background image

 

          

 

 


background image

 

          

 

 

 
 
 
 

 


background image

 

          

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

1.

 

ПАСПОРТ

  

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

 ……..3                                                                                     

1.1.  Область применения программы………………………………..  3                                                                             
1.2. Место учебной дисциплины……………………………………..   3  

         1.3.Цель и задачи учебной дисциплины.................................................3 

1.4. Количество часов на освоение рабочей 
программы учебной дисциплины…………………………………….. 3  
 

2.

 

СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ     ДИСЦИПЛИНЫ   

                                                                   

                                            

         2.1.Объем учебной дисциплины и виды работы……………………..4 

2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины…………6 
 

3.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……..11 

          3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

  3.2.Информационное обеспечение обучения………………………..11                                        
  

 

4.

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………..12                                                                     

 

 

5.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….13 

 
           5.1.

Перечень формируемых компетенций (выписка из ФГОС)…….14 

           5.2.

Тематика аудиторных занятий…………………………………….15 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

          

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Экономика организации 

1.1. Область применения программы

  

Программа  учебной  дисциплины  является  частью  основной  профессиональной 
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 
Фармация 
 

1.2. 

Место 

дисциплины 

в 

структуре 

основной 

профессиональной 

образовательной программы:  

Учебная  дисциплина  «

Экономика  организации» 

относится  к  математическому  и 

общему  естественнонаучному  циклу

 

основной  профессиональной  образовательной 

программы. 

 
1.3.  Цели  и  задачи  дисциплины  –  требования  к  результатам  освоения 
дисциплины: 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 

1. Определять организационно-правовые формы организаций;  
2. Находить и использовать необходимую экономическую информацию;  
3. Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;  
4. Заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;  
5. Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели 
деятельности организации;  

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  

1. Сущность организации как основного звена экономики отраслей;  
2. Основные принципы построения экономической системы организации;  
3. Принципы и методы управления основными и оборотными средствами;  
4. Методы оценки эффективности их использования;  
5. Организацию производственного и технологического процессов;  
6. Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели 
их эффективного использования;  
7.  Способы  экономии  ресурсов,  в  том  числе  основные  энергосберегающие 
технологии;  
8. Механизмы ценообразования;  
9. Формы оплаты труда;                    
10.Основные  технико-экономические  показатели  деятельности  организации  и 
методику их расчёта.  
 

1.4.Количество часов на освоение программы дисциплины: 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:  
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;  
самостоятельной работы обучающегося 28 часов 

                                                                                                                                                                             

 


background image

 

          

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 

Вид учебной работы

 

Объем часов

 

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

84 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 

 

56 

в том числе: 

 

     лабораторные занятия 

– 

     практические занятия 

40 

     контрольные работы 

     курсовая работа (проект)                

не предусмотрено 

– 

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

28 

в том числе: 

 

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)  

не предусмотрено

 

–  

    Подготовка  практикоориентированных  работ  проектного 
характера 

 

    

домашняя работа 

 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

          

 

2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

 

Результатом  освоения  программы  профессионального  модуля  является  овладение  обучающимися 
видом 

профессиональной 

деятельности 

«Экономика 

организации», 

в 

том 

числе 

профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

 

 

Код 

Наименование результата обучения 

ПК 1.3. 

 

Участвовать в формировании ценовой политики. 

ПК 3.3 

Оформлять заявки поставщикам на товары аптечного 
ассортимента. 

ПК 3.4

 

Участвовать в формировании ценовой политики. 

ПК 3.5

 

Участвовать в организации оптовой торговли. 

ОК 3.

 

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в 
нестандартных ситуациях. 

ОК 4.

 

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой 
для постановки и решения профессиональных задач, 
профессионального и личностного развития. 

ОК 5.

 

Использовать информационно-коммуникационные технологии 
для совершенствования профессиональной деятельности. 

ОК 7.

 

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, 
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя 
ответственности за результат выполнения заданий. 

ОК 8.

 

Самостоятельно определять задачи профессионального и 
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно 
планировать повышение своей квалификации. 


background image

 

          

 

2.3.Тематический план и содержание учебной дисциплины  

«Экономика организации» 

 

Наименование 

разделов и тем 

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, 

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объе

м 

часов 

Уровень 

освоения 

Введение. 

Организация: понятие, виды и формы. Объект дисциплины – фирма производственной сферы. 

Предмет  –  производственные,  социально-экономические  и  научно-технические  процессы, 

протекающие  в  организации.  Материальное  производство  –  основа  экономики.  Сфера 

производства и сфера услуг. Цели и задачи материального производства. Спрос и предложение 

в сфере производства.  

Содержание  дисциплины  «Экономика  организации».  Задачи  курса.  Связь  с  другими 

дисциплинами. 

 
 
 
 
 

 

Раздел 1. 

Организация в 

условиях рынка 

 

 

18 

 

 
 
 
 

Организация  (предприятие)  как  хозяйствующий  субъект  в  рыночной  экономике. 

Организационно  –  правовые  формы  хозяйствования:  хозяйственные  товарищества, 

хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные 

унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования.  

Акционерные общества: сущность и особенности функционирования.  

Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: 

холдинги,  финансово  –  промышленные  группы,  консорциумы,  синдикаты,  некоммерческие 

организации.

 

 
 

  
 

Практические занятия: 

 Определение организационно - правовых форм  организаций

 

 
 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

  

1

.-Функции предприятия 

 -Влияние конкуренции на деятельность предприятия.

 

2.Подготовка к практическим занятиям, их оформление 

 

 

Тема 1.2.  

Предпринимательств

о: формы и виды 

Содержание учебного материала 

Понятие, сущность. Виды и формы предпринимательства. Материальное производство - 

основная сфера предпринимательства. Организационно-правовые формы 

предпринимательства. Экономическая устойчивость предпринимательских структур. 

Общества. Товарищества. Предпринимательский капитал. Предпринимательский риск. 


background image

 

          

 

Доверие и обязательность в предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. 

Объединения предприятий. Понятие, сущность, задачи и виды объединений. Концерны, 

консорциумы, синдикаты, холдинги, картели, ФПГ. Вертикально-интегрированные фирмы 

 

Практические занятия: 

Определение форм предпринимательской деятельности. 

 

 
 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

  

Подготовить презентацию: « Виды и формы предпринимательства». 

Раздел 2. 

Материально-

техническая база 

организации 

 

 

24 

  
 
 
 
 
 
 

  

 
 
 
 

Тема 2.1. 

Основной и 

оборотный капитал и 

его роль в 

производстве 

 

Содержание учебного материала 

 

Понятие  основного  и  оборотного  капитала,  его  сущность  и  значение.  Классификация 

элементов  основного  и  оборотного  капитала  и  его  структура.  Оценка  основного  капитала. 

Амортизация  и  износ  основного  капитала.  Формы  воспроизводства  основного  капитала. 

Показатели  эффективного  использования  основных  средств.  Фондоотдача,  фондоемкость 

продукции.  Способы  повышения  эффективности  использования  основного  капитала.  Оценка 

эффективности применения оборотных средств. 

 

15 

 
 

Практические занятия  

Расчет  показателей использования основного  капитала 

Расчет показателей использования  оборотного капитала 

 

Самостоятельная работа обучающихся 

1.Расчет показателей производственной мощности.:  

2. Какие существуют методы амортизации? 

3 Каков порядок расчета амортизационных отчислений равномерным методом?. 

4.Какие методы ускоренной амортизации применяют в России? 

5. Изучите классификацию оборотных средств фирмы. 

6 Проанализируйте показатели использования оборотных средств на предприятии 

7. Рассчитайте коэффициент оборачиваемости оборотных средств, длительность одного 
 оборота, коэффициент загрузки. 

8.Рассмотрите пути экономии материальных ресурсов на предприятии. 

9. Рассмотрите и приведите пример расчета норматива оборотных средств на предприятии. 
10.Подготовка к практическим занятиям, их оформление 

 

 

Тема 2.2.  

 

Содержание учебного материала 

 
 

 


background image

 

          

 

 

Капитальные 

вложения и их 

эффективность 

Проблемы обновления материально – технической базы организации в 

современных условиях. 

Ресурсы  и  энергосберегающие  технологии.  Структура  и  источники  финансирования 

организаций.  

Инвестиционный процесс и его значение.  

Капитальные  вложения.  Структура  капитальных  вложений.  Показатели  эффективности 

капитальных вложений и методика их расчета.

 

 
 
 
 

2  

Практические занятия: 

1.  Расчет показателей эффективности капитальных вложений. 
 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

  

Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета.

 

 

Раздел 3. 

Финансы и доходы 

организации

 

 

 

 

Тема 3.1. 

Финансы и доходы 

организации 

 

Содержание учебного материала

 

1.Содержание  финансов  фирмы.  Основные  функции  финансов.  Система  финансовых 

взаимоотношений  предприятия.  Принципы  организации  финансов  предприятия  (фирмы). 

Финансовые ресурсы фирмы и их структура. 

Основные  задачи  управления  финансами.  Задача  и  обязанности  финансовых  служб. 

Стратегические  и  тактические  цели  управления  финансами.  Показатели,  характеризующие  

финансовую  деятельность  предприятия.  Классификация  затрат,  относимых  на  себестоимость 

продукции  (работ  и  услуг).  Планирование  себестоимости  реализуемой  продукции.  Управление 

издержками на основе метода «директ костингс». 

2  

Практические занятия 

1.Расчет показателей, характеризующих финансовую деятельность предприятий. 

  

Самостоятельная работа обучающихся:  

1. Рассмотреть источники финансовых ресурсов фирмы. 

2. Изучить классификацию и структуру затрат на предприятии. 

3.Изучить план  предприятия и его составляющие. 

 

Раздел4.  Прибыль 

и рентабельность – 

основные 

показатели 

деятельности 

организации 

 

 


background image

 

          

 

Тема 4.1. Прибыль 

и рентабельность 

Содержание учебного материала 

Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности.  

Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и 

роль прибыли. Распределение и использование прибыли.  

Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. 

Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции производства.

 

Практические занятия: 

1. Расчет прибыли и рентабельности  производства.  

 

  

Самостоятельная  работа обучающихся:  

1.Вопросы для самостоятельного изучения:  

Чем валовая прибыль отличается от чистой? 

- Какие факторы влияют на прибыль? 
- Кто заинтересован в получении прибыли? 
 2.Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

 

 

Раздел5. 

Планирование 

деятельности 

организации 

 

 
 

15 

 

Тема 5.1. 

Планирование 

деятельности 

организации 

Содержание учебного материала 

Планирование  как  основа  рационального  функционирования  организации.          Бизнес–план  – 

основная  форма  внутрифирменного  планирования.  Типы  бизнес  –  планов.  Структура  бизнес  – 

плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия 

маркетинга.  План  производства.  Организационно  –  правовой  план.  Финансовый  план.  Оценка 

рисков и страхование. Стратегия финансирования. 

Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Технико – экономические 

показатели использования оборудования.  

Показатели технического развития и организации производства, их расчет.  

Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета.  

Показатели  экономической  эффективности  капитальных  вложений  в  новую  технику: 

коэффициент эффективности и срок окупаемости.  

Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. 

15 

2  

Практические занятия:  

1. Составление бизнес – плана 
2. Расчет показателей производственной программы предприятия

.

 

  
  


background image

 

          

10 

 

Самостоятельная  работа обучающихся:  

1.Расчет  показателей  экономической  эффективности  и  срока  окупаемости  инновационных 

технологий.  
2.Расчет показателей технического развития производства.  
3.Вопросы для самостоятельного изучения:  
 — Какие существуют виды стратегий предприятия?  
 — Каковы основные этапы разработки бизнес-плана? В чем состоят их особенности? 

4. Составить бизнес - план  аптеки. 
5. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

 

  

Раздел 6 

Инвестиционный 

проект 

 

6.1  Инвестиции в 

развитии 

предприятия.   

Инвестиционный 

проект. 

Содержание учебного материала. 

Роль инвестиций в развитии предприятия. Что такое инвестиционный проект. Разработка 

инвестиционного проекта. Освоить методы оценки эффективности инвестиционных проектов.      

Методы оценки рисков инвестиционных проектов.   

 

 

 

 

                                                                                                      

                                                                                                            

Практические занятия:  

Инвестиции в развитии предприятия. Инвестиционный проект. 

 
 

 
    4 

                                           Самостоятельная  работа: 

 

                                          

1. Понятие инвестиционного климата. Ситуация в России 

 

Всего 

84 

 


background image

 

          

11 

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ  

«

Экономика организации»

 

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного 
кабинета экономики. 

Оборудование учебного кабинета: 

- 10 посадочных мест (по количеству обучающихся); 
- рабочее место преподавателя, 
- электронные средства учебного назначения, 
- контрольно-измерительные материалы (КИМы). 

Технические средства обучения:  

1. Мультимедийная  установка.

 

2. Компьютер.  

3.2. Информационное обеспечение обучения. 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, 

дополнительной литературы. 

 

Основные источники: 

Учебные пособия: 

1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М., 2006.  
2. Кнышова Е.Н. Панфилова Е.Е. Экономика организации: Учебник. - М.: ИД 
«ФОРУМ»: МНФРА-М, 2007.  
3. Крайлер В.А. Экономика предприятия. М.: ИНФРА, 2004.  
4. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб. Для ср. спец. 
Учеб. Заведений. - М.: Экономист, 2005.  
5. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005. 
 

Дополнительные источники: 

Дополнительная  учебная литература 

1.Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебник. М.: Финансы 
и статистика, 2006.  
2.Жиделива В.В., Каптейн Н.Ю. Экономика предприятия. Учебное пособие М.: 
ИНФРА – М., 2004.   
3. Зайцев Н.Л. “Экономика промышленного предприятия”. – М., 2007.  
4. Липсиц И.В. “Введение в экономику и бизнес”. – М., 2007.  
5. Чечевицина Л.Н. “Микроэкономика” – Ростов на Дону, 2000 
6.Швандара В.А. Экономика предприятия. Задачи, ситуации. М.: ЮНИТИ, 
2006. 

Интернет-ресурсы 

http://www.glavbukh.ru/  Главбух. Практический журнал для бухгалтера  
http://www.buhgalteria.ru/  Бухгалтерия. ру  
http://www.audit-it.ru/  Бухгалтерский учет, налогообложение, аудит в 
Российской Федерации 


background image

 

          

12 

 

 

 
 

 

4. КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ 

              

 

«

Экономика организации» 

 

Контроль  и  оценка  результатов  освоения  дисциплины  осуществляется 

преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а 
также  выполнения  обучающимися  индивидуальных  заданий,  проектов, 
исследований. 

 

Результаты обучения 

(освоенные умения, усвоенные знания) 

Формы и методы контроля и оценки 

результатов обучения  

В 

результате 

освоения 

дисциплины 

обучающийся должен уметь: 

1.  определять  организационно-правовые  формы 
организаций    
2.  находить  и  использовать  необходимую 
экономическую информацию;  

  

3.  определять  состав  материальных,  трудовых  и 
финансовых ресурсов организации;    
4. 

заполнять 

первичные 

документы 

по 

экономической деятельности организации;     
5.  рассчитывать  по  принятой  методике  основные 
технико-экономические  показатели  деятельности 
организации; 
 

 

В  результате  освоения  дисциплины  обучающийся 
должен знать: 
1.  сущность  организации  как  основного  звена 
экономики отраслей; 
2.  основные  принципы  построения  экономической 
системы организации; 
3.  принципы  и  методы  управления  основными  и 
оборотными средствами; 
4. 

методы 

оценки 

эффективности 

их 

использования; 
5. 

организацию 

производственного 

и 

технологического процессов; 
6.  состав  материальных,  трудовых  и  финансовых 
ресурсов 

организации, 

показатели 

их 

эффективного использования; 
7.  способы  экономии  ресурсов,  в  том  числе 
основные энергосберегающие технологии; 

 

Формы контроля обучения:  
– Практическая работа, тестирование

;

 

 
-

 дифзачет 

 
- Практическая работа, тестирование 
 
- Практическая работа 
 
- Решение задач 
 
 
 
 

 

-

 дифзачет 

 

-

 дифзачет 

 

-

 тестирование 

 
- письменная работа 
- Практическая работа 

 

- тестирование 
 
 
- Практическая работа 
 
- Решение задач 


background image

 

          

13 

 

8. механизмы ценообразования; 
9. формы оплаты труда; 
10.  основные  технико-экономические  показатели 
деятельности организации и методику их расчёта 

- Решение задач 
- Решение задач 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

          

14 

 

5

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Фармацевт  должен  обладать  профессиональными  компетенциями  (ПК), 
соответствующими  основным  видам  профессиональной  деятельности  (по 
базовой подготовке)

 

5.1.1.  Реализация  лекарственных  средств  и  товаров    аптечного 
ассортимента 

Код 

Наименование результата обучения 

ПК 1.3. 

 

Участвовать в формировании ценовой политики. 

 
5.1.2.Организация деятельности структурных подразделений аптеки и    

 

Руководство аптечной организацией (при отсутствии специалиста с 
высшим образованием

)                   

 

Код 

Наименование результата обучения 

ПК 1.3. 

 

Участвовать в формировании ценовой политики. 

ПК 3.3 

Оформлять заявки поставщикам на товары аптечного 
ассортимента. 

ПК 3.4

 

Участвовать в формировании ценовой политики. 

ПК 3.5

 

Участвовать в организации оптовой торговли. 

 

5.1.3. Перечень формируемых компетенций (выписка из ФГОС): 

Требования  к  результатам  освоения  основной  профессиональной  
образовательной программы 
Фармацевт должен обладать общими  компенциями  (ОК), 

включающими в 

себя способность (по базовой подготовке)

 

 

Код 

Наименование результата обучения 

ОК 3.

 

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в 
нестандартных ситуациях. 

ОК 4.

 

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой 
для постановки и решения профессиональных задач, 
профессионального и личностного развития. 

ОК 5.

 

Использовать информационно-коммуникационные технологии 
для совершенствования профессиональной деятельности. 

ОК 7.

 

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, 
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя 
ответственности за результат выполнения заданий. 

ОК 8.

 

Самостоятельно определять задачи профессионального и 
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно 
планировать повышение своей квалификации.