background image

 

 

 
 
 


background image

 

 
 
 
 


background image

Содержание

 

 
 

 

Пояснительная записка

 ............................................................................................................................... 

4

 

 

Общая характеристика учебной дисциплины «Экология»

 ........................................................ 

5

 

 

Место учебной дисциплины в учебном плане

 ............................................................................... 

5

 

 

Результаты освоения учебной дисциплины

 ................................................................................... 

6

 

 

Содержание учебной дисциплины

 ..................................................................................................... 

6

 

 

Тематическое планирование

 ..................................................................................................................... 

9

 

 

Тематический план

 ................................................................................................................................. 

9

 

 

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

 .................................... 

10

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

 

учебной дисциплины «Экология»

 .......................................................................................................... 

11

 

 

Литература

 .................................................................................................................................................... 

12

 


background image

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 
 

Программа  общеобразовательной  учебной  дисциплины  «Экология»  предназначена 

для  изучения  основных  вопросов  экологии  в  профессиональных  образовательных  ор-

ганизациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования

 

 

в  пределах  освоения  основной  профессиональной  образовательной  программы  СПО 

(ОПОП  СПО)  на  базе  основного  общего  образования  при  подготовке  квалифициро-

ванных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. 

 

Программа  разработана  на  основе  требований  ФГОС  среднего  общего  образования, 

предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли-ны 

«Экология»,  в  соответствии  с  Рекомендациями  по  организации  получения  среднего 

общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес-

сионального  образования  на  базе  основного  общего  образования  с  учетом  требований 

федеральных  государственных  образовательных  стандартов  и  получаемой  профессии 

или  специальности  среднего  профессионального  образования  (письмо  Департамента 

государственной  политики  в  сфере  подготовки  рабочих  кадров  и  ДПО  Минобрнауки 

России от 17.03.2015 № 06-259). 

 

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих 

целей:

 

 

получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их 

функционирования  в  условиях  нарастающей  антропогенной  нагрузки;  истории 

возникновения  и  развития  экологии  как  естественно-научной  и  социальной  дисци-

плины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

 

овладение  умениями  логически  мыслить,  обосновывать  место  и  роль  эколо-

гических  знаний  в  практической  деятельности  людей,  развитии  современных 

технологий;  определять  состояние  экологических  систем  в  природе  и  в  условиях 

городских  и  сельских  поселений;  проводить  наблюдения  за  природными  и  ис-

кусственными  экосистемами  с  целью  их  описания  и  выявления  естественных  и 

антропогенных изменений;

 

развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способ-

ностей  обучающихся  в  процессе  изучения  экологии;  путей  развития  природоох-

ранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

 

воспитание  убежденности  в  необходимости  рационального  природопользования, 
бережного  отношения  к  природным  ресурсам  и  окружающей  среде,  собственному 
здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

 

использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни 

для  оценки  последствий  своей  деятельности  (и  деятельности  других  людей)  по 

отношению  к  окружающей  среде,  здоровью  других  людей  и  собственному 

здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В  программе  отражены  важнейшие  задачи,  стоящие  перед  экологией,  решение 

которых  направлено  на  рациональное  природопользование,  на  охрану  окружающей 

среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека. 

 

Программа  учебной  дисциплины  «Экология»  является  основой  для  разработки 

рабочих  программ,  в  которых  профессиональные  образовательные  организации, 

реализующие  образовательную  программу  среднего  общего  образования  в  пределах 

освоения  ОПОП  СПО  на  базе  основного  общего  образования,  уточняют  содержание 

учебного  материала,  последовательность  его  изучения,  распределение  учебных  часов, 

тематику  рефератов  (докладов),  виды  самостоятельных  работ,  учитывая  специфи-ку 

программ  подготовки  квалифицированных  рабочих,  служащих  и  специалистов  среднего 

звена, осваиваемой профессии или специальности. 

 

Программа  может  использоваться  другими  профессиональными  образовательными 

организациями,  реализующими  образовательную  программу  среднего  общего  образо-

вания в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования  — про-

граммы  подготовки  квалифицированных  рабочих,  служащих,  программы  подготовки 

специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ). 


background image

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»

 

 

Экология  —  научная  дисциплина,  изучающая  все  аспекты  взаимоотношений  живых 

организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем 

«общество» и «природа»,  условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. 

Объектами изучения экологии являются живые организмы, в частности человек, а также 

системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественно-научной 

дисциплины и превращает ее в комплексную социальную дисциплину.

 

 

Экология  на  основе  изучения  законов  взаимодействия  человеческого  общества  и 

природы  предлагает  пути  восстановления нарушенного  природного  баланса.  Эколо-гия, 

таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин

 

 

о взаимоотношениях  природы  и  общества,  а  владение  экологическими  знаниями 

является  одним  из  необходимых  условий  реализации  специалиста  в  любой  будущей 

профессиональной деятельности. 

 

Основу  содержания  учебной  дисциплины  «Экология»  составляет  концепция  устой-

чивого  развития.  В  соответствии  с  ней  выделены  содержательные  линии:  экология  как 

научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» 

и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции 

устойчивого  развития;  методы  научного  познания  в  экологии:  естественно-научные  и 

гуманитарные аспекты. 

 

В профессиональных  образовательных  организациях,  реализующих  образователь-

ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе 

основного  общего  образования,  учебная  дисциплина  «Экология»  изучается  на  базовом 

уровне  ФГОС  среднего  общего  образования,  базируется  на  знаниях  обучаю-щихся, 

полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. Вместе 

с  тем  изучение  экологии  имеет  свои  особенности  в  зависимости  от  профиля 

профессионального  образования,  специфики  осваиваемых  профессий  СПО  или 

специальностей СПО. 

 

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение 

отдельных  тем  программы,  глубине  их  освоения  обучающимися,  объеме  и  характере 

практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. 

 

При  отборе  содержания  учебной  дисциплины  «Экология»  использован  культуро-

сообразный  подход,  в  соответствии  с  которым  обучающиеся  должны  усвоить  знания  и 

умения,  необходимые  для  формирования  общей  культуры,  определяющей  адекватное 

поведение  человека  в  окружающей  среде,  востребованные  в  жизни  и  в  практической 

деятельности. 

 

В  целом  учебная  дисциплина  «Экология»,  в  содержании  которой  ведущим  ком-

понентом  являются  научные  знания  и  научные  методы  познания,  не  только  позво-ляет 

сформировать  у  обучающихся  целостную  картину  мира,  но  и  пробуждает  у  них 

эмоционально-ценностное  отношение  к  изучаемому  материалу,  готовность  к  выбору 

действий  определенной  направленности,  умение  критически  оценивать  свои  и  чужие 

действия и поступки. 

 

Изучение  общеобразовательной  учебной  дисциплины  «Экология»  завершается 

подведением  итогов  в  форме  дифференцированного  зачета  в  рамках  промежуточной 

аттестации  студентов  в  процессе  освоения  ОПОП  СПО  на  базе  основного  общего  об-

разования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). 

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

 

Учебная  дисциплина  «Экология»  является  учебным  предметом  по  выбору  из  обяза-

тельной  предметной  области  «Физическая  культура,  экология  и  основы  безопасности 

жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.

 

 

В  профессиональных  образовательных  организациях,  реализующих  образова-

тельную  программу  среднего  общего  образования  в  пределах  освоения  ОПОП  СПО  на 

базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается 

 

в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего 

образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). 

 

В  учебных  планах  ППКРС,  ППССЗ  место  учебной  дисциплины  «Экология»  —  в 

составе  общеобразовательных  учебных  дисциплин  по  выбору,  формируемых  из  обяза-

тельных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО 

и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. 

 


background image

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение 

студентами следующих 

результатов

:

 

 

 

личностных

:

−−

 

устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

−−

 

готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-

бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологи-

ческие знания;

−−

 

объективное осознание значимости компетенций в области экологии для 

человека и общества;

−−

 

умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, 

бытовой и производственной деятельности человека;

−−

 

готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической 

направленности, используя для этого доступные источники информации;

−−

 

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен-

ку уровня собственного интеллектуального развития;

−−

 

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше-нию 

общих задач в области экологии;

 

метапредметных

:

−−

 

овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятель-

ности для изучения разных сторон окружающей среды;

−−

 

применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимен-та) 

для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с ко-торыми 

возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; 

−−

 

умение 

определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их до-

стижения на практике; 

−−

 

умение использовать различные источники для 

получения сведений эко-

логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения 

поставленных целей и задач;

 

предметных

:

−−

 

сформированность представлений об экологической культуре как условии 

достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, 

экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

−−

 

сформированность экологического мышления и способности учитывать и 

оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

−−

 

владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуаци-ях, 

связанных с выполнением типичных социальных ролей;

−−

 

владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обя-

занностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения 

окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

−−

 

сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, 

моральной ответственности за экологические последствия своих действий в 

окружающей среде;

−−

 

сформированность способности к выполнению проектов экологически ориен-

тированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасно-

стью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической 

культуры.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Введение

 

 

Объект  изучения  экологии  —  взаимодействие  живых  систем. 

История  развития

 

экологии.  Методы,  используемые  в  экологических  исследованиях

1

Роль  экологии  в

 

формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

 

 

 

Здесь  и  далее  курсивом  выделен  дополнительный  учебный  материал,  изучаемый  при  освоении 

профессий  СПО  естественно-научного  и  социально-экономического  профилей  профессионального  об-
разования.

 

 


background image

Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессиональ-

ного образования.

 

 

1. 

Экология как научная дисциплина 

 

Общая  экология. 

Среда  обитания  и  факторы  среды.

 

Общие  закономерности  дей-

ствия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

 

 

Социальная экология. 

Предмет изучения социальной экологии.

 

Среда,

 

окружаю-щая 

человека,  ее  специфика  и  состояние. 

Демография  и  проблемы  экологии.

 

При-родные 

ресурсы, используемые человеком. 

Понятие

 

«загрязнение среды».

 

 

Прикладная  экология  . 

Экологические  проблемы:

 

региональные  и  глобальные.

 

Причины  возникновения  глобальных  экологических  проблем. 

Возможные  способы

 

решения глобальных экологических проблем.

 

Демонстрации

 

Экологические факторы и их влияние на организмы.

 

Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

 

Практическое занятие

 

Описание  антропогенных  изменений  в  естественных  природных  ландшафтах  мест-

ности, окружающей обучающегося.

 

 

2. 

Среда обитания человека и экологическая безопасность 

 

Среда  обитания  человека. 

Окружающая  человека  среда  и  ее  компоненты.

 

Есте-

ственная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.

 

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

 

Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

 

 

Городская  среда. 

Городская  квартира  и  требования  к  ее  экологической  безопасно-

сти.  Шум  и  вибрация  в  городских  условиях.  Влияние  шума  и  вибрации  на  здоровье 

городского человека.

 

 

Экологические  вопросы  строительства  в  городе.  Экологические  требования  к  орга-

низации  строительства  в  городе.  Материалы,  используемые  в  строительстве  жилых 

домов  и  нежилых  помещений.  Их  экологическая  безопасность.  Контроль  за  качеством 

строительства.

 

 

Дороги  и  дорожное  строительство  в  городе.  Экологические  требования  к  до-

рожному  строительству  в  городе.  Материалы,  используемые  при  дорожном 

строительстве  в  городе.  Их  экологическая  безопасность.  Контроль  за  качеством 

строительства дорог.

 

 

Экологические  проблемы  промышленных  и  бытовых  отходов  в  городе.  Твердые 

бытовые  отходы  и  способы  их  утилизации.  Современные  способы  переработки 

промышленных и бытовых отходов.

 

 

Сельская  среда. 

Особенности  среды  обитания  человека  в  условиях  сельской  мест-

ности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. 

Пути решения экологи-ческих 

проблем сельского хозяйства.

 

Демонстрация

 

Схема агроэкосистемы.

 

Практическое занятие

 

Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

 

 

3. 

Концепция устойчивого развития 

 

Возникновение концепции устойчивого развития. 

Глобальные экологические про-

блемы и способы их решения. 

Возникновение экологических понятий

 

«устойчивость»

 

 

и  «устойчивое  развитие». 

Эволюция  взглядов  на  устойчивое  развитие.

 

Переход  к

 

модели «Устойчивость и развитие».

 

 

«Устойчивость  и  развитие». 

Способы  решения  экологических  проблем  в  рамках

 

концепции «Устойчивость и развитие». 

Экономический,

 

социальный,

 

культурный

 

и 

экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. 

Эко-

 

логические след и индекс человеческого развития.

 

Демонстрации

 

Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.

 


background image

 

Индекс «живой планеты».

 

Экологический след.

 

Практическое занятие

 

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

 

 

4. 

Охрана природы 

 

Природоохранная  деятельность. 

История  охраны  природы  в  России.

 

Типы  орга-

низаций,  способствующих  охране  природы. 

Заповедники,

 

заказники,

 

национальные

 

парки,  памятники  природы. 

Особо  охраняемые  природные  территории  и  их  законо-

дательный  статус.  Экологические  кризисы  и  экологические  ситуации. 

Экологические

 

проблемы России.

 

 

Природные  ресурсы  и  их  охрана. 

Природно-территориальные  аспекты  экологиче-

ских проблем. 

Социально-экономические аспекты экологических проблем.

 

 

Природные ресурсы и способы их охраны

.

 

Охрана водных ресурсов в России.

 

Охрана 

почвенных  ресурсов  в  России. 

Охрана  лесных  ресурсов  в  России.

 

Возмож-ности 

управления  экологическими  системами  (на  примере  лесных  биогеоценозов  и 

водных 

биоценозов

).

 

Демонстрации

 

Ярусность растительного сообщества.

 

Пищевые цепи и сети в биоценозе.

 

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

 

Особо охраняемые природные территории России.

 

Практическое занятие

 

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

 

Экскурсия

 

 

Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающе-гося.

 

 

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

 

 

 

Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого 

развития.

 

Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого 

развития.

 

Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого 

развития.

 

Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы ис-

черпаемости.

 

Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

 

История и развитие концепции устойчивого развития.

 

Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну 

проблему.

 

Основные экологические приоритеты современного мира.

 

Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз-

можные способы решения проблем.

 

Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

 

Популяция как экологическая единица.

 

Причины возникновения экологических проблем в городе.

 

Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

 

Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).

 

Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.

 

Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

 

Система контроля за экологической безопасностью в России.

 

Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

 

Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

 

Структура экологической системы.

 

Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

 

Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.

 

Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.


background image

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

При  реализации  содержания  общеобразовательной  учебной  дисциплины  «Экология» 

в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего  образования с получением 

среднего  общего  образования  (ППКРС,  ППССЗ)  максимальная  учебная  нагрузка 

обучающихся составляет:

 

 

 

по  профессиям  СПО  и  специальностям  СПО  технического  профиля  профессио-

нального  образования  -  54  часа,  из  них  аудиторная  (обязательная)  учебная 

нагрузка  обучающихся, включая практические  занятия,  -  36  часов, внеауди-торная 

самостоятельная работа студентов - 18 часов;

 

по профессиям СПО естественно-научного и социально-экономического профилей 

профессионального  образования  -  108  часов,  из  них  аудиторная  (обязательная) 

учебная  нагрузка  обучающихся,  включая  практические  занятия,  -  72  часа, 

внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 36 часов;

 

по  специальностям  СПО  естественно-научного,  социально-экономического  и  гума-
нитарного  профилей  профессионального  образования  —  54  часа,  из  них  аудиторная­ 
(обязательная)  учебная  нагрузка  обучающихся,  включая  практические  занятия,  —  36 
часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов.

 

Тематический план

 

 

 

 

Количество часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид учебной работы

 

Профили профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

технический

 

естественно-научный,

 

гуманитар-

 

 

 

социально-экономический

 

ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиторные занятия.

 

Профессии СПО,

 

Профессии

 

Специально-

 

Специально-

 

 

Содержание обучения

 

специальности СПО

 

СПО

 

сти СПО

 

сти СПО

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

2

 

3

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Экология как научная

 

6

 

13

 

6

 

6

 

 

дисциплина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среда обитания человека

 

12

 

24

 

12

 

12

 

 

и экологическая безопасность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция устойчивого

 

8

 

16

 

8

 

8

 

 

развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охрана природы

 

8

 

16

 

8

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

36

 

72

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка докладов, рефера-

 

18

 

36

 

18

 

18

 

 

тов, индивидуального проекта

 

 

 

 

 

 

с использованием информаци-

   

 

 

 

 

онных технологий, экскурсии

 

 

 

 

 

 

и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

54

 

108

 

54

 

54

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

СТУДЕНТОВ

 

 
 

Содержание обучения

 

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

 

 

(на уровне учебных действий)

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли

 

 

 

экологии в формировании современной картины мира

 

 

 

и в практической деятельности людей.

 

 

 

Демонстрация значения экологии при освоении профессий

 

 

 

и специальностей среднего профессионального образования 

 

1. 

ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 

 

Общая экология

 

Умение выявлять общие закономерности действия факторов

 

 

среды на организм. Получение представлений о популяции,

 

 

экосистеме, биосфере

 

 

 

Социальная экология

 

Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Уме-

 

 

ние выделять основные черты среды, окружающей человека

 

 

Прикладная экология

 

Умение выявлять региональные экологические проблемы

 

 

и указывать причины их возникновения, а также возможные пути 

снижения последствий на окружающую среду 

 

2. 

СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 

 

Среда обитания человека

 

Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека

 

 

и ее основных компонентов. Умение формировать собственную

 

 

позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия

 

 

«комфорт среды обитания человека», получаемым из разных

 

 

источников, включая рекламу

 

 

Знание основных экологических требований к компонентам

 

 

окружающей человека среды

 

 

 

Городская среда

 

Знакомство с характеристиками городской квартиры как

 

 

основного экотопа современного человека.

 

 

Умение определять экологические параметры современного

 

 

человеческого жилища.

 

 

Знание экологических требований к уровню шума, вибрации,

 

 

организации строительства жилых и нежилых помещений,

 

 

автомобильных дорог в условиях города

 

 

 

Сельская среда

 

Знание основных экологических характеристик среды обита-

 

 

ния человека в условиях сельской местности

 

 

 

3. 

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

 

 

Возникновение концеп-

 

Знание основных положений концепции устойчивого развития

 

ции устойчивого разви-

 

и причин ее возникновения.

 

тия

 

Умение формировать собственную позицию по отношению

 

 

к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»

 

 

 

Устойчивость и развитие

 

Знание основных способов решения экологических проблем

 

 

в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

 

 

Умение различать экономическую, социальную, культурную

 

 

и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс че-

 

 

ловеческого развития по отношению к окружающей среде

 

 

 

 

4. ОХРАНА ПРИРОДЫ

 

 

 

Природоохранная

 

Знание истории охраны природы в России и основных типов

 

деятельность

 

организаций, способствующих охране природы.

 

 

Умение определять состояние экологической ситуации окру-

 

 

жающей местности и предлагать возможные пути снижения

 

 

антропогенного воздействия на природу

 

 

 

Природные ресурсы

 

Умение пользоваться основными методами научного позна-

 

и их охрана

 

ния: описанием, измерением, наблюдением — для оценки со-

 

 

стояния окружающей среды и ее потребности в охране

 

 

 


background image

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

 

 

И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ» 

 

Освоение  программы  учебной  дисциплины  «Экология»  предполагает  наличие  в 

профессиональной  образовательной  организации,  реализующей  образовательную 

программу  среднего  общего  образования  в  пределах  освоения  ОПОП  СПО  на  базе 

основного  общего  образования,  учебного  кабинета,  в  котором  имеется  возможность 

обеспечить  свободный  доступ  в  Интернет  во  время  учебного  занятия  и  период  вне­ 

учебной деятельности обучающихся.

 

 

Помещение  кабинета  должно  удовлетворять  требованиям  Санитарно-эпидемио­ 

логических  правил  и  нормативов  (СанПиН  2.4.2  №  178-02)  и  быть  оснащено  типо-вым 

оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализи-рованной 

учебной  мебелью  и  средствами  обучения,  достаточными  для  выполнения  требований к 

уровню подготовки обучающихся

1

.

 

 

В  кабинете  должно  быть  мультимедийное  оборудование,  посредством  которого 

участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по 

биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. 

 

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм-мы 

учебной дисциплины «Экология» входят: 

 

 

многофункциональный комплекс преподавателя;

 

наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов вы-дающихся 
ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);

 

информационно-коммуникационные средства;

 

комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, 

инструкции по их использованию и технике безопасности;

 

библиотечный фонд.

 

В библиотечный  фонд  входят  учебники,  учебно-методические  комплекты  (УМК), 

обеспечивающие  освоение  учебной  дисциплины  «Экология»,  рекомендованные  или 

допущенные  для  использования  в  профессиональных  образовательных  организациях, 

реализующих  образовательную  программу  среднего  общего  образования  в  пределах 

освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. 

 

Библиотечный  фонд  может  быть  дополнен  энциклопедиями,  справочниками, 

словарями,  научной,  научно-популярной  и  другой  литературой  по  разным  вопросам 

экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития. 

 

В процессе  освоения программы  учебной  дисциплины  «Экология»  студенты  долж-ны 

иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся 

 

в  свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.). 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении обще-

образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

 


background image

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Для студентов

 

 

Валова В.Д. 

Экология. — М., 2012.

 

Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. 

Экологические основы природопользования. — М.,

 

2014.

 

 

Марфенин Н.Н. 

Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

 

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. 

Экология (базовый уровень). 10—11 клас-сы. — 

М., 2014.

 

Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.

 

 

Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. 

Экология и гигиена человека: учебник для

 

студ. 

учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

 

Тупикин Е.И. 

Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:

 

учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

 

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. 

Экология (базовый уровень). 10 —

 

11 классы. — М., 2014.

 

Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г.А.Ягодина. — М., 2011.

 

 

Для преподавателей

 

 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ 

Министерства  образования  и  науки  РФ  от  17.05.2012  №  413  «Об  утверждении  федерального 

государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

 

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из-менений 

в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012

 

 

№ 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего 

(полного) общего образования”».

 

 

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров

 

 

и  ДПО  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  17.03.2015  №  06-259  «Рекомендации  по 

организации  получения  среднего  общего  образования  в  пределах  освоения  образовательных 

программ  среднего  профессионального  образования  на  базе  основного  общего  образования  с 

учетом  требований  федеральных  государственных  образовательных  стандартов  и  получаемой 

профессии или специальности среднего профессионального образовании». 

Аргунова М.В

. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и

 

устойчивое развитие». — М., 2011. 

 

Аргунова М.В

.,

 

Колесова Е.В

. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». 

— М., 2011. 

Марфенин Н.Н

. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого

 

развития. — М., 2012. 

 

Интернет-ресурсы

 

 

www. 

ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). 

www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения). 

 

www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос- 

сии).