнительной литературой, 

 

 подготовка рефератов,  

 

разработка 

мультимедийных 

презентаций, 

составление : 

 

кроссвордов,  

 

графических диктантов,  

 

ситуационных задач,  

 

тестовых заданий,  

 

работа: 

 

с гербарным материалом,  

 

с растительным сырьем 

 

 

 

Дифференцированный зачет  

 

 


background image

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Ботаника» 

 

Наименование 
разделов и тем 

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, 

самостоятельная работа обучающихся  

Объем 

часов 

Уровень 

усвоения 

РАЗДЕЛ 1.

 

Анатомия и морфология растений. 

 

51 

 

Тема 1.1.

 

Введение. 

Содержание учебного материала: 

Предмет и задачи ботаники. 
Значение ботаники в образовании фармацевта. 
Охрана растительного мира и основы рационального использования растений. 

Самостоятельная  работа  обучающихся:

  «Роль  растений  в  природе  и  жизни 

человека». 
Работа  с  учебной  литературой,  с  дополнительной  рекомендуемой  литературой, 
интерент-источниками подготовка рефератов, кроссвордов

 

Тема 1.2.

 

Растительная 

клетка 

Содержание учебного материала: 

Строение растительной клетки. 
Цитоплазма. Пластиды. Клеточная оболочка. Вакуоли с клеточным соком. Клеточные 
включения. 

Практическое занятие №1 

«Растительные клетки и ткани».  

Устройство микроскопа. 
Изучение растительных клеток.  

Самостоятельная  работа  обучающихся:

  Работа  с  учебной  литературой,  с 

дополнительной  рекомендуемой  литературой,  интернет-источниками,  подготовка 
рефератов, кроссвордов

 

 

Тема 1.3.

 

Растительные 

ткани. 

Содержание учебного материала: 

Общее понятие о тканях. 
Классификация. 
Характеристика покровных, проводящих, механических, выделительных тканей. 
Функции. Особенности строения. Локализация. 

Практическое занятие №1 

«Растительные клетки и ткани».  

Изучение 

растительных 

тканей: 

покровных, 

проводящих, 

механических, 

выделительных. 


background image

 

Самостоятельная  работа  обучающихся:

  Работа  с  учебной  литературой,  с 

дополнительной  рекомендуемой  литературой,  интернет  источниками,  подготовка 
рефератов, кроссвордов

 

 

Тема 1.4.

 

 

Вегетативные органы растений 

 

 

Тема 1.4.1. 

Корень. 

Содержание учебного материала: 

Общее понятие о вегетативных органах. Морфология корня. Классификация корней и 
корневых систем. Метаморфозы корней. 

Практическое занятие №2 

«Корень. Стебель. Побег»   

 Морфология. Типы корней и корневых систем. Метаморфозы корней». 

Самостоятельная работа обучающихся:

 «Метаморфозы корней». 

Работа  с  учебной  литературой,  составление  конспекта,  графического  диктанта, 
тестовых заданий, разработка мультимедийной презентации. 

 

1,5 

Тема 1.4.2. 

Побег. Стебель. 

Содержание учебного материала: 

Морфология  стебля  и  побега.  Типы  стеблей  и  побегов.  Типы  листорасположения. 
Метаморфозы побегов. 
 

Практическое занятие №2 

«Корень. Побег. Стебель.» 

Морфология.  Типы  стеблей  по  поперечному  сечению  и  положению  в  пространстве. 
Метаморфозы побегов». 

Самостоятельная работа обучающихся:

 «Метаморфозы побегов». 

Работа с учебной литературой, составление конспекта, ситуационных задач, тестовых 
заданий.  
Составление  таблицы  по  теме  «Сравнительная  характеристика  подземных 
метаморфозов корня и стебля». 

 

1.5 

Тема 1.4.3. 

Лист. 

Содержание учебного материала: 

Морфология  листа.  Формы  листовых  пластинок.  Край  листа,  жилкование.  Типы 
расчлененности листовых пластинок. Листья простые и сложные. 

Практическое  занятие  №3 

«Лист.  Морфология  простых  и  сложных  листьев. 

Изучение  формы,  края,  типа  жилкования,  типа  расчлененности  листовой  пластинки. 


background image

 

Морфологическое описание листьев по гербарным образцам». 

Самостоятельная работа обучающихся:

 «Метаморфозы листьев». 

Работа  с  учебной  литературой,  составление  конспекта,  ситуационных  задач, 
графического диктанта, разработка мультимедийной презентации. 

Тема 1.5.

 

 

Генеративные органы растений, их функции и морфология. 

 

 

Тема 1.5.1. 

Цветок и соцветия. 

Содержание учебного материала: 

Понятие  о  генеративных  органах.  Строение  цветка.  Соцветия,  строение, 
классификация.  Простые  неопределенные  соцветия.  Сложные  неопределенные 
соцветия. Определенные соцветия. 

Практическое  занятие  №4 

«Цветок.  Изучение  строения  цветка  на  спиртовом 

материале. Соцветия. Изучение типов соцветий по гербарным образцам». 

Самостоятельная  работа  обучающихся:

  «Простые  неопределенные  соцветия. 

Сложные неопределенные соцветия». 
Работа с учебной литературой, составление конспекта в виде таблицы, ситуационных 
задач, тестовых заданий.

 

Тема 1.5.2. 

Плод. 

Содержание учебного материала: 

Строение плодов и семян. Классификация плодов. Типы сухих и сочных плодов. 

Практическое  занятие  №5 

«Плод.  Изучение  типов  сухих  и  сочных  плодов  по 

гербарным образцам». 

Самостоятельная работа обучающихся:

 «Распространение плодов и семян». 

Работа  с  учебной  литературой,  составление  конспекта,  кроссвордов,  ситуационных 
задач. 

РАЗДЕЛ 2.

 

 

Систематика растений. 

43 

 

Тема 2.1.

 

Понятие о 

систематике. Низшие 

растения. 

Содержание учебного материала: 

Основные  положения  о  систематике.  Основные  систематические  единицы.  Класс, 
семейство, род, вид. Низшие растения.. 

Самостоятельная  работа  обучающихся:

  «Низшие  и  высшие  растения.  Значение 

водорослей в природе и жизни человека. Отделы: хвощевидные, папоротниковидные, 
голосеменные. Значение в природе и жизни человека». Работа с учебной литературой, 
написание рефератов, составление кроссвордов, ситуационных задач.

 


background image

 

Тема 2.2.

 

Высшие растения. 

Основные признаки 

семейств высших 

покрытосеменных 

растений. 

Содержание учебного материала: 

Отдел  покрытосеменные  (краткая  характеристика).  Основные  признаки  семейств: 
розоцветные,  бобовые,  сельдерейные,  лютиковые,  капустные,  маковые,  гречишные, 
яснотковые,  астровые,  пасленовые,  лилейные,  мятликовые  на  примере  их  отдельных 
представителей.  
Экология растений. Значение растений в жизни человека 

24 

Практическое  занятие  №6

«Изучение  основных  признаков  семейств:  розоцветные, 

бобовые, сельдерейные, лютиковые на примере их отдельных представителей». 

Практическое  занятие  №7 

«Изучение  основных  признаков  семейств:  капустные, 

маковые, гречишные, яснотковые на примере их отдельных представителей». 

Практическое  занятие  №8 

«Изучение  основных  признаков  семейств:  астровые, 

пасленовые, лилейные, мятликовые на примере их отдельных представителей». 

Самостоятельная работа обучающихся:

 «Основные признаки семейств». 

Разработка 

мультимедийной 

презентации, 

составление 

тестовых 

заданий, 

ситуационных задач. 
Экскурсия . Составление гербария , работа с гербарным материалом

 

УИРС  по теме: 

«Отдел покрытосеменные. Основные признаки семейств»

 

13 

 

Дифференцированный 

зачет. 

Защита

 

творческой 

работы.

 

Определение 

принадлежности  растений  к  семейству  по  ключу-определителю  Морфологическое 
описание растений по гербариям

 

 

 

Всего: 

96 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством; 
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач. 
.


background image

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «БОТАНИКА» 

 

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению 

 

Реализация  программы  дисциплины  требует  наличие  учебного 

кабинета ботаники или фармакогнозии.  
 

Оборудование учебного кабинета: 

1.

 

Шкаф 

для 

хранения 

учебно-наглядных 

пособий, 

приборов, 

микропрепаратов. 

2.

 

Шкаф для микроскопов. 

3.

 

Классная доска. 

4.

 

Стол для преподавателя. 

5.

 

Стул для преподавателя. 

6.

 

Столы для студентов. 

7.

 

Стулья для студентов. 

 

Технические средства обучения: 

1.

 

Видеомагнитофон. 

2.

 

Мультимедийный проектор. 

3.

 

Компьютер и программное обеспечение. 

4.

 

Видео- и DVD-фильмы. 

5.

 

Конспекты лекций на электронных носителях. 

 
 

3.2. Информационное обеспечение обучения 

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной 

литературы 

 
Основные источники: 
1.  Зайчикова С.Г., Баранов Е.И. Ботаника. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. -  
1.

 

Яковлев  Г.П.,  Челомбитько  В.А.  Ботаника.  –  СПб.:  «Специальная 
литература», 2012. -  

 
Дополнительные источники: 
1.  Плотникова  И.В.  Практикум  по  физиологии  растений:  Учебное  пособие. 
– М.: «Академия», 2004. 
2.

 

Дьяков Ю.Т. Ботаника. – М.: Издательство МГУ, 2007. 

3.

 

Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. – М.: «КолосС», 2005. 

4.

 

Ботанико-фармакогностический словарь / Под ред. К.Ф. Блиновой и Г.П. 
Яковлева. – М.: «Высшая школа», 1999.

 

5.

 

www.botanik.ru

 

6.

 

www. Lec-rastenia.ru 


background image

 

11 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется 

преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также 
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. 
 

Результаты обучения 

(освоенные умения, усвоенные знания) 

Формы и методы контроля и оценки 

результатов обучения 

Умения: 

 

составлять  морфологическое  описание 
растений по гербариям, 

 

 

Контроль выполнения задания

 

 

 

находить  и  определять  растения,  в  том 
числе  и  лекарственные,  в  различных 
фитоценозах.

 

 

Решение ситуационных задач, 

 

Контроль 

выполнения 

практических 

заданий 

 

 

Знания: 

 

морфология,  анатомия  растительных 
тканей и систематика растений, 

 

Компьютерное тестирование 

 

Решение ситуационных задач, 

 

Контроль 

выполнения 

практических 

заданий 
 

 

латинские названия семейств, изучаемых 
растений и их представителей, 

 

охрана  растительного  мира  и  основы 
рационального использования растений. 

 

 

 
 


background image

 

12 

                                                                                      

Приложение 1 

        
               Перечень формируемых компетенций (выписка из ФГОС):  

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ 

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 

 

Фармацевт  должен обладать  

Код 

 компетенции 

Общими компетенциями (ОК),  

включающими в себя способность : 

ОК 1 .

 

 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про-
фессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК З.

 

 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести 
за них ответственность. 

ОК 4.

 

 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для 
эффективного выполнения профессиональных задач, профессио-
нального и личностного развития. 

Код  

компетенции 

 

Профессиональными компетенциями (ПК), 

соответствующими основным видам 

 профессиональной деятельности

 

5.2.1.  Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента 
 

ПК 1.1.

 

 

Организовывать прием, хранение лекарственных средств, 
лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в 
соответствии с требованиями нормативно-правовой базы 

ПК 1.3. 

Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного 
ассортимента 

5.2.2. Изготовление лекарственных форм  и проведение обязательных видов внутриаптечного 
контроля 

ПК 2.1.

 

 

Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям 
учреждений здравоохранения 
 

ПК 2.2.

 

 

Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные 
средства для последующей реализации 
 

ПК 2.3

.

 

 

Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля 
лекарственных средств