1
2
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
14
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
5.
ПРИЛОЖЕНИЯ
16
4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Генетика человека с основами медицинской генетики
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 33.02.01 Фармация.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина "Генетика человека с основами медицинской
генетики" является частью цикла общепрофессиональных дисциплин
(ОП.04.) основной профессиональной образовательной программы по
специальности
среднего
профессионального
образования
33.02.01
«Фармация» базовой и углубленной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины –
требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
ориентироваться в современной информации по генетике при изучении
аннотаций лекарственных препаратов;
-
решать ситуационные задачи, применяя теоретические знания;
-
пропагандировать здоровый образ жизни как один из факторов,
исключающий наследственную патологию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
биохимические и цитологические основы наследственности;
-
закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;
-
методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и
патологии;
-
основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы
мутагенеза;
-
основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы
возникновения;
-
цели, задачи, методы и показания к медико–генетическому
консультированию.
1.4. Количество часов на освоение Рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
Лекции
26
практические занятия
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
25
в том числе:
Дополнение лекций материалом из рекомендуемой литературы
(подготовка сообщений, докладов).
5
Изучение видеоматериалов на сайте преподавателя
1
Подготовка и оформление творческой работы по тематике,
предложенной преподавателем или по выбору студента.
4
Составление схем и таблиц к тексту.
2
Разработка мультимедийных презентаций.
4
Исследовательская работа.
4
Решение и составление генетических задач.
5
При изучении каждого раздела дисциплины «Генетика человека с основами
медицинской генетики» проводятся следующие формы контроля знаний
студентов:
- индивидуальный;
- групповой;
-комбинированный;
- самоконтроль;
- фронтальный
Все формы контроля проводятся разными методами: устный,
письменный, тестовый с выставлением поурочного балла. Для тестирования
используются программные оболочки «Айрен» и «My test».
По окончании изучения дисциплины проводится экзамен
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Генетика человека с основами медицинской генетики»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
обучающихся
Объем
часов
Уровень
усвоения
1
2
3
4
Раздел 1.
История
предмета.
История генетики человека
Содержание учебного материала:
Генетика – область биологии, изучающая наследственность и изменчивость.
История исследований генетики человека.
Программа «Геном человека».
Антропогенетика. Медицинская генетика. Наследственные болезни.
Медико-генетическое консультирование.
1
1
Тематика самостоятельной работы обучающихся:
- История исследований генетики человека
- Программа «Геном человека»
0,5
Раздел 2.
Цитологические основы наследственности
7
Тема 2.1.
Кариотип
человека
Содержание учебного материала:
Понятие о гетерохроматине и эухроматине. Половой хроматин.
Строение и типы метафазных хромосом человека.
Современные методы цитологического анализа хромосом.
Ядро, ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышки, хроматин и хромосомы.
Понятие о кариотипе.
1
1
Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения,
конспекты статей и публикаций на сайтах):
Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза.
Изучение основной и дополнительной литературы, интернет-источников.
Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
0,5
7
Тема 2.2.
Жизненный
цикл клетки.
Митоз
Содержание учебного материала:
Жизненный цикл клетки: интерфаза и период деления.
Способы деления эукариотических клеток: митоз, амитоз, мейоз, их краткие характеристики.
Биологическое значение митоза. Факторы, влияющие на протекание митоза.
Хромосомные наборы соматических и половых клеток.
Интерфаза, ее периоды, характеристика происходящих процессов.
Митоз (непрямое деление) – универсальный способ деления соматических клеток. Фазы митоза,
их характеристика.
3
1
Практическое занятие: №1:
Цитологические основы наследственности
2
2
Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения,
конспекты статей и публикаций на сайтах):
- Значение различных типов деления в природе и жизни человека.
2
Тема 2.3.
Мейоз.
Гаметогенез
Содержание учебного материала:
Бесполое размножение.
Виды полового размножения.
Мейоз – способ деления половых клеток в период созревания. Сходство и различие митоза и
мейоза. Факторы, влияющие на протекание мейоза. Значение соблюдения разовой и суточной
дозы при приеме лекарственных препаратов.
Характеристика половых клеток. Строение яйцеклеток. Строение сперматозоида. Хромосомные
наборы половых клеток.
Образование половых клеток (гаметогенез). Периоды овогенеза и сперматогенеза, сходства и
различия.
Биологическое значение мейоза.
3
1
Практическое занятие №1:
Размножение организмов
2
2
Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения,
конспекты статей и публикаций на сайтах):
- Факторы, влияющие на протекание мейоза.
- Значение соблюдения разовой и суточной дозы при приеме лекарственных препаратов.
1
8
Раздел 3.
Биохимические и молекулярные основы наследственности.
6
Тема 3.1.
Биохимические
и молекулярные
основы
наследствен-
ности
Содержание учебного материала:
Строение белковых молекул. Белки, как биологические полимеры. Аминокислоты – мономеры
белков. Свойства белков. Специфичность белков. Функции белков в организме.
Механизм
образования
полипептида.
Структуры
белковых
молекул.
Проблемы
несовместимости белков.
Генный уровень организации наследственного материала. Химическая организация гена.
Мономеры нуклеиновых кислот – нуклеотиды. Виды нуклеотидов ДНК и РНК.
Свойства ДНК: репликация и репарация.
Основные различия в строении и функциях ДНК и РНК.
Локализация нуклеиновых кислот в клетке.
Нуклеиновые кислоты. Виды нуклеиновых кислот. ДНК и РНК как биополимеры.
Виды РНК.
Структура ДНК. Модель Дж. Уотсона и Ф. Крика. Органические вещества клетки.
3
1
Тематика самостоятельной работы обучающихся:
Изучение кодовых таблиц по составу аминокислот.
Изучение основной и дополнительной литературы.
Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам:
«Генные мутации и их проявления у человека», «Открытие генетического кода»,
«История открытия и изучения нуклеиновых кислот», «Проблемы несовместимости белков»,.
«Лекарственные препарата белковой природы (гормоны, ферменты и т.д.)». и др.
1
Тема 3.2.
Реализация
генетической
информации
Содержание учебного материала:
Генетический код и его свойства.
Роль нуклеиновых кислот в процессе передачи наследственной информации. Роль ферментов и
АТФ в биосинтезе белка.
Генетический код и свойства ДНК.
Участие и-РНК, т-РНК и р-РНК в биосинтезе белка.
Процесс транскрипции и его характеристика.
Последовательность процессов трансляции, протекающих в рибосомах.
3
1
Практические занятия №5 :
Биосинтез белка.
2
2
9
Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения,
конспекты статей и публикаций на сайтах):
- Нарушения при биосинтезе белка и их последствия.
2
Раздел 4.
Закономерности наследования признаков
18
Тема 4.1.
Закономерности
наследования
признаков.
Законы
Менделя.
Взаимодействие
генов.
Содержание учебного материала:
Предмет изучения генетики, задачи генетики и ее значение для медицины и фармации.
Наследование альтернативных признаков. Аутосомное наследование. Моногибридное
скрещивание. Дигибридное скрещивание.
Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Наследование признаков при
взаимодействии аллельных генов: явления полного и неполного доминирования.
Наследование признаков при взаимодействии неаллельных генов. Комплементарное
взаимодействие. Эпистаз. Полимерия. Плейотропия.
Генетическое определение групп крови и резус – фактора.
12
1
Практические занятия:
№2. Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание.
№3. Закономерности наследования признаков. Дигибридное скрещивание..
8
2
Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения,
конспекты статей и публикаций на сайтах):
- Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание.
- Генетическое обоснование своей группы крови и резус-фактора.
5
Тема 4.2.
Закономерности
наследования
признаков.
Типы
наследования
признаков
Содержание учебного материала:
Половые и неполовые хромосомы.
Аутосомный и сцепленный с полом типы наследования.
Доминантный и рецессивный характер наследования.
X-сцепленное наследование, Y-сцепленное наследование.
Сцепленное с полом наследование.
6
1
Практические занятия №3 :
Закономерности наследования признаков. Взаимодействие генов.
4
2
10
Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения,
конспекты статей и публикаций на сайтах):
1.Решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание,
наследственные свойства крови по системе АВО и резус системе, наследование признаков с
неполной пенетрантностью.
2. Изучение основной и дополнительной литературы.
3. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
4. Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: «
«Наследование групп крови», «Болезни крови», «Свойства доминантных генов», «Донорство в
России» и др.
4
Раздел 5.
Наследственность и среда
3
Тема 5.1.
Изменчивость.
Роль генотипа и
внешней среды в
проявлении
признаков
Содержание учебного материала:
Классификация форм изменчивости.
Ненаследственная изменчивость.
Модификации. Норма реакции. Вариационный ряд.
1
1
Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения,
конспекты статей и публикаций на сайтах):
- Модификационная изменчивость человека: причины и примеры.
0,5
Тема 5.2.
Наследственная
изменчивость.
Мутации,
мутагены
Содержание учебного материала:
Мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Комбинативная изменчивость.
Примеры наследственной изменчивости у человека.
Наследственная изменчивость.
Классификация мутаций.
Факторы, вызывающие мутации. Мутагенез и его виды.
2
1
Практические занятия №5:
Генные болезни.
1
2
11
Тематика самостоятельной работы обучающихся
1.
- Изучение основной и дополнительной литературы.
2.
Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
3.
Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: «На-
следственные болезни и их фенокопии», «Хромосомные аберрации», «Мутагены в окружаю-
щей среде», «Лекарственные препараты как мутагенный фактор: примеры и меры предосто-
рожности».
1
Раздел 6.
Наследственность и патология
11
Тема 6.1.
Классификация
наследственных
заболеваний
Содержание учебного материала:
Понятие о моногенных и хромосомных заболеваниях. Наследственные болезни и их
классификация.
Хромосомные болезни: синдромы с числовыми аномалиями аутосом (синдром Дауна, синдром
Эдвардса, синдром Патау). Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом (синдром
Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдром трисомии Х).
Генные болезни: Нарушение обмена аминокислот. Нарушение обмена углеводов, липидов.
Мукополисахаридозы.
Нарушение обмена гормонов.
Причины моногенных заболеваний.
Клиника, диагностика, лечение моногенных заболеваний.
Понятие о мультифакториальных (полигенных) заболеваниях, их особенности, профилактика.
Пороки развития. МВПР.
5
1
Тематика самостоятельной работы обучающихся
1. Изучение основной и дополнительной литературы.
2. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
3. Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам:
«Амниоцентез», «Скрининг», «Инвазивные методы пренатальной диагностики».
4. Проведение бесед с разными группами населения по вопросам профилактики
наследственных заболеваний.
3
Практические занятия №5:
1.
Генные болезни
1
2
12
Тема 6.2.
Методы
изучения
генетики
человека
Содержание учебного материала:
Биохимический метод изучения генетики человека.
Близнецовый метод изучения генетики человека.
Популяционно-статистический метод изучения генетики человека.
Примеры наследственных заболеваний.
Особенности человека, как объекта генетических исследований. .
Генеалогический метод изучения генетики человека.
Цитогенетический метод изучения генетики человека.
6
1
Практическое занятие №6:
Методы изучения генетики человека. Профилактика
наследственной патологии
2
2
Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения,
конспекты статей и публикаций на сайтах):
-
Применение различных методов изучения генетики человека в современной медицине.
2,5
2
Раздел 7.
Профилактика наследственной патологии. Медико-генетическое консультирование
4
Тема 7.1.
Медико-
генетическое
консультирован
ие. Цели, задачи,
показания
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Проспективное и ретроспективное консультирование.
Массовые, скринирующие методы выявления наследственных заболеваний.
Неонатальный скрининг на гипотиреоз, фенилкетонурию.
Медико-генетическое консультирование как профилактика наследственных заболеваний.
Показания к медико-генетическому консультированию.
1
1
Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения,
конспекты статей и публикаций на сайтах):
-
медико-генетическое консультирование в регионе (области, крае, республике и т.д.).
1
Тема 7.2.
Пренатальная
диагностика,
методы
Содержание учебного материала :
Методы пренатальной диагностики (УЗИ, амниоцентоз, биопсия хориона, определение
фетопротеина). Сроки проведения, основные показания, оценка результатов.
3
1
Практическое занятие №6:
Методы изучения генетики человека. Профилактика
наследствнной патологии
2
2
13
Тематика самостоятельной работы обучающихся:
-
Применение методов пренатальной диагностики в современной медицине, показания и
результаты.
1
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
генетики человека с основами медицинской генетики.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
1. Мультимедиа система (компьютер, проектор)
2. Видеофильмы «Мутации», «Генезис», «Гены против нас», «Генетика:
секретные файлы»
3.Обучающие компьютерные программы
4. Контролирующие компьютерные программы
3.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1. Основные источники:
1. Бочков Н.П. Медицинская генетика. – М.: Мастерство, 2007.
2. Тимолянова Т.П. Медицинская генетика для медсестер и фельдшеров –
Феникс, Ростов на Дону - 2008.
2. Дополнительные источники:
1.
Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и ме-
дицинская генетика (лекции и задачи). – Ростов-на- Дону: Феникс, 2007.
2.
Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Генетика человека. – Ростов-на-Дону,
1998.
3.
Атлас по цитогенетике. – М.:Мир, 1988.
4.
Журналы «Здоровье», «Медицинская сестра».
5.
Электронные образовательные ресурсы
1.
www. еbio.ru
2.
www.medgenet.ru
3.
www.mama.ru
4.
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и оценка
результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения
Проводить опрос и вести учет пациентов с
наследственной патологией
Наблюдение и оценка выполнения
практических действий.
Оценка правильности решения
ситуационных задач.
Ведение деловой игры.
Проводить беседы по планированию
семьи с учетом имеющейся
наследственной патологии
Наблюдение и оценка выполнения
практических действий.
Ведение деловой игры.
Проверка
тезисов
профилактической беседы.
Оценка
компьютерных
презентаций по заданной теме.
Проводить предварительную диагностику
наследственных болезней
Наблюдение и оценка выполнения
практических действий.
Оценка правильности решения
ситуационных задач.
Оценка
выполнения
компьютерных тестовых заданий.
Знания
Биохимические и цитологические основы
наследственности
Оценка
компьютерных
презентаций по заданной теме.
Оценка
выполнения
компьютерных тестовых заданий.
Индивидуальный и групповой
опрос.
Закономерности наследования признаков,
виды взаимодействия генов
Типы наследования признаков
Методы изучения наследственности и
изменчивости человека в норме и
патологии
Основные виды изменчивости, виды
мутаций у человека, факторы мутагенеза
Основные группы наследственных
заболеваний, причины и механизмы
возникновения
Цели, задачи, методы и показания к
медико-генетическому консультированию
16
Приложение 1
Перечень формируемых (частично) компетенций
Фармацевт должна обладать общими компетенциями (ОК),
включающими в себя способность :
Код
компетенции
Содержание
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество.
ОК З.
Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать и осуществлять повышение
квалификации.
ОК 11.
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу и человеку.
17
Фармацевт должен обладать профессиональными компетенциями
(ПК), соответствующими основным видам профессиональной
деятельности
Код
компетенции
Содержание
5.4.1. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента
ПК 1.5
Информировать население, медицинских работников
учреждений здравоохранения о товарах аптечного
ассортимента
5. 4.2. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов
внутриаптечного контроля
ПК 2.3.
Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
лекарственных средств