background image

 


background image

 

 


background image

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

стр. 

1.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

2.

 

СТРУКТУРА 

И 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ 

 

 

3.

 

УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ 

 

 

14 

4.

 

КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ 
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

 

15 

5.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

16 

 

 


background image

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Генетика человека с основами медицинской генетики 

1.1. Область применения программы 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной 
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по 
специальности  СПО 33.02.01 Фармация. 
 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной 

образовательной программы: 

 

Учебная  дисциплина  "Генетика  человека  с  основами  медицинской 

генетики"  является  частью  цикла  общепрофессиональных  дисциплин 
(ОП.04.)  основной  профессиональной  образовательной  программы  по 
специальности 

среднего 

профессионального 

образования 

33.02.01 

«Фармация» базовой и углубленной подготовки. 
 

1.3. Цели и задачи дисциплины –  

требования к результатам освоения дисциплины: 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 

-

 

ориентироваться в современной информации по генетике при изучении 

аннотаций лекарственных препаратов; 

-

 

решать ситуационные задачи, применяя теоретические знания; 

-

 

пропагандировать  здоровый  образ  жизни  как  один  из  факторов, 

исключающий наследственную патологию. 

 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 

-

 

биохимические и цитологические основы наследственности; 

-

 

закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов; 

-

 

методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и 

патологии; 

-

 

основные  виды  изменчивости,  виды  мутаций  у  человека,  факторы 

мутагенеза; 

-

 

основные  группы  наследственных  заболеваний,  причины  и  механизмы 

возникновения; 

-

 

цели,  задачи,  методы  и  показания  к  медико–генетическому 

консультированию. 

 

1.4.    Количество  часов  на  освоение  Рабочей  программы  учебной 

дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе: 

 

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  50 часов; 

 

самостоятельной работы обучающегося  25 часов. 

 
 
 


background image

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 
 

Вид учебной работы 

Объем часов 

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

75 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

50 

в том числе: 

 

     Лекции 

26 

     практические занятия 

24 

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

25 

в том числе: 

 

Дополнение лекций материалом из рекомендуемой литературы 
(подготовка сообщений, докладов). 

Изучение видеоматериалов на сайте преподавателя  

Подготовка  и  оформление  творческой  работы  по  тематике, 
предложенной преподавателем или по выбору студента. 

Составление схем и таблиц к тексту. 

Разработка мультимедийных презентаций. 

Исследовательская работа. 

Решение и составление генетических задач. 

При изучении каждого раздела дисциплины «Генетика человека с основами 

медицинской генетики»  проводятся следующие формы контроля знаний 
студентов: 

- индивидуальный; 
 - групповой; 
 -комбинированный; 
- самоконтроль; 
- фронтальный 
Все формы контроля  проводятся  разными методами: устный, 

письменный, тестовый с выставлением  поурочного балла. Для тестирования 
используются программные оболочки «Айрен»  и «My test». 
    По окончании  изучения дисциплины проводится экзамен

 

 
 
 

 
 
 
 


background image

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  

«Генетика человека с основами медицинской генетики» 

 

Наименование 
разделов и тем 

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа 

обучающихся 

Объем 

часов 

Уровень 

усвоения 

 
 

Раздел 1. 

История 

предмета.  

История генетики человека 
Содержание учебного материала: 

Генетика – область биологии, изучающая наследственность и изменчивость.  
История исследований генетики человека. 
Программа «Геном человека». 
Антропогенетика. Медицинская генетика. Наследственные болезни. 
Медико-генетическое консультирование. 

 
 

 
 
 
 

 
 

Тематика самостоятельной работы обучающихся: 

- История исследований генетики человека 
- Программа «Геном человека» 

0,5 

 
 

 

Раздел 2. 

 
Цитологические основы наследственности 
 

 

 

 
 

Тема 2.1.  

Кариотип 

человека 

 

Содержание учебного материала: 

Понятие о гетерохроматине и эухроматине. Половой хроматин.  
Строение и типы метафазных хромосом человека.  
Современные методы цитологического анализа хромосом. 
Ядро, ядерная оболочка,  ядерный сок, ядрышки, хроматин и хромосомы. 
Понятие о кариотипе.  

 

 
 
 
 
 

 

 

Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения, 
конспекты статей и  публикаций на сайтах): 

 

 Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза. 

 

Изучение основной и дополнительной литературы, интернет-источников. 

 

Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 

  

0,5 

 

 
 

 


background image

 

 
 

Тема 2.2.  

Жизненный 

цикл клетки. 

Митоз 

Содержание учебного материала: 

Жизненный цикл клетки: интерфаза и период деления.  
Способы деления эукариотических клеток: митоз, амитоз, мейоз, их краткие характеристики.  
Биологическое значение митоза. Факторы, влияющие на протекание митоза. 
Хромосомные наборы соматических и половых клеток. 
Интерфаза, ее периоды, характеристика происходящих процессов.  
Митоз (непрямое деление) – универсальный способ деления соматических клеток. Фазы митоза, 
их характеристика.  

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
Практическое занятие: №1:  

Цитологические основы наследственности 

 

 

Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения, 
конспекты статей и  публикаций на сайтах): 

- Значение различных типов деления в природе и жизни человека. 

 

 
 
 

Тема 2.3.  

Мейоз. 

Гаметогенез 

 

Содержание учебного материала: 

Бесполое размножение. 
Виды полового размножения. 
Мейоз – способ деления половых клеток в период созревания. Сходство и различие митоза и 
мейоза. Факторы, влияющие на протекание мейоза. Значение соблюдения разовой и суточной 
дозы при приеме лекарственных препаратов.  
Характеристика половых клеток. Строение яйцеклеток. Строение сперматозоида. Хромосомные 
наборы половых клеток. 
Образование половых клеток (гаметогенез). Периоды овогенеза и сперматогенеза, сходства и 
различия. 
Биологическое значение мейоза.  
  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
Практическое занятие №1:  

 Размножение организмов 

 

 

Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения, 
конспекты статей и  публикаций на сайтах): 

- Факторы, влияющие на протекание мейоза.  
- Значение соблюдения разовой и суточной дозы при приеме лекарственных препаратов. 

 


background image

 

Раздел 3. 

Биохимические и молекулярные основы наследственности. 

 

Тема 3.1. 

Биохимические 

и молекулярные 

основы 

наследствен-

ности 

 

Содержание учебного материала: 

Строение белковых молекул. Белки, как биологические полимеры. Аминокислоты  – мономеры 
белков. Свойства белков. Специфичность белков. Функции белков в организме.  
Механизм 

образования 

полипептида. 

Структуры 

белковых 

молекул. 

Проблемы 

несовместимости белков. 
Генный  уровень  организации  наследственного  материала.  Химическая  организация  гена. 
Мономеры нуклеиновых кислот – нуклеотиды. Виды нуклеотидов ДНК и РНК.  
Свойства ДНК: репликация и репарация.  
Основные различия в строении и функциях ДНК и РНК.  
Локализация нуклеиновых кислот в клетке.  
Нуклеиновые кислоты. Виды нуклеиновых кислот. ДНК и РНК как биополимеры.  
Виды РНК.  
Структура ДНК. Модель Дж. Уотсона и Ф. Крика. Органические вещества клетки.  
 

 

 

 
 

Тематика самостоятельной работы обучающихся: 

 

Изучение кодовых таблиц по составу аминокислот. 

 

Изучение основной и дополнительной литературы. 

 

Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 

 

Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: 
«Генные мутации и их проявления у человека», «Открытие генетического кода»,  

«История  открытия и изучения нуклеиновых кислот», «Проблемы несовместимости белков»,. 
«Лекарственные препарата белковой природы (гормоны, ферменты и т.д.)». и др. 

 

Тема 3.2. 

Реализация 

генетической 

информации 

Содержание учебного материала: 

Генетический код и его свойства.  
Роль нуклеиновых кислот в процессе передачи наследственной информации. Роль ферментов и 
АТФ в биосинтезе белка. 
Генетический код и свойства ДНК.  
Участие и-РНК, т-РНК и р-РНК в биосинтезе белка.  
Процесс транскрипции и его характеристика.  
Последовательность процессов трансляции, протекающих в рибосомах.  

 

 

 
 

 
Практические занятия №5 :  

Биосинтез белка.

  

 

 


background image

 

Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения, 
конспекты статей и  публикаций на сайтах): 

- Нарушения при биосинтезе белка и их последствия. 

 

Раздел 4. 

Закономерности наследования признаков 

18 

 

Тема 4.1. 

Закономерности 

наследования 

признаков. 

Законы 

Менделя. 

Взаимодействие 

генов. 

 

Содержание учебного материала: 

Предмет изучения генетики, задачи генетики и ее значение для медицины и фармации.  
Наследование  альтернативных  признаков.  Аутосомное  наследование.  Моногибридное 
скрещивание. Дигибридное скрещивание. 
Анализирующее скрещивание.  
Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Наследование признаков при 
взаимодействии аллельных генов: явления полного и неполного доминирования.  
Наследование признаков при взаимодействии неаллельных генов. Комплементарное 
взаимодействие. Эпистаз. Полимерия. Плейотропия.  
Генетическое определение групп крови и резус – фактора. 

 

12 

 

 

 

Практические занятия: 

№2.  Закономерности наследования признаков. Моногибридное  скрещивание. 

      №3.  Закономерности наследования признаков. Дигибридное скрещивание.. 

 

 

Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения, 
конспекты статей и  публикаций на сайтах): 

- Решение  задач на моно- и дигибридное скрещивание. 
-  Генетическое обоснование своей группы крови и резус-фактора. 
 

 

Тема 4.2. 

Закономерности 

наследования 

признаков. 

Типы 

наследования 

признаков 

 

Содержание учебного материала: 

Половые и неполовые хромосомы.  
Аутосомный и сцепленный с полом типы наследования.  
Доминантный и рецессивный характер наследования. 
X-сцепленное наследование, Y-сцепленное наследование.  
Сцепленное с полом наследование.  
 

 

 

Практические занятия №3 :

 Закономерности наследования признаков. Взаимодействие генов.

 

 

 

 


background image

 

10 

Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения, 
конспекты статей и  публикаций на сайтах): 

1.Решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание, 
наследственные свойства крови по системе АВО и резус системе, наследование признаков с 
неполной пенетрантностью. 
2. Изучение основной и дополнительной литературы. 
3. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 
4. Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: « 

«Наследование групп крови», «Болезни крови», «Свойства доминантных генов», «Донорство в 
России» и др.

 

 

 

Раздел 5. 

Наследственность и среда 

 

Тема 5.1. 

Изменчивость. 

Роль генотипа и 

внешней среды в 

проявлении 

признаков 

Содержание учебного материала: 

Классификация форм изменчивости.  
Ненаследственная изменчивость.  
Модификации. Норма реакции. Вариационный ряд.  

 

 
 
 

 

 

Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения, 
конспекты статей и  публикаций на сайтах): 

- Модификационная изменчивость человека: причины и примеры. 

 

0,5 

 

 

Тема 5.2. 

Наследственная 

изменчивость. 

Мутации, 
мутагены 

 

Содержание учебного материала: 

Мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. 
Комбинативная изменчивость.  
Примеры наследственной изменчивости у человека.  
Наследственная изменчивость.  
Классификация мутаций.  
Факторы, вызывающие мутации. Мутагенез и его виды.  

 

 

 
 

Практические занятия  №5:  

Генные болезни.

 


background image

 

11 

Тематика самостоятельной работы обучающихся 

1.

 

- Изучение основной и дополнительной литературы. 

2.

 

Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 

3.

 

Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: «На-
следственные болезни и их фенокопии», «Хромосомные аберрации», «Мутагены в окружаю-
щей среде», «Лекарственные препараты как мутагенный фактор: примеры и меры предосто-
рожности». 

 

Раздел 6. 

Наследственность и патология 

11 

 

Тема 6.1. 

Классификация 

наследственных 

заболеваний 

Содержание учебного материала: 

Понятие о моногенных и хромосомных заболеваниях. Наследственные болезни и их 
классификация. 
 Хромосомные болезни: синдромы с числовыми аномалиями аутосом (синдром Дауна, синдром 
Эдвардса, синдром Патау). Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом (синдром 
Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдром трисомии Х). 
Генные болезни: Нарушение обмена аминокислот. Нарушение обмена углеводов, липидов.  
Мукополисахаридозы.

 

Нарушение обмена гормонов.  

Причины моногенных заболеваний.  
Клиника, диагностика, лечение моногенных заболеваний. 
Понятие о мультифакториальных (полигенных) заболеваниях, их особенности, профилактика. 
Пороки развития. МВПР. 
 

 
 

 
 

 

Тематика самостоятельной работы обучающихся 

1.  Изучение основной и дополнительной литературы. 
2.  Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями. 
3.  Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций по темам: 
«Амниоцентез», «Скрининг», «Инвазивные методы пренатальной диагностики». 
 4. Проведение бесед с разными группами населения по вопросам профилактики 
наследственных заболеваний. 

 

Практические занятия №5: 

1.

 

Генные болезни 

 

 

 


background image

 

12 

Тема 6.2. 

Методы 

изучения 
генетики 
человека 

Содержание учебного материала: 

Биохимический метод изучения генетики человека.  
Близнецовый метод изучения генетики человека.  
Популяционно-статистический метод изучения генетики человека.  
Примеры наследственных заболеваний. 
Особенности человека, как объекта генетических исследований. .  
Генеалогический метод изучения генетики человека.  
Цитогенетический метод изучения генетики человека.  
 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

Практическое занятие №6:   

Методы изучения генетики человека.  Профилактика 

наследственной патологии

 

 

 

Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения, 
конспекты статей и  публикаций на сайтах): 

Применение различных методов изучения генетики человека в современной медицине. 

 

2,5 

Раздел 7. 

Профилактика наследственной патологии. Медико-генетическое консультирование 

 

Тема 7.1. 

Медико-

генетическое 

консультирован

ие. Цели, задачи, 

показания 

 

Содержание учебного материала (дидактические единицы): 

Проспективное и ретроспективное консультирование.  
Массовые, скринирующие методы выявления наследственных заболеваний. 
Неонатальный скрининг на гипотиреоз, фенилкетонурию. 
Медико-генетическое консультирование как профилактика наследственных заболеваний.  
Показания к медико-генетическому консультированию.  

 

 

 

Тематика самостоятельной работы обучающихся (рефераты, презентации, сообщения, 
конспекты статей и  публикаций на сайтах): 

медико-генетическое консультирование в регионе (области, крае, республике и т.д.). 

 

Тема 7.2.  

Пренатальная 

диагностика, 

методы 

Содержание учебного материала : 

Методы пренатальной диагностики (УЗИ, амниоцентоз, биопсия хориона, определение 
фетопротеина).   Сроки проведения, основные показания, оценка результатов. 

 

 

Практическое занятие №6:   

Методы изучения генетики человека. Профилактика 

наследствнной патологии

 

 

 

 


background image

 

13 

Тематика самостоятельной работы обучающихся: 

Применение методов пренатальной диагностики в современной медицине, показания и 

результаты. 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств). 
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством). 
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 

 

 
 


background image

 

14 

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

3.1. Требования к минимальному  

материально-техническому обеспечению 

Реализация  учебной  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета 
генетики человека с основами медицинской генетики. 
 

Оборудование учебного кабинета: 

Технические средства обучения: 

 
1. Мультимедиа система (компьютер, проектор) 
2. Видеофильмы «Мутации», «Генезис», «Гены против нас», «Генетика: 
секретные файлы» 
3.Обучающие компьютерные программы 
4. Контролирующие компьютерные программы 

 

3.2.

 

Информационное обеспечение обучения 

 

Перечень  рекомендуемых  учебных  изданий,  Интернет-ресурсов, 
дополнительной литературы 

1. Основные источники: 

1. Бочков Н.П. Медицинская генетика. – М.: Мастерство, 2007. 
2. Тимолянова Т.П. Медицинская генетика для медсестер и фельдшеров  – 

Феникс, Ростов на Дону - 2008. 

 

2. Дополнительные источники: 

1.

 

Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и ме-
дицинская генетика (лекции и задачи). – Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. 

2.

 

Приходченко  Н.Н.,  Шкурат    Т.П.  Генетика  человека.  –  Ростов-на-Дону, 
1998. 

3.

 

Атлас по цитогенетике. – М.:Мир, 1988. 

4.

 

Журналы «Здоровье», «Медицинская сестра». 
 

 

5.

 

Электронные образовательные ресурсы  

1.

 

www. еbio.ru 

2.

 

www.medgenet.ru 

3.

 

www.mama.ru 

4.

 

www.msu-genetics.ru

 

 
 
 
 
 
 


background image

 

15 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  

 

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

 

Контроль

 

и  оценка

  результатов  освоения  дисциплины  осуществляется 

преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, 
а  также  выполнения  обучающимися  индивидуальных  заданий,  проектов, 
исследований. 

 

Результаты обучения 

(освоенные умения, усвоенные знания) 

Формы и методы контроля и 

оценки результатов обучения  

Умения 

Проводить опрос и вести учет пациентов с 
наследственной патологией

 

Наблюдение и оценка выполнения 
практических действий. 
Оценка правильности решения 
ситуационных задач. 
Ведение деловой игры.

 

Проводить беседы по планированию 
семьи с учетом имеющейся 
наследственной  патологии 

Наблюдение и оценка выполнения 
практических действий. 
Ведение деловой игры. 
Проверка 

тезисов 

профилактической беседы. 
Оценка 

компьютерных 

презентаций по заданной теме. 

 

Проводить предварительную диагностику 
наследственных болезней 

Наблюдение и оценка выполнения 
практических действий. 
Оценка правильности решения 
ситуационных задач. 
Оценка 

выполнения 

компьютерных тестовых заданий.

 

Знания 

Биохимические и цитологические основы 
наследственности 

Оценка 

компьютерных 

презентаций по заданной теме. 
Оценка 

выполнения 

компьютерных тестовых заданий. 
Индивидуальный  и  групповой 
опрос. 

 

Закономерности  наследования  признаков, 
виды взаимодействия генов

 

Типы наследования признаков

 

Методы  изучения  наследственности  и 
изменчивости  человека  в  норме    и 
патологии

 

Основные  виды  изменчивости,    виды 
мутаций у человека, факторы мутагенеза

 

Основные группы наследственных 
заболеваний,  причины и механизмы 
возникновения 

 

Цели, задачи, методы  и показания к 
медико-генетическому консультированию 


background image

 

16 

Приложение 1 

 

Перечень формируемых (частично) компетенций 

 

Фармацевт должна обладать общими компетенциями (ОК), 

включающими в себя способность : 

 

Код 

 компетенции 

 

 

Содержание 

 

ОК 1.

 

 

Понимать сущность и социальную значимость своей 
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый 
интерес.

 

 

ОК 2.

 

 

Организовывать собственную деятельность, выбирать 
типовые методы и способы выполнения 
профессиональных задач, оценивать их выполнение и 
качество.

 

 

ОК З.

 

 

Принимать решения в стандартных и нестандартных 
ситуациях и нести за них ответственность.

 

 

ОК 4.

 

 

Осуществлять поиск и использование информации, 
необходимой для эффективного выполнения 
профессиональных задач, профессионального и 
личностного развития.

 

 

ОК 5.

 

 

Использовать информационно-коммуникационные 
технологии в профессиональной деятельности.

 

 

ОК 8.

 

 

Самостоятельно определять задачи профессионального и 
личностного развития, заниматься самообразованием, 
осознанно планировать и осуществлять повышение 
квалификации.

 

 

ОК 11.

 

 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства 
по отношению к природе, обществу и человеку.

 

 

 
 
 
 
 
 

 


background image

 

17 

Фармацевт должен обладать  профессиональными компетенциями 

(ПК),  соответствующими  основным  видам  профессиональной 
деятельности  

 
 

Код  

компетенции 

 

Содержание 

 

5.4.1. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

 

 

ПК 1.5

 

 

Информировать население, медицинских работников 
учреждений здравоохранения о товарах аптечного 
ассортимента

 

 

5. 4.2. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов 
внутриаптечного контроля

 

 

ПК 2.3.

 

 

Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля 
лекарственных средств