background image

 


background image

 

 


background image

 

 


background image

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 
 

1.

 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ 

2.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

3.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ 

17 

4.

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 

21 

5.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

24 

 

 

 

 


background image

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА  

 
 

1.1. Область  применения  программы:  рабочая

  программа  учебной  дисциплины 

является  частью  примерной  основной  профессиональной  образовательной 
программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 Фармация

 

 
1.2. 

Место 

дисциплины 

в 

структуре 

основной 

профессиональной 

образовательной программы: 

Учебная  дисциплина  Анатомия  и  физиология  человека  является  частью  цикла 
общепрофессиональных  дисциплин  (ОП.02.)  основной  профессиональной 
образовательной  программы  по  специальности  среднего  профессионального 
образования 33.02.01 Фармация базовой и углубленной подготовки. 
 

1.3.  Цели  и  задачи  дисциплины  –  требования  к  результатам  освоения 
дисциплины:

 

Цель  подготовки  по  данной  учебной  дисциплине  –  сформировать  целостное 
восприятие  организма  человека  в  его  динамической  взаимосвязи  с  окружающей 
средой на основных этапах его развития. 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 
- ориентироваться в топографии и функциях органов и систем. 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 
- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;  
- строение тканей, органов и систем, их функции. 
 

1.4.  Количество часов на освоение программы дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, в том числе: 

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  110 часов; 
самостоятельной работы обучающегося 55 часов. 

 
 
 


background image

 

 

 

2.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы

 

Объем часов

 

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

165 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 

 

110 

в том числе: 

 

    теоретические занятия 

46 

     практические занятия 

64 

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

55 

в том числе: 

 

   написание рефератов 
   подготовка докладов, презентаций 
   выполнение домашней работы 
 

 

Итоговая аттестация в форме экзамена

 


background image

 

 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Анатомия и физиология человека 

 

Наименование 
разделов и тем 

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, 

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем 

часов 

Уровень 

освоения 

Раздел № 1. 

Анатомия и физиология – науки, изучающие структуры и функции человека. 
Организм и его составные части

 

 

 

Тема 1.1. 

Анатомия как наука. 

Виды тканей. 

 

Содержание учебного материала 

Предмет, его задачи и значение в системе фармацевтического образования.  
Многоуровневость организма человека. Функциональное единство структур.  
Органный и системный уровни строения организма. Основные плоскости, оси тела 
человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле. 
Ткани, определение, классификация, функциональные различия. 
Эпителиальная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.  
Соединительная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.  
Мышечная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.  
Нервная ткань. Строение нейрона и виды. Нервное волокно – строение, виды.  
Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.

 

Практическое занятие  

Виды тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). 

 

 

Самостоятельная работа студентов 

 Зарисовка в альбом тканей. Составление тестовых заданий, кроссвордов. Подготовка 
мультимедийных презентаций, творческих работ. 

 

 

 


background image

 

 

Раздел № 2. 

 
  Опорно-двигательный аппарат 

27 

 

Тема 2.1 

Костная система 

Морфофункциональная 

характеристика скелета 

головы, туловища, верхней 

и нижней конечностей. 

 

 
 

 

Содержание учебного материала 

 

12

 

          
           2 

Особенности скелета человека. Морфологические и функциональные характеристики 
непрерывных и прерывных соединений костей. 
Строение  кости,  как  органа;  химический  состав  костей;  рост  костей  в  длину  и 
толщину.  Классификация  костей;  виды  соединения  костей.  Морфофункциональная 
характеристика скелета черепа. 
Морфофункциональная характеристика скелета туловища. 
Морфофункциональная характеристика скелета верхней и нижней конечностей. 

 

 

Практическое занятие

  

 Скелет черепа, туловища. 
Скелет верхней и нижней конечностей. 

 

 

 
 
 
 

 

Самостоятельная работа студентов  

Зарисовка в альбом костей черепа, туловища, верхних и нижних конечностей. 
Составление схем. Составление тестовых заданий, кроссвордов. Подготовка 
мультимедийных презентаций, творческих работ. 

 

Тема 2.2. 

Мышечная система 

Содержание учебного материала 

Роль мышечной системы в организме. Механизмы мышечного сокращения и 
функциональные рабочие группы, выполняющие многочисленные функции. 
Функциональная анатомия мышц отдельных областей тела человека: туловища, 
головы, верхней и нижней конечностей. 
Возрастные особенности мышц, изменение мышц под влиянием физической 
нагрузки.  
Утомление мышц и изменения в организме при мышечном утомлении. Роль спорта, 
здорового образа жизни, влияющие на функциональные качества работы мышц.

 

 

 
 

 

          
 
          2 

Практическое занятие

  

Мышечная система 

 


background image

 

Самостоятельная работа студентов  

Зарисовка в альбом нескольких видов мышц.

 

Конспект дополнительной литературы по теме. 
Составление тестов по теме. 
 Поиск и обзор электронных источников информации для выполнения творческих 
работ. 

 
 
 
 
 

 

Раздел № 3 

Анатомо-физиологические основы саморегуляции функций организма 

48 

 

 

Тема 3.1. 

Введение в изучение 

нервной системы. 

Функциональная 

анатомия спинного и 

головного мозга. 

Содержание учебного материала 

Значение, классификация нервной системы. Общие принципы строения центральной 
нервной системы – серое вещество, белое вещество. Нервный центр – понятие. Виды 
нервных волокон, нервы – строение, виды.

 

 Рефлекторная дуга как система нейронов и их отростков, контактирующих 
посредством синапсов. Структуры рефлекторной дуги. Синапсы, их строение, 
функции, значение. 
Краткие данные: спинной мозг. Рефлексы спинного мозга. Рефлекторные дуги 
простых и сложных соматических рефлексов.

 

 

Головной мозг, функциональная анатомия отделов мозга. Физиологические свойства 

коры. 
 Функциональная анатомия ядерных субстанций головного мозга. 

 

Оболочки мозга, полости головного мозга. Ликвор. 

 

Условные и безусловные рефлексы. Универсальные процессы нервной деятельности 

 

 

10 

          
          

 

 (возбуждение и торможение), носители информации (нервный импульс и 
медиаторы), принцип нервной деятельности (саморегуляция на основе прямой 
обратной связи). Особенности ВНД у человека.

 

 

 

 

Практическое занятие

  

Функциональная анатомия спинного мозга. 
Функциональная анатомия головного мозга. 

 
 

 

Самостоятельная работа студентов  

Зарисовка в альбом срезов спинного и головного мозга. 
Составление тестовых заданий и кроссвордов. 
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для 
выполнения творческих работ. 

 
 
 
 
 


background image

10 

 

Подготовка мультимедийных презентаций по темам. 

 

Тема 3.2. 

Вегетативная нервная 

система 

 
Содержание учебного материала 

Классификация вегетативной нервной системы, области иннервации и функции 
вегетативной нервной системы. 
Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы. Роль 
парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы.  
Влияние вегетативной иннервации на внутренние органы. Вегетативная 
рефлекторная дуга, медиаторы в синапсах

 

 

         
      2 

 

Практическое занятие  

Вегетативная нервная система.  

 

 

Самостоятельная работа студентов:  

Составление сравнительных таблиц симпатического и парасимпатического отделов 
вегетативной нервной системы. 
Составление тестов по теме. 
Подготовка мультимедийных презентаций ,творческих работ. 

 
 
 
 
 
 
 


background image

11 

 

 

Тема 3.3. 

Функциональная 

анатомия сенсорных 

систем

 

Органы чувств

 
Содержание учебного материала 

Определение и значение сенсорной системы.  
Функциональные структуры анализатора, механизм кодирования информации в 
ЦНС. 
Органы чувств, их вспомогательный аппарат и значение в познании внешнего мира.  
 Рецепторный аппарат,  проводящие пути, центральный отдел - зрительной, слуховой, 
вестибулярной, двигательной, тактильной, болевой, температурной, обонятельной и 
вкусовой сенсорных систем человека. 
Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глаза, 
структуры к ней относящиеся. Аккомодация, аккомодационный аппарат. 
Орган слуха и равновесия, анатомическое строение, анатомо-физиологические 
основы слуховых ощущений. 
Строение кожи – эпидермис, дерма;  подкожный слой, железы кожи; производные 
кожи: волосы, ногти; функции кожи.

 

 

 

 
 
 
 

 

 

           
          2 

Практическое занятие  

Сенсорные системы.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа студентов 

Зарисовка в альбом органа зрения, органа слуха и равновесия. 
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для 
выполнения творческих работ. 
Подготовка мультимедийных презентаций, творческих работ. 
Составление и решение ситуационных задач. 


background image

12 

 

 

Тема 3.4. 

Эндокринная система 

(Гипофиз,эпифиз,щитовид

ная и паращитовидная 

железа). 

Эндокринная система 

(поджелудочная,вилочков

ая,половые 

железы,надпочечники).

 

Содержание учебного материала 

Виды секреции желез. Гормоны, механизм действия, виды гормонов, свойства 
гормонов.  
Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции (гипофиз, 
эпифиз, щитовидная, паращитовидные, поджелудочная, вилочковая, половые железы, 
надпочечники - расположение, внешнее и внутреннее строение), гормоны и их 
физиологические эффекты, проявление гипо- и гиперфункции желёз.

 

 

 

 
 

          
          2 

Практическое занятие  

Эндокринная система. 

Самостоятельная работа студентов 

Составление таблицы желез внутренней секреции и гормонов, которые они 
выделяют. 
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для 
выполнения творческих работ. 
Составление и решение ситуационных задач. 

 

Раздел № 4 

Анатомо-физиологические основы крово- и лимфообращения 

21 

 

 

Тема 4.1. 

Анатомия сердца. 

Физиология сердца. 

Содержание учебного материала 

Анатомическое строение и топография сердца. 
Строение стенки сердца: миокард, эндокард, перикард. Камеры сердца. Клапанный 
аппарат сердца. 

Фазы сердечной деятельности. Тоны сердца. 

Частота сердечных сокращений. Брадикардия. Тахикардия. 
Проводящая система сердца. Пульс. Артериальное давление. Понятие гипертония и 
гипотония.

 

 

 

 

 
        2  

Практическое занятие  

Анатомия и физиология сердца. 

        2 

 

Самостоятельная работа студентов 

Зарисовка в альбом сердца с указанием камер, клапанов, сосудов. 
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для 
выполнения творческих работ. 
Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ. 
Составление кроссвордов 

 


background image

13 

 

Составление тестовых заданий 

 

Тема 4.2. 

Анатомо-

физиологические основы 

кровообращения 

Содержание учебного материала 

 Строение системы кровообращения. Артерии. Вены. Капилляры. 
Круги кровообращения. Сосуды малого и большого круга кровообращения.  

 Строения  кровеносного сосуда. Виды кровеносных сосудов. 
 Отделы аорты. отдельные артерии, отходящие от неё.  
 Система верхней и нижней полых вен.

 

 

 
 

          
        2 

 

 
 
 

 

Практическое занятие.  

Анатомия и физиология кровообращения. .  

 

       4 

        2 

Самостоятельная работа студентов  

Зарисовка схем артерий и вен большого круга кровообращения. 
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для 
выполнения творческих работ.Подготовка мультимедийных презентаций, творческих 
работ. 

 

Раздел № 5 

Внутренняя среда организма. Кровь 

15 

 

 

Тема 5.1. 

Анатомо-

физиологические 

особенности системы 

крови

 

Группы крови. 

Резус-фактор. 

Содержание учебного материала 

Общая характеристика и физиологическое значение жидкостей, образующих 
внутреннюю среду организма.  
Кровь, определение, функции. Понятие осмотического и онкотического давления 
крови. Буферные системы крови.  
 Состав крови. Плазма. Белки плазмы. 
Форменные элементы крови. Эритроциты. СОЭ. Гемолиз. Гемоглобин. Лейкоциты, 
их виды. Понятие лейкоцитарной формулы. Фагоцитоз. Тромбоциты.  
Свертывающая и противосвертывающая системы крови.  
Группы крови. Резус- фактор. Донор. Реципиент. Переливание крови.  
Влияние факторов внешней среды, социальных факторов на качественный состав 
крови.

 

 

 

 
 
 
 
 
 

 

            
 
        2 

 
 
 
 

 

Практическое занятие  

Внутренняя среда организма. Кровь . 

 

 

Самостоятельная работа студентов  

Зарисовка форменных элементов крови. 

 


background image

14 

 

Составление ситуационных задач по переливанию крови. 
Составление тестовых заданий.  Составление кроссвордов. 

 

Тема 5.2. 

Иммунная система 

 
Содержание учебного материала 

 

 

Иммунитет – определение, виды (врождённый, приобретенный, активный, 
пассивный, специфический, неспецифический, клеточный, гуморальный). Понятия 
«антиген», «антитела».  
Органы иммунной системы: центральные (красный костный мозг, вилочковая 
железа) и периферические (лимфатические узлы, лимфоидная ткань кишечника, 
селезёнка, кровь).  
Функциональная характеристика иммунной системы.  
Влияние факторов внешней среды на состояние иммунной системы. 

 

         
        2 

 
Самостоятельная работа студентов 

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для 
выполнения творческих работ. 
Конспектирование учебной литературы. 

 

 

Раздел № 6 

Анатомо-физиологические основы процесса дыхания 

 

Тема 6.1. 

Анатомия и физиология 

дыхательной системы

 

 
Содержание учебного материала 

Грудная полость. Органы средостения. 
Плевра. Плевральная полость.  
Воздухоносные органы: полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, 
бронхиальное дерево – строение стенки, анатомические образования. 
Анатомическое строение легких. Ацинус. Дыхательный цикл, лёгочные объёмы. 
Механизм вдоха и выдоха. Дыхательный центр. Регуляция дыхания.

 

 

 

 
 
 
 

 

Практическое занятие  

Анатомия и физиология органов дыхания. 


background image

15 

 

 
Самостоятельная работа студентов  

Зарисовка в альбом органов дыхания. 
Составление тестовых заданий. Поиск и обзор научных публикаций и электронных 
источников информации для выполнения творческих работ. 

 

Раздел № 7 

Анатомо-физиологические основы пищеварения 

18 

 

Тема 7.1 

Анатомия и физиология 

органов 

пищеварительного 

тракта. 

Анатомия и физиология 

больших 

пищеварительных желез. 

Физиология 

пищеварения. 

Практическое занятие 

Анатомия и физиология органов пищеварительного канала, 
пищеварительных желез, физиология пищеварения. 

 

 

Самостоятельная работа студентов  

Зарисовка в альбом органов пищеварительного канала. 
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для 
выполнения творческих работ 
Подготовка мультимедийных презентаций ,творческих работ. 

 

Тема 7.4. 

Обмен веществ и энергии 

Содержание учебного материала

 

Понятие об ассимиляции, диссимиляции. Обмен веществ и энергии – определение.  
Пищевой рацион – определение, распределение суточного рациона. Режим питания. 
Диета – определение, основы действия. 
Энергетический баланс. Основной обмен, факторы на него влияющие. Рабочая 
прибавка. 
Белки: биологическая ценность, энергетическая ценность, суточная потребность 
человека в белках.  
Азотистый баланс, понятие, виды. Конечные продукты белкового обмена, пути 
выведения из организма. 
Углеводы: биологическая ценность, энергетическая ценность, суточная потребность 
человека в углеводах, пути выведения из организма. 
Жиры: биологическая ценность, энергетическая ценность, суточная потребность 
человека в углеводах, пути выведения из организма.  
Водно-солевой обмен.  
Витамины – понятие, биологическая ценность, факторы, влияющие на потребность 
организма в витаминах. Понятие о гиповитаминозах, авитаминозах, 
гипервитаминозах. 

 

 

 

 

            
          2 

 


background image

16 

 

Самостоятельная работа студентов  

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для 
выполнения творческих работ. 
Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ. 

 

 

Раздел № 8 

Анатомо-физиологические основы выделения и репродукции 

18 

            
          

 

Тема 8.1. 

Строение и функции 

органов мочевой системы 

Содержание учебного материала 

Мочевая система, органы ее образующие. 
Топография почек. 
Почки, макроскопическое строение:  края, ворота, оболочки, фиксирующий аппарат, 
корковое и мозговое вещество, чашечки, сосочки, лоханки. Кровоснабжение почки. 
Строение нефронов, их виды. 
Мочеточники, расположение, строение. 
Мочевой пузырь – расположение, отношение к брюшине, строение. 
Мочеиспускательный канал женский и мужской  
Определение и характеристика мочевыделения. Механизмы образования мочи: 
фильтрация, реабсорбция, секреция.  
Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. Суточный 
диурез. Водный баланс. 

 

      
 
      6   

        2 

Практическое занятие  

Анатомия и физиология органов мочевыделения. 

Самостоятельная работа студентов 

Зарисовка в альбом органов мочевой системы. 
Конспектирование учебной литературы. 
Составление тестовых заданий. 
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для 
выполнения творческих работ. 
Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ 

 

 

 

 

Тема 8.2. 

Строение и функции 

органов половой системы 

Содержание учебного материала 

Процесс  ово-  и  сперматогенеза.  Мужской  и  женский  половой  цикл.  Механизм 
движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки.  
Женские  половые  органы  –  внутренние  (яичники,  маточные  трубы,  матка, 
влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева).  

    

 


background image

17 

 

Мужские  половые  органы  –  внутренние  (яичко,  придаток  яичка,  семявыносящий 
проток,  семенные  пузырьки,  предстательная  железа,  куперовы  железы)  и  наружные 
(половой член, мошонка). 

 

 

Практическое занятие  

Анатомия и физиология органов половой системы.

 

 

 

Самостоятельная работа студентов 

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации.  
Конспектирование учебной литературы. 
Составление кроссвордов, тестов. 
 Подготовка мультимедийных презентаций ,творческих работ 

Всего: 

165 

 

Лекционных занятий 

46 

 

Практических занятий 

64 

 

Самостоятельная работа 

55 

 

 
 
 


background image

18 

 

 
 

3.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

Реализация  программы  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета 
Анатомии и физиологии человека

 

 

Оборудование учебного кабинета «Анатомии и физиологии человека»:

 

 

Мебель и стационарное оборудование

 

Шкаф  для  хранения  учебно-наглядных  пособий,  приборов,  раздаточного 
материала 
Стеклянный шкаф для скелета 
Классная доска 
Стол для преподавателя 
Стул для преподавателя 
Столы для студентов 
Стулья для студентов 
Шкафы для муляжей и моделей 

 

Технические средства обучения: 

Телевизор  
DVD проигрыватель 
Компьютер 
Мультимедийная установка 

 

Аппаратура и приборы

 

Тонометры  
Динамометр 
Спирометр 

 

Учебно-наглядные пособия:

 

Скелет туловища с тазом 

Набор костей черепа  

Лобная 
Затылочная 
Клиновидная 
Теменная 
Височная 
Решетчатая 
Скуловая 
Верхняя челюсть 
Нижняя челюсть  
Основание черепа 
Череп целый 
Череп с разрозненными костями 


background image

19 

 

Набор костей туловища 

Ребра 
Грудина 
Набор позвонков 
Крестец 

Набор костей верхней конечности  

Ключица 
Лопатка 
Плечевая 
Локтевая 
Лучевая 
Кисть 
Кисть комплект из 27 костей 

Набор костей нижней конечности  

Таз 
Бедренная 
Большеберцовая 
Малоберцовая 
Стопа 

Оси вращения суставов  

-плечевого 
-грудино-ключичного 
-локтевого 
-коленного 

 Кости на планшете  

-скелет верхней конечности 
-скелет стопы 
-стелет кисти 
-позвоночный столб 
-скелет нижней конечности 

Мышцы (муляж – планшеты) 

Мышцы головы и шеи 
Мышцы туловища 
Мышцы стопы 
Мышцы кисти 
Мышцы верхней и нижней конечности  

Нервная система  

Головной мозг (модель) 
Головной мозг (планшет) 
Головной мозг (сагитт. разрез) 
Спинной мозг (планшет) 
Солнечное сплетение (муляж) 

Железы (на планшете) 

Поджелудочная 
Щитовидная 


background image

20 

 

Околощитовидная 
Яички 
Яичники 
Предстательная 
Вилочковая 
Шишковидная 
Надпочечники 
Придаток мозга - гипофиз 

Кровообращение 

Сердце (модель) 
Фронтальный разрез сердца (на планшете) 
Схема кровообращения человека (на план.) 

Система дыхания 

Легкие (модель) 
Бронхиальное дерево (сегментарные бронхи) 
Органы дыхания и средостения (муляж) 
Органы средостения (муляж) 
Гортань (модель) 

Органы пищеварения (на планшете) 

Пищеварительная система 
Печень 
Кишечник 
Ворсинки тонкой кишки 
Печень (муляж) 
Пищеварительная система (модель) 

Мочевыделительная система  

Почки (на планшете) 
Мочевыделительная система (на планшете) 

Органы грудной и брюшной полости 

Мужской таз (сагиттальный разрез) 
Женский таз (сагиттальный разрез) 
Торс человека (модель) 
Сагиттальный разрез головы и шеи 
Топография кисти рук 
Топография головы и шеи 

Лимфатическая система( на планшете) 
Сенсорные системы 

Кожа (на планшете) 
Глаз (увеличенная модель) 
Ухо (модель) 
Полукружные каналы с улиткой 

Учебно-наглядные пособия  

Таблицы (плакаты) по темам 
Видеофильмы  
Обучающие компьютерные программы 


background image

21 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения 

 

Основные источники: 

1.

 

Сапин  М.Р.,  Билич  Г.Л.  Анатомия  человека:  Учеб.  для  студентов  высш. 

учеб. заведений: В 2 кн. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство 
Оникс: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010, 480 с. 

2.

 

Сапин  М.Р.,  Швецов  Э.В.  Анатомия  человека:  Учебник.  Среднее 

профессиональное образование. – М.: Феникс, 2009, - 368 с. 

3.

 

Гайворонский  И.В.  Анатомия  и  физиология  человека.  Учебник.  3-е 

издание.  Среднее  профессиональное  образование.  –  М.:  Академия,  2009,  - 
496 с. 

4.

 

Горелова  Л.В.,  Таюрская  И.М.  Анатомия  в  схемах  и  таблицах.  –  Ростов 

н/Д: Феникс, 2010, - 573 с. 

5.

 

Федюкович  Н.И.  Анатомия  и  физиология  человека:  Учебник.  Среднее 

профессиональное образование. – М.: Феникс, 2009 - 2011, - 450 с. 

6.

 

Георгиева  С.А.  Физиология:  Учебник  для  медицинских  училищ.  – 

Москва; Медицина, 2012. 

7.

 

Самусев  Р.П.,  Селин  Ю.М.  Анатомия  человека:  Учебник  для 

медицинских училищ. – Москва ОНИКС 21 век Мир и Образование, 2009.  

8.

 

Самусев Р., Липченко В. Атлас анатомии человека. – М.: ОНИКС 21 век – 

Мир и образование, 2009. 

 

Дополнительные источники:  

1.

 

Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. физиология человека: учебно-методическое 

пособие  к  практическим  занятиям  по  физиологии  человека  с  кратким 
теоретическим курсом. – М.: САНВИТТА, 2011, 252 с. 

2.

 

Сапин  М.Р.,  Никитюк  Д.Б.  Анатомия  человека  (с  элементами 

физиологии): Учебник. – М.: Медицина, 2010. – 432 с.: илл. 

3.

 

Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. Нормальная физиология 

в  з  томах  для  студентов  высш.  уч.  заведений,  М.:  Издательский  центр 
«Академия», 2009, - 450 с. 

4.  Топоров  Словарь  терминов  по  клинической  анатомии.  –  М.:  Медицина, 

2010.   

5. Фейц О. Наглядная анатомия: Учебник. – М.: ГЭОТАР – медиа, 2009. 

6.  Дегтярев Нормальная физиология учебник Медвуз. – М.: Медицина, 2009.  


background image

22 

 

 

 
 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

Контроль  и  оценка  результатов  освоения  дисциплины  осуществляется 
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а 
также  выполнения  обучающимися  индивидуальных  заданий,  проектов, 
исследований. 
 

Результаты обучения 

(освоенные умения, усвоенные знания) 

Формы и методы контроля и 

оценки результатов обучения  

Освоенные умения: 

-

 

определять и различать виды тканей по 
таблицам и в атласе; 

-

 

обоснованно определять, называть и 
показывать на скелете основные части 
костей, их анатомические образования с 
функциональной оценкой; 

-

 

демонстрировать на муляжах и планшетах 
мышцы различных функциональных 
групп; 

-

 

определять, называть и показывать отделы 
нервной системы, детали их 
анатомического строения; 

-

 

демонстрировать в атласе и на муляжах 
анатомические структуры органов чувств; 

-

 

называть и показывать железы внутренней 
секреции на муляжах и таблицах; 

-

 

показывать на муляжах и таблицах 
структуры сердечно-сосудистой системы; 

-

 

исследовать пульс, измерять АД; 

-

 

различать форменные элементы и группы 
крови по микротаблицам; 

-

 

определять, называть и показывать на 
планшетах органы дыхательной системы и 
детали их анатомического строения; 

-

 

определять частоту дыхания и жизненную 
емкость легких; 

-

 

определять, называть и показывать на 
планшетах органы пищеварительной 
системы, их топографию и анатомические 
образования; 

-  демонстрировать проекцию органов 

пищеварительного тракта на переднюю 

Текущий контроль

-

 

письменный опрос 

-

 

собеседование 

-

 

компьютерное 
тестирование  

-

 

решение 

ситуационных 

задач  

-

 

оценка точности и 
полноты выполнения 
индивидуальных 
домашних заданий, 
заданий в рабочей тетради 
и заданий по практике 

-

 

наблюдение за процессом 
выполнения заданий по 
практике 

-

 

проверка умений 
демонстрации 
анатомических 
образований органов на 
муляжах, планшетах и 
таблицах 

 

Итоговый контроль 

– экзамен, 

который 

рекомендуется 

проводить 

по 

окончании 

изучения  учебной  дисциплины. 
Экзамен  включает  в  себя 
контроль 

усвоения 

теоретического  материала  (в 
виде  тестирования)  и  контроль 
усвоения практических умений. 
 


background image

23 

 

брюшную стенку на человеке;

 

-

 

оценивать состав, свойства и значение 
пищеварительных соков и ферментов в 
них содержащихся; 

-

 

обоснованно составлять режим питания, 
распределять суточный рацион; 

-  определять, называть и показывать на 

планшетах детали анатомического 
строения органов мочевой системы и 
объяснять их функции; 

-

 

определять,  называть  и  показывать  на 
плакатах 

органы 

половой 

системы, 

анатомические  образования  с  анализом  
функции.

 

 

Усвоенные знания:  

-

 

основные 

термины, 

определяющие 

положение органов, их частей в теле; 

-

 

анатомическое строение, местоположение, 
функции различных видов тканей; 

-

 

 анатомическое строение скелета, его 
определение и функции; 

-

 

анатомическое строение мышц, 
классификация, функциональная 
характеристика мышц отдельных областей 
тела человека; 

-

 

значение, принципы строения, 
функциональная анатомия отделов 
центральной и вегетативной нервной 
системы; 

-

 

структура, представляющие отделы 
сенсорных систем человека; 

-

 

функциональная анатомия органов чувств; 

-

 

анатомическое строение, 
месторасположение, функциональная роль 
желез внутренней секреции; 

-

 

анатомическое строение, 
месторасположение, функциональная роль 
органов сердечно-сосудистой системы;  

-

 

анатомическое строение, 
месторасположение, функциональная роль 
органов лимфатической системы;  

-

 

состав и функции крови; 

-

 

анатомическое строение, 
месторасположение, функциональная роль 

Критерии оценки итогового 
экзамена: 

 

уровень 

усвоения 

студентами 

материала, 

предусмотренного  учебной 
программой дисциплины; 

 

уровень 

умений, 

позволяющих 

студенту 

ориентироваться 

в 

топографии 

и 

функциях 

органов и систем; 

 

обоснованность,  четкость, 

полнота изложения ответов; 

 

уровень  информационно-

коммуникативной культуры. 

 
 

 


background image

24 

 

органов иммунной системы; 

-

 

 анатомическое строение, 
месторасположение, функциональная роль 
органов дыхания;  

-

 

анатомическое строение, 
месторасположение, функциональная роль 
и физиология органов пищеварения;  

-

 

обмен веществ: белков, жиров, углеводов, 
воды и минеральных солей, витаминов; 

-

 

анатомическое строение, 
месторасположение, функциональная роль 
органов мочевой системы; 

-

 

анатомическое строение, 
месторасположение, функциональная роль 
органов половой системы. 

 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 


background image

25 

 

 

5. Приложения 
5.1 Перечень профессиональных и общих компетенций 
 
 

Код компетенции 

Содержание компетенции 

ПК 1.6 

Соблюдать  правила  санитарно-гигиенического  режима,  
охраны труда, техники безопасности и противопожарной 
безопасности.  

ПК 1.7 

Оказывать первую медицинскую помощь. 

ПК 2.4 

Соблюдать  правила  санитарно-гигиенического  режима, 
охраны труда, техники безопасности и противопожарной  
безопасности 

ОК 9. 

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в 
профессиональной деятельности .

 

ОК 10. 

 

Бережно  относиться  к  историческому  наследию  и 
культурным  традициям  народа,  уважать  социальные, 
культурные, религиозные различия.

 

ОК 11. 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства 
по отношению к природе, обществу, человеку.

 

ОК 12. 

Вести  здоровый  образ  жизни,  заниматься  физической 
культурой  и  спортом  для    укрепления  здоровья, 
достижение жизненных и профессиональных целей.