background image

 

 


background image

 

 


background image

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

1.

 

ПАСПОРТ 

РАБОЧЕЙ 

ПРОГРАММЫ 

УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ 

 

2.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

3.

 

УСЛОВИЯ 

РЕАЛИЗАЦИИ 

ПРОГРАММЫ 

УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ 

 

4.

 

КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ 
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

5.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                     

 

 


background image

 

1.

 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

Правовое обеспечение профессиональной деятельности 

1.1.

 

Область применения программы:

 

Рабочая 

программа 

учебной 

дисциплины 

Правовое 

обеспечение 

профессиональной  деятельности  является  частью  основной  профессиональной 
образовательной программы ГАПОУ СО «ВМК им. З.И. Маресевой» в соответствии с 
ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело. 

1.2.

 

Место  учебной  дисциплины  в  структуре  основной  профессиональной 

образовательной программы: 

Учебная  дисциплина  –  Правовое  обеспечение  профессиональной  деятельности 

относится 

к 

общепрофессиональному 

циклу, 

включающему 

в 

себя 

общепрофессиональные дисциплины.  

1.3.

 

Цели  и  задачи  учебной  дисциплины  –  требования  к  результатам 

освоения учебной дисциплины: 

В результате освоения учебной  дисциплины обучающийся должен уметь: 

 

использовать необходимые нормативно-правовые документы; 

 

защищать  свои  права  в  соответствии  с  гражданским,  гражданско- 

процессуальным  и трудовым законодательством; 

 

анализировать и оценивать результаты последствия деятельности (бездействия) с 

правовой точки зрения. 

В результате освоения  учебной дисциплины обучающийся должен знать: 

 

основные положения Конституции Российской Федерации; 

 

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; 

 

понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; 

 

законодательные  акты  и  другие  нормативные  документы,  регулирующие 

правоотношения в процессе профессиональной деятельности; 

 

организационно-правовые формы юридических лиц; 

 

 правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; 

 

права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; 

 

порядок заключения трудового договора и основания его прекращения; 

 

правила оплаты труда; 

 

роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; 

 

право социальной защиты граждан; 

 

понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; 

 

виды административных правонарушений и административной ответственности; 

 

нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.  

1.4.

 

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 

54

 часа, в том числе: 

 

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 

36

 часов 

 

самостоятельной работы обучающегося 

18

 часов. 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 


background image

 

 

Вид учебной работы 

Объем часов 

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

54 

Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего) 

36 

в том числе: 

 

теоретические занятия 

24 

практические занятия

 

12 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

  

18 

в том числе: 
Составление и решение ситуационных задач; 
работа с нормативно-правовой документацией 
(конспектирование); 
Систематизация  учебного  материала  (составление  схем  и 
таблиц); 
Подготовка проекта. 

 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 


background image

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

 

 
 

 

Наименование 
разделов и тем 

 

 

Содержание учебного материала, практические занятия, 

самостоятельная работа обучающихся 

 
Объем 
часов 

 
Уровень  
освоения 

Раздел 1. 

Конституция РФ : структура, содержание, процедура принятия.

 

 

Тема 1.1.  

Конституция РФ : 

структура, содержание, 

процедура принятия. 

Содержание учебного материала: 

Конституция РФ: процедура принятия, структура; Конституционный 
строй РФ, организация власти. Система прав и обязанностей граждан 
РФ. Принципы регулирования социальной политики и сферы охраны 
здоровья в РФ.

 

 

Самостоятельная работа:  

Составление таблицы «Структура Конституции РФ». 
Проект «Система организации власти в Саратовской области» 

 

Раздел 2. 

Основы законодательства об охране здоровья в РФ 

10 

 

Тема 2.1.  

Основы законодательства 

об охране здоровья в РФ 

 

Содержание учебного материала: 

Международное  законодательство  о  праве  человека  на  здоровье. 
Вопросы  охраны  здоровья  в  системе  законодательства  РФ.  ФЗ  «Об 
основах  охраны  здоровья  граждан  в  РФ»:  структура,  основные 
понятия.  Принципы  охраны  здоровья.  Право  на  медицинскую 
помощь.  Права  пациента.  Медицинское  страхование  в  РФ. 
Санитарно-эпидемиологическое  благополучие  населения.  Право  на 
занятие  медицинской деятельностью. Ответственность  медицинских 
работников  в  связи  с  неоказанием  медицинской  помощи. 
Ограничения для медицинских работников.

 


background image

 

 

Самостоятельная работа:  

Работа  с  нормативно-правовой  документацией.  Систематизация 
учебного  материала  в  виде  опорных  схем  и  таблиц.  Сочинения-эссе 
по афоризмам о медицине. Подготовка проектов по темам: 

 

Проблемы реализации прав пациентов. 

 

Медицинское страхование в России и зарубежом. 

 

Проблемы эвтаназии 

 

Раздел 3.

 

Законодательство в сфере социальной политики РФ.  

10 

 

 

Тема 3.1.  

Законодательство в сфере 

социальной политики РФ. 

 

Содержание учебного материала: 

Сущность  социальной  поддержки.  Государственная  программа  по 
улучшению  демографической  ситуации:  социальная  поддержка 
материнства  и  детства.  Программа  «Доступная  среда».  Льготное 
лекарственное 

обеспечение 

больных 

социально-значимыми, 

социально-опасными  и  орфанными  заболеваниями.  Социальная 
защита несовершеннолетних, пожилых людей.

 

 

Практическое занятие: 
Система  законодательства  в  сфере    охраны  здоровья  и 
социальной политики в РФ. 


 

 

 
 

 

Самостоятельная работа:  

Подготовка проектов по темам: 

 

Социальная политика зарубежом. 

 

Новые направления социальной поддержки в России. 

 

Раздел 4. 

Гражданско-правовые отношения в сфере здравоохранения.

 

 

Тема 4.1. 

Гражданско-правовые 

отношения в сфере 

здравоохранения. 

Содержание учебного материала: 

Гражданско-правовые  отношения.  Сделка.  Договор.  Обязательства. 
Представительство.  Доверенность.  Медицинская  услуга.  Основания 
привлечения 

к 

гражданской 

ответственности. 

Правовое 

регулирование 

оказания 

платных 

медицинских 

услуг. 


background image

 

Административная  и  уголовная  ответственность  за  незаконное 
занятие  медицинской  деятельностью.  Гражданская  ответственность 
медицинских учреждений в связи с оказанием платных медицинских 
услуг. Защита гражданских прав в суде.

 

 

Самостоятельная работа: 

Составление  доверенности  по  образцу;  составление  договора  на 
оказание платных услуг. 
Подготовка проектов по темам: 

 

Проблемы  возмещения  вреда  здоровья  пациенту  при  оказании 

медицинской услуги. 

 
 

Раздел 5. 

Правовое регулирование отдельных видов медицинской 
деятельности. Правонарушения и преступления в сфере 
здравоохранения.

 

10 

 

Тема 5.1.  

Правовое регулирование 

отдельных видов 

медицинской 

деятельности. 

Правонарушения и 

преступления в сфере 

здравоохранения. 

Содержание учебного материала: 

Репродуктивная деятельность. Преступление «Незаконное 
производство аборта». Психиатрическая помощь. Преступление 
«Незаконное помещение в психиатрический стационар». Причинение 
вреда здоровью или смерти по неосторожности в связи с оказанием 
медицинской помощи. Преступление «Служебный подлог», 
«Подмена ребенка», «Заражение ВИЧ-инфекцией».

 

 

 

Практическое занятие: 
Гражданская, административная и уголовная ответственность в 
сфере здравоохранения 

 

Самостоятельная работа: 

Работа с ГК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, УК РФ. Составление задач. 

 
 

Раздел 6.

 

Трудовое право

 

12 

 

Тема 6.1.  

Правовое регулирование 

Содержание учебного материала: 

Принципы трудового права. Приём на работу. Увольнение по 


 


background image

 

труда 

желанию работника. Основания и порядок увольнения по инициативе 
работодателя. Дисциплина труда. Рабочее время и время отдыха. 
Особенности регулирования труда медицинских работников. 
Организация охраны труда. Особенности охраны труда некоторых 
категорий работников. Материальная ответственность сторон 
трудового договора. Порядок рассмотрения трудовых споров.

 

 

Практическое занятие: 
Правовое регулирование труда. 
Дифференцированный зачёт. 

 

Самостоятельная работа:  

Работа  с  текстом  Трудового  Кодекса.  Афоризмы  и  пословицы  о 
труде. Подготовка к дифференцированному зачёту.

 

 

 

ИТОГО 

Из них 

54 

 

 

 

Лекции 

24 

 

 

Практические занятия 

12 

 

 

Самостоятельная работа 

18 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 

1.- ознакомительный  (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции  или  под  руководством); 

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 

 

 
 
 


background image

10 

 

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
3.1. 

Требования 

к 

минимальному 

материально-техническому 

обеспечению 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  
«Организация профессиональной деятельности» 
Оборудование учебного кабинета: 

1.

 

Доска классная. 

2.

 

Стол и стул для преподавателя. 

3.

 

Столы и стулья для студентов. 

4.

 

Шкафы для хранения учебно-методических материалов. 

 

Технические средства обучения:  

1.

 

Компьютер 

2.

 

Телевизор 

3.

 

DVD–проигрыватель 

4.

 

Мультимедийная установка 

5.

 

Аудиаппаратура 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения 

Перечень рекомендованных учебных изданий, Интернет – ресурсов, 

дополнительной литературы. 

 

Основные источники: 

 

Нормативно-правовые акты. 

1.

 

Конституция  Российской  Федерации  от  12.12.1993  //  Российская 

газета.- 1993.-№237.- 25 декабря. 

2.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации, 2011.  // СЗРФ. 

3.

 

Кодекс  об  административных  нарушениях  в  Российской  Федерации, 

2011. // СЗРФ. 

4.

 

Уголовный кодекс в Российской Федерации, 2011. // СЗРФ. 

5.

 

Трудовой кодекс Российской Федерации, 2011. // СЗРФ. 

6.

 

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от  

21 ноября 2011 г.  

7.

 

ФЗ «О медицинском страховании», 1991. 

8.

 

ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», с изменениями на 1 

декабря 2012 года. 


background image

11 

 

Основная литература: 

 

1.

 

Гагаринов А.В. Правовые основы здравоохранения. М.: - Издательский 

центр «Академия», 2006. 

2.

 

Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю. Полное собрание федеральных 

законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, 
подзаконные акты. М.: - ГЭОТАР-Медиа,2008. 

3.

 

Сергеев Ю.Д., Мохов А.А. Основы медицинского права России: 

Учеб.пособие. М.:- ООО «Медицинское информационное 
агентство»,2007. 

Дополнительные источники: 

 

1.

 

1.Актуальные  проблемы  правового  обеспечения  ЛПУ/  Под  ред.  А.И. 

Вялкова. М.:-  ГОУ ВУНМЦ МЗРФ,2002. 

2.

 

Козлова Т.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.-

М.: АНМИ,2005. 

3.

 

Медицинское  право.  Сборник  нормативных  актов  к  занятиям  по 

медицинскому  праву.  Учебник  /  под    общей  ред.  Проф.  Ю.Д. 
Гурочкина.- М.: Издательство «Экзамен»,2007. 

4.

 

Шкатулла  В.И.  и  др.  Основы  правовых  знаний:  Учебное  пособие  для 

студентов средних профессиональных учебных заведений.-3-е издание- 
М.: Центр «Академия»,2003. 

 
Интернет- ресурсы: 

http://med-stud.narod.ru/med/law/terms.html

 

http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=75911

 

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/15562.html

 

 

Справочные правовые системы: 

1.

 

«Гарант» 

2.

 

« Консультант Плюс» 


background image

12 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 

ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Контроль

 

и  оценка

  результатов  освоения  дисциплины  осуществляется 

преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, 
а  также  выполнения  обучающимися  индивидуальных  заданий,  проектов, 
исследований, сочинений-эссе, составления конспекта нормативно-правовой 
документации, систематизации учебного материала. 
 

Результаты обучения  

(освоенные умения, усвоенные 

знания) 

Формы и методы  

контроля и оценки  

результатов обучения 

Освоенные умения: 
-  использовать и составлять 

нормативно-правовую 
документацию, относящуюся к 
профессиональной деятельности. 

Оценка практических умений 
письменного конспекта, решения 
задач. 

Усвоенные знания: 

 

- основ российской правовой  

системы и законодательства; 

- правовых норм, регулирующих 
правоотношения в системе 
здравоохранения; 
- нравственно-этических норм  в 
сфере профессиональной  
деятельности; 
- основ гражданского права; 
- положений трудового права 
применительно к специальности 
медицинской сестры; 
- правовых аспектов отдельных 
видов медицинской деятельности; 
 

- оценка индивидуальных устных 
ответов; 
- оценка устных ответов в форме 
фронтального опроса; 
- оценка составления конспектов; 
- оценка составления схем и таблиц 
по систематизации учебного 
материала; 
- оценка результатов письменного 
опроса в форме тестирования; 
- оценка результатов  выполнения 
индивидуальных заданий; 
- оценка результатов защиты 
проектов; 
- оценка выполнения заданий  по 
сопоставлению разных философских 
подходов и концепций; 
- оценка квалификации правовых 
ситуаций.  

 
 
 


background image

13 

 

5.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ. 

Приложение 1. Перечень формируемых (частично) профессиональных 
компетенций. 

 

Код 

компетенций 

Содержание 

ПК-1.1. 

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению 
здоровья населения, пациента и его окружения. 

ПК-1.2. 

Проводить санитарно-гигиеническое просвещение 
населения. 

ПК-1.3. 

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и 
неинфекционных мероприятий. 

ПК-2.2. 

Осуществлять лечебно-диагностические мероприятия, 
взаимодействуя с участниками лечебного процесса. 

ПК-2.3. 

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и 
службами. 

ПК-2.4. 

Применять медикаментозные средства в соответствии с 
правилами их использования. 

ПК-2.5. 

Соблюдать правила пользования аппаратурой, 
оборудованием и изделиями медицинского назначения в 
ходе лечебно-диагностического процесса. 

ПК-2.6. 

Вести утверждённую медицинскую документацию. 

ПК-2.7. 

Осуществлять реабилитационные мероприятия. 

ПК-2.8. 

Оказывать паллиативную помощь. 

ПК-3.1. 

Оказывать неотложную помощь при неотложных 
состояниях и травмах. 

ПК-3.2. 

Участвовать в оказании медицинской помощи при 
чрезвычайных ситуациях. 

ПК-3.3. 

Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и 
добровольными помощниками в условиях чрезвычайных 
ситуаций. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

14 

 

Приложение 2. Перечень формируемых (частично) общеобразовательных 

компетенций. 

Код 

компетенций 

Содержание 

ОК-1 

Понимать сущность и социальную значимость своей 
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК-2 

Организовывать собственную деятельность, выбирать 
типовые методы и способы выполнения профессиональных 
задач, оценивать их выполнение и качество. 

ОК-3 

Принимать решения в стандартных и нестандартных 
ситуациях и нести за них ответственность. 

ОК-4 

Осуществлять поиск и использование информации, необхо-
димой для эффективного выполнения профессиональных 
задач, профессионального и личностного развития. 

ОК-5 

Использовать информационно-коммуникативные 
технологии в профессиональной деятельности. 

ОК-6 

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с 
коллегами, руководством, потребителями. 

ОК-7 

Брать на себя ответственность за работу членов команды 
(подчиненных), за результат выполнения заданий. 

ОК-8 

Самостоятельно определять задачи профессионального и 
личностного развития, заниматься самообразованием, осоз-
нанно планировать и осуществлять повышение 
квалификации. 

ОК-9 

Ориентироваться в условиях смены технологий в 
профессииональной деятельности. 

ОК-10 

Бережно относиться к историческому наследию и культур-
ным традициям народа, уважать социальные, культурные и 
религиозные различия. 

ОК-11 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по 
отношению к природе, обществу, человеку. 

ОК-12 

Организовывать рабочее место с соблюдением требований 
охраны труда, производственной санитарии, инфекционной 
и противопожарной безопасности. 

ОК-13 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической 
культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения 
жизненных и профессиональных целей.