background image

 

 

 


background image

 

 

 


background image

 

 

 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ  

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

4-5 

6-7 

8-22 

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 

МОДУЛЯ 

23 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

  

6. ПРИЛОЖЕНИЕ 

  

 

26-28 

 

 

 

29-32 

 

 

 

 

 


background image

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

 

ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий 

 
1.1. Область применения программы 

       Рабочая  программа  профессионального  модуля  является  частью 
основной  профессиональной  образовательной  программы  ГАПОУ  СО 
«Вольский  медицинский  колледж  им.  З.И.  Маресевой»  по  специальности  
34.02.01 

Сестринское  дело  в  части  освоения  основного  вида 

профессиональной  деятельности  (ВПД): 

Проведение  профилактических 

мероприятий

 и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 

 

1.

 

Проводить  мероприятия  по  сохранению  и  укреплению  здоровья 

населения, пациента и его окружения 

2.

 

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения 

3.

 

Участвовать 

в 

проведении 

профилактики 

инфекционных 

и 

неинфекционных  заболеваний. 

 

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля 

        С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и 
соответствующими  профессиональными  компетенциями,  обучающийся  в 
ходе освоения профессионального модуля должен: 

иметь практический опыт: 
-  

проведения профилактических мероприятий при осуществлении 

сестринского ухода; 

уметь: 
-  

обучать население принципам здорового образа жизни; 

-  

проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические   

мероприятия; 

-  

консультировать пациента и его окружение по вопросам   

иммунопрофилактики; 

-  

консультировать по вопросам рационального и диетического питания;  

-  

организовывать мероприятия по проведению диспансеризации; 

 
 
знать: 

-    современные  представления  о  здоровье  в  разные  возрастные  периоды, 
возможные    
   факторы,  влияющие  на  здоровье,  направления  сестринской  деятельности 
по сохранению  
   здоровья;  
-  основы иммунопрофилактики различных групп населения;  
-  принципы рационального и диетического питания; 
-    роль  сестринского  персонала при  проведении диспансеризации населения 
и  работе «школ здоровья» 


background image

 

 

 
1.3.  Количество  часов  на  освоение  программы  профессионального 
модуля: 

всего – 408 часов, в том числе: 
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 264 часа, включая: 
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –176 часов; 
самостоятельной работы обучающегося – 88 часов; 
учебной и производственной практики – 144 часа. 


background image

 

 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  

 

Результатом  освоения  программы  профессионального  модуля  является 
овладение  обучающимися  видом  профессиональной  деятельности  Проведение 
профилактических  мероприятий,  в  том  числе  профессиональными  (ПК)  и 
общими (ОК) компетенциями: 

 

Код 

Наименование результата обучения 

ПК 1.1.  Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, 

пациента и его окружения  

ПК 1.2.  Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения  
ПК 1.3.   Участвовать в проведении профилактики инфекционных и 

неинфекционных заболеваний 

ОК 1 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, 
проявлять к ней устойчивый интерес  

ОК 2 

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и 
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и 
качество 

ОК 3 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за 
них ответственность 

ОК 4 

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для 
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и 
личностного развития 

ОК 5 

Использовать информационно-коммуникационные технологии в 
профессиональной деятельности 

ОК 6 

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, 
руководством, потребителями 

ОК 7 

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за 
результат выполнения заданий 

ОК 8 

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного 
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и 
осуществлять повышение квалификации 

ОК 9 

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной 
деятельности 

ОК 10 

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям 
народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия 

ОК 11 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к 
природе, обществу и человеку 

ОК 12 

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, 
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной 
безопасности 

ОК 13 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом 
для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных 
целей 


background image

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

3.1. Тематический план профессионального модуля  

Коды 

профессион

альных 

компетенц

ий 

Наименования разделов профессионального 

модуля

*

 

Всего 
часов 

(макс. 

учебная 

нагрузка и 
практики) 

Объем времени, отведенный на освоение 

междисциплинарного курса (курсов) 

Практика  

Обязательная аудиторная учебная 

нагрузка обучающегося 

Самостоятельная 

работа 

обучающегося 

Учебная, 

часов 

Производственная 

(по профилю 

специальности), 

часов 

(если предусмотрена 

рассредоточенная 

практика) 

Всего, 

часов 

в т.ч. 

лабораторные 

работы и 

практические 

занятия, 

часов 

в т.ч., 

курсовая 

работа 

(проект), 

часов 

Всего, 

часов 

в т.ч., 

курсовая 

работа 

(проект), 

часов 

10 

ПК 1.1. 

МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение 

Раздел 1

 

ПМ. 01. Осуществление 

профилактической  работы со здоровыми 
людьми.

  

180 

72 

34 

 

36 

 

72 

 

ПК 1.1.,  
ПК 1.2.,  
ПК 1.3. 

МДК. 01.02. Основы профилактики 

Раздел 2

 

ПМ. 01.  Обучение 

профилактической работе

  

84 

56 

32 

28 

 

 

ПК 1.1.,  
ПК 1.2.,  
ПК 1.3. 

МДК. 01.03. Сестринское дело в системе 
первичной медико-санитарной помощи 
населению 

Раздел 3  ПМ. 01. Обучение проведению 
профилактических мероприятий

  

в условиях 

первичной медико-санитарной помощи

  

 

144 

48 

32 

24 

 

72 

 

Всего: 

408 

176 

98 

 

88 

 

72 

72 

                                                 

 


background image

 

 

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) 

 

Наименование разделов 

профессионального 

модуля (ПМ), 

междисциплинарных 

курсов (МДК) и тем 

Содержание учебного материала,  практические занятия, 

самостоятельная работа обучающихся 

Объем 

 часов 

Уровень 

освоения 

МДК.01.01. Здоровый 

человек и его окружение 

 

72 

 

Раздел 1.1. Здоровье: 

Потребности человека. 

Рост и развитие 

 

 

Тема 1.1.1. Роль 

сестринского персонала в 
сохранении и укреплении 

здоровья 

Содержание 

Демография. Демографическая ситуация в мире, России и Саратовской области. 

Тема 1.1.2 Потребности 

человека в разные 

возрастные периоды. Рост 

и развитие человека. 

Содержание

  

Определение понятий «потребности человека», «возраст», «возрастные периоды», 
«хронологический возраст», «биологический возраст», «юридический возраст». 
 Основные потребности человека в разные возрастные периоды.  
Понятия: «рост» и «развитие». Основные закономерности роста и развития человека.     
Факторы, влияющие на рост и развитие человека. 

 
 

 

Практическое занятие 

Потребности человека в разные возрастные периоды.  Роли сестринского персонала в 
сохранении и укреплении здоровья.  

 
 
 

 

Самостоятельная работа 
1.

 

Расчет демографических показателей (рождаемость, смертность, естественный 

прирост). 

2. 

Выявление факторов, влияющих на здоровье человека (на примере конкретных 

ситуаций). 

3. 

Определение потребностей человека. 

 
 

 


background image

 

 

Раздел 1.2 Здоровые дети 

 

48 

 

Тема 1.2.1. 
Антенатальный и 
неонатальный  
период 

 

Содержание 

Периоды  детского  возраста;  Краткая  характеристика  периодов;  Понятия  о  группах 
здоровья;        Характеристика  антенатального  периода;        Адаптация  детей  в  условиях 
внутриутробной  жизни.        Характеристика  антенатального  периода;        Факторы, 
влияющие  на  развитие  плода;        Характеристика  периода  новорожденности:  АФО, 
признаки,  уход,  вскармливание.        Факторы,  влияющие  на  преждевременное  рождение 
плода;   Степени недоношенности;  АФО недоношенного новорожденного: признаки и 
вскармливание, уход;       Особенности пограничных состояний 

10 

Практическое занятие 

Основные универсальные потребности новорожденного ребенка и способы их 
удовлетворения 

Тема 1.2.2. 
Анатомо -
физиологические 
особенности  детей 
грудного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

АФО органов и систем детей грудного возраста. 

 Основные закономерности физического, нервно-психического, социального развития и 
их оценки. 
Основные потребности ребенка грудного возраста и способы их удовлетворения. Факто-
ры окружающей среды, создающие опасность. 
Иммунопрофилактика детей первого года жизни. 
Вскармливание детей первого года жизни. 
 

12 

 

Практическое занятие 

Вскармливание детей первого года жизни. Особенности ухода. 
 

 

Тема 1.2.3. 
Период пред-
дошкольного и 
дошкольного 
возраста  
 

Содержание 

 Характеристика преддошкольного и дошкольного возраста. 
 Физическое и нервно-психическое и социальное развитие ребенка. 
 Профилактика детских инфекционных заболеваний у детей. 
Социальная адаптация ребенка. Подготовка к поступлению в детское дошкольное 
учреждение и школу. 
  Особенности питания. 

 

 


background image

 

 

Практическое занятие 

Основные универсальные потребности ребенка преддошкольного и дошкольного 
возраста и способы их удовлетворения. 

 

 

Тема 1.2.4. 
Период школьного, 
подросткового и 
юношеского возраста 
 
 
  

Содержание 

 Характеристика периода младшего школьного и старшего школьного возраста: АФО 
органов и систем. Оценка физического и нервно-психического развития. 
Характеристика периода юношеского возраста. Оценка физического и нервно-
психического, полового развития. 
Факторы риска и безопасности. 
Психологические проблемы детей пубертатного возраста. 
Режим дня и питание детей.                                                                                                 
          
                                                               

 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа 
1

. Составление рекомендаций по уходу за новорожденным. 

2

. Составление глоссария по «Вскармливанию детей». 

3

. Составление плана беседы по поддержке грудного вскармливания. 

4

. Составление плана беседы по подготовке ребенка к посещению ДДУ.

 5

.

 

Составление 

плана беседы по подготовке ребенка к школе. 

6

. Составление плана обследования ребенка перед поступлением в школу. 

7

. Подготовка реферативных сообщений и бесед по темам «Половое воспитание»,  

«Вредные привычки», «Наркомания». 

 

16 

 

Раздел 1.3. 

Здоровая семья. Здоровье мужчины и женщины зрелого возраста. 

36 

 


background image

 

 

Тема 1.3.1. 
Строение и функции 
репродуктивной системы 
мужского и женского 
организмов в зрелом 
возрасте 

Содержание

  

1.  Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности и различия 
мужчин и женщин зрелого возраста.  
  Строение и функции репродуктивных систем мужчины и женщины. 
 Регуляция овариально-менструального цикла. Обучение ведению менструального 
календаря, высчитывание плодных дней. 
 Половые гормоны и их биологическое действие на мужской и женский организм. 
 Влияние факторов окружающей среды на репродуктивную систему. 
 Роль медицинского работника в укреплении репродуктивного здоровья мужчины и 
женщины. 

Практическое занятие 

Строение и функции репродуктивной системы мужчины и женщины. 

 

Тема 1.3.2. 
Роль семьи в жизни 
человека, планирование 
семьи 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

  

Значение семьи в укреплении и охране здоровья человека. 
Основные функции семьи. 
 Проблемы бесплодного брака. 
 Задачи и основные направления работы службы «Планирования семьи»: 
- профилактика нежелательной беременности; 
- борьба с абортами; 
- профилактика ИППП и СПИДа; 
- пропаганда методов контрацепции; 
- половое воспитание и просвещение.  
Методы и средства контрацепции. 
Роль медицинского работника в привитии навыков здорового образа жизни в семье. 

 
 
 
 

 

Практическое занятие 

Здоровье семьи. 

 

 

Тема 1.3.3. 

 


background image

 

 

Период беременности 

 

Содержание

  

1. Процесс оплодотворения и развития плодного яйца. 
Зародышевый и плодный периоды внутриутробной жизни, развитие плодных оболочек. 
 Критические периоды внутриутробной жизни, влияние вредных факторов. 
 Функциональные изменения в организме беременной. Изменение жизненно важных 
потребностей беременной.  
2.  Физиологическое течение беременности. Признаки,  диагностика беременности. 
Определение даты предстоящих родов. 
 Особенности сестринского ухода за беременной. Методы акушерского обследования во 
второй половине беременности. 
 Роль медицинского работника в психопрофилактической подготовке беременной к 
родам. 
 

 

 
 

Практическое занятие 

Период  беременности. 

 

 

Тема 1.3.4. 
Физиологические роды. 
Послеродовой период. 
 
 

 

Содержание 

Предвестники родов. Понятие прелеминарного периода. 
 Течение родов, периоды родов, их длительность, родовые изгоняющие силы. 
Послеродовой период, течение, изменения в органах и системах родильницы (понятие 
инволюции матки, лактации, лохий). 
 Гигиена, диета, контрацепция в послеродовом периоде. 

 
 

 

Практическое занятие 

Период родов, послеродовой период. 

 

Тема 1.3.5. 
Климактерический 
период. 

 
 
 
 

Содержание

  

1.Стадии климакса. 
Изменения, происходящие в организме женщины и мужчины в климактерическом 
периоде. Факторы,  влияющие на патологическое течение климакса. 
Климактерический синдром: симптоматика, профилактика. 
Особенности протекания климактерического периода у женщины и мужчины. 
Роль медицинского работника в выявлении и решении проблем возникающих у 
пациентов в климактерическом периоде. 

 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

 

 

Практическое занятие 

Климактерический период в жизни женщины и мужчины.  

 
 

 

 

Самостоятельная работа 
1.

Работа с электронным учебником «Репродуктивная система мужчины и женщины». 

2.

Составление плана беседы по питанию  и гигиене беременной 

женщины.

3.

Составление планов дородовых патронажей. 

4.

Составление плана беседы по подготовки женщины к родам. 

12 

 

Раздел 1.4 Здоровье лиц пожилого и старческого   возраста 

15 

 

Тема 1.4.1. Введение в 

геронтологию 

 
 
 
 
 

Содержание 

Понятие геронтологии, её разделы и задачи. Старение как закономерный этап развития 
человека. Возможные проблемы в удовлетворении универсальных потребностей 
человека в преклонном возрасте. Медико-демографические и социально-гигиенические 
аспекты постарения населения.  
Здоровый образ жизни как залог активного долголетия. 

      2 

Тема 1.4.2. Анатомо-
физиологические и 
психологические 
особенности лиц 
пожилого и старческого 
возраста 

Содержание 

Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого 
возраста. 
Возрастные изменения личности пожилого человека и его эмоциональной жизни.  
Стадии и признаки естественного старения. 
 
 
 

 
 

 

Тема 1.4.3. 
Искусство продления 
жизни 

Практическое занятие 

 Удовлетворение универсальных потребностей лиц пожилого и старческого возраста. 


background image

 

 

Содержание 

Факторы риска для человека пожилого и старческого возраста. Пути увеличения 
продолжительности жизни и замедление темпов старения, особенности геродиетики. 
Контроль массы тела. Регуляция ночного сна, режим рациональной физической 
активности. Стрессовые ситуации и их влияние на процессы старения. Здоровый досуг. 
Ограничение курения, приёма алкоголя. Роль семьи пожилого пациента в сохранении 
здоровья, способности к самообслуживанию и продлению активного долголетия. 

 

Самостоятельная  работа при изучении раздела  
1.  

Подготовка сообщения «Демографические показатели». 

2. 

Конспектирование  основных  положений  «Концепции  демографического  развития 

Российской  

3. 

Федерации  на  период  до  2015  г.  »

4. 

Составление  схемы  соответствия  основных 

потребностей  человека ступеням пирамиды Маслоу. 

5

.  Подготовка  реферата  «Обучение  пожилого  человека  и  его  семьи  основам 

рационального образа жизни». 

6.

 Составление инструкции для медсестры по уходу за телом умершего. 

 

Учебная практика 
Виды работ 

1.

 

Участие в проведении ухода  за здоровыми детьми. 

2.

 

Консультирование родителей по вопросам рационального и диетического 
питания детей. 

3.

 

Участие в проведении санитарно-гигиенического воспитания детей и их 
родителей. 

4.

 

Участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных 
заболеваний. 

5.

 

Участие в  диспансерном приеме беременной. 

6.

 

Участие медсестры в наблюдении за роженицей и родильницей. 

7.

 

Участие в проведении профилактических мероприятий по охране 
репродуктивного здоровья мужчин и женщин. 

8.

 

Составление рекомендаций по режиму дня, питанию и гигиене в 
климактерическом периоде. 

9.

 

Выявление проблем пациента у лиц пожилого возраста. 

10.

 

Участие в удовлетворении нарушенных потребностей лиц пожилого возраста. 

11.

 

Проведение профилактических мероприятий при осуществлении сестринского 
ухода за пациентами пожилого возраста. 

                  

72 

 
 
 
 
 
 
                    
 
 
 
 
 
 

 


background image

 

 

12.

 

Проведение санитарно-гигиенических мероприятий при геронтологическом 
уходе. 

Раздел 2. ПМ.01.  Обучение профилактической работе 

 

 

МДК 01.02. Основы 

профилактики 

 

 

84 

 

Тема 2.1. 

Профилактическая 

медицина 

 

Содержание 

История  развития  профилактики.  Теоретические  основы  укрепления  здоровья  и 
профилактика нарушений состояния здоровья. 
Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия 

Тема 2.2. Концепция 

охраны и укрепления 

здоровья 

Содержание 

История  развития  профилактики.  Теоретические  основы  укрепления  здоровья  и 
профилактика нарушений состояния здоровья. 
Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. 

Тема 2.3. Сестринские 

технологии в 

профилактической 

медицине 

Содержание  

Сестринские технологии  в профилактической медицине 
Сбор информации, анализ и учет факторов риска здоровью и факторов, определяющих 
здоровье. Первичные (курение, гиподинамия, стресс, злоупотребление алкоголем, 
нерациональное питание) и вторичные(диабет, артериальная гипертония , 
холестеринемия) факторы риска. 

Тема 2.4. Здоровье и образ 

жизни 

Содержание

  

Влияние образа жизни на здоровье человека. 
Понятие  « образ жизни». Структура образа жизни. Влияние факторов образа жизни на 
здоровье. Формирование здорового образа жизни 

 

Основные составляющие образа жизни.  

Влияние  питания,  двигательной  активности,  личной    гигиены,  режима  закаливания, 
режима труда и отдыха на здоровье.  

10 


background image

 

 

Профилактика табакокурения и алкоголизации. 

Практическое занятие 

 Здоровье и образ жизни. 

Тема 2.5. Профилактика 

нарушений здоровья 

Содержание 

Профилактика онкологических заболеваний, болезней органов дыхания. 
Факторы риска и профилактика онкологических заболеваний, болезней органов 
дыхания. 
Профилактика сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной  системы.  
Факторы риска и профилактика сердечно-сосудистой системы, эндокринной, нервной 
системы.  
 Профилактика нарушений репродуктивного здоровья и психического здоровья. 
Факторы риска и профилактика нарушений репродуктивного и психического здоровья. 
 Профилактика инфекционных болезней, стоматологических заболеваний. 
Факторы риска и профилактика инфекционных болезней, профилактика 
стоматологических заболеваний. Средства и методы гигиены полости рта 

26 

Практическое занятие 

1.  Профилактика  онкологических  заболеваний  ,болезней  органов  дыхания,  сердечно-
сосудистой системы 
2. Профилактика эндокринной, нервной системы, нарушений репродуктивного 
здоровья. 
3. Профилактика инфекционных болезней, стоматологических 
 заболеваний и нарушений психического здоровья.   

18 


background image

 

 

Тема 2.6. Гигиеническое 

воспитание населения 

 

Содержание

  

Гигиеническое обучение и воспитание населения 
Гигиеническое обучение и воспитание населения: значение, цели , задачи, основные 
принципы. Правовые  основы и документы, регламентирующие гигиеническое обучение  
и воспитание населения 
Методы проведения гигиенического обучения и воспитания. 
Методы  гигиенического обучения и воспитания: 
 устный, печатный, наглядный 
Школы здоровья для пациентов. 
Школы здоровья для пациентов, для матерей, лиц с факторами риска . Школы здоровья 
для пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом,  жизнь после инсульта, 
с  ИБС,  с  избыточной  массой  тела  и  ожирением.  Участие  сестринского  персонала  в 
работе школ здоровья. 

12 

 
 
 
 
 

 

Практическое занятие 

Гигиеническое воспитание населения 
Участие сестринского персонала в работе школ здоровья. 

 

 

Тема 2.6. 
Дифференцированный 
зачет 

Практическое занятие 

Письменное тестирование.  

 

Самостоятельная работа 

при изучении раздела  2 

ПМ 01. Сестринское 

обеспечение 

профилактических 

мероприятий  

 

МДК 01.02  

Основы профилактики 

1.

 

Изучение нормативных документов по вопросам медицинской профилактики. 

2.

 

Выявление факторов риска здоровью в конкретных ситуациях. 

3.

 

Составление планов обучения населения здоровому образу жизни. 

4.

 

Составление планов обучения пациентов в школах здоровья. 

5.

 

Составление памяток по вопросам сохранения и поддержания здоровья для лю-
дей разного возраста.  

6.

 

Составление памяток для пациентов, слушателей школ здоровья.  

28 

Раздел 3. ПМ.01. Обучение проведению профилактических мероприятий в системе первичной медико-

санитарной помощи 

 

 


background image

 

 

МДК. 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению 

72 

Тема 3.1. Организация и 

структура системы 

первичной медико-

санитарной помощи 

 
 
 
 
 
 

Содержание 

Медицинская помощь, определение понятия. 
Виды  медицинской  помощи:  первая  помощь,    первая  доврачебная,  первая  врачебная, 
квалифицированная,  специализированная.    Организация  и  структура  учреждений 
здравоохранения,  оказывающих  первичную  медико-санитарную  помощь.  Городская 
поликлиника.  Основные  направления  деятельности  городской  поликлиники, 
обслуживающей  взрослое  население.  Основные  направления  деятельности  детской 
поликлиники.  Особенности  оказания  первичной  медицинской  помощи  работникам 
промышленных  предприятий,  сельским  жителям.  Особенности  оказания  первичной 
медицинской  помощи  женщинам.  Организация  медицинской  помощи  на  дому. 
Особенности  организации  медицинской  помощи  по  типу  «стационар  на  дому»  и 
«дневной стационар». Центр здоровья.  
Организация первичной медицинской помощи по принципу общей практики (семейной 
медицины): 

 

 

Практическое занятие 

  Виды оказания медицинской помощи. 

 

 

Тема 3.2. Профилактика 
неинфекционных 
заболеваний 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание 

Понятия «предболезнь», «болезнь». Адаптационные возможности организма. 
 Основные факторы риска развития неинфекционных заболеваний.  Целевые программы 
предупреждения заболеваний (государственные и региональные). 
Группы населения, подверженные риску развития заболеваний, методы формирования 
групп риска: диспансерные осмотры, диагностические обследования, анализ 
статистических данных. 
Физическое развитие и функциональное состояние организма, его оценка. Роль 
массовых медицинских осмотров в профилактике заболеваний.  
Направления  сестринской  деятельности  при  работе  со  здоровыми  людьми  различного 
возраста.  Проведение  бесед,  составление  памяток,  консультирование  различных  групп 
населения  по  вопросам  сохранения  и  восстановления  здоровья.  Консультирование  по 
вопросам  рационального  и  диетического  питания.    6.  Гигиеническое  воспитание  и 
обучение населения. Организация и проведение гигиенического обучения населения. 

 
 

10 


background image

 

 

Практическое занятие

  

Оздоровительные и профилактические мероприятия при работе с людьми разного 
возраста. 
 

 

 

Тема 3.3. 
Диспансеризация 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Понятие об уровнях здоровья, понятие о компенсации, декомпенсации. 
Профилактические  медицинские  осмотры:  предварительные,  периодические,  целевые, 
осмотры декретированных контингентов.  
Диспансеризация  населения,  определение  понятия,  принципы  диспансеризации 
населения.  
Этапы диспансеризации. 
Планирование  лечебно-профилактических  мероприятий.  Динамическое  наблюдение  за 
группами  пациентов,  подлежащих  диспансеризации.  Роль  сестринского  персонала  в 
проведении диспансеризации. 
Учет лиц, находящихся под диспансерным наблюдением. Документирование 
диспансерного наблюдения. Особенности организации диспансерного наблюдения за 
различными категориями пациентов: инвалидами войн, детским контингентом, 
подростками. 

Практическое занятие 

Основные методы работы и роль медицинской сестры в проведении  

диспансеризации.  

 

10 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема 3.4  Профилактика 
инфекционных 
заболеваний 

 
 
 
 
 

Содержание 

Изучение вопросов организации и проведение противоэпидемических мероприятий. 
Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения. 
Организация  работы  прививочного  кабинета  поликлиники.  Возрастные  особенности 
иммунитета. 
Национальный  календарь  профилактических  прививок.  Подготовка  пациентов  разного 
возраста к вакцинации. 
Права 

пациентов. 

Основные 

требования 

к 

медсестре, 

участвующей 

в 

иммунопрофилактике. 
Документирование вакцинации. Безопасность работы медицинской сестры в 
прививочном кабинете. 

Практическое занятие 

Организация и проведение противоэпидемических мероприятий, санитарно-
гигиенического воспитания населения. 

10 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 2 

 

Тема 3.5. Направление 
деятельности 
сестринского персонала 

 

Содержание 

Должностные обязанности медицинской сестры в соответствии с профилем 
оказываемых услуг. 
Место экспертизы трудоспособности в системе оказания первичной медицинской 
помощи. Задачи экспертизы трудоспособности. 

Практическое занятие 

Ведение медицинской документации медицинской сестры на участке. 

 
 
 
 

Тема 3.6. 
Дифференцированный 
зачет 

Контроль знаний по МДК 03. 

 

Самостоятельная работа 

1.

 

Подготовка сообщения на тему: «Роль регистратуры в работе поликлиники». 

2.

 

Подготовка  реферата на тему: «Медицинское право». 

3.

 

Составление плана беседы по здоровому образу жизни. 

24 

 


background image

 

 

4.

 

Составление конспекта по нормативно-правовой документации: «Концепция 
развития здравоохранения на 2010-2020 годы», «Концепция развития 
Сестринского дела на 2010-2020». 

5.

 

Подготовка  сообщения на тему: «Основные факторы риска развития сердечно-
сосудистых заболеваний». 

6.

 

Подготовка реферативного сообщения на тему «Роль медицинской сестры в 
проведении 1 и 2 этапа в диспансеризации». 

7.

 

Подготовка сообщения на тему: «Общие противопоказания для проведения 
иммунизации у взрослых». 

      8.   Подготовка реферата по теме: «Возможные осложнения при вакцинации» 
      9.   Составление памяток для пациентов, подлежащих вакцинации. 

10.

 

Составление плана проведения иммунопрофилактики. 

11.

 

Составление конспекта по теме: «Необходимые лабораторные и 
инструментальные обследования пациента при заполнении санаторно-курортной 
карты». 

12.

 

Составление памятки по уходу за больными членами семьи. 

 

Производственная практика 
Виды работ 

1.

 

Патронаж к людям разного возраста и беременным. 

2.

 

Участие в проведении противоэпидемических мероприятий, в проведении 

иммунопрофилактики. 

3.

 

Участие в проведении профилактических осмотров. 

4.

 

Участие в диспансеризации, участие в проведении гигиенического воспитания. 

5.

 

Участие в проведении ежедневного туалета новорожденного; 

6.

 

Участие в обучении будущих матерей технике кормления грудью; 

7.

 

Участие в оценке физического развития, участие в оценке нервно-психического 

развития; 

8.

 

 Проведение контрольного кормления 

9.

 

Проведение профилактических бесед по вскармливанию и уходу за детьми 

разного возраста; 

10.

 

Проведение измерения большого родничка; 

11.

 

Измерение таза беременной, измерение веса беременной женщиной, измерение 
окружности живота, высоты состояния дна матки; 

72 


background image

 

 

12.

 

Ведение медицинской документации 

                                                                                                                                                                         

Всего: 

408 

 

 
 
 


background image

 

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому 

обеспечению 

Реализация  программы  модуля  предполагает  наличие  учебного  

кабинета «Основы профилактики». 

Приложение № 2. 

4.2. Информационное обеспечение обучения 

Перечень 

рекомендуемых 

учебных 

изданий, 

Интернет-ресурсов, 

дополнительной литературы 
Основные источники: 
 1  Волков  С.Р.,  Волкова  М.М.  Здоровый  человек  и  его  окружение. 

Руководство  к  практическим  занятиям:  Учебное  пособие.  –  М.:  ОАО 
«Издательство «Медицина», 2010,2012(15 экз) 

 2. Масияускене О.В., Муравянникова Ж.Г. Валеология: учебное  пособие. – 

Ростов н/Д.:  Феникс, 2008. – 251 с. 

3.Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом ПМСП Учебное посо-

бие Под редакцией к.м.н. Б.В. Кабарухина Ростов н /Д: «Фе-
никс»,2007,2012- 416 с 

4. Ковтун Е.Н., Шепелева А.А. Сестринское дело в гериатрии СПО Учебное 

пособие для студентов медицинских училищ и колледжей –Ростов н/Д: 
Феникс,2007,-288 c  

5.Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицин-

ской момощи.Серия»Среднее профессиональное образование».Ростов н 
/Д:»Феникс».2005 г. 480 с 

6. Зарянская В.Г. Онкология для медицинских колледжей Ростов н /Д: «Фе-

никс»,2006 г.  324 с 

Интернет-ресурсы: 

1.

 

Консультант врача: электронная медицинская библиотека. Базы и бан-

ки данных. – М.:  ГЭОТАР – Медиа, 2009. [Электронный ресурс]. – URL: 
http//rosmedlib.ru.  

2.

 

Министерство  здравоохранения  и  социального  развития  РФ  [Элек-

тронный ресурс]. – URL: http//www.minzdravsoc.ru.  

3.

 

Центральный  НИИ  организации  и  информатизации  здравоохранения 

[Электронный ресурс]. – URL: http//www.mednet.ru.  

Дополнительные источники; 

1.Кочнева С.А,,  Леванова Н.Д. , Полушкина Н. Н.

 

.Новейший справочник 

участковой медсестры –Ростов н/Д:Феникс,2008, 315 стр-(Медицина) 

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса 

       

Изучение данного профессионального модуля  осуществляется на тре-

тьем курсе, после освоения ОП. 02. «Анатомия и физиология человека», 


background image

 

 

ОП. 05. «Гигиена и экология человека», ОП. 06. «Основы микробиологии и 
иммунологии». 

 Весь  образовательный  процесс  должен  быть  ориентирован  на 

формирование  профессиональных  и  общих  компетенций,  освоение  которых 
является результатом обучения.  

Базы практики: 

Учебная  практика  направлена  на  формирование  у  студентов 

практических  профессиональных  умений,  приобретение  первоначального 
практического  опыта.  Учебная  практика      проводится  в  лечебно-
профилактических организациях (ЛПО) на основе прямых договоров между 
ЛПО и образовательным учреждением. 
         Каждый  студент  должен  иметь  рабочее  место,  укомплектованное 
полным  набором  оборудования,  инструментов  и  приспособлений, 
необходимых для осуществления учебного процесса. 

Производственная практика: 

        Реализация  профессионального  модуля  предполагает  обязательную 
производственную 

практику, 

которую 

рекомендуется 

проводить 

концентрированно. 
         Целью  производственной  практики  является  комплексное  освоение 
студентом  всех  видов  профессиональной  деятельности  по  специальности, 
формирование  общих  и  профессиональных  компетенций.  А  также 
приобретение  необходимых  умений  и  опыта  практической  работы  по 
специальности,  воспитание  у  студентов  любви  к  труду,  культуре  труда, 
добросовестного отношения к порученной работе. 
        В 

ходе  прохождения  практики  студенты  должны  закрепить 

теоретические знания, полученные при изучении профессионального модуля, 
ознакомиться  с  современными  средствами  ухода,  приобрести  практические 
умения  по  уходу  за  пациентами  и  манипуляционной  технике,  оказывать 
индивидуальные консультации по профилактике заболеваний и укреплению 
здоровья. 
       В  ходе  практики  студенты  должны  уметь  анализировать  взаимосвязь 
выполняемых ими манипуляций с другими видами работ, осуществляемых в 
процессе лечения и ухода за пациентами. 
      Характер рабочих мест на время прохождения практики устанавливается 
с  учетом  того,  что  каждый  студент  в  течение  всей  производственной 
практики должен не повторять вопросы, относящиеся к учебной практике, а 
расширять и углублять знания, умения по специальности. 
        Базами  практики  по  профилю  специальности  должны  быть  лечебно-
профилактические  организации,  оснащенные  современной  медицинской 
техникой, использующие новейшие медицинские технологии диагностики и 
лечения пациентов, с передовой организацией медицинского труда. 

 


background image

 

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса 

        Требования  к  квалификации  педагогических  кадров,  обеспечивающих 
обучение  по  профессиональному  модулю  Проведение  профилактических 
мероприятий: специалисты, имеющие высшее медицинское или сестринское 
образование. 
        Требования  к  квалификации  педагогических  кадров,  осуществляющих 
руководство  практикой:  специалисты,  имеющие  высшее  медицинское  или 
сестринское образование. Руководители практики: специалисты сестринского 
дела (квалификация – медицинская сестра). 

 
 


background image

 

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

 

Результаты  

(освоенные 

профессиональные 

компетенции) 

Основные показатели оценки 

результата 

Формы и методы 

контроля и оценки  

ПК 1.1. Проводить 
мероприятия по 
сохранению и укреплению 
здоровья населения, 
пациента и его окружения  

Демонстрация умений: 

 

обучать население принци-

пам здорового образа жизни; 

 

консультировать  по  вопро-

сам  рационального  и  диетиче-
ского питания 

 

Экспертная 

оценка 

деятельности 

 

на 

практических занятиях 

 

 
Экспертная 

оценка 

деятельности 

на 

практике 
 
Дифференцированный 
зачет 

по 

производственной 
практике 
 
 
  

ПК 1.2. Проводить 
санитарно-гигиеническое 
воспитание населения  

Демонстрация умений: 

 

обучать  население  принципам 

здорового образа жизни; 

 

проводить и осуществлять 

оздоровительные и профилакти-
ческие   мероприятия; 

 

консультировать  по  вопросам 

рационального  и  диетического 
питания 

ПК 1.3. Участвовать в 
проведении профилактики 
инфекционных и 
неинфекционных 
заболеваний 

Демонстрация умений: 

 

обучать  население  принципам 
здорового образа жизни; 

 

 проводить и осуществлять 
оздоровительные и профилакти-
ческие мероприятия; 

 

консультировать пациента и его 
окружение по вопросам имму-
нопрофилактики; 

 

консультировать  по  вопросам 
рационального  и  диетического 
питания; 

 

организовывать  мероприятия  по 
проведению диспансеризации 

 

Формы  и  методы  контроля  и  оценки  результатов  обучения  должны 

позволять  проверять  у  обучающихся  не  только  сформированность 
профессиональных  компетенций,  но  и  развитие  общих  компетенций  и 
обеспечивающих их умений. 
 

Результаты 

(освоенные общие 

компетенции) 

Основные показатели оценки 

результата 

Формы и методы 

контроля и оценки 

ОК 1. Понимать сущность и 
социальную значимость 
своей будущей профессии, 
проявлять к ней 

Демонстрация интереса к 
будущей профессии. 
 

Экспертное наблюдение 
и оценка деятельности 
обучающегося в 
процессе освоения 


background image

 

 

устойчивый интерес. 

профессионального 
модуля. 

ОК 2. Организовывать 
собственную деятельность, 
выбирать типовые методы 
и способы выполнения 
профессиональных задач, 
оценивать их выполнение и 
качество. 

Выбор и применение методов и 
способов решения 
профессиональных задач при 
проведении профилактических 
мероприятий; 
 
оценка эффективности и качества 
выполнения профессиональных 
задач. 

Экспертная оценка 
решения проблемно-
ситуационных задач на 
практических занятиях и 
учебной практике. 
 
Экспертное наблюдение 
за деятельностью 
обучающегося в 
процессе освоения 
профессионального 
модуля. 

ОК 3. Принимать решения 
в стандартных и 
нестандартных ситуациях и 
нести за них 
ответственность. 

Решение  стандартных и 
нестандартных 
профессиональных задач при 
проведении профилактических 
мероприятий. 
 

 Экспертная оценка 
решения проблемно-
ситуационных задач на 
практических занятиях. 

ОК 4. Осуществлять поиск 
и использование 
информации, необходимой 
для эффективного 
выполнения 
профессиональных задач, 
профессионального и 
личностного роста. 

Нахождение и использование 
информации для эффективного 
выполнения профессиональных 
задач, профессионального и 
личностного роста. 

Экспертная оценка 
защиты реферативных 
работ. Соответствие 
реферата установленным 
требованиям.  

ОК 5. Использовать 
информационно-
коммуникационные 
технологии в 
профессиональной 
деятельности. 

Демонстрация умений  
использования информационно-
коммуникационных технологий в 
профессиональной деятельности. 
 

Экспертная оценка  
решения ситуационных 
задач; защиты 
рефератов.  

ОК 6. Работать в 
коллективе и  команде, 
эффективно общаться с 
коллегами, руководством, 
потребителями. 

Демонстрация навыков работы в 
коллективе и в команде, 
эффективно общаться с 
коллегами, руководством, 
пациентами и их окружение. 
 

Экспертное наблюдение 
и оценка при 
выполнении групповых 
заданий и решении 
ситуационных задач на 
практических занятиях и 
учебной практике. 

ОК 7. Брать на себя 
ответственность за работу 
членов команды 
(подчиненных), за 
результат выполнения 
заданий. 

Проявление ответственности за 
работу подчиненных, результат 
выполнения заданий. 
 

Экспертное наблюдение 
и оценка при 
выполнении групповых 
заданий и решении 
ситуационных задач на 
практических занятиях и 
учебной практике. 

ОК 8. Самостоятельно 
определять задачи 
профессионального и 
личностного развития, 

Демонстрация  интереса к 
инновациям в области 
профессиональной деятельности. 

 Экспертная оценка  
решения ситуационных 
задач; защиты 
рефератов. 


background image

 

 

заниматься 
самообразованием, 
осознанно планировать и 
осуществлять повышение 
квалификации. 
ОК 9. Ориентироваться в 
условиях смены технологий 
в профессиональной 
деятельности. 

Демонстрация умений 
осуществлять технологии 
выполнения профилактических 
сестринских мероприятий в 
изменяющихся условиях 
профессиональной среды. 

Экспертная оценка 
решения проблемно-
ситуационных задач. 

ОК 10. Бережно относиться 
к историческому наследию 
и культурным традициям 
народа, уважать 
социальные, культурные и 
религиозные различия. 

Демонстрация бережного 
отношения к историческому 
наследию и культурным 
традициям народа, уважения 
социальных, культурных и 
религиозных различий при 
осуществлении 
профилактических сестринских 
мероприятий. 

 Экспертная оценка 
защиты реферативных 
работ. Соответствие 
реферата установленным 
требованиям. 

ОК 11. Быть готовым брать 
на себя нравственные 
обязательства по 
отношению к природе, 
обществу и человеку. 
 

Демонстрация готовности брать 
на себя нравственные 
обязательства по отношению к 
природе, обществу и человеку 
при осуществлении 
профилактических сестринских 
мероприятий. 

Экспертное наблюдение 
и оценка при 
выполнении групповых 
заданий на практических 
занятиях и учебной 
практике. 

ОК 12. Организовывать 
рабочее место с 
соблюдением требований 
охраны труда, 
производственной 
санитарии, инфекционной и 
противопожарной 
безопасности. 

Демонстрация готовности 
организовывать рабочее место с 
соблюдением требований охраны 
труда, производственной 
санитарии, инфекционной и 
противопожарной безопасности 
при осуществлении 
профилактических сестринских 
мероприятий. 

Экспертное наблюдение 
и оценка при 
выполнении умений  на 
практических занятиях и 
учебной практике. 

ОК 13. Вести здоровый 
образ жизни, заниматься 
физической культурой и 
спортом для укрепления 
здоровья, достижения 
жизненных и 
профессиональных целей. 

Демонстрация ведения здорового 
образа жизни, участия в 
спортивных и физкультурных 
мероприятиях. 

Экспертное наблюдение 
за деятельностью 
обучающегося в 
процессе освоения 
профессионального 
модуля. 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                    


background image

 

 

6 ПРИЛОЖЕНИЯ 

 Материально-техническое оснащение 

 

            Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: 
- посадочные места – 12; 
- рабочее место преподавателя; 
- доска классная; 
- комплекты дидактических пособий управляющего типа; 
- шкаф для хранения инструментов, предметов ухода, наглядных пособий. 
            Технические средства обучения:  
- компьютер; 
- телевизор; 
-  DVD-плеер; 
-  учебные видеофильмы. 
           Оборудование и технологическое обеспечение: 
- весы горизонтальные и напольные; 
- ростомер горизонтальный и вертикальный; 
- пеленальный стол; 
- сантиметровая лента; 
- муляжи, фантомы; 
- тонометры; 
- фонендоскопы; 
- штатив с пробирками; 
- предметы ухода за пациентом; 
- одноразовые комплекты для приема родов; 
- средства ухода и одежда для детей первого года жизни.