background image

 

 
 
 
 
 
 


background image

 

 

 
 
 
 
 


background image

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 
 
 
 

Пояснительная записка ...................................................................................................................... 4 

 

Общая характеристика учебной дисциплины «Биология» ....................................................... 5 

 

Место учебной дисциплины в учебном плане ........................................................................... 6 

 

Результаты освоения учебной дисциплины................................................................................ 6 

 

Содержание учебной дисциплины .............................................................................................. 7 

 

Тематическое планирование ........................................................................................................... 13 

 

Тематические планы ................................................................................................................... 13 

 

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов ...................................... 14 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 
программы учебной дисциплины «Биология» .............................................................................. 18 

 

Литература ........................................................................................................................................ 19 


background image

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 
 

Программа  общеобразовательной  учебной  дисциплины  «Биология»  предназначена  для 

изучения  биологии  в  профессиональных  образовательных  организациях,  реализующих 

образовательную  программу  среднего  общего  образования  в  пределах  освоения  основной 

профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего 

образования  при  подготовке  квалифицированных  рабочих,  служащих  и  специалистов 

среднего звена. 

 

Программа  разработана  на  основе  требований  ФГОС  среднего  общего  образования, 

предъявляемых  к  структуре,  содержанию  и  результатам  освоения  учебной  дисциплины 

«Биология»,  в  соответствии  с  Рекомендациями  по  организации  получения  среднего  общего 

образования  в  пределах  освоения  образовательных  программ  среднего  профессионального 

образования  на  базе  основного  общего  образования  с  учетом  тре-бований  федеральных 

государственных  образовательных  стандартов  и  получаемой  профессии  или  специальности 

среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в 

сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259). 

 

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих 

целей:

 

 

 

получение  фундаментальных  знаний  о  биологических  системах  (Клетка,  Организм, 

Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой 

природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в 

формировании  современной  естественно-научной  картины  мира;  методах  научного 

познания; 

 

 

овладение  умениями  логически  мыслить,  обосновывать  место  и  роль  биологических 

знаний  в  практической  деятельности  людей,  развитии  современных  технологий; 

определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью 

их  описания  и  выявления  естественных  и  антропогенных  изменений;  находить  и 

анализировать информацию о живых объектах; 

 

 

развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей 

обучающихся  в  процессе  изучения  биологических  явлений;  выдающихся  достижений 

биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей 

развития  современных  научных  взглядов,  идей,  теорий,  концепций,  гипотез  (о 

сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками 

информации; 

 

 

воспитание  убежденности  в  необходимости  познания  живой  природы,  необходимости 

рационального  природопользования,  бережного  отношения  к  природным  ресурсам  и 

окружающей  среде,  собственному  здоровью;  уважения  к  мнению  оппонента  при 

обсуждении биологических проблем; 

 

 

использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни 

для  оценки  последствий  своей  деятельности  (и  деятельности  других  людей)  по 

отношению  к  окружающей  среде,  здоровью  других  людей  и  собственному  здоровью; 

обоснование  и  соблюдение  мер  профилактики  заболеваний,  оказание  первой  помощи 

при травмах, соблюдение правил поведения в природе. 

 

Программа  учебной  дисциплины  «Биология»  является  основой  для  разработки  рабочих 

программ,  в  которых  профессиональные  образовательные  организации,  реализующие 

образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО 

на  базе  основного  общего  образования,  уточняют  содержание  учебного  материала, 

последовательность  его  изучения,  распределение  учебных  часов,  тематику  рефератов 

(докладов),  виды  самостоятельных  работ,  учитывая  специфи-ку  программ  подготовки 

квалифицированных  рабочих,  служащих  и  специалистов  среднего  звена,  осваиваемой 

профессии или специальности. 

 

Программа  может  использоваться  другими  профессиональными  образовательными 

организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в 

пределах  освоения  ОПОП  СПО  на  базе  основного  общего  образования  -  программы 

подготовки  квалифицированных  рабочих,  служащих,  программы  подготовки  специалистов 

среднего звена (ППКРС, ППССЗ). 

 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» 

 

Биология  —  система  наук,  изучающая  все  аспекты  жизни,  на  всех  уровнях  организации 

живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии 


background image

являются  живые  организмы,  их  строение  и  жизнедеятельность,  их  многообразие, 
происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле. 

 

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, 

общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ 

на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой. 

 

Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение 

биологическими знаниями - одним из необходимых условий сохранения жизни на планете. 

 

Основу  содержания  учебной  дисциплины  «Биология»  составляют  следующие  ведущие 

идеи:  отличительные  признаки  живой  природы,  ее  уровневая  организация  и  эволюция.  В 

соответствии  с  ними  выделены  содержательные  линии:  биология  как  наука;  биологические 

закономерности;  методы научного  познания;  клетка;  организм;  популяция;  вид;  экосистемы 
(в том числе биосфера). 

 

Содержание  учебной  дисциплины  направлено  на  подготовку  обучающихся  к  решению 

важнейших  задач,  стоящих  перед  биологической  наукой,  -  по  рациональному 

природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей. 

 

В

 

профессиональных  образовательных  организациях,  реализующих  образовательную 

программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного 

общего  образования,  изучение  учебной  дисциплины  «Биология»  имеет  свои  особенности  в 

зависимости  от  профиля  профессионального  образования,  базируется  на  знаниях 

обучающихся,  полученных  при  изучении  биологии,  химии,  физики,  географии  в  основной 

школе. 

 

При  освоении  профессий  СПО  и  специальностей  СПО  технического  профиля 

профессионального  образования  биология  изучается  на  базовом  уровне  ФГОС  среднего 

общего  образования,  при  освоении  профессий  СПО  и  специальностей  СПО  естественно-

научного  профиля  профессионального  образования  биология  изучается  более  углу-бленно, 

как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или 

специальностей. Это  выражается  в  содержании  обучения,  количестве  часов,  выделяемых  на 

изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и 

характере  практических  занятий,  демонстраций,  видах  внеаудиторной  самостоятельной 

работы студентов и т.п. 

 

При  освоении  специальностей  СПО  гуманитарного  профиля  профессионального 

образования  биология  изучается  в  рамках  учебной  дисциплины  «Естествознание» 

обязательной  предметной  области  «Естественные  науки»  ФГОС  среднего  общего 

образования. 

 

При  отборе  содержания  учебной  дисциплины  «Биология»  использован  культуро-

сообразный  подход,  в  соответствии  с  которым  обучающиеся  должны  усвоить  знания  и 

умения,  необходимые  для  формирования  общей  культуры,  определяющей  адекватное 

поведение  человека  в  окружающей  среде,  востребованные  в  жизни  и  в  практической 

деятельности. 

 

Особое  внимание  уделено  экологическому  образованию  и  воспитанию  обучающихся, 

формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных 

ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования. 

 

Содержание  учебной  дисциплины  предусматривает  формирование  у  обучающихся 

общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых 

компетенций,  включающих  умение  сравнивать  биологические  объекты,  анализировать, 

оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из 

различных источников. 

 

В

 

содержании  учебной  дисциплины  курсивом  выделен  материал,  который  при  изучении 

биологии контролю не подлежит. 

В

 

Изучение  общеобразовательной  учебной  дисциплины  «Биология»  завершается 

подведением  итогов  в  форме  дифференцированного  зачета  или  экзамена  в  рамках 

промежуточной  аттестации  студентов  в  процессе  освоения  ОПОП  СПО  с  получением 

среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)1. 

 
 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 

 

Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной 

предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. 

 

В

 

профессиональных  образовательных  организациях,  реализующих  образовательную 

программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного 

общего  образования,  учебная  дисциплина  «Биология»  изучается  в  общеобразовательном 


background image

цикле  учебного  плана  ОПОП  СПО  на  базе  основного  общего  образования  с  получением 

среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). 

В

 

учебных  планах  ППКРС,  ППССЗ  место  учебной  дисциплины  «Биология»  -  в  составе 

общеобразовательных  учебных  дисциплин  по  выбору,  формируемых  из  обязательных 

предметных  областей  ФГОС  среднего  общего  образования,  для  про-фессий  СПО  или 

специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. 

 
 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение 

студентами следующих 

результатов:

 

 

 

личностных

:

 

−  сформированность  чувства  гордости  и  уважения  к  истории  и  достижениям 

отечественной  биологической  науки;  представления  о  целостной  естественно-

научной картине мира; 

 

−    понимание  взаимосвязи  и  взаимозависимости  естественных  наук,  их  влияния  на 

окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную 

 

и

 

этическую сферы деятельности человека;  

−  способность  использовать  знания  о  современной  естественно-научной  картине 

мира  в  образовательной  и  профессиональной  деятельности;  возможности 

информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; 

−  владение  культурой  мышления,  способность  к  обобщению,  анализу,  восприятию 

информации  в  области  естественных  наук,  постановке  цели  и  выбору  путей  ее 

достижения в профессиональной сфере; 

 

−  способность  руководствоваться  в  своей  деятельности  современными  принципами 

толерантности,  диалога  и  сотрудничества;  готовность  к  взаимодействию  с 

коллегами, работе в коллективе; 

 

−  готовность  использовать  основные  методы  защиты  от  возможных  последствий 

аварий, катастроф, стихийных бедствий; 

−  обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской 

 

и

 

экспериментальной 

деятельности, 

при 

использовании 

лабораторного 

оборудования; 

−  способность  использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической 

деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, 

вирусных  и  других  заболеваний,  стрессов,  вредных  привычек  (курения, 

алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; 

 

−  готовность  к  оказанию  первой  помощи  при  травмах,  простудных  и  других 

заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; 

 

 

метапредметных

:

 

−  осознание  социальной  значимости  своей  профессии/специальности,  обладание 

мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; 

−  способность  организовывать  сотрудничество  единомышленников,  в  том  числе  с 

использованием современных информационно-коммуникационных технологий; 

−  способность  понимать  принципы  устойчивости  и  продуктивности  живой  природы, 

пути  ее  изменения  под  влиянием  антропогенных  факторов,  способность  к 
системному  анализу  глобальных  экологических  проблем,  вопросов  состояния 
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; 

выдающихся  достижений  биологии,  вошедших  в  общечеловеческую  культуру; 
сложных  и  противоречивых  путей  развития  современных  научных  взглядов,  идей, 
теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе 
работы с различными источниками информации; 

 
 

  

 
 

1

 

Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо 

по  желанию  студентов  при  изучении  учебной  дисциплины  «Биология»  как  профильной 
учебной дисциплины. 


background image

 

 

−  умение  обосновывать  место  и  роль  биологических  знаний  в  практической 

деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты 

в  природе;  проводить  наблюдения  за  экосистемами  с  целью  их  описания  и 

выявления  естественных  и  антропогенных  изменений;  находить  и  анализировать 

информацию о живых объектах; 

 

−  способность  применять  биологические  и  экологические  знания  для  анализа 

прикладных проблем хозяйственной деятельности; 

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-

научного эксперимента, использованию информационных тех-нологий для решения 

научных и профессиональных задач; 

 

−  способность  к  оценке  этических  аспектов  некоторых  исследований  в  области 

биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); 

 

предметных

:

 

−  сформированность  представлений  о  роли  и  месте  биологии  в  современной  научной 

картине  мира;  понимание  роли  биологии  в  формировании  кругозора  и 

функциональной грамотности для решения практических задач; 

 

−  владение  основополагающими  понятиями  и  представлениями  о  живой  природе,  ее 

уровневой  организации  и  эволюции;  уверенное  пользование  биологической 

терминологией и символикой; 

 

−  владение  основными  методами  научного  познания,  используемыми  при 

биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, 

проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; 

 

−  сформированность  умений  объяснять  результаты  биологических  экспериментов, 

решать элементарные биологические задачи; 

−  сформированность  собственной  позиции  по  отношению  к  биологической 

информации,  получаемой  из  разных  источников,  глобальным  экологическим 

проблемам и путям их решения. 

 
 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

Введение 

 

Объект  изучения  биологии  -  живая  природа.  Признаки  живых  организмов  и  их 

многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой 

природы.  Общие  закономерности  биологии.  Роль  биологии  в  формировании  современной 

естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии 

при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. 

Демонстрации

 

Биологические  системы  разного  уровня:  клетка,  организм,  популяция,  экосистема, 

биосфера. 

Царства живой природы. 

 

1.

 

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ 

Химическая  организация  клетки. 

Клетка

 

-

 

элементарная  живая  система  и

 

основная 

структурно-функциональная  единица  всех  живых  организмов. 

Краткая

 

история  изучения 

клетки

Химическая  организация  клетки.  Органические  и  неорганические  вещества  клетки  и 
живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. 

Строение и  функции клетки. 

Прокариотические и эукариотические клетки.

 

Вирусы

 

как 

неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) 

Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. 

 

Обмен  веществ  и  превращение  энергии  в  клетке. 

Пластический  и  энергетический

 

обмен. 

 

Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация 

ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. 

 

Жизненный  цикл  клетки. 

Клетки  и  их  разнообразие  в  многоклеточном  организме.

 

Дифференцировка клеток

.

 

Клеточная теория строения организмов. 

Митоз. Цитокинез. 

Демонстрации

 

Строение  и  структура  белка. 

Строение  молекул  ДНК  и  РНК. 

Репликация ДНК. 

 


background image

Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. 

Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений 

и

 

животных. 

Строение вируса. 
Фотографии схем строения хромосом. 

Схема строения гена. 

Митоз. 

Практические занятия

 

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, 

их описание. 

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. 
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. 

 
 

2.

 

ОРГАНИЗМ. 

РАЗМНОЖЕНИЕ 

И 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ 

РАЗВИТИЕ 

ОРГАНИЗМОВ 

 

Размножение  организмов. 

Организм

 

-

 

единое  целое.

 

Многообразие  организмов.

 

Размножение —  важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. 

Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. 

 

Индивидуальное  развитие  организма. 

Эмбриональный  этап  онтогенеза.

 

Основные

 

стадии эмбрионального развития. 

Органогенез

Постэмбриональное развитие

 

Сходство  зародышей  представителей  разных  групп  позвоночных  как  свидетельство  их 

эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. 

 

Индивидуальное  развитие  человека. 

Репродуктивное  здоровье.

 

Последствия  влия-ния 

алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. 

Демонстрации

 

Многообразие организмов. 

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. 
Фотосинтез. 

Деление клетки. 

Митоз. 
Бесполое размножение организмов. 

Образование половых клеток. 

Мейоз. 
Оплодотворение у растений. 

Индивидуальное развитие организма. 

Типы постэмбрионального развития животных. 

Практическое занятия

 

Выявление  и  описание  признаков  сходства  зародышей  человека  и  других  позво-ночных 

как доказательство их эволюционного родства. 

 

3.

 

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ 

Основы  учения  о  наследственности  и  изменчивости. 

Генетика

 

-

 

наука  о 

закономерностях  наследственности  и  изменчивости  организмов.  Г.  Мендель  - 

основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. 

 

Законы  генетики,  установленные  Г.  Менделем.  Моногибридное  и  дигибридное 

скрещивание Хромосомная теория наследственности. 

Взаимодействие генов.

  Генетика  пола. 

Сцепленное  с  полом  наследование

.  Значение  генетики  для  селекции  и  медицины. 

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. 

 

Закономерности  изменчивости. 

Наследственная,

 

или  генотипическая,

 

изменчивость. 

Модификационная,  или  ненаследственная,  изменчивость.  Генетика  человека.  Генетика  и 

медицина.  Материальные  основы  наследственности  и  изменчивости.  Генетика  и 

эволюционная теория. Генетика популяций. 

 

Основы  селекции  растений,  животных  и  микроорганизмов. 

Генетика

 

-

 

теоретическая 

основа  селекции.  Одомашнивание  животных  и  выращивание  культурных  рас-тений  - 

начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения 

культурных  растений.  Основные  методы  селекции:  гибридизация  и  искусственный  отбор. 

Основные  достижения  современной  селекции  культурных  растений,  домашних  животных  и 

микроорганизмов. 

Биотехнология,  ее  достижения  и  перспективы  развития. 

Этические  аспекты

 

некоторых 

достижений в биотехнологии. Клонирование животных 

(

проблемы клонирования человека

)

.

 

 

Демонстрации

 


background image

Моногибридное  и  дигибридное  скрещивание. 

Перекрест хромосом. 

 

Сцепленное 

наследование. 

Мутации. 

 

Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. 
Гибридизация.  Искусственный  отбор. 
Наследственные болезни человека. 
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. 

Практические занятия

 

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение 

генетических задач. 

Анализ фенотипической изменчивости. 

 

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на 

организм. 

 

4.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ 

И 

РАЗВИТИЕ 

ЖИЗНИ 

НА 

ЗЕМЛЕ. 

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ 

 

Происхождение  и  начальные  этапы  развития  жизни  на  Земле. 

Гипотезы 

происхождения  жизни.  Изучение  основных  закономерностей  возникновения,  развития  и 

существования  жизни  на  Земле.  Усложнение  живых  организмов  в  процессе  эволюции. 

Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. 

История  развития  эволюционных  идей. 

Значение  работ  К.Линнея,

 

Ж.Б.Ламарка  в 

развитии  эволюционных  идей  в  биологии.  Эволюционное  учение  Ч.  Дарвина. 
Естественный  отбор.  Роль  эволюционного  учения  в  формировании  современной 
естественно-научной картины мира. 

 

Микроэволюция  и  макроэволюция. 

Концепция  вида,

 

его  критерии.

 

Популяция

 

-

 

структурная  единица  вида  и  эволюции.  Движущие  силы  эволюции.  Синтетическая  теория 

эволюции. 

Микроэволюция. 

Современные 

представления 

о 

видообразовании 

(С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. 

Сохранение  биологического  многообразия  как  основа  устойчивости  биосферы  и 
прогрессивного  ее  развития. 

Причины  вымирания  видов.

 

Основные  направления

 

эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. 

Демонстрации

 

Критерии вида. 
Структура популяции. 

Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. 

Эволюционное древо растительного мира. 

Эволюционное древо животного мира. 

Представители редких и исчезающих видов растений и животных. 

Практические занятия

 

Описание  особей  одного  вида  по  морфологическому  критерию.  Приспособление 

организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной). 

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. 

 

5.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 

Антропогенез. 

Эволюция  приматов.

 

Современные  гипотезы  о  происхождении

 

человека. 

Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. 

 

Человеческие  расы. 

Родство  и  единство  происхождения  человеческих  рас.

 

Критика 

расизма. 

Демонстрации

 

Черты сходства и различия человека и животных. 

Черты сходства человека и приматов. 

Происхождение человека. 
Человеческие расы. 

Практическое занятие

 

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. 

 

6.

 

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ 

Экология  -  наука  о  взаимоотношениях  организмов  между  собой  и  окружающей 

средой. 

Экологические факторы,

 

их значение в жизни организмов.

 

Экологические

 

системы. 


background image

Видовая  и  пространственная  структура  экосистем.  Пищевые  связи,  круговорот  веществ  и 

превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения 

 

в

 

экосистеме:  конкуренция,  симбиоз,  хищничество,  паразитизм. 

Причины  устойчивости  и 

смены  экосистем.  Сукцессии. 

Искусственные  сообщества

 

-

 

агроэкосистемы

 

и 

урбоэкосистемы. 

 

Биосфера  -  глобальная  экосистема. 

Учение  В.И.Вернадского  о  биосфере.

 

Роль

 

живых 

организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элемен-тов (на примере 

углерода, азота и др.) в биосфере. 

 

Биосфера и человек. 

Изменения в биосфере.

 

Последствия деятельности человека 

в

 

окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в 

области своей будущей профессии. 

Глобальные экологические проблемы и

 

пути их решения.

 

 

Экология  как  теоретическая  основа  рационального  природопользования  и  охраны 

природы.  Ноосфера.  Правила  поведения  людей  в  окружающей  природной  среде.  Бережное 

отношение  к  биологическим  объектам  (растениям  и  животным  и  их  сообществам)  и  их 

охрана. 

Демонстрации

 

Экологические факторы и их влияние на организмы. 

 

Межвидовые  отношения:  конкуренция,  симбиоз,  хищничество,  паразитизм. 

Ярусность растительного сообщества. 

 

Пищевые  цепи  и  сети  в  биоценозе. 

Экологические пирамиды. 

Схема экосистемы. 

 

Круговорот  веществ  и  превращение  энергии  в  экосистеме. 

Биосфера. 

Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. 
Схема агроэкосистемы. 

Особо охраняемые природные территории России. 

Практические занятия

 

Описание  антропогенных  изменений  в  естественных  природных  ландшафтах  своей 

местности. 

 

Сравнительное  описание  одной  из  естественных  природных  систем  (например,  леса)  и 

какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). 

 

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме 

и в агроценозе

 

Описание и практическое создание искусственной экосистемы  (пресноводный аквариум). 

Решение экологических задач. 

 

7.

 

БИОНИКА 

Бионика  как  одно  из  направлений  биологии  и  кибернетики. 

Рассмотрение  бионикой 

особенностей  морфо-физиологической  организации  живых  организмов  и  их  использования 

для  создания  совершенных  технических  систем  и  устройств  по  ана-логии  с  живыми 

системами. 

Принципы и примеры использования в хозяйственной

 

деятельности людей морфо-

функциональных черт организации растений и жи-вотных.

 

Демонстрации

 

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. 

Трубчатые структуры в живой природе и технике. 

Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике. 

Экскурсии

 

Многообразие видов.

 

Сезонные 

(

весенние, осенние

)

 изменения в природе.

 

 

Многообразие  сортов  культурных  растений  и  пород  домашних  животных,  методы  их 

выведения 

(

селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка

)

.

 

Естественные и искусственные экосистемы своего района.

 

 

Темы рефератов 

(

докладов

)

, индивидуальных проектов

 

 

Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. 

 

Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. 

 

Драматические страницы в истории развития генетики. 

 

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. 

 

История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. 

 

«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии. 

 

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. 

 

 

Современные  представления  о  зарождении  жизни.  Рассмотрение  и  оценка  различных 

гипотез происхождения 

 


background image

 

Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. 

 

 

Воздействие  человека  на  природу  на  различных  этапах  развития  человеческого 

общества. 

 

Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. 

 

 

Влияние  курения,  употребления  алкоголя  и  наркотиков  родителями  на  эмбриональное 

развитие ребенка. 

 

 

Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и 

избытке. 

 

 

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. 

 

Биоценозы  (экосистемы)  разного  уровня  и  их  соподчиненность  в  глобальной 

экосистеме - биосфере. 

 

 

Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. 

 

Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах. 

 

Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. 

 

 

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. 

 

Роль  правительственных  и  общественных  экологических  организаций  в  современных 

развитых странах. 

 

 

Рациональное  использование  и  охрана  невозобновляемых  природных  ресурсов  (на 

конкретных примерах). 

 

 

Опасность  глобальных  нарушений  в  биосфере.  Озоновые  «дыры»,  кислотные  дожди, 

смоги и их предотвращение. 

 

 

Экологические  кризисы  и  экологические  катастрофы.  Предотвращение  их 

возникновения. 

 
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

 

При  реализации  содержания  общеобразовательной  учебной  дисциплины  «Биология»  в 

пределах  освоения  ОПОП  СПО  на  базе  основного  общего  образования  с  получением 

среднего  общего  образования  (ППКРС,  ППССЗ)  максимальная  учебная  нагрузка 

обучающихся составляет: 

 

 

по профессиям СПО и специальностям СПО технического профиля профессионального 

образования  -  54  часа,  из  них  аудиторная  (обязательная)  учебная  нагрузка 

обучающихся,  включая  практические  занятия,  -  36  часов,  внеаудиторная 

самостоятельная работа студентов -18 часов; 

 

 

по  профессиям  СПО  и  специальностям  СПО  естественно-научного  профиля  про-

фессионального  образования  -  108  часов,  из  них  аудиторная  (обязательная)  учебная 

нагрузка  обучающихся,  включая  практические  занятия,  -  72  часа,  внеаудиторная 

самостоятельная работа студентов - 36 часов. 

 

Тематические планы

 

 

 

 

 

Количество часов

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид учебной работы

 

Профили профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Технический

 

Естественнонаучный

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиторные занятия.

 

Профессии СПО,

 

Профессии СПО,

 

 

 

Содержание обучения

 

специальности СПО

 

специальности СПО

 

 

 

 

 

 

Введение

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

Учение о клетке

 

5

 

10

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Организм. Размножение и индивиду-

 

4

 

8

 

 

альное развитие организмов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

Основы генетики и селекции

 

8

 

16

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

Происхождение и развитие жизни на

 

8

 

16

 

 

Земле. Эволюционное учение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

Происхождение человека

 

3

 

6

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

Основы экологии

 

6

 

12

 

 

 

 

 

 

 


background image

7.

 

Бионика

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

Итого

 

36

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка докладов, рефератов, инди-

 

18

 

36

 

 

видуального проекта с использованием

 

 

 

 

информационных технологий, экскурсии

 

 

 

 

и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета или экзамена

 

 

Всего

 

54

 

108

 

 

 

 

 


background image

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 

 

Содержание обучения

 

 

Характеристика основных видов деятельности

 

 

 

студентов (на уровне учебных действий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Ознакомление с биологическими системами разного

 

 

 

 

уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосисте-

 

 

 

 

мой, биосферой. Определение роли биологии в форми-

 

 

 

 

ровании современной естественно-научной картины

 

 

 

 

мира и практической деятельности людей.

 

 

 

 

Обучение соблюдению правил поведения в природе,

 

 

 

 

бережному отношению к биологическим объектам (рас-

 

 

 

 

тениям и животным и их сообществам) и их охране

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

 

 

 

 

 

 

Химическая организация клетки

 

 

Умение проводить сравнение химической организа-

 

 

 

 

ции живых и неживых объектов.

 

 

 

 

Получение представления о роли органических

 

 

 

 

и неорганических веществ в клетке

 

 

 

 

 

 

Строение и функции клетки

 

 

Изучение строения клеток эукариот, строения и мно-

 

 

 

 

гообразия клеток растений и животных с помощью

 

 

 

 

микропрепаратов.

 

 

 

 

Наблюдение клеток растений и животных под микро-

 

 

 

 

скопом на готовых микропрепаратах, их описание.

 

 

 

 

Приготовление и описание микропрепаратов клеток

 

 

 

 

растений.

 

 

 

 

Сравнение строения клеток растений и животных по

 

 

 

 

готовым микропрепаратам

 

 

 

 

 

 

Обмен веществ и превращение

 

 

Умение строить схемы энергетического обмена и био-

 

 

энергии в клетке

 

 

синтеза белка.

 

 

 

 

Получение представления о пространственной струк-

 

 

 

 

туре белка, молекул ДНК и РНК

 

 

 

 

 

 

Жизненный цикл клетки

 

 

Ознакомление с клеточной теорией строения организ-

 

 

 

 

мов.

 

 

 

 

Умение самостоятельно искать доказательства того,

 

 

 

 

что клетка — элементарная живая система и основная

 

 

 

 

структурно-функциональная единица всех живых ор-

 

 

 

 

ганизмов

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

 

 

 

 

 

 

Размножение организмов

 

 

Овладение знаниями о размножении как о важней-

 

 

 

 

шем свойстве живых организмов.

 

 

 

 

Умение самостоятельно находить отличия митоза от

 

 

 

 

мейоза, определяя эволюционную роль этих видов де-

 

 

 

 

ления клетки

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное развитие

 

 

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на

 

 

организма

 

 

примере развития позвоночных животных.

 

 

 

 

Умение характеризовать стадии постэмбрионального

 

 

 

 

развития на примере человека. Ознакомление с при-

 

 

 

 

чинами нарушений в развитии организмов.

 

 

 

 

Развитие умения правильно формировать доказатель-

 

 

 

 

ную базу эволюционного развития животного мира

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное развитие

 

 

Выявление и описание признаков сходства зародышей

 

 

человека

 

 

человека и других позвоночных как доказательства

 

 

 

 

их эволюционного родства.

 

 

 

 

Получение представления о последствиях влияния ал-

 

 

 

 

коголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения

 

 

 

 

среды на развитие и репродуктивное здоровье человека

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

Продолжение таблицы

 

 

 

Содержание обучения

 

Характеристика основных видов деятельности

 

 

студентов (на уровне учебных действий)

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

 

 

Закономерности изменчивости

 

Ознакомление с наследственной и ненаследственной

 

 

изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции

 

 

живого мира.

 

 

Получение представления о связи генетики и медицины.

 

 

Ознакомление с наследственными болезнями челове-

 

 

ка, их причинами и профилактикой.

 

 

Изучение влияния алкоголизма, наркомании, куре-

 

 

ния на наследственность на видеоматериале.

 

 

Анализ фенотипической изменчивости. Выявление

 

 

мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка

 

 

возможного их влияния на организм

 

 

 

Основы селекции растений,

 

Получение представления о генетике как о теоретиче-

 

животных и микроорганизмов

 

ской основе селекции.

 

 

Развитие метапредметных умений в процессе нахож-

 

 

дения на карте центров многообразия и происхожде-

 

 

ния культурных растений и домашних животных,

 

 

открытых Н.И.Вавиловым.

 

 

Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.

 

 

Умение разбираться в этических аспектах некоторых

 

 

достижений в биотехнологии: клонировании живот-

 

 

ных и проблемах клонирования человека.

 

 

Ознакомление с основными достижениями современ-

 

 

ной селекции культурных растений, домашних жи-

 

 

вотных и микроорганизмов

 

 

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

 

 

Происхождение и начальные

 

Анализ и оценка различных гипотез происхождения

 

этапы развития жизни на Земле

 

жизни.

 

 

Получение представления об усложнении живых ор-

 

 

ганизмов на Земле в процессе эволюции.

 

 

Умение экспериментальным путем выявлять адаптив-

 

 

ные особенности организмов, их относительный харак-

 

 

тер. Ознакомление с некоторыми представителями ред-

 

 

ких и исчезающих видов растений и животных.

 

 

Проведение описания особей одного вида по морфоло-

 

 

гическому критерию при выполнении лабораторной

 

 

работы. Выявление черт приспособленности орга-

 

 

низмов к разным средам обитания (водной, наземно-

 

 

воздушной, почвенной)

 

 

 

История развития

 

Изучение наследия человечества на примере зна-

 

эволюционных идей

 

комства с историей развития эволюционных идей

 

 

К.Линнея, Ж.Б.Ламарка Ч.Дарвина. Оценивание

 

 

роли эволюционного учения в формировании совре-

 

 

менной естественно-научной картины мира.

 

 

Развитие способности ясно и точно излагать свои

 

 

мысли, логически обосновывать свою точку зрения,

 

 

воспринимать и анализировать мнения собеседников,

 

 

признавая право другого человека на иное мнение

 

 

 

Микроэволюция

 

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями,

 

и макроэволюция

 

подбор примеров того, что популяция — структурная

 

 

единица вида и эволюции.

 

 

Ознакомление с движущимися силами эволюции

 

 

и ее доказательствами.

 

 

Усвоение того, что основными направлениями эволю-

 

 

ционного прогресса являются биологический прогресс

 

 

и биологический регресс.

 

 

 

 

 


background image

Продолжение таблицы

 

  

Содержание обучения

 

Характеристика основных видов деятельности

 

 

студентов (на уровне учебных действий)

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение отстаивать мнение, о сохранении биологиче-

 

 

 

ского многообразия как основе устойчивости биосфе-

 

 

 

ры и прогрессивного ее развития. Умение выявлять

 

 

 

причины вымирания видов

 

 

 

 

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Антропогенез

 

 

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении

 

 

 

человека.

 

 

 

Развитие умения строить доказательную базу по срав-

 

 

 

нительной характеристике человека и приматов,

 

 

 

доказывая их родство.

 

 

 

Выявление этапов эволюции человека

 

 

 

 

Человеческие расы

 

 

Умение доказывать равенство человеческих рас на

 

 

 

основании их родства и единства происхождения.

 

 

 

Развитие толерантности, критика расизма во всех его

 

 

 

проявлениях

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

 

 

 

 

Экология — наука о взаимоотно-

 

 

Изучение экологических факторов и их влияния на

 

шениях организмов между собой

  

организмы.

 

и окружающей средой

 

 

Знакомство с экологическими системами, их видовой

 

 

 

и пространственной структурами. Умение объяснять

 

 

 

причины устойчивости и смены экосистем.

 

 

 

Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями

 

 

 

в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищниче-

 

 

 

ством, паразитизмом.

 

 

 

Умение строить ярусность растительного сообщества,

 

 

 

пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологиче-

 

 

 

ские пирамиды.

 

 

 

Знание отличительных признаков искусственных со-

 

 

 

обществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

 

 

 

Описание антропогенных изменений в естественных

 

 

 

природных ландшафтах своей местности.

 

 

 

Сравнительное описание одной из естественных при-

 

 

 

родных систем (например, леса) и какой-нибудь агро­

 

 

 

экосистемы (например, пшеничного поля).

 

 

 

Составление схем передачи веществ и энергии по це-

 

 

 

пям питания в природной экосистеме и агроценозе

 

 

 

 

Биосфера — глобальная

 

 

Ознакомление с учением В.И.Вернадского о биосфере

 

экосистема

 

 

как о глобальной экосистеме.

 

 

 

Наличие представления о схеме экосистемы на при-

 

 

 

мере биосферы, круговороте веществ и превращении

 

 

 

энергии в биосфере.

 

 

 

Умение доказывать роль живых организмов в биосфе-

 

 

 

ре на конкретных примерах

 

 

 

 

Биосфера и человек

 

 

Нахождение связи изменения в биосфере с послед-

 

 

 

ствиями деятельности человека в окружающей среде.

 

 

 

Умение определять воздействие производственной

 

 

 

деятельности на окружающую среду в области своей

 

 

 

будущей профессии.

 

 

 

Ознакомление с глобальными экологическими проб­

 

 

 

лемами и умение определять пути их решения.

 

 

 

Описание и практическое создание искусственной

 

 

 

экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко-

 

 

 

логических задач.

 

 

 

Демонстрирование умения постановки целей деятель-

 

 

 

ности, планирования собственной деятельности для

 

 

 

достижения поставленных целей, предвидения воз-

 

 

 

 

 

 


background image

Окончание таблицы

 

  

Содержание обучения

 

Характеристика основных видов деятельности

 

 

студентов (на уровне учебных действий)

 

 

 

 

 

 

 

 

можных результатов этих действий, организации

 

 

 

самоконтроля и оценки полученных результатов.

 

 

 

Обучение соблюдению правил поведения в природе,

 

 

 

бережному отношению к биологическим объектам

 

 

 

(растениям, животным и их сообществам) и их охране

 

 

 

 

 

 

БИОНИКА

 

 

 

 

Бионика как одно из направле-

ний биологии и кибернетики

 

 

 

Ознакомление с примерами использования

 

 

в хозяйственной деятельности людей морфо-

функциональных черт организации растений и жи-
вотных при создании совершенных технических си-
стем и устройств по аналогии с живыми системами. 
Знакомство с трубчатыми структурами в живой при-
роде и технике, аэродинамическими и гидродинами-
ческими устройствами в живой природе и технике. 
Умение строить модели складчатой структуры, ис-
пользуемые в строительстве 

 


background image

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» 

 

Освоение  программы  учебной  дисциплины  «Биология»  предполагает  наличие  в 

профессиональной  образовательной  организации,  реализующей  образовательную 
программу  среднего  общего  образования  в  пределах  освоения  ОПОП  СПО  на  базе 

основного  общего  образования,  учебного  кабинета,  в  котором  имеется  возможность 

обеспечить свободный доступ в сеть Интернет во время учебного занятия и в период 

внеучебной деятельности обучающихся. 

 

Помещение 

кабинета 

должно 

удовлетворять 

требованиям 

Санитарно-

эпидемио­логических  правил  и  нормативов  (СанПиН  2.4.2  №  178-02)  и  быть 

оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе 
специализи-рованной  учебной  мебелью  и  средствами  обучения,  достаточными  для 

выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1. 

 

В

 

кабинете  должно  быть  мультимедийное  оборудование,  посредством  которого 

участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию 

по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. 

 

В

 

состав учебно-методического и материально-технического обеспечения 

программы учебной дисциплины «Биология» входят: 

 

многофункциональный комплекс преподавателя; 

 

 

наглядные  пособия  (комплекты  учебных  таблиц,  плакатов,  портретов 

выдающихся  ученых,  динамические  пособия,  иллюстрирующие  биологические 

процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.); 

 

 

информационно-коммуникативные средства; 

 

экранно-звуковые пособия; 

 

 

комплект  технической  документации,  в  том  числе  паспорта  на  средства 

обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; 

 

библиотечный фонд. 

В

 

библиотечный  фонд  входят  учебники,  учебно-методические  комплекты  (УМК), 

обеспечивающие  освоение  учебной  дисциплины  «Биология»,  рекомендованные  или 
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, 

реализующих  образовательную  программу  среднего  общего  образования  в  пределах 

освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. 

 

Библиотечный  фонд  может  быть  дополнен  энциклопедиями,  справочниками, 

словарями,  научной  и  научно-популярной  литературой  и  другой  литературой  по 

разным вопросам биологии. 

 

В

 

процессе  освоения  программы  учебной  дисциплины  «Биология»  студенты 

должны  иметь  возможность  доступа  к  электронным  учебным  материалам  по 
биологии,  имеющимся  в  свободном  доступе  в  системе  Интернет  (электронным 

книгам, прак-тикумам, тестам и др.). 

 

 

 

 

 

 

 
 

1

 

Письмо Министерства науки и образования РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об 

оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным 
оборудованием». 


background image

                              ЛИТЕРАТУРА 

 

Для студентов 

 

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М

.,

 Кузнецова Л.Н

.

  и др. 

Биология (базовый уровень). 10 

класс. -

 

М., 2014. 

 

Ионцева А.Ю

. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. -М., 2014.

 

Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. 

Биология с основами экологии: 

учебник для студ. учреждений высш. образования. - М., 2014. 

 

Мамонтов  С.Г.,  Захаров  В.Б.,  Козлова  Т.А. 

Биология:  учебник  для  студ. 

учреждений

 

высш. образования (бакалавриат). - М., 2014. 

Никитинская Т.В

. Биология: карманный справочник. - М., 2015. 

 

Сивоглазов  В.И.,  Агафонова  И.Б.,  Захарова  Е.Т. 

Биология.  Общая  биология: 

базовый

 

уровень, 10-11 класс. - М., 2014. 

 

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. 

Биология (базовый уровень). 10-

 

11 класс. - М., 2014. 

 

Для преподавателей 

 

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской 

Федерации». Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении 
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) 

общего образования». 

 

Приказ  Минобрнауки  России  от  29.12.2014  №  1645  «О  внесении  изменений  в 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 
413  “Об  утверж-дении федерального  государственного  образовательного  стандарта 
среднего (полного) общего образования”». 

 

Письмо  Департамента  государственной  политики  в  сфере  подготовки  рабочих 

кадров  и  ДПО  Минобрнауки  России  от  17.03.2015  №  06-259  «Рекомендации  по 
организации  получе-ния  среднего  общего  образования  в  пределах  освоения 
образовательных  программ  среднего  профессионального  образования  на  базе 
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных 
образовательных  стандартов  и  получаемой  профессии  или  специальности  среднего 
профессионального образования». 

Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. - М., 2010. 
Биология:  руководство к практическим занятиям /  под ред. В.В.Маркиной.  -  М., 
2010. 

Дарвин Ч

. Сочинения. - Т. 3. - М., 1939. 

Дарвин Ч. 

Происхождение видов. - М., 2006. 

 

Кобылянский В.А

. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. - 

М.,

 

2010. 

Орлова Э.А

. История антропологических учений: учебник для вузов. - М., 2010. 

Пехов А.П

. Биология, генетика и паразитология. - М., 2010. 

Чебышев Н.В., Гринева Г.Г

. Биология. — М., 2010. 

 
Интернет-ресурсы 

 

www.

 

sbio.info  (Вся  биология.  Современная  биология,  статьи,  новости, 

библиотека). 

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета 
по биологии). 
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). 

 

www.

 

vspu.ac.  ru/deold/bio/bio.  htm  (Телекоммуникационные  викторины  по 

биологии - экологии на сервере Воронежского университета). 

 


background image

www.biology.ru  (Биология  в  Открытом  колледже.  Сайт  содержит  электронный 

учебник по биологии, On-line тесты). 

 

www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). 

 

www.nrc.edu.ru  (Биологическая  картина  мира.  Раздел  компьютерного  учебника, 

разрабо-танного в Московском государственном открытом университете). 

 

www.  nature.  ok.  ru  (Редкие  и  исчезающие  животные  России  -  проект 

Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова). 

 

www.kozlenkoa.narod.ru  (Для  тех,  кто  учится  сам  и  учит  других;  очно  и 

дистанционно, биологии, химии, другим предметам). 

 

www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах). 

 

www.

 

bril2002.narod.ru  (Биология  для  школьников.  Краткая,  компактная,  но 

достаточно  подробная  информация  по  разделам:  «Общая  биология»,  «Ботаника», 
«Зоология», «Человек»).