background image

 

 

 


background image

 

 

 


background image

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

1.1. Область  применения программы 
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной  
образовательной программы 
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины 
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 
3.2. Информационное обеспечение обучения 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  
ДИСЦИПЛИНЫ 
ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                             
                                

 

 

 

 


background image

 

 

1.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

«ОСНОВЫ  ФИЛОСОФИИ» 

 

1.1.

 

Область применения программы 

Рабочая  программа  учебной  дисциплины  является  частью    основной 

профессиональной  образовательной  программы  ГАПОУ  СО  «ВМК  им.З.И. 
Маресевой»

 

в  соответствии  с  ФГОС  по  специальности    СПО:  34.02.01  Сестринское 

дело.

 

1.2

Место  дисциплины  в  структуре  основной  профессиональной 

образовательной программы: 

Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический 

цикл. 

1.3.    Цели  и  задачи  дисциплины  –  требования  к  результатам  освоения 

дисциплины: 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен 

уметь

 

ориентироваться  в  общих  философских  проблемах  бытия,  познания, 

ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и 
будущего специалиста. 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен 

знать

 

основные категории и понятия философии; 

 

роль философии в жизни человека и общества; 

 

основы философского учения о бытии; 

 

сущность процесса познания; 

 

основы научной, философской и религиозной картин мира; 

 

об  условиях  формирования  личности,  о  свободе  и  ответственности  за 

сохранение жизни, культуры, окружающей среды; 

 

о  социальных  и  этических  проблемах,  связанных  с  развитием  и 

использованием достижений науки, техники и технологий. 

1.4.  Количество часов на освоение программы дисциплины: 

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: 

 

обязательной аудиторной учебной нагрузки -  48 часов; 

 

самостоятельной работы обучающегося  - 24 часа. 

 

 

 

 

 


background image

 

 

 

2.

 

СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 

 

Вид учебной работы 

Объем 

часов 

Максимальная учебная нагрузка (всего) 

72 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 

48 

в том числе практические занятия 

18 

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 

в том числе: 

подготовка Проекта 
работа с информационными источниками 
работа с интернет-ресурсами 
составление Сборника мудрых мыслей 
подготовка к беседе 
сочинение-эссе 
работа с тестом

 

24 

Итоговая аттестация - в форме  

зачета 

 

 

 


background image

 

 

2.2.

 

Тематический план и содержание учебной дисциплины 

«Основы философии» 

 

Наименование 

разделов и тем 

Содержание 

учебного материала, лабораторные и практические работы, 

самостоятельная работа обучающихся 

Объем 

часов 

Уровень 

усвоения 

Раздел 1.  

Философия: ее история, 

сущность и роль в жизни 

человека. 

 

 

19 

 

Тема 1.1. Философия: ее 
сущность и значение для 
человека и общества. 

Содержание учебного материала 

Предмет,  задачи  и  функции  философии.  Формы  мировоззрения. 
Философия как форма мировоззрения. «Вечные вопросы» познания. 
Понятие бытия. Устойчивость и изменчивость как тенденции бытия. 
Свободомыслие 

и 

рационализм 

как 

ведущие 

принципы 

философского  миропонимания.  Основной  вопрос  философии  и  его 
стороны.  Мир  материальный  и  мир  идеальный  как  объект 
философского  поиска  истины;  объективный  и  субъективный 
идеализм. Познаваемость мира как философская проблема. Понятие 
агностицизма.  Проблема  вечности  сознания  и  вечности  материи. 
Философия      и  наука.  Методы  философии.  Диалектический  и 
метафизический  способы  познания.  Понятие  об  источниках, 
механизме и направленности существования объектов.  

 


background image

 

 

 

Практическое занятие 1. Философия: ее сущность, история и 
значение в жизни человека и общества.  

         2 

 

Самостоятельная работа Составить опорные схемы к лекциям,

 

 

Афоризмы о философии (эссе). 

 

Тема 1.2. История 
философии. 

Содержание учебного материала 

Философская  мысль  Древнего  мира.  Идеалистические  и  материа-
листические  концепции  античности.  Космологический  характер 
древнегреческой  философии.  Геоцентризм.  Атомистическая  теория 
Демокрита.  Этический  рационализм  Сократа.  Объективно-
идеалистическая  система  Платона.  Проблема  бытия  и  движения  в 
античной  философии.  Гераклит  и  его  диалектика.  Дуализм  как 
направление 

философской 

мысли 

античности. 

Концепция 

Аристотеля. Аристотелева логика.  
Философские  идеи  Средневековья.  Понятие  схоластики.  Учение  о 
«двойственности 

истины». 

Богословские 

теории 

Анзельма 

Кентерберийского,  Фомы  Аквинского  и  др.  Этический  идеал 
христианства. Материалистическая тенденция средневековой учёной 
мысли. Рационалистические идеи Авиценны. 
Философия  Нового  времени.  Гелиоцентрическая  концепция  Н. 
Коперника. Материализм как приоритетное направление философии 
Нового  времени  (идеи  Ф.  Бэкона,  Б.  Спинозы,  К.-А.  Гельвеция,  Л. 
Фейербаха  и  др.).  Механистический  характер  новоевропейского 
материализма.  Идеалистические  философские  системы  (Д.  Беркли, 
Д. Юм, И. Кант, Г.-В. Гегель и др.). Диалектико-материалистическая 
концепция  К.  Маркса  и  Ф.  Энгельса.  Материалистическое 

 


background image

 

 

понимание 

истории. 

Современные 

западные 

философские 

концепции.  Различные  школы  позитивизма,            экзистенциализм, 
неотомизм, теория психоанализа и другие направления философской 
мысли. 
Традиции  и  особенности  русской  философии.  Провиденциализм  и 
антропоцентризм. Схоластическая и мистическая тенденции русской 
богословской философии. Православие. Утверждение рационализма 
в  ХVII-ХVIII  веках.  Философия  и  проблема  «нравственного 
просвещения».  Богословская  и  светская  традиции  русской 
идеалистической 

философии. 

Понятие 

философского 

гносеологического  дуализма.  Элементы  материалистических  идей. 
Символический 

рационализм 

философской 

системы 

Г.С. 

Сковороды. 
Русская  философия  XIX-XX  веков.  Социально-философские  идеи 
в  сочинениях  П.Я.  Чаадаева,  В.Ф.  Одоевского,  «славянофилов»  и 
«западников».  Концепция  культурно-исторических  типов  Н.Я. 
Данилевского. 

Национально-религиозная, 

идеалистическая 

философия  эпохи  (Б.Н.  Чичерин,  А.И.  Введенский,  Ф.М. 
Достоевский,  Вл.С.  Соловьев,  Л.Н.  Толстой  и  др.)    Понятие 
«всеединства»  и  «соборности».  Диалектико-материалистическая 
традиция  русской  философской  школы  (Г.В.  Плеханов  и  В.И. 
Ленин). «Русский космизм», вопрос о роли биосферы и ноосферы в 
существовании Вселенной   

 

Практическое занятие 2. 

История развития философской мысли. 

         2 

 


background image

 

 

 

Самостоятельная работа 

Составить опорные схемы к лекциям,

 

 Проект: «История 

философии» 

 

 

Раздел 2. 

Философская картина 

мира. 

 

 

32 

 

Тема 2.1.  Проблемы 
материи и сознания в 
философии. 

Содержание учебного материала 

Понятие 

материи. 

Основные 

формы 

материи. 

Проблема 

материальности  в  истории  философской  мысли.  Объективность  и 
реальность как свойства материальных объектов.  
Идеально-духовные  начала  бытия.  Проблема  «идеальности  мира». 
Философская  категория  сознания.  Современные  общенаучные 
представления о сознании. Понятие бессознательного.  
Понятие  отражения.  Формы  отражения.  Понятие  об  уровнях 
отражения.  Способность  к  обмену  веществ  как  основное  свойство 
живого  мира.  Понятие  труда.  Роль  сознания  и  самосознания  в 
процессе социализации личности. 

Мышление и язык как философские категории. Понятие слова, 

сущность  слова  как  материально-духовного  явления.  Связь  речи  и 
сознания.  Понятие  логики.  Законы  мышления.  Место  логических 
законов в познавательной деятельности человека.  

Проблема  движения  и  покоя  в  философии.  Движение  и  покой 

как  всеобщие  состояния  объектов.  Пространство  и  время  как 
философские  категории,  их  общие  и  специфические  черты. 
Философская проблема «вечности бытия». Современные концепции 

 

 

 


background image

 

 

пространства  и  времени,  их  общенаучное  и  философское 
обоснование.

 

 

 

Практическое занятие 3. 

Проблемы материи и сознания в философии.

  

 

 

 

Самостоятельная работа 

Составить опорные схемы к лекциям,

 

 

 

Притчи, афоризмы, пословицы о времени и движении, покое 
(эссе). 

 

Тема 2. 2. Познание как 
объект философского 
осмысления. 

 

 

Содержание учебного материала 

Процесс  познания,  его  сущность.  Понятие  об  истине  и  практике. 
Проблема истины в философии и науке. Критерии истины. Понятие 
истины  абсолютной  и  относительной. Познавательная деятельность 
человека.  Чувственное  (эмпирическое)  познание.  Логическое 
мышление  как  атрибут  познавательного  процесса.  Понятие, 
суждение и умозаключение. Место интуиции в познавательном про-
цессе. Приёмы и способы научного познания. Связь общенаучных и 
философских методов в решении мировоззренческих задач. 

 

 

 

Практическое занятие 4. 

Познание как объект философского осмысления.  

 

 

Самостоятельная работа  

 


background image

 

 

Составить опорные схемы к лекциям,

 

 

 

 

Притчи, афоризмы, пословицы о познании (знаниях, образовании) 
- (эссе). 

Тема 2.3 . Всеобщие 
законы бытия и 
движения мира. 

 

 

Содержание учебного материала 

Закономерности 

бытия 

и 

движения 

мира. 

Соотношение 

философских 

и 

общенаучных 

законов 

в 

познавательном 

процессе.Закон  единства  и  борьбы  противоположностей.  Понятие 
противоположностей. Понятие противоречий.  
Закон  взаимосвязи  количественных  и  качественных  изменений. 
Философские 

категории 

свойства, 

количества, 

качества. 

Философское и общенаучное понимание меры. Понятие скачка.  
Закон  отрицания  отрицания.  Движение  и  изменение  как  атрибут 
отрицания.  Философское  понимание  отрицания.  Понятие  прогресса 
и  регресса.  Ограниченность  применения  закона  отрицания 
отрицания в познавательном процессе.  

 

 

Практическое занятие 5. 

 

Всеобщие законы бытия и движения мира. 

 

 

Самостоятельная работа 

Составить опорные схемы к лекциям,

 

 

 

 

Всеобщие законы бытия и движения мира в русских пословицах.  

 


background image

 

 

Тема 2.4. Философские  
категории. Их роль в 
познании. 

 

 

Содержание учебного материала

 

 

Понятие 

категорий. 

Основные 

философские 

категории. 

Материалистическое и идеалистическое понимание категорий. 
Категории причины и следствия. Полюса причинности: телеология, 
детерминизм,  индетерминизм,  синергетика.    Философский  закон 
причинности.  Категории  единичного  и  общего  в  контексте 
философского  осмысления  мира.  Содержание  и  форма  как 
философские категории. 
Категории  сущности  и  явления.  Необходимость  и  случайность, 
свобода  и  необходимость  как  фактор  бытия.  Сущность,  свойства  и 
взаимосвязь  необходимого  и  случайного  в  процессе  бытия  и 
движения мира. 
Возможность  и  действительность  как  философские  понятия. 
Возможность  как  потенциальная  действительность.  Вероятностный 
характер бытия.  

 

 

 

Практическое занятие 6. 

Философские  категории. Их роль в познании. 

 

 

Самостоятельная работа 

Составить опорные схемы к лекциям,

 

 

 

Философские категории в русских пословицах и загадках.

  

 

 

 

Раздел 3. 

Философия природы, 

 

21 

 


background image

 

 

общества и человека. 

 

Тема 3.1.  Человек как 
объект философского 
осмысления. 

 

 

Содержание учебного материала 

Природа как предмет философского освоения мира. Античная 

натурфилософия.  Понятие  культуры.  Единство  и  различие 
материальной  и  духовной  культуры.  Глобальные  проблемы 
человеческой цивилизации. 

Проблема  человека  в  философии.  Предмет  философской 

антропологии.  Человек  и  природа.  Человек  и  общество.  Понятие 
свободы человека. Цели и смысл человеческой жизни. 

Основы  философского  анализа  общества.  Понятие  общества. 

Общество  и  природа.  Общество  и  личность.  Связь  материального 
производства  и  духовной  жизни  человека.  Общественное  бытие  и 
общественное сознание как философские категории.  

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие  7. 

Философские проблемы смысла жизни человека. 

 

 

Самостоятельная работа

 Составить опорные схемы к лекциям,

 

 

 

Притчи, афоризмы, пословицы, поговорки, стихотворения по 
вопросам  лекции.

  

 

Тема 3.2. Философское 
учение об обществе. 

 

Содержание учебного материала 

Социальные  интересы  и  противоречия.  Понятие  социального 
прогресса. 

Социальные 

преобразования 

как 

историческая 

необходимость и закономерность общественного бытия. 
Производительные  силы  и  производственные  отношения  как 
критерий  общественного  прогресса.  Понятие  цивилизации.

 

Общество  и  его  структура.  Особенности  социальной  структуры 

 


background image

 

 

современного  общества.  Философское  понятие  государства. 
Объекты и субъекты политики. 
Социальное  бытие  и  жизненные  блага.  Труд  как  целесообразная 
деятельность  людей.  Роль  интересов  и  потребностей  в  социальном 
бытии  человека.  Проблема  гармонии  и  конфликта  общественных 
интересов. Люди как субъекты социального прогресса. 
Понятие  и  структура  общественного  сознания.  Индивидуальное  и 
общественное сознание. Идеология и общественная психология как 
философские  категории.  Формы  общественного  сознания.  Понятие 
морали.  Ценностные  критерии  моральных  принципов.  Функции 
науки как особой формы общественного сознания.  
Понятие, структура, характер глобальных проблем. Связь гло-
бальных противоречий с социальным и научно-техническим 
прогрессом. Сущность концепции «устойчивого развития мира». 
Решение глобальных проблем современности как необходимое 
условие позитивной перспективы существования человеческой 
цивилизации.  Философия и медицина.  

 

Практическое занятие 8. 

Составить опорные схемы к лекциям,

 

 

 

Глобальные проблемы современного общества и личности в 
нем. 

 

 

Самостоятельная работа 
Подготовка Проекта по выбору студентов. Темы: 

 

«Вечные вопросы философии» 

 

«Философия и медицина» 

 

«Глобальные  проблемы современности» 

 

 

Практическое занятие  9. 
Защита Проекта по выбору студентов.  

 

 


background image

 

 

Темы: 

 

«История философии»  

 

«Вечные вопросы философии» 

 

«Философия и медицина» 

 

«Глобальные  проблемы современности» 

 

ИТОГО 

Из них 

72 

 

 

Лекции 

30 

 

 

Практические занятия 

18 

 

 

Самостоятельная работа 

24 

 

Для характеристики уровня усвоения учебного материала 

используются следующие обозначения: 

 

ознакомительный  (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 
 

репродуктивный  (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 
 

продуктивный  (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач 
 

  


background image

 

 

3 .  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 
3.1. Требования к минимальному материально-техническому 
обеспечению 

Оборудование учебного кабинета «философия»  

1.

 

Доска классная. 

2.

 

Стол и стул для преподавателя. 

3.

 

Столы и стулья для студентов. 

4.

 

Шкафы для хранения учебно-методических материалов. 

Технические средства обучения:  

1.

 

Компьютер 

2.

 

Телевизор 

3.

 

DVD–проигрыватель 

4.

 

Мультимедийная установка 

5.

 

Аудиаппаратура 

3.2. Информационное  обеспечение обучения. 
Основные источники: 

1.

 

Бородкина Н.Н. «Основы философии. Курс лекций», Саратов, 2014. 

2.

 

Вечканов  В.Э.,  Лучков  Н.А.  Философия;  учеб.пособие.  –  М.:  РИОР, 

2015. – 137 с. 

3.

 

Кохановский  В.П.  Основы  философии.  /В.П.Кохановский,  Л.А.Жаров,  

В.П.Яковлев – Ростов-на-Дону, Феникс, 2015, 320 с. 

Дополнительные источники: 

1.

 

Балашов Л.Е. Философия. Учебник, М.: «Дашков и К», 2017. 

2.

 

Балашов Л.Е. Занимательная философия. Учебное пособие, М.: «Дашков и 
К», 2016. 

3.

 

Философия  в  вопросах  и  ответах.  Учебное  пособие,  под  ред. 
А.П.Алексеева, 2015. 

4.

 

Философия  медицины.  /Под  ред.  Ю.Л.Шевченко.  -  М.:    ГЭОТАР-МЕД, 
2015, 408 с. 

 

Интернет-ресурсы: 
 

http://forum.atheism.ru/viewtopic.php?f=8&t=4749&sid=50ae6efe9846281c70840b5775f87984

 

http://filo-lecture.ru/filolecturet15r2part1.html

 

http://skio.ru/quotes/

 

http://discussiya.com/forum/index.php?showtopic=83

 

 

 
 


background image

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 

ДИСЦИПЛИНЫ. 

Контроль и оценка 

результатов освоения дисциплины осуществляется 

преподавателем  в процессе проведения практических занятий, тестирования, а 
также  в процессе выполнения  обучающимися индивидуальных заданий, 
исследований, проектов, эссе, составления Сборника мудрых мыслей. 

Результаты обучения  

(освоенные умения, усвоенные 

знания)

 

Формы и методы  

контроля и оценки  

результатов обучения

 

Освоенные умения: 

- ориентироваться в наиболее 

общих философских проблемах 
бытия, познания, ценностей, свободы 
и смысла жизни как основе 
формирования культуры гражданина 
и будущего специалиста. 

- оценка выполнения заданий по 
сопоставлению основных 
философских категорий и понятий; 
- оценка результатов   тестирования. 

Усвоенные знания: 

-

  основные категории и понятия 

философии; 

- роль философии в жизни 

человека и общества; 

- основы философского учения о 

бытии; 

- сущность процесса познания; 
- основы научной, философской и 

религиозной картин мира; 

- об условиях формирования 

личности, о свободе и 
ответственности за сохранение 
жизни, культуры, окружающей 
среды; 

- о социальных и этических 

проблемах, связанных с развитием 
и использованием достижений 
науки, техники и технологий. 

- оценка точности определений 
философских понятий в форме 
тестирования; 
- оценка индивидуальных устных 
ответов; 
- оценка результатов письменного 
опроса в форме тестирования; 
- оценка результатов  выполнения 
проблемных и логических заданий; 
- оценка точности определения 
различных философских концепций; 
- оценка результатов защиты 
проектов; 
- оценка выполнения заданий  по 
сопоставлению разных философских 
подходов и концепций. 
 

 


background image

 

 

5.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение 1.  

Перечень формируемых (частично) общеобразовательных компетенций.  

Код 

компетенций 

Содержание 

ОК-1 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей 
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК-2 

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые 
методы и способы выполнения профессиональных задач, 
оценивать их выполнение и качество. 

ОК-3 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях 
и нести за них ответственность. 

ОК-4 

Осуществлять поиск и использование информации, необхо-
димой для эффективного выполнения профессиональных 
задач, профессионального и личностного развития. 

ОК-5 

Использовать информационно-коммуникативные технологии в 
профессиональной деятельности. 

ОК-6 

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с 
коллегами, руководством, потребителями. 

ОК-7 

Брать на себя ответственность за работу членов команды 
(подчиненных), за результат выполнения заданий. 

ОК-8 

Самостоятельно определять задачи профессионального и 
личностного развития, заниматься самообразованием, осоз-
нанно планировать и осуществлять повышение квалификации. 

ОК-9 

Ориентироваться в условиях смены технологий в 
профессиональной деятельности. 

ОК-10 

Бережно относиться к историческому наследию и культур-ным 
традициям народа, уважать социальные, культурные и 
религиозные различия. 

ОК-11 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по 
отношению к природе, обществу, человеку. 

ОК-12 

Организовывать рабочее место с соблюдением требований 
охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и 
противопожарной безопасности. 

ОК-13 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической 
культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения 
жизненных и профессиональных целей.