background image

 

 


background image

 

I.

 

Общие положения 

1.1.

 

Кодекс профессиональной этики педагогических работников (далее Кодекс) ГАОУ  

СПО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой» разработан на основании: 

-  Конституции Российской Федерации,  

-  Федерального  закона  Российской  Федерации  от  29  декабря  2012г.  №  273-ФЗ  "Об 

образовании в Российской Федерации",  

-  Федерального  закона  Российской  Федерации  от  25  декабря  2008г.  №  273-ФЗ  "О 

противодействии коррупции",  

- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. № 597 "О мероприятиях 

по реализации государственной социальной политики»,   

-  Письма  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  6  февраля  2014 г.  N 09-148  "О 

направлении  материалов"  с  рекомендациями  по  организации  мероприятий, 

направленных  на  разработку,  принятие  и  применение  Кодекса  профессиональной 

этики педагогическим сообществом,  

- «Этического кодекса участников образовательного процесса Саратовской области», 

разработанного  Министерством  образования  Саратовской  области  и  иных 

нормативных правовых актов Российской Федерации. 

1.2.  Кодекс 

– 

это  свод  морально-нравственных  норм  поведения  и  общения  (норм  этики) 

участников  образовательного  процесса  внутри  образовательной  организации  и  во 

внешнем мире. 

1.3. Участники образовательного процесса:

 

- обучающиеся,

 

- педагогические работники,

 

- администрация колледжа,

 

- родители (законные представители) обучающихся.

 

1.4.  Кодекс  определяет  совокупность  этических  требований,  вытекающих  из  принципов 

педагогической  морали,  ключевыми  нормами  которой  являются  профессиональный 

педагогический  долг,  педагогическая  справедливость,  педагогическая  честь  и 

педагогический авторитет.  

1.5. В своей деятельности педагог руководствуется принципами гуманности, законности, 

взаимоуважения, демократичности, справедливости, профессионализма.  


background image

 

1.6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах 

морали,  уважительном  отношении  к  педагогической  деятельности  в  общественном 

сознании. 

1.7.  Знание  и  соблюдение  норм  Кодекса  является  нравственным  долгом  каждого 

педагогического  работника  колледжа  и  обязательным  критерием  оценки  качества  его 

профессиональной  деятельности  независимо  от  занимаемой  должности,  наличия  наград, 

стажа педагогической работы. 

1.8.  Кодекс  действует  для  всех  педагогических  работников  колледжа,  разделяющих 

принципы ее деятельности. 

1.9. Цели Кодекса: 

- повышение уровня культуры взаимоотношений участников образовательного процесса;

 

-  формирование  положительного  микроклимата  в  педагогическом  и  студенческом 

коллективах;

 

- содействие выполнению миссии и достижению  целей колледжа;

 

- формирование и защита положительной репутации (имиджа) колледжа;

 

-  выработка  стремления  участников  образовательного  процесса  к  высокому  уровню 

культуры взаимоотношений в повседневной деятельности.

 

1.10. Задачи Кодекса:  

- определение этических принципов поведения участников образовательного процесса;

 

-  установление  основ  регламентации  поведения  участников  образовательного  процесса  в 

сложных (или нестандартных) этических ситуациях;

 

-  обеспечение  осознания  участниками  образовательного  процесса  их  персональной 

ответственности за исполнение своих обязанностей;

 

- обеспечение осознания участниками образовательного процесса их персональной роли в 

реализации функций колледжа. 

 

II. Основные принципы профессиональной этики педагогических 

работников

 

2.1.

 

 Определение  этических  принципов  поведения  участников  образовательного 

процесса;

 


background image

 

2.2.

 

 У

становление  основ  регламентации  поведения  участников  образовательного 

процесса в сложных (или нестандартных) этических ситуациях;

 

2.3.

 

 Обеспечение осознания  участниками образовательного процесса их персональной 

ответственности за исполнение своих обязанностей;

 

2.4.

 

Обеспечение  осознания  участниками  образовательного  процесса  их  персональной 

роли в реализации функций образовательной организации.

 

 

III.

 

Этические правила профессионального поведения 

педагогического работника 

3.1.

 

Педагогический  работник  должен  строить  отношения  с  участниками 

образовательного процесса на основе взаимного уважения и доброжелательности. 

3.2.

 

Педагогический  работник  должен  уважать  честь  и достоинство  обучающегося,  не 

может  ни  санкционировать,  ни  оставить  без  внимания  любые  формы  проявления 

жестокости или унижения по отношению к воспитанникам.  

3.3.

 

Грубое  и  негуманное  отношение  к  обучающимся,  унижение  его  человеческого 

достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение к кому-либо из 

обучающихся предпочтения или неприязни со стороны педагога недопустимы.  

3.4.

 

Педагогический  работник  должен  стремится  к  повышению  положительной 

мотивации  к  обучению  и  освоению  профессии  у  обучающихся,  к  укреплению  в  них 

веры в собственные силы и способности.  

3.5.

 

Педагогический  работник  в  своей  профессиональной  деятельности  выбирает 

методы,  развивающие  познавательный  интерес  обучающихся,  ответственность, 

самостоятельность, желание сотрудничать и помогать другим.  

3.6.

 

Педагогический  работник  оказывает  профессиональную  помощь  и  поддержку 

коллегам в случае обращения к нему.  

3.7.

 

Педагогический  работник  обязан  хранить  в  тайне  информацию  об  обучающихся, 

доверенную  ему  участниками  образовательного  процесса,  в  том  числе  высказанное 

мнение  о  родителях  (законных  представителях),  педагогах,  за  исключением  случаев, 

предусмотренных законодательством.  

3.8.

 

Педагогический работник должен воздерживаться от поведения, которое могло бы 

вызвать сомнение в добросовестном исполнении работником трудовых обязанностей, а 


background image

 

также  избегать  конфликтных  ситуаций,  способных  нанести  ущерб  его  репутации  или 

авторитету Колледжа. 

3.9.

 

 Педагогический  работник  должен  уметь  провести  беспристрастный  самоанализ 

своей педагогической деятельности при осуществлении образовательного процесса.  

3.10.

 

Во  взаимоотношениях  с  коллегами  педагогический  работник  обязан  быть 

честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, а 

также  быть  готовым  бескорыстно  передавать  свой  опыт  и  знания,  обладать 

коммуникативной культурой.  

3.11.

 

Педагогический  работник  высказывает  критику  в  адрес  коллег 

аргументировано,  конструктивно,  без  использования  оскорбительных  слов.  Критике 

подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. 

3.12.

 

Педагогический  работник  не  имеет  права  допускать  обсуждение  действий, 

негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии обучающихся и 

их родителей (законных представителей).  

3.13.

 

Педагогический  работник  не  вправе  препятствовать  родителю  (законному 

представителю)  в  выборе  формы  получения  образования,  образовательного 

учреждения;  в  защите  законных  прав  и  интересов  обучающегося  и  участии  в 

управлении образовательным учреждением.  

3.14.

 

Педагогический  работник  занимает  активную  жизненную  позицию, 

обладает высоким уровнем гражданской культуры.  

3.15.

 

Педагогический  работник  обязан  способствовать  реализации  права  на 

получение образования любого подростка вне зависимости от пола, возраста, расовой и 

национальной  принадлежности,  его  социального  статуса,  религиозных  убеждений, 

материального  положения,  исключающей  какую-либо  дискриминацию.  Педагог 

должен  проявлять  терпимость  и  уважение  к  обычаям  и  традициям  народов  России  и 

других государств, учитывать культурные и иные особенности различных  этнических, 

социальных 

групп 

и 

конфессий, 

способствовать 

межнациональному 

и 

межконфессиональному согласию обучающихся.  

3.16.

 

Признавая,  что  главным  условием  педагогической  деятельности  является 

профессиональная  компетентность  педагога,  его  специальные  знания  и  искусство  в 

деле воспитания и обучения, педагогический работник стремится к углублению своих 

знаний, саморазвитию и самосовершенствованию.  


background image

 

3.17.

 

Профессиональная компетентность наряду с гуманистической нравственной 

позицией, предполагающей высокую требовательность к себе, способность признавать 

и исправлять собственные ошибки, дает педагогу право на самостоятельное принятие 

педагогических решений, за которые он несет личную ответственность.  

3.18.

 

Педагогический  работник  своим  поведением  стремится  подавать 

положительный пример всем участникам образовательного процесса.  

3.19.

 

Педагогический  работник  соблюдает  правила  русского  языка,  культуру 

устной  и  письменной  речи,  не  использует  сам  и  не  допускает  использования  в 

присутствии  всех  участников  образовательного  процесса  ругательств,  вульгаризмов, 

грубых или оскорбительных фраз.  

3.20.

 

Педагогический работник в своей профессиональной деятельности следит за 

своим внешним видом, который вызывает уважение окружающих.  

3.21.

 

Педагогический 

работник 

избегает 

ситуаций, 

способствующих 

возникновению конфликта интересов. 

3.22.

 

При  выполнении  трудовых  обязанностей  педагогический  работник  не 

допускает: 

 

Любого вида высказываний и действия дискриминационного характера по 

признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, 

имущественного  или  семейного  положения,  политических  или  религиозных 

предпочтений; 

 

Грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых 

замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; 

 

Угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих 

нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. 

 

IV.

 

Требования к внешнему виду педагогического 

работника 

4.1.

 

 Приходя  на занятие,  педагогический  работник  должен  быть  в  аккуратной 

одежде.

 

4.2.

 

Одежда не должна быть яркой и вызывающей.

 

4.3.

 

Плечи, по возможности, должны быть закрыты.

 

4.4.

 

Одежда  должна  быть  удобной,  не  противоречить  общепринятым  нормам 

приличия.

 


background image

 

4.5.

 

Приемлем деловой костюм, который подчеркивает официальность статуса 

педагогического работника.

 

4.6.

 

 К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.

 

4.7.

 

Женщина может надеть классическое платье или костюм.

 

4.8.

 

Предпочтительными  цветами  для  одежды  являются  черный,  коричневый, 

серый,  темно-синий,  темно-бордовый,  бежевый.  Рубашки  и  блузки  могут  быть 

пастельных тонов.

 

4.9.

 

Не допускается ношение одежды,  указывающей на принадлежность к той 

или  иной  национальности  и  религии,  кроме  официальных  и  культурно-массовых 

мероприятий.

 

4.10.

 

Обувь предпочтительней закрытая. Для женщины – на невысоком каблуке.

 

4.11.

 

Украшений  должно  быть  минимальное  количество,  они  не  должны  быть 

яркими и броскими.

 

4.12.

 

Прическа,  макияж  и  маникюр  должны  производить  впечатление 

аккуратного и ухоженного человека. Макияж и маникюр – нейтральных тонов.

 

4.13.

 

Недопустимо наличие у педагогического работника татуировок и пирсинга 

на открытых участках тела.

 

4.14.

 

Парфюмерия 

не 

должна 

обладать 

слишком 

резким 

запахом, 

предпочтительны легкие запахи.

 

4.15.

 

Выражение 

лица 

педагогического 

работника, 

его 

мимика, 

жестикулирование должны быть доброжелательными и располагающими к себе.

 

 

V.

 

Конфликт интересов педагогического работника

 

5.1.  Конфликт  интересов  педагогического  работника  –  это  ситуация,  при  которой  у 

педагогического  работника  при  осуществлении  им  профессиональной  деятельности 

возникает  личная  заинтересованность  в  получении  материальной  выгоды  или  иного 

преимущества,  и  которая  влияет  или  может  повлиять  на  надлежащее  исполнение 

педагогическим 

работником 

профессиональных 

обязанностей 

вследствие 

противоречия  между  его  личной  заинтересованностью  и  интересами  обучающегося, 

родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. 

5.2.  Педагогический  работник  должен  избегать  ситуаций,  при  которых  у  них 

возникает конфликт интересов. 

5.3. В  случае возникновения конфликта интересов педагогический работник должен 

информировать об этом своего непосредственного руководителя. 


background image

 

5.4. Ситуацией, приводящей к конфликту интересов, может быть ситуация получения 

педагогическим  работником  подарков  в  связи  с  исполнением  им  своих  трудовых 

обязанностей. 

5.5. Педагогическим работникам не разрешается принимать от третьих лиц подарки: 

-  за  совершение  каких-либо  действий  (бездействия),  связанных  с  выполнением 

трудовых функций; 

-  стоимостью свыше 3000 рублей; 

-  в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка. 

5.6.  Использование  педагогическим  работникам  ресурсов  и  имущества  колледжа  в 

личных целях может привести к конфликту интересов. 

5.7. Педагогический работник использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы и 

имущество колледжа бережно, максимально эффективно и исключительно в рабочих 

целях. 

 

VI.

 

Ответственность за нарушение положений Кодекса 

6.1.

 

Педагогический  работник  несет  ответственность  за  качество  и  результаты 

учебной и воспитательной работы.

 

6.2.

 

Педагогический  работник  несет  ответственность  за  физическую, 

интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту обучающихся.

 

6.3.

 

Педагогический  работник  несет  ответственность  за  возложенные  на  него 

должностные обязанности и доверенные ресурсы.

 

6.4.

 

Соблюдение  работником  положений  Кодекса  –  это  один  из  критериев  его 

профессионального поведения.

 

6.5.

 

Директор  колледжа  самостоятельно,  по  предложению  Комиссии  по 

урегулированию  споров  участников  образовательных  отношений или  по  инициативе 

уполномоченных  органов  власти  (должностных  лиц)  принимает  решение  о 

применении мер правового воздействия в отношении работника, нарушившего нормы 

настоящего Кодекса.

 

6.6.

 

Факты  нарушения  работником  правил  и  принципов  этики  и  норм 

профессионального 

поведения, 

предусмотренных 

настоящим 

Кодексом, 

рассматриваются  на  заседаниях  Комиссии  по  урегулированию  споров  участников 


background image

 

образовательных  отношений,  а  также  учитываются  при  проведении  аттестации 

работника на соответствие занимаемой должности.

 

6.7.

 

При  наличии  в  действиях  (бездействии)  признаков  аморального  проступка 

педагогический работник может быть подвергнут мерам дисциплинарного взыскания 

в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

 

6.8.

 

Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться 

при  проведении  аттестации  педагогических  работников  на  соответствие  занимаемой 

должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, 

выполняющим  воспитательные  функции,  аморального  проступка,  несовместимого  с 

продолжением  данной  работы,  а  также  при  поощрении  работников,  добросовестно 

исполняющих трудовые обязанности.